Меню

Фигура какая прилагательные слова



ФИГУРА

ФИГУРА. 1. Телосложение. О форме, величине, силе и т. д. Аккуратная, атлетическая, безукоризненная, бестелесная, богатырская, большая, воздушная, восковая, высокая, гибкая, грациозная, громадная, грузная, деревенская, длинная, долговязая, дородная, живая, изможденная, изогнутая, изящная, квадратная, колоссальная, коренастая, костистая, крепкая, крупная, ладная (разг.), легкая, ловкая, массивная, могучая, мощная, мускулистая, небольшая, невысокая, нескладная, неуклюжая, осанистая, плечистая, плотная, подбористая, подвижная, поджарая, подобранная, подтянутая, полная, полнотелая, приземистая, прозрачная, прямая, пухлая, пышная, рослая, рыхлая, сгорбленная, сильная, складная, собранная, согбенная, согнутая, солидная, спортивная, старческая, статная, стройная, сутулая, сухая, сухопарая, сухощавая, толстая, тонкая, точеная, тощая, тучная, угловатая, узкоплечая, упитанная, хрупкая, худая, худощавая, широкая, широкогрудая, ширококостная, широкоплечая, щуплая. О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке фигуры. Аляповатая, благодушная, божественная, бравая, важная, величавая, величественная, ветхозаветная, видная, внушительная, военная, грозная, грустная, жалкая, живописная, забавная, замечательная, импозантная, комичная, красивая, курьезная, мрачная, мужественная, надутая, напыщенная, невзрачная, нелепая, оригинальная, отвратительная, отличная, патриархальная, печальная, потертая, представительная, прекрасная, смешная, спокойная, странная, угрюмая, умеренная, уморительная, унылая, хорошая, чиновническая. Допотопная, крючковатая, медвежатная, медвежья, мягкая, обтерханная, подхалюзная, прямолинейная, сытая. 2. Человек, личность; художественный образ. Об оценке нравственных, умственных качеств человека; о его положении в обществе, в определенном профессиональном кругу; о характеристике художественного образа. Блистательная, важная, ведущая, великая, великолепная, величественная, видная, влиятельная, волнующая, второстепенная, выдающаяся, высокопоставленная, главная, гнусная, гротесковая, декоративная, дюжинная, жалкая, жанровая, желчная, живописная, загадочная, заметная, замечательная, занимательная, заурядная, злая, зловещая, знаменитая, знатная, значительная, известная, импозантная, интересная, историческая, картинная, колоритная, колоссальная, комическая, красочная, крупная, маленькая, маститая, мелкая, недюжинная, незаурядная, нелепая, неприметная, несчастная, образная, оригинальная, основная, отрицательная, первая, положительная, простая, противная, решающая, романтическая, руководящая, своеобразная, серая, серьезная, сильная, скромная, сочная, страшная, суровая, типическая, типичная, трагическая, трогательная, ужасная, фантастическая, характерная, цельная, центральная, честная, эпохальная, яркая. Безалаберная, взбалмошная, добрая, зоологическая, недобрая, неукладистая, уютная, шероховатая, шумная.

Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »

Смотреть что такое ФИГУРА в других словарях:

ФИГУРА

ФИГУРА ы, ж. figure f., нем. Figure <, лат. figura внешний вид, образ. 1. устар. Форма, очертание чего-л. БАС-1. А как те палаты сделаны и то дисение покажем в тетрате той о всяких фигурах. АК 1 124. Фигуры. Начертания. Кантемир Соч. 2 421. Какою же фигурою оную рощу прорубать и план и фасада армитажу как быть .. — оное все требовать о Юрья Ивановича. 1751. Станюкович Мат. 15. Рыло у ея <белуги> конической фигуры. 1778. Паллас Путеш. 3 (1) 115. В сем случае ноги мои нанесли удар моему сердцу, и несчастие учинилось от неожиданной фигуры пряжек. Покровский Щеголи Прил. 67. Город Нью-Йорк мне показался лучше прежнего, ибо вместо закрытых оконьев и опустелых домов все места были полны народом и представляли веселую фигуру в сравнении с прошлогоднешнею. 1796. Ю. Ф. Лисянский Дн. // Взгляд 47. Портупей-прапорщики .. носят портупеи гораздо длиннее обыкновенных; гренадерских же полков нижние чины имеют шапки, у коих медныя бляхи верху чрез меру сжаты, чрез что теряют круглую фигуру. 1804. ПСЗ 28 2000. Площадь, имевшая квадратную фигуру, была совершенно пуста. Гоголь Тарас Бульба. Круглой, плоской, широкой своей фигурой лещ отличается от всех других рыб. С. Аксаков Зап. об ужении рыбы. Само собой разумеется, что правильность полета пули тесно соединена с ее фигурою и внутреннею массою свинца, или плотности пули. Черкасов Зап. охотника 31. Панагия на нем <архиерее> висела не очень блестящая, кругленькой фигуры, величиной с медный пятак.Добрынин Зап. 15. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. Даль.- Видимость, проформа. Также <хан> весьма фуриоз, что ни пущий секрет содержать не умеет .. все хана, а больше для фигуры токмо, и слушаются. 4. 3. 1723. Ф. Беневени Реляция. // Посланник 79. [Молодкова:] А н лакей, валет пиковый, глуп. Раз комплиман мне отпустил такой, Чт я хотела в обморок упасть. Уж и фигуру сделала, чтоб падать; Да кресел не было и кавалеров, Я побоялась на пол повалиться. Кукольник Костров. // К. 1852 3 337. 2. Форма, рисунок, узор, образуемые расположенными определенным образом предметами. БАС-1. Форма и деление щита. В щите ( écu ) должно различать 1) его поле ( champs) , 2) краски (les emaux ) и 3) изображения (les figures). 1855. Лакиер 29. Снежинки явственно складывались в разные фигуры: то выглянет из потемок белая смеющаяся рожа мертвеца, то проскачет белый конь. Чехов Воры. 3. Форма, очертания человеческого тела; тело, корпус человека; телосложение. БАС-1. Бал. Собрание, в котором молодые люди в танцах выставляют свою фигуру, а старики за картами прячут. Княжнин. // Николина 2000. Сняли с них <пашей> мерку в 1791 году, и когда они 1792-м получили оныя платья, то уже вышли из меры и в первый день имели дурную фигуру. АВ 25 456. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою. Гоголь Шинель. Сертук в роде пальто, заменил фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности. Самая фигура Гоголя в сертуке сделалась благообразнее. С. Т. Аксаков История моего знакомства с Гоголем. // Виноградов 1994 807. < Пьяные рыбаки поют> У т-тебя в окошке св-ет, Ат ево покою не-еэт, В том окне, как на экране, твой знако-омай си-и-илуе-э-эт .. — Это че, силует-то? — Хвигура! — А-а. В. Астафьев Царь-рыба 122. || О человеке какого-л. вида, какой-л. внешности. Фигура кого. БАС-1. — Constantin, продолжала она, обращаясь ко второму, младшему племяннику, ея любимцу.. — Ils ont tous des figures d’enterrement < У них всех похоронный вид>. Этот Евгений, — она дотронулась до его плеча,- почему такой торжественный вид. Brisez donc la glace! Надо просто смотреть на вещи. Сабанеева 127. В дверях показывается заспанная фигура барыни, нечесаной, немытой, в засаленной блузе. Салт. Пошехон. старина. Он у нас, как толстые кучера у купечество, на фегуре <так> выезжает. Б. Маркевич Четверть века назад. // РВ 1878 4 833. — Талант этот, — пояснил тихо улыбнувшись рассказчик, — это моя печальная фигура. наводящая уныние на фронт. Лесков Белый орел. // 11-7 9. Так мне станет жалко шкуры, Не испортил б враг фигуры, И фигуру и лицо, Обручальное кольцо. Федорченко Народ на войне 32. || Стройное, красивое телосложение. БАС-1. А в сущности для чего нужно тянуться в корсет, бояться потолстеть, беречь фигуру. Шапир Авдотьины дочки. // Только час 40. — В киностудию ее не возьмут. Для экрана в первую очередь нужна фигура, фотогеничность. Авдеев На экскурсии. 4. устар. Лицо. Я не думаю, чтоб могла в натуре быть гнуснее фигуры моего <доктора>. 1789. Васильчиков Сем. Разум. 1 410. Некая баба прегнусной фигуры спрашивала мужа: «Кого из твоей родни тебе угодно, чтоб я посещала?» Он на то: «Друг мой, кого поволишь, только я отсутствием твоим буду доволен». 1802. Курганов Письмовник. // Повести разумные 147. На 14-е весь Киев не спал <из-за боязни землетрясения>. Но какую же глупую фигуру представили из себя легковерные, когда утомясь, проснулись в своих постелях как и всегда. Смех заменил страх. 1843. Ю. Н. Бартенев Зап. // РА 1898 12 535. Смолоду она была, говорят, очень мила и приглядна, но будучи не велика ростом она к тому же вовсе не отличалась и правильными чертами лица, у нея было что называют смятое личико (une figure chiffonée), и она не могла считаться красавицей. Рассказы бабушки. // РВ 1880 7 326. 5. Человек (обычно неизвестный или плохо видимый). БАС-1. У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком. Гоголь Мертвые души. — Скажите, пожалуйста, что это за странная фигура сидит в вашей бричке. Соллогуб Тарантас. 6. разг. Человек, лицо, личность (с оттенком пренебрежения). БАС-1.- Эй ты, фигура! — крикнул толстый, белотелый господин, завидев в тумане высокого и тощего человека с жиденькой бородкой и с большим медным крестом на груди. — поддай пару! Чехов В бане. 7. Человек, рассматриваемый с точки зрения его важности, влиятельности. ♦ Делать фигуру. Ср. Faire figure занимать важное положение. Без того <порядочного жалованья> я в Вене, ежели никакой, то весьма малую фигуру делать могу. 1749. М. П. Бестужев-Рюмин. // АВ 2 254. Живешь в Версали с молодыми людьми в своей воле; употреблять можешь порядочно и непорядочно, только та разница, что невоздержным житьем понудишь меня вскоре отозвать себя, да в отечестве своем фигуры не сделаешь, для того что все будут знать, что за мотовство возвратился. 1758. АВ 31 28. И как сметь сравнивать силу подлых своих жен с силами почтенных дам, которых могущество доказаться может тысячью счастливцев, которые, по их милости, делают фигуру в большом свете, и которые прежде того ничего в нем не значили .. он <твой сын> со временем мог сравняться, с лучшими, делающими фигуру в большой свете. Крылов Почта духов. // К. 1847 1 44-45. Тебя всегда мы знали двойкой, а нынеча фигурой ты! Поэты-сатирики 571. // Сл. 18 6 51. Без него .. и Гоголь не был бы в глазах большинства той колоссальной фигурой, в какую он, освещенный критикой Белинского, сразу же стал перед публикой. Гонч. Зам. о личности Белинского. Наконец после сорокапятилетней службы и я попал в золотообрезную колоду, и теперь сам фигура. Булгарин Стар. знакомец. // Б. 1 247. В те годы киномеханики да шоферы были «фигуры» и здорово важничали. В. Астафьев Перевал. // 4-1 176. Был фигурой, если Восседал на кресле, А теперь ты личность, Если есть наличность. С. Пивоваров Новые времена. // ЛГ 5. 6. 1996. 8. Человек, как носитель каких-л. качеств, свойств. БАС-1. Как этот угрюмый сосредоточенный характер мужика мог сложиться в цельную, оригинальную и сильную фигуру? Гонч. Обрыв. Ни для кого не секрет, что фигура Маяковского вызывала раздражение многих. Его считали грубым, наглым, приходили на его вечера, чтобы оскорблять его. Ю. Олеша Дн. // ДН 1998 7 197. 9. Скульптурное изображение человека или животного. БАС-1. В сады Ея имп. В-ва под большия стоячие фигуры да на палировку малых фигур желающим поставить пьедесталов мраморных разных мер 16 штук. 1753. Столпянский Стар. Петербург. // Вестник садоводства 1913 6 18. Фигуры, висящие в ваших комнатах и называемые figures d’Herculanum, взяты все из Помпеи. 1802. А. Я. Булгаков Письма. // РА 1898 2 627. Еще сделал он <Поликлет> фигуру, которая называется академическою, по которой они учатся, и которую поставляют законом в искусстве. Соревнователь 1821 5 139. Вот у Бюргера гравюры, Все отделки выписной Есть ландшафты и фигуры; И дешевой все ценой. 1851. Татаринов Прогулка по Пассажу 10. При колоссальных же работах, первоначально формуются выдающиеся от плинта головы и оконечности фигур, неприлежащие к общей плоскости горельефа, которыя, вслед за отформовкою, на глине снимаются, дабы не мешали делать форму с остального. Рамазанов Мат. 1 309. У старого чеха Дыма тоже спросил, что такое свобода. Это, говорит, сделана у них на острове такая медная фигура. Стоит выше самых высоких домов и церквей, подняла руку кверху. Короленко Без языка. — Вчерась я итальянца, который с фигурами, встретил. Ты, говорю, такой-сякой, чтоб тебя градом побило, патент на право торговли имеешь? В церковь ходишь? Да по корзине его. А. Аверченко Национализм. // Родина 2001 1 98. || Изображение человека или животного в живописи. БАС-1. Отец мой бросился вперед к картине .. и с ужасом увидел, что он всем почти фигурам придал глаза ростовщика. Гоголь Портрет. || ? В конце декабря 1831 они <кондитеры> получили ящик с конфетными этикетками, билетами и разными фигурками, которые приклеиваются к конфетам .. Все эти фигуры хозяин магазина заметил уже тогда, когда они были уже приклеены к конфетам и приготовлены были к отправлению во дворец <на маскарад> . Г. В. Есипов Восп. // Источник 1999 1 5. 10. Образ, созданный в произведениях художественной литературы или актером на сцене. БАС-1. Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчет главных действующих лиц моего рассказа. Черныш. Что делать? 11. устар. , воен. Фигура есть определенное место удобное к укреплению. 1777. Кург. Инж. сл. 12. Часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью. Плоская фигура. БАС-1. Геометрические фигуры (треугольник, параллелограмм, конус и т. д.). МАС-2. В фигуре авансцены — 60 квадратных аршин. 1904. Южин 329. 13. спец. Чертеж, схема, рисунок, помещаемые в тексте книги. БАС-1. А бумаги де на оную трагедию < » Хорев» Сумарокова> изошло: голландской александриской < так>, средней руки, десять дестей десять листов, комменторной <так> одиннадцать стоп, девятнадцать дестей четырнадцать листов, да на печатание фигуры изошло комметорной пять дестей двадцать три листа и три четверти .. потому что оная книга в пяти листах с осмушкою. 1748. МАН 9 57. 14. Комплекс движений, составляющий необходимый элемент танца. Фигура мазурки. БАС-1. Фигура есть путь, которому следуют, когда танцуют. 1790. Танц. сл. 116. Балет. Пляска или танец между многими лицами, украшенный разными выступками и фигурами и представляющий какой-то особливый предмет трагический или комический. Ян. 1806 3 794. Путь танцовщика, или так называемую фигуру.. Фигуру и часть оной. то есть колена. изображать не трудно. ВЕ 1810 24 301. Обыкновенно простыя фигуры <в танцах> называют турами, а целые куплеты — фигурами. Такое обозначение неверно. 1890. Цорн 201. — Как хорош этот Завольский! .. Как жаль, что он не любит танцевать, а если танцует, то уж, верно, перепутает все фигуры. Загоскин Тоска по родине. Дирижер-артиллерист .. бегал по зале, звеня шпорами, и кричал танцующим окончательно охрипшим голосом, по-французски, эволюции новой, придуманной им фигуры. В. Гегидзе Софья Пушкарева. // РБ 1901 2 1 15. || Определенный комплекс движений в фигурном катании на коньках. БАС-1. Мы долго катались, взявшись за руки, большими полукругами то вправо, то влево. Эта фигура называется голландским шагом. Каверин Два капитана. || Полет самолета с резкими поворотами, виражами. БАС-1. Фигура высшего пилотажа. Ож. 1986. ♦ О таком движении судна, автомашины, велосипеда и т. п. БАС-1. 15. Предмет определенной формы, который передвигают по шахматной доске при игре в шахматы. БАС-1. Машина <компьютер> в растерянности, она не знает как дальше располагать свои фигуры, и делает откровенно антипозиционный ход. НИЖ 2000 1 127. || спорт. Название короля, ферзя, ладьи, слона и коня в отличие от пешки. БАС-1. Пешка может стать любой фигурой, но не королем. Б. Замятин. // ЛГ 26. 6. 2002. ♦ Тяжелая фигура. Ладья или ферзь. ♦ Легкая фигура. Слон или конь. 16. Деревянная цилиндрическая чурка, предназначенная для игры в городки; рюхи. Расставить фигуры. БАС-1. Рядом на аллее четверо играли в городки, звонко били березовые палки, выбивая фигуры. Серг.-Цен. Счастливица. 17. устар. Старшая игральная карта (туз, король, дама, валет). БАС-1. Представь картежника, который, снявши крест, кричит из-за руки, с фигурой сидя: «Рест». 1747. Сумар. Эпистола II. Когда противник делает инвит, то при одной фигуре с младшими той масти должно пропускать, для крыши заручному товарищу. 1779. Г. Комов Карт. игры 1. Кто не имея окри ошибкою спросит своего товарища о фигурах, то должно перездать. Там же 7. Выходя с фигуры, он ударял по столу крепко рукою, приговаривая, если была дама: «Пошла, старая попадья!», если же король: «Пошел, тамбовский мужик!» Гоголь Мертвые души. Или быстро разбрасываются три карты,: нужно узнать, которая из них фигура. КО 1990 № 15. || устар. Только король, дама, валет. Число карт одной масти, коих считаются очки и по большинству оных дается преимущество. При сем счете туз считается за 11, а фигура за 10 поэнев, прочия же карты по числу очков своих. Ян. || устар. Образ разположения игры <в пикете>, и описание карт называемых карта Бланш. Прежде всего должен смотреть нет ли у него карт бланш, то есть фигур. Фигурами называются короли, крали и хлапы <без тузов!>. 1791. Игрок 1 7. Получивший <в пикете> карты без тузов и фигур заявляет об этом: «карт бланш» и записывает себе сразу 10 очков премии. НИЖ 1990 7 51. 18. спец. Мелодический или ритмический элемент, усложняющий, украшающий основу музыкального произведения. БАС-1. Речитативы были написаны неудобно для свободной и непринужденной декламации, будучи отягчены различными оркестровыми фигурами. Римск.-Корс. Летоп. моей муз. жизни. 19. Стилистический прием, словесный оборот, используемый для усиления выразительности речи. БАС-1. Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои условленные выражения. Пушк. О Мильтоне. Он воспитал свой стиль сначала в семинарии, потом в казанском университете, на хриях, периодах, топах, фигурах. Гонч. Восп. ♦ Фигура умолчания. Риторическая фигура, стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком. МАС-2. 20. простореч. Выходка, проделка. БАС-1. ♦ Фигуры выкидывать. Они <крестьяне>, вить, имели землю лесную, на которую план и межевую книгу выходили. А, вить, не даром-та доставали: твоя милость ведает, как межевые дела водятся? Ну, так ныне какую фигуру с нами выкинули? В их-то дачу да пустила Орловская казенная палата других мужиков. Крестьянская челобитная генерал-губернатору А. А. Беклешову (1790-17986 гг.). // РА 1891 2 301. — Смотрите, какие штуки-фигуры придумали — капитал им из рук в руки передай! Салт. госп. Головлевы. 21. устар.? Оно <красное> дерево не имеет на продолном разрезе так называемых разводов или фигур. Обозр. ман. пром. 1862 1 273. 22. Обращение к играющему в детской игре «Море волнуется». Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Любая фигура замри .. Если он <ведущий>заметит, что кто-то сделает движение, то повторяет игровой припев, изменяя в нем последнюю строчку, например, «Фигура медведя, замри! Раз 106. К этой игре есть фр. соответствие, служившее, вероятно, прототипом этой русской игре, — » La mer agitée». 23. устар.? Вспоминается игра, в которую не раз играл в детстве. Девочки и мальчики весело резвились во дворе. Вдруг кто-то из них .. восклицал: — Фигуру покажи! Тот из детей, к кому призыв относился, должен был застыть в импровизированной позе, постаравшись выдать фигуру повыразительнее и позабавнее. ДН 1999 1 161. 24. жарг. Револьвер. Потапов Жаргон. Мне фигура нужна, понимаешь, отец, один человек от жизни устал, помочь ему нужно. Грачев 1992. 25. Какой-л. объемный предмет. Тех фигур мадели и фурмы делать и рисовать чертежи тем фигурам. 1. 3. 1721. // Пронина Дек. иск. 12. Готовальня оклеена черным хозом, к ней два циркуля серебреные, да при них серебреная фигурка, во что карандаш укрепляется. 1746. Васильчиков Сем. Назум. 1 LXV. Клавиатура укрепляется ровно, без перекосов, при этом ударяющие выступы (пилоты) всех клавишей устанавливаются точно под центрами выступов фигур механики. 1987. Мир профессий 273. Механика <пианино> включает: узел фигуры, состоящей из горизонтального рычага-выступа для контакта с пилотом клавиши, из фигурного капсюля-шарнира, фигуры, шпиллера, шпиллерного капсюля. .. Клавиша имеет накладку, капсюль, пилот, свинцовые пломбы. 1983. Непрод. 2 81. ♦ Фигура травления. спец. Рисунок, образующийся на минерале под действием растворителей. БАС-1. ♦ Не фигура (сделать что-л.). простореч. Не трудно, не представляет трудности. БАС-1. «Не фигура, — подумал батюшка, — что это крапивное семя не знает бога; но ведь козаки <так> — народ благочестивый! .. Видно они с дороги все ошалели <не крестятся>». М. Н. Загоскин Нежданные гости. // Сильфида 130. [Петр:] Как же ты узнал? [Кузьма :] Узнать не фигура. Горбунов Ночлег под открытым небом. 26. устар. В некотором разстоянии от укрепления врывалась в землю высокая жердь, обмотанная пенькой и сеном, и известная под именем «фигуры». Если в темную ночь неприятель прорвал где-нибудь Линию, прежде всего загорались фигуры, проливая багровый свет на берегу. Абаза Казаки 253. 27. устар., прост. То же, что фига, кукиш. Движок не отказал. и волки, кхе-кхе, остались без ужина, вот им! — Декхан выкинул вперед правую руку, сложил пальцы в кукиш, красноречиво покрутил «фигурой» перед собой. Поволяев 13. — В еще не составленном международном лексиконе семиотических терминов французское слово «figure», вероятно, окажется синонимом русского выражения «вторичная моделирующая система». НЛО 2002 5 343.- Лекс. Вейсманн 1731: фигура; РЦ 1771: фигу/ра; СИЗ: фигура, фигуре 1710-е гг. Синонимы: абракадабра, анадисплосис, анаконозис, анантоподотон, антанакласис, антиметабола, апиоид, асиндетон, бочка, важная особа, важная птица, важная фигура, важная шишка, важное лицо, валет, вид, вираж, внешний вид, выброс, выкрюк, гештальт, гипербатон, гипербола, градация, дама, дукер, дуоль, змейка, изваяние, изображение, изоколон, имидж, иммельман, импетус, кабриоль, квазигеоид, квартоль, квекарь, коза, колено, комплекция, конституция, конфигурация, конь, королева, король, корпуленция, крест, крюк, ладья, литотес, лицо, лутц, манекен, многоугольник, оборот, образ, оксиморон, особа, очертания, перифраза, персона, пирамида, пируэт, пистолет, пневмофигура, позиция, полиграмма, полисиндетон, положение, помпфейер, предфрактал, прием, пролепсис, променад, птица, равноугольник, ранверсман, римская свеча, рисунок, склад, скобка, скульптура, сложение, слон, статуя, ствол, субъект, телемарк, телосложение, тип, трапецоид, треугольник, туз, фактура, ферзь, фигурка, формы, фрактал, человек, шассе, шен, шишка, шпагат, штопор, эпистрофа . смотреть

Читайте также:  Запиши к данному прилагательными антоним большой синонимы большой

ФИГУРА

СИН (1). «(Индивид.) природа» («качество», «характер», «пол»). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки «сердце» и «жизнь», «рождение») указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку — на связь с психосоматич. структурой. Обозначает природные качества каждой отд. вещи, в особенности человека (без спец. определения — обычно человеч. «природу»). В филос. построениях категория С., как правило, фигурировала в соотношении с понятиями «добро» и «зло» (шань, э), «сердце» (синь (1)), «предопределение» (мин (1)), «чувства», «чувственность» (цин (2)), «принцип» (ли (1)).Конфуций (6 — 5 вв. до н.э.) постулировал единство человеч. «природы» и ее исходную нейтральность по отношению к морали: «По природе (люди) близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга» («Лунь юй»). Его последователи стремились либо универсализировать различие человеч. качеств, превращая его в различие «природы» людей, либо его сгладить.Мэн Кэ (4 — 3 вв. до н.э.) определил «природу» человека как изначально «добрую»; ее суть — «соболезнующее и сострадающее сердце»; «исчерпав собств. сердце», можно «познать собств. природу». «Чувства» единосущны с «природой» и потому «добры»; «предопределение» не связано с «природой» непосредственно: предполагается, что оно м.б. познано и «утверждено» либо «устранено», т.е. возможно познание самого Неба (тянь) посредством «знания своей природы». Гао-цзы, оппонент Мэн Кэ, утверждал, что «природа человека безразлична к добру и злу»; добрыми или злыми м.б. лишь формы, в к-рых она реализуется; т.о. подразумевалось, что она потенциально «добра» и «зла».Согласно Сюнь Куану (4 — 3 вв. до н.э.), «человеч. природа — зла; то, что она добра — искусств, приобретение»; «чувства» вторичны по отношению к природе: «природа — то, что я не способен сотворить, но могу изменить. чувственность — то, чем я не обладаю (изначально), но могу сотворить».Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) первым отчетливо выделил идею «доброты» С. как ее потенциального состояния, подчеркнув невозможность отождествления «добра» и «природы»: «(человеч.) природа подобна рису на корню, добро — рису в зерне».»Тело/личность» (шэнь (2)) состоит из одинаково врожденных добротворной «природы» и злотворной «чувственности», к-рые соотносятся с качествами ян (1) и инь (1) соответственно (см. Инь ян); человеч. «природа» в целом может считаться «доброй» по отношению к «природе птиц и зверей», но не «природе совершенномудрых» (шэн (1)). Лю Сян (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) выделил проблему соотношения «природы» и «чувственности», определив первую как «внутр.» свойства, вторую — как «внеш.» способность «соприкасаться с вещами», т.е. контактировать с объективной действительностью. Согласно его высказываниям, приведенным Ван Чуном (1 в.), Лю Сян в противоположность Дун Чжуншу сопоставлял «природу» с качеством инь (1), а «чувственность» — с ян (1), считая открытым вопрос об их соотношении с «добром» или «злом».Ян Сюн акцентировал амбивалентный характер С.: «добро» и «зло» в ней перемешаны, оба качества можно развить. Исходя из положения Конфуция о неизменности «высшей мудрости» и «низшей глупости», он определил все высшие по сравнению с низшим уровнем разряды человеч. «природы» как «добрые», а все, что ниже высшего уровня, — как «злые» относительно него. Ван Чун в отличие от Лю Сяна полагал, что «природа», как и «чувственность», «соприкасается с вещами»: напр., «(способность) отказывать (себе) и уступать (другому) является проявлением природы». «Природа и чувственность совместно получаются из (сил) инь ян», поэтому они м.б. «изобильны и скудны» или, подобно яшме, «чисты либо пестры» и не м.б. исключительно «добрыми». Ван Чун принципиально преодолел идею сущностного единства «природы» людей, заявив, что высказывания Конфуция об их «взаимной близости по природе» относятся к «средним людям», а слова о неизменности «высшей мудрости» и «низшей глупости» — к носителям предельного (цзи (2)) «добра» и «зла». Понятия «природы» и «предопределения» у Ван Чуна максимально сближены: они рождаются одновременно с человеком, одинаково «наделены природной пневмой» (ци (1)) и подчиняются естеств. закономерностям инь ян.Предтеча неоконфуцианства Хань Юй (8 — нач. 9 в.) вернулся к трактовке С. Сюнь Куаном: «Природа человека — это то, что дано ему от рождения, а чувственность — то, что порождается соприкосновением с вещами». Он выделил «три категории» (сань пинь) человеч. «природы» (высшая (шан пинь)- «добро», средняя (чжун пинь)- «добро» и «зло», низшая (ся пинь)- «зло») и «пять качеств» (у цай), «делающих природу тем, что она есть»: «гуманность» (жэнь (2)), «благопристойность» (ли (2)), «благонадежность» (синь (2)), «должная справедливость» (и (1)), «разумность» (чжи (1)). У высшей категории «пять качеств» присутствуют полностью, у низшей — отсутствуют, у средней возможно их частичное присутствие или отсутствие.Связанная с категорией С. проблематика неоконфуцианства была во многом подготовлена филос. построениями буддизма, преимущественно Чань школы (тезис о прозрении в собств. «сердце» «природы будды» — фо С.) и даосизма, в к-ром в 1-м тыс. активно разрабатывалась проблема соотношения С. и мин (1) как предопределенной природными силами «жизненности», к-рую предполагалось возможным скорректировать вплоть до «обращения вспять» пути от рождения к могиле (см. Сянь сюэ). Законченную форму этот тезис приобрел в учении Чжан Бодуаня (9 в.) об «одновременном совершенствовании природы и жизненности» (син мин шуан сю). С. и мин (1) рассматривались даосами в качестве «пневмы» (ци (1)), причем «природа» соотносилась с «изнач. духом» (см. Шэнь (1)), т.е. разумным и психич. началом, а «жизненность» мыслилась как соматич. процессы, не связанные непосредственно с мышлением и психикой. В ряде течений даосизма С. предполагалось не «совершенствовать», а «преодолевать».Подобные концепции оказали влияние на тезис Чжан Цзая и Чэн И (11 в.) о «преодолении» «природы телесной сущности пневмы» (ци чжи чжи С.) с целью самосовершенствования и возвращения к «природе Неба и Земли» — тянь ди чжи С. (Чжан Цзай) или «предельно коренной, совершенно изнач. природы» — цзи бэнь цюн юань чжи С. (Чэн И).Чэн И и Чжу Си (12 в.) подвергли критике чань-буд. тезис о соотношении сознания и «природы будды», истолковав его как неправомерное отождествление «сердца» и «природы» и определив онтологич. первичность С. Чжу Си воспринял проведенное Чжан Цзаем и Чэн И различение двух видов С., окончательно сформулировав концепцию изначально общей «доброй природы», обладающей вторичными конкр. модусами. С., по Чжу Си, есть универсальный «принцип» (ли (1)), «к-рый не может иметь недоброго», но «данное на пневменной основе (ци чжи, т.е. вторичные модусы) не может не различаться». Чжу Си также ввел различение между «добром» и «злом» с онтологич. и антропологич. т. зр.: «В плане Неба и Земли добро — предшествующее, а природа — последующее. в человеч, плане природа — предшествующее, а добро — последующее» (т.е. проявление С.). Лу Цзююань (12 в.) отождествил «сердце», «чувства» и «природу», что дало повод для обвинений его в приверженности чань-буддизму. Ван Янмин (кон. 15 — нач. 16 в.) принципиально отказался от различения «природы» и «пневмы», доказывая сущностное тождество С. с «сердцем» и «принципом», но разграничил абсолютное добро, или «высшее благо» (чжи шань), и добро, соотносительное со злом; «высшее благо» есть «первосущность сердца» (синь чжи бэнь ти) и «небесный принцип» (тянь ли). Под влиянием неоконфуцианства с 13 в. в даос, школе Цюаньчжэнь (цзяо) С. стала рассматриваться в качестве духовного, идеального «принципа».В 17 в. Ван Чуаньишнъ и в 18 в. Дай Чжэнь сделали акцент на естеств. характере С., определяемом взаимодействием сил инь ян. По Дай Чжэню, С.- совокупность телесных и духовных качеств, соотносящихся с «предопределением» как индивид, «телесная оформленность» (син (2)) с тем, что «рассеяно в дао», т.е. содержится в структуре мироздания — закономерностями инь ян и «пяти элементов» (у син (1)).**Феоктистов В.Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы (Исслед. и пер.). М., 1976. С. 120 — 35; Буров В.Т. Мировоззрение кит. мыслителя XVII в. Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 140 — 4; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 279 — 308; Dubs H.H. Mencius and Hsiindze on Human Nature // PEW. 1956. Vol.6. №3; Clian Wing-tsit. The Neo-Confucian Solution of the Problem of Evil // Studies Presented to Hu Shih on His Sixty-fifth Birthday. The Bulletin of the Institute of History and Philology, Academia Sinica. 1957. Vol. 28; Hwang Philip Ho. What is Mencious Theory of Human Nature? // PEW. 1979. Vol. 29. №2.A.M. КобзевСИН (2). «(Телесная) форма» («тело», «плоть», «фигура»). Категория кит. философии, означающая «оформленную» вещь. В отличие от зап. филос. Понятия «форма» С. не м.б. истолкована как порождающая структура, противопоставляемая порождаемой вещи. Осн. корреляты С.- понятия мин (2) («имя/понятие») и «дух» (шэнь (1)). В филос. контексте впервые встречается в «Мо-цзы» (5 — 3 вв. до н.э.), в коммент. к «Чжоу и» («Си цы чжуань», 4 в. до н.э.), а также в «Чжуан-цзы» (4 — 3 вв. до н.э.). В «Мо-цзы» С. сопряжено с понятием шэн (2) («жизнь/рождение»): оно определяется как «совмещение формы и (со)знания», т.е. единство плоти и способности к восприятию. Согласно «Чжуан-цзы», С.- атрибут «вещи» (у (3)), «уже образованной» и «оформленной принципом (ли (1))». Совокупность «формы» и «имени» здесь определяется как признак «наличия/бытия» (ю, см. Ю — у), а С. и «дух» находят единство в дао: «семя» (цзин (3)) и «дух» порождаются дао, а уже из собственно «семени» рождается «оформленная телесность» (С. ти). В «Си цы чжуани» впервые в качестве онтологич. уровней выделены «надформенное» (С. эр шан), определяемое как собственно дао, и «подформенное» (С. эр ся), квалифицируемое как «орудия» (ци (2)).Прозвучавшая в «Чжуан-цзы» проблема соотношения «форм» и «имен» отразилась также в «Инь Вэнь-цзы» и «Гунсунь Лун-цзы» (4 — 3 вв. до н.э.). В «Инь Вэнь-цзы» содержится предпосылка к различению понятия и обозначенной им вещи: если «имеющее форму обязательно имеет имя», то «имеющее имя» не обязательно должно обладать «формой». Вместе с тем отмечается контрольная функция «имени» по отношению к «форме» — «оформленным» вещам: они «утверждают имена», давая им основание, но «поверяются именами», т.е. должны качественно и функционально соответствовать тем понятиям, к-рыми обозначены. В то же время соотношение «имен» и «дел» (ши (3)-деяний, функций и сфер деятельности) зеркально противоположно: «имена утверждают дела, дела поверяются именами». Тем самым «оформленные» вещи противопоставляются «делам», что исключает интерпретацию проблемы соотношения «форм» и «имен» (С.- мин (2)) как вопроса о соотношении содержания понятия и самого понятия. Особую роль проблема С.- мин (2) играла в построениях легистов (см. Легизм), будучи интерпретирована в русле их политич. учения. С. истолковывалось как «речи и поступки», «имена» — как социальные роли, прежде всего офиц. чины. Хань Фэй (3 в. до н.э.) выдвинул положение о «проникающем тождестве форм и имен» (С. мин цань тун). Согласно ему, государь может управлять посредством «недеяния» (у вэй (1), см. Вэй (1)) при том условии, если сумеет добиться указанного «проникающего тождества», правильно пользуясь наградами и наказаниями после сопоставления поведения («формы») должностного лица и обязанностей, определенных его статусом («именем»). Поскольку в легистских и раннеконф. текстах понятие С. могло заменяться омонимом син (4), имеющим также значение «наказание», проблема С.- мин (2) пересекалась с вопросом о соотношении «наказаний» (син (4))- дисциплинарно-юридич. сферы и «благодати/добродетели» (дэ (1))-сферы морали.Начиная с 3 в. до н.э. из филос. проблем, затрагивающих категорию С., на первый план выдвинулась проблема соотношения «формы» и «духа» (шэнь (I)). Начало ее разработке в конф. мысли положил Сюнь Куан (Сюнь-цзы, 4 — 3 вв. до н.э.), сформулировавший положение о зависимости психич. и духовной сферы от физиологич. функций «(телесной) формы»: «форма наличествует — дух рождается» (син цзюй (эр) шэнь шэн). В древнейшем медицинском трактате «Хуан-ди нэп цзин» («Канон Желтого императора о внутреннем», 3 — 2 вв. до н.э.) упорядоченность жизни связывается с возможностью «объединить форму и дух», достигая т.о. долголетия. Это положение легло в основу средневек. даос, теоретич. построений на тему физич. бессмертия (см. Сянь сюэ) или продления жизни. Тяготеющий к крайнему натурализму Хуань Тань (кон. 1 в. до н.э.- 1 в.) сопоставлял «семя и дух» (цзин шэнь) с огнем свечи — «оформленного тела» (С. ти). Ван Чун (1 в.) полагал, что С. невозможна без «пневмы» (ци (1))-«нуждается» в ней; в свою очередь без «(телесной) формы» немыслима функция познания: «бестелесная автономно познающая семенная душа (цзин (3))» не может существовать, как огонь без топлива. У Сюнь Юэ (2 в.) С.- синоним, человеч. тела, к-рое наряду с «духом» составляет человеч. «природу» (син (1)).Особую остроту проблема соотношения «формы» и «духа» приобрела в 3 — 6 вв., в период наиболее жесткого противоборства буд. и контрбуд. пропаганды. Буддист Хуэпюань (4 — нач. 5 в.), защищая тезис о «неуничтожимости духа» (шэнь бу ме), утверждал, что «дух» переносится в «(телесную) форму», как пламя на новую порцию хвороста. Отстаивавший положение об «уничтожимости духа» Фань Чжэнь (5 — нач. 6 в.) сформулировал тезис: «(телесная) форма — субстанция, дух — (ее) применение» (С. чжи шэнь юн), акцентировав «взаимодополнение (нерасторжимость) формы и духа» (С. шэнь сян цзи).В неоконфуцианстве проблема соотношения «формы» и «духа» отошла на задний план, но в целом господствовала идея их нерасторжимости. Наиболее отчетливо указ, проблема была выделена в построениях Чжан Цзая (11 в.), его последователя Ван Тинсяна и Хэ Тана (оба — кон. 15-16 в.). Чжан Цзай, отождествляя вещи с «концентрированной (телесной) формой», а «форму» — с «концентрированной пневмой (ци (1))», сформулировал положение о «разложении формы и возвращении к истоку» (С. куй фань юань), имея в виду утрату формы с рассеиванием ци (1) и возвращением ее в исходное субстанциальное состояние «Великой пустоты» (тай сюй, см. Стой). «Дух» у Чжан Цзая имеет гл. обр. функциональное значение — как условие способности вещей к «взаимовосприятию», тем не менее не утрачивая субстанциальности. Он «пронизывает (пневму) чистотой, не способной (к созданию видимых) образов»; в то же время все природные явления суть «выжимка (сгущение) превращений духа», к-рый как субстанция и функция неуничтожим. Хэ Тан четко интерпретировал С. и «дух» как разные состояния «пневмы», поэтому его концепция получила назв. «учения о форме и духе как двух началах» (С. шэнь эр юань лунь). Если С. может концентрироваться и рассеиваться, становясь соответственно видимым и невидимым, то «дух» лишен такой возможности и всегда невидим, проявляясь лишь в познавательной активности человека. «Форма» у Хэ Тана соотнесена с силой инь (1), а «дух» — с силой ян (1) (см. Инь ян). Ван Тинсян, полемизируя с ним, характеризовал «дух» как гл. обр. функцию («утонченное применение» — мяо юн, см. Ти — юн) субстантивированных в «пневме» сил инь ян или отождествленной с ними «оформленной пневмы» (С. ци). «Дух», по Ван Тинсяну, «исходит из оформленной пневмы и утонченно (проникает) в нее благодаря неуничтожимости «духовной пневмы» (шэнь ци)- субстантивации «духа», дифференцирован но присутствующей во всем сущем («земля имеет земной дух, человек – человеч. дух, вещь — дух вещи»).Большое признание в неоконфуцианстве получила тема различения «надформенного» (С. эр шан) и «подформенного» (С. эр ся). Неоконф. трактовки этой проблемы были во многом подготовлены толкованиями Кун Инда (кон. 6 — 7 в.), к-рый противопоставлял «субстанциальное» (ю чжи) С. «бестелесному» (у ти) дао. Соответственно, «надформенное» — дао у него генетически предшествует «формам» — «орудиям» (ци (2)). Чжан Цзай, перенося проблему «над-» и «подформенного» в этич. плоскость, сопоставлял «отсутствие форм» (дао) с «щедростью великой благодати/добродетели (да да (2))», а «имеющие форму» «орудия» — с «благопристойностью» (ли (2)) и «долгом/справедливостью» (и (1)), конкретно и в разной степени воплощенными в «реальности (человеч.) дел». Чэн И (11 в.), определяя ци ( 1 ) как «подформенное», а дао — как «надформенное», объединял эти понятия отождествлением того и другого с силами инь ян. Чжу Си (12 в.) развил эту мысль, квалифицировав «надформенное» дао как синоним «принципа» (ли (1)), а «подформенные орудия» — как ци (1), имея в виду логич., а не онтологич. первичность «принципа», неотделимого от «пневмы». Ван Чуаньшань (17 в.), подчеркивая «телесность», субстанциальность видимого и невидимого миров, их субстанциальное единство, объявил и «надформенное», и «подформенное» относящимися к сфере «имеющего формы» (ю С.). «Форма» — условие существования «надформенного», а «подформенное» — условие существования «форм». Т.о. Ван Чуаньшань акцентировал неуничтожимость мира и нескончаемость процесса воспроизводства космоса. По мнению Дай Чжэня (18 в.), С. — это «оформленное вещество» (С. чжи), «надформенное» — то, что было «прежде (существования) форм», «подформенное» — ситуация после их появления.Категория С. широко применяется в теории традиц. кит. медицины и систем психофизиология, тренинга, где она означает «плоть», «основой» к-рой является кровь, а также подразумевает положения тела и зависящее от них состояние «плоти».**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Гэ Жун-цзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 202 -15.А.Г. ЮркевичСинонимы: абракадабра, анадисплосис, анаконозис, анантоподотон, антанакласис, антиметабола, апиоид, асиндетон, бочка, важная особа, важная птица, важная фигура, важная шишка, важное лицо, валет, вид, вираж, внешний вид, выброс, выкрюк, гештальт, гипербатон, гипербола, градация, дама, дукер, дуоль, змейка, изваяние, изображение, изоколон, имидж, иммельман, импетус, кабриоль, квазигеоид, квартоль, квекарь, коза, колено, комплекция, конституция, конфигурация, конь, королева, король, корпуленция, крест, крюк, ладья, литотес, лицо, лутц, манекен, многоугольник, оборот, образ, оксиморон, особа, очертания, перифраза, персона, пирамида, пируэт, пистолет, пневмофигура, позиция, полиграмма, полисиндетон, положение, помпфейер, предфрактал, прием, пролепсис, променад, птица, равноугольник, ранверсман, римская свеча, рисунок, склад, скобка, скульптура, сложение, слон, статуя, ствол, субъект, телемарк, телосложение, тип, трапецоид, треугольник, туз, фактура, ферзь, фигурка, формы, фрактал, человек, шассе, шен, шишка, шпагат, штопор, эпистрофа . смотреть

Читайте также:  Образуйте от данных числительных сложные прилагательные

ФИГУРА

(от лат. figura — внешние очертания, образ, изображение, способ, характер, свойство). 1) Характерная группа звуков (мелодич. Ф.) или ритмич. долей, длительностей (ритмич. Ф.), обычно неоднократно повторяющаяся.2) Элемент фигурации.3) Относительно законченная часть танца, строящегося на многократном повторении характерных для него хореографич. Ф., сопровождаемых в музыке определ. ритмич. Ф.4) Графич. изображение звуков и пауз мензуральной нотации; понятие сохраняло значение нотных знаков до 1-й пол. 18 в. (см. Spiess M., 1745).5) Ф. муз.-риторическая — понятие, применявшееся для обозначения целого ряда муз. приёмов, известных в средневековье (и даже ранее), но ставших характерной частью муз. лексикона лишь в кон. 16 — 1-й пол. 17 вв. Ф. рассматривались теорией музыки 17-18 вв. в системе типичных для того времени взглядов на музыку как прямую аналогию ораторскому иск-ву. С этим связано перенесение в теорию музыки (прежде всего немецкую) понятий основных частей классич. риторики: изобретение материала речи, его расположение и разработка, украшение и произнесение речи. Т. о. возникла муз. риторика. Учение о Ф. опиралось на 3-ю часть риторики — украшение (de-coratio).Понятие муз.-риторич. Ф. было аналогичным осн. понятиям риторич. decoratio — тропам и Ф. (см. в трактатах И. Бурмейстера, А. Кирхера, М. Шписа, И. Маттезона и др.). К Ф. относили определ. приёмы (в основном разл. типы мелодич. и гармонич. оборотов), «отклоняющиеся от простого рода композиции» (Бурмейстер) и служащие для усиления выразительности музыки. Общий с риторич. Ф. принцип экспрессивного отклонения от общепринятого понимался в муз. риторике по-разному: в одном случае — это отклонение от простого, «неукрашенного» типа изложения, в другом — от правил строгого письма, в третьем — от классич. норм гомофонно-гармонич. склада. В учении о муз.-риторич. Ф. зафиксировано более 80 их видов (см.перечисление и описание Ф. в книге нем. музыковеда Г. Г. Унтера, 1941). Многие из них рассматривались теоретиками прошлого как аналог соответств. риторич. Ф., от к-рых они получили свои греч. и лат. названия. Меньшая часть Ф. не имела конкретных риторич. прообразов, но также была отнесена к муз.-риторич. приёмам. Г. Унгер делит муз.-риторич. Ф. по функции в произв. на 3 группы: изобразительные, «поясняющие слово»; аффективные, «поясняющие аффект»; «грамматические» — приёмы, в к-рых на первый план выступает конструктивное, логич. начало. Изобразит. и аффективные Ф. сформировались в вок. музыке, где они были призваны передавать смысл словесного текста. Слово текста понималось как вспомогат. средство, источник муз. «изобретения»; в нем. трактатах 17 в. (И. Нуциуса, В. Шонследера, И. Хербста, Д. Шпера) помещались списки слов, на к-рые следовало обращать особое внимание при сочинении музыки.О. Лассо. Мотет «Exsurgat Deus» из сб. «Magnum opus musicum».В организованном таким образом творч. процессе проявлялся свойственный иск-ву барокко метод направленного воздействия на слушателя (читателя, зрителя), названный литературоведом А. А. Морозовым «риторическим рационализмом».Указанные группы Ф. находят применение в музыке в виде разнообразных муз. приёмов. Ниже дана их классификация на основе группировки X. Эггебрехта:а) Изобразит. Ф., к к-рым относятся anabasis (восхождение) и catabasis (нисхождение), circulatio (круг), fuga (бег; А. Кирхер и Т. Б. Яновка к её названию добавляли слова «в другом смысле», отличая эту Ф. от другой, «неизобразит.» Ф. фуги; см. ниже), тирата и др.; суть этих Ф. — в восходящем или нисходящем, кругообразном или «бегущем» мелодич. движении в связи с соответствующими словами текста; пример использования Ф. fuga см. в колонке 800.В муз. риторике описана также Ф. hypotyposis (изображение), предполагающая разд. случаи муз. изобразительности.б) Мелодич., или, по Г. Массенкайлю, интервальные, Ф.: exclamatio (восклицание) и interrogatio (вопрос; см. пример ниже), передающие соответствующие интонации речи; passus и saltus duriusculus — введение в мелодию хроматич. интервалов и скачков.К. Монтеверди. «Орфей», действие II, партия Орфея.в) Ф. пауз: abruptio (неожиданный обрыв мелодии), apocope (необычное сокращение длительности заключит. звука мелодии), aposiopesis (генеральная пауза), suspiratio (в рус. теории музыки 17-18 вв. «суспирия» — паузы-«вздохи»), tmesis (паузы, разрывающие мелодию; см. пример ниже).И. С. Бах. Кантата BWV 43.г) Ф. повтора, включают 15 приёмов повторения мелодич. построений в разной последовательности, напр. anaphora (abac), anadiplosis (abbс), palillogia (точное повторение), climax (повторение в секвенции) и др.д) Ф. класса фуги, для к-рых характерна имитац. техника: hypallage (имитация в противодвижении), apocope (неполная имитация в одном из голосов), metalepsis (фуга на 2 темы) и др.е) Ф. предложений (Satzfiguren) — понятие, заимствованное из риторики, в к-рой оно применялось наряду с «Ф. слов»; основу этой многочисленной и разнородной группы составляют Ф., выполняющие как изобразит., так и выразит. функции; их характерный признак — в гармонич. языке; к Satzfiguren относятся разл. приёмы использования диссонансов вопреки строгим правилам: catachrese, ellipsis (неправильное разрешение диссонанса или отсутствие разрешения), extensio (диссонанс, выдерживаемый дольше своего разрешения), parrhesia (переченье, применение ув. и ум. интервалов, нек-рые случаи неподготовленных или неправильно разрешённых диссонансов; см. пример ниже); сведения о диссонантных Ф. наиболее полно представлены в работах К. Бернхарда.Г. Шюц. Священная симфония «Singet dem Herren ein neues Lied» (SWV 342).К этой группе относятся также особые приёмы использования консонансов: congeries (их «скопление» в прямом движении голосов); noema (введение гомофонного консонантного раздела в полифонич. контекст с целью выделения к.-л. мыслей словесного текста) и др. К Ф. предложений причисляется также весьма важная в музыке 17-18 вв. Ф. antitheton — противопоставление, к-рое может быть выражено в ритме, гармонии, мелодике и т. д.ж) Манеры (Manieren); в основе этой группы Ф. лежат разл. виды распева, пассажей (bombo, groppo, passagio, superjectio, subsumptio и др.), к-рые существовали в 2 формах: записанные в нотах и незаписанные, импровизируемые. Манеры часто трактовали вне прямой связи с риторич. Ф.6) Ф. — муз. украшение, орнамент. В противоположность Manieren украшение в данном случае понимается более узко и однозначно — как некое добавление к осн. муз. тексту. Состав данных украшений ограничивался диминуциями, мелизмами.7) В англо-амер. музыковедении термин «Ф.» (англ. figure) используется ещё в 2 значениях: а) мотив; б) цифровка генерал-баса; фигурированный бас (англ. figured bass) здесь означает цифрованный бас.В теории музыки использовался термин «фигуральная музыка» (лат. cantus figuralis), к-рый первоначально (до 17 в.) применялся к соч., записанным мензуральной нотацией и отличавшимся ритмич. разнообразием в противоположность cantus planus — ритмически равномерному пению; в 17-18 вв. он означал мелодич. фигурацию хорала или остинатного баса. Литература: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв., сост. В. П. Шестаков, М., 1971; Друскiн Я. С., Про риторичнi прийоми в музицi Й. С. Баха, Кипв, 1972; Захарова О., Музыкальная риторика XVII — первой половины XVIII в., в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; её же, Музыкальная риторика XVII века и творчество Г. Шютца, в сб.: Из истории зарубежной музыки, вып. 4, М., 1980; Кон Ю., О двух фугах И. Стравинского, в сб.: Полифония, М., 1975; Бейшлаг A., Орнаментика в музыке, М., 1978; Burmeister J., Musica poetica. Rostock, 1606, переизд, Kassel, 1955; Кirсher A., Musurgia universalis, t. 1-2, Romae, 1650, 1690, переизд. Hildesheim, 1970; Janowka Т. В., Clavis ad thesaurum magnae artis musicae, Praha, 1701, переизд. Amst., 1973; Scheibe J. A., Der critische Musicus, Hamb., 1738, 1745; Mattheson J., Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1739, переизд. Kassel, 1954; Spiess M., Tractatus musicus compositorio — practicus, Augsburg, 1746; Forkel J. N., Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1, Lpz., 1788, переизд. Graz, 1967; Schering A., Bach und das Symbol, в кн.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 22, Lpz., 1925; Bernhard Chr., Ausfьhrlicher Bericht vom Gebrauche der Con- und Dissonantien, в кн.: Mьller-Blattau J., Die Kompositionslehre H. Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Chr. Bernhard, Lpz., 1926, Kassel — L.- N. Y., 1963; его же, Tractatus compositionis augmentatus Q. D. B. V., там же; Ziebler K., Zur Aesthetik der Lehre von den musikalischen Figuren im 18. Jahrhundert, «ZfM», 1932/33, Jahrg. 15, H. 7; Вrandes H., Studien zur musikalischen Figurenlehre im 16. Jahrhundert, В., 1935; Bukofzer M., Allegory in baroque music, «Journal of the Warburg and Courtauld Institutes», 1939/40, v, 3, No 1-2; Unger H, H., Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16.-18. Jahrhundert, Wьrzburg, 1941, переизд. Hildesheim, 1969; Schmitz A., Die Bildlichkeit der wortgebundenen Musik J. S. Bachs, Mainz, 1950; Ruhnkе M., J. Burmeister, Kassel — Basel, 1955; Walther J. G., Praecepta der Musicalischen Composition, (1708), Lpz., 1955; Eggebrecht H. H., Heinrich Schьtz. Musicus poeticus, Gцtt., 1959; Rauhe H., Dichtung und Musik im weltlichen Vokalwerk J. H. Scheins, Hamb., 1959 (Diss.); Kloppers J., Die Interpretation und Wiedergabe der Orgelwerke Bachs, Fr./M., 1965; Dammann R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Kцln, 1967; Polisca C. V., «Ut oratoria musica». The rhetorical basis of musical mannerism, в сб.: The meaning of mannerism, Hannover, 1972; Stиdron M., Existuje v ceskй hudbe 16.-18. stoletн obdoba hudebne rйtorickych figur?, «Opus musicum», 1973, r. 5, No 2. О. И. Захарова. Синонимы: абракадабра, анадисплосис, анаконозис, анантоподотон, антанакласис, антиметабола, апиоид, асиндетон, бочка, важная особа, важная птица, важная фигура, важная шишка, важное лицо, валет, вид, вираж, внешний вид, выброс, выкрюк, гештальт, гипербатон, гипербола, градация, дама, дукер, дуоль, змейка, изваяние, изображение, изоколон, имидж, иммельман, импетус, кабриоль, квазигеоид, квартоль, квекарь, коза, колено, комплекция, конституция, конфигурация, конь, королева, король, корпуленция, крест, крюк, ладья, литотес, лицо, лутц, манекен, многоугольник, оборот, образ, оксиморон, особа, очертания, перифраза, персона, пирамида, пируэт, пистолет, пневмофигура, позиция, полиграмма, полисиндетон, положение, помпфейер, предфрактал, прием, пролепсис, променад, птица, равноугольник, ранверсман, римская свеча, рисунок, склад, скобка, скульптура, сложение, слон, статуя, ствол, субъект, телемарк, телосложение, тип, трапецоид, треугольник, туз, фактура, ферзь, фигурка, формы, фрактал, человек, шассе, шен, шишка, шпагат, штопор, эпистрофа . смотреть

Читайте также:  Как подчеркиваются имена прилагательные в 3 классе

Источник