Меню

Форма 1 лица глагола родиться



Поиск ответа

Всего найдено: 16

Вопрос № 290972

Здравствуйте! Хочу спросить, употребляется ли частица -ка- в изъявительном наклонении с глаголами 1 лица. например, » Пойду-ка я домой». Во всех правилах написано, что -ка употребляется только в повелительном наклонении.

Ответ справочной службы русского языка

Частица ка употребляется после глаголов в форме 1-го лица ед . и мн. числа буд. времени изъяв. наклонения. В первом случае она выражает обращенное к себе побуждение к действию, напр.: Или нет, расскажу-ка я вам лучше, как я женился (Тургенев И. С. Гамлет Щигровского уезда). Во втором употребляется для устранения категоричности выражаемого глагольной формой побуждения к совместному действию говорящего и собеседника, напр.: « Пойдем — ка на пару слов , Люба », ― позвал Егор ( Шукшин В. Калина красная) .

Здравствуйте, хочу проверить, какую букву (а или о) писать в слове одобриваю (одабриваю), но в ваших словарях почему-то нет ни одного из этих слов.

На слово «одобривать» словарь подсказыват «добривать», а на слово «одабривать» словарь говорит «одаривать».

Как решить эти проблемы?
Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Слов одобривать и одабривать нет в русском языке. Есть глаголы одобрить (совершенный вид, что сделать?) и одобрять (несовершенный вид, что делать?). Форма 1-го лица ед . числа глагола несовершенного вида: одобряю.

Слово «винюсь» (в смысле «виноват») существует в русском языке?

Ответ справочной службы русского языка

Да, в русском языке есть разговорный глагол виниться ‘признаваться в своей вине’, форма 1-го лица ед . числа этого глагола – винюсь , например: винюсь перед тобой.

Здравствуйте!
Как у глагола ОХЛАДИТЬ образовать форму 1-го лица ед инственного числа будущего времени?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как будет правильно:
Ты — дерзишь (т.е. ведёшь себя дерзко).
Он, она — дерзит.
Мы — дерзим.
Я — .

Ответ справочной службы русского языка

Образование формы 1-го лица ед . числа глагола дерзить затруднительно (иными словами, такая форма не употребляется в речи, ср.: победить ).

Здравствуйте! Помогите образовать форму 1 лица единственного числа буд.времени от инфинитива «наслаждаться».

Ответ справочной службы русского языка

От наслаждаться (глагол несовершенного вида) форма 1-го лица ед . числа будущего времени: буду наслаждаться. От насладиться (глагол совершенного вида) образуется форма 1-го лица наслажусь.

Добрый вечер! Будьте добры, помогите поставить точку, если это возможно. Существует ли будущее время для первого лица единственного числа у глагола «побеждать»? Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

От глагола победить форма 1-го лица ед . числа не образуется, следует использовать описательную конструкцию: одержу победу, смогу победить.

Здравствуйте!
Употребляется ли глагол «бдеть» с местоимением «я», если да, то как?

Ответ справочной службы русского языка

Образование формы 1-го лица ед . числа глагола бдеть затруднительно.

Подскажите, пожалуйста, как правильно: закачу (штанины) или закатаю?

Ответ справочной службы русского языка

Форма 1-го лица ед . ч. глагола закатать — закатаю .

Хочу задать вам вопрос о глаголе «лазать». Недавно услышал от кого-то «лажу». Долго смеялся, т.к. был уверен, что правильная форма «лазаю». Из любопытства поискал в Интернет и. удивился. Словарь Ушакова утверждает, что соответствующая форма глагола лазать — лазаю, а лазить — лажу. Словарь Ожегова сообщает, что «лазать» — это разговорная форма глагола «лазить». В то же время нашел на форуме lingvo.ru исследование, в котором говорится, что, по-крайней мере в Санкт-Петербурге, глагол «лазать» употребляется в подавляющем большинстве случаев.

Так как же правильно? Правильно ли говорить «лажу» (Бррр. )? Правда ли, что «лазать» — это разговорная форма от «лазить»?

Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Да, это так. В русском языке есть два глагола: лазить и лазать. Глагол лазить – общеупотребительный и стилистически нейтральный, форма 1-го лица ед . числа этого глагола – лажу . А глагол лазать (форма 1-го лица ед . числа – лазаю ) отмечается в словарях как разговорный, т. е. его употребление допустимо в устной речи, но нежелательно на письме.

Здравствуйте.
Меня вот мучает один вопрос:
Как правильно писать и говорить «прийду» или «приду» и есть ли вообще такие слова, если нет то чем их можно заменить?
спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Форма 1-го лица ед . числа от прийти – приду.

Как правильно «пылесосю» или «пылесошу» ? И «победю» или «побежду» ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: пылесошу. От глагола победить форма 1-го лица ед . числа не образуется, следует использовать описательную конструкцию: смогу победить, одержу победу.

Добрый день!
Подскажите пожалуйста, как правильно проспрягать возвратный глагол убеждаться.
я убежусь? я убеждусь? либо такая форма отсутствует?
Заранее большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Убеждаться – я убеждаюсь. Убедиться – форма 1-го лица ед . ч. не употребляется.

Как правильно говорить: побежу или победю, пропылесосю или пропылесошу?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: пропылесошу, одержу победу (у глагола победить форма 1-го лица ед . ч. не употребляется).

Убежусь, убедюсь, убеждусь — как правильно ? Какое-то «корявое» слово, обычно стараюсь в речи его избегать, т.к. ни один из вариантов мне не кажется звучным и литературно корректным. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Форма 1-го лица ед . ч. этого глагола неупотребительна. Ее следует избегать.

Источник

Читайте также:  Как определить правописание личных окончаний глаголов

Лицо глагола

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лицаотвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицо Он улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;
Читайте также:  Правила глагола чем он изменяется

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Источник

Контрольная работа по Морфологии — контрольная работа

1. Образуйте формы 1-го и 2-го лица ед.ч., найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?

Родиться1л родился, родились

родился, родились

Рождаться 1л рождаюсь, рождаемся

рождаешься, рождаетесь

зажигать 1л зажигаю, зажигаем

зажигаешь зажигаете

Зажечь 1л зажгу, зажжем

зажжешь, зажжете

выслать 1л вышлю, вышлем

вышлешь, вышлете

Высылать 1л высылаю, высылаем

высылаешь, высылаете

сослать-ссылать – у слов одинаковые формы 1ого и 2ого лица

Сослать 1л сошлю, сошлем

сошлю, сошлём

Каждые из образованных пар различаются временем.

2. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы.

Спортсмены блещут талантами на олимпиаде

На небе блистают яркие звёзды

В этом случае, можно употреблять и ту, и другую форму, т.е они взаимозаменимы

внемлют – это устар. форма, поэтому нужно употреблять в определённом контексте

Ученики Пифагора внемлют его речам

Дочери внимают каждому слову матери

каплют — это устар. форма, поэтому нужно употреблять в определённом контексте

Дождь каплет на кровлю дома

Эти слова капают ей на нервы

страждут — это устар. форма, поэтому нужно употреблять в определённом контексте

И страждут озими от бешеной забавы. (Пушкин)

Люди страдают от любви

сыплют – это разговорное

Бабушка с дедушкой сыплют муку из мешка

Колхозники сыпят зерно на землю

В этом случае, можно употреблять и ту, и другую форму, т.е они взаимозаменимы

Люди чтят (чтут) память героев

3. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов.

Атаковать рыцаря им не удалось – несов.в

Им пришлось долго атаковать башню – сов.в

Использовать эту землю уже нельзя –сов.в

Мы уже не можем его использовать – несов.в

В мае жениться не советуют – несов.в

Они сильно волновались, поэтому жениться сегодня не смогли – сов.в

На площади сегодня его будут казнить – несов.в

Сказали, что его нужно казнить – сов.в

Ранить можно даже словом – сов.в

Ранить – значит причинять боль – несов.в

Не каждому суждено родиться под счастливой звездой – сов.в

Телеграфировать об этом будут сегодня – несов.в

Телеграфировать об этом надо было вчера – сов.в

4.Образуйте форму прошедшего времени. Отметьте глаголы, имеющие особенности в образовании данной формы.

5. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать – читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

Лечить – лечащий – лечивший – леченный

Гнать – гонящий – гонявший – гоняемый

Лететь – летающий – летавший

Блистать – блистающий – блиставший – блистаемый

Петь – поющий – певший

6. Проанализируйте выражение залоговых значений в причастиях, устраните ошибки в их образовании и употреблении. Отредактируйте предложения.

1.Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм».

Мы покажем вам кадры из нового фильма, снятого на киностудии «Мосфильм»

2. Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар.

3. Не оставляйте топящие печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ.

Не оставляйте топящиеся печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ.

Читайте также:  Конспект урока русского языка 3 класс род глаголов прошедшего времени

4. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняемые судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии

7. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения

1.Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.

Из-за занятий в секции, у мальчика оставалось мало времени.

2. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.

Я думаю, что по окончании института, моя мечта сбудется.

3. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

Когда я слушал эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

4. Так, готовясь к походу, проходили дни.

В подготовке к походу проходили дни.

5. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл.

При употреблении существительных в различном роде меняется смысл.

8. Укажите стилистические недочеты и ошибки в употреблении наречий (немотивированное использование сниженного (устаревшего)варианта, плеонастические сочетания при употреблении степеней сравнения, просторечные их формы, неправильный выбор наречия и т.п..); исправьте их.

1. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.

Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: старшей дочке еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только родилась.

2. Новый метод оказался простее и экономичнее, но освоение его потребовало более лучше организовать нашу работу.

Новый метод оказался проще и экономичнее, но освоение его потребовало лучше организовать нашу работу.

просторечные формы и плеонастические сочетания

3. Никто в бригаде не может выполнить эту операцию ловчее, чем Нина Петровна

Никто в бригаде не может выполнить эту операцию лучше, чем Нина Петровна

неправильный выбор наречия

4. Вторая выкройка была выполнена несколько получше, но замечаний все же было еще многовато.

Вторая выкройка была выполнена несколько лучше, но замечаний все же было многовато.

5. К завтраму надо было сдавать работу, но на успешное ее завершение мы надеялись все менее.

К завтрашнему дню надо было сдавать работу, но на успешное ее завершение мы надеялись все менее.

9. Определите, от каких слов категории состояния возможно образование форм степеней сравнения и субъективной оценки. Образуйте эти формы, составьте с ними предложения.

1)В комнате стало светлее, когда он принес свечу. (сравн. степень от прил. «светлый»).

2) Под теплым пледом мне стало теплее и я перестал дрожать. (сравн. степень от прил. «теплый»).

3) Отцу виднее, как надо поступить. (Сравн. степень от прил. «видный»)

4) Он стоял дальше чем казалось на первый взгляд.. (сравн. Степень от прил. «далекий»)

5) От слова «жаль» не образуется.

6) Он молча смотрел на меня, но от этого взгляда мне стало еще страшнее (сравн. степень от прил. «страшный»).

10. Составьте и запишите предложения со словами

Ввиду засухи понесёт урон сельское хозяйство

в виду заморозков нужно позаботиться о теплолюбивых растениях

Вместо Димы, сегодня выступает Алёша

В место, где мы раньше встречались, я больше не хожу

Вроде всё хорошо, но всё равно что-то тревожит

В роде Ивановых были князья

Вследствие этого мы не можем выдать вам документ

В следствие по этому делу были внесены изменения

Мы идём навстречу ветру

Сегодня на встречу с директорами я не поиду.

Несмотря на сильный дождь, было тепло

Она переходит дорогу не смотря на движение вокруг

Стоять сбоку от стола

Контрольная работа по морфологии (часть вторая)

Источник