Меню

Формирование образования прилагательных от существительных и глаголов у детей



Формирование образования прилагательных от существительных и глаголов у детей

в клетку. (влетает),

из клетки. (вылетает),

через дорогу. (переходит),

от дерева. (отходит),

к дому. (подъезжает),

в стакан. (наливает),

из стакана. (выливает),

на дерево. (влезает),

с дерева. (слезает).

5. Найти общую часть в словах (по картинкам).

Подходит — подбегает; подходит — уходит

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

A. Образование притяжательных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

2. Словообразование с использованием суффикса -/- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование с помощью суффикса -/- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Б. Образование качественных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, чин-, -оват-, евати др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д.

Источник

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Целью данной работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по формированию словообразования имен прилагательных на основе экспериментального изучения.

Скачать:

Вложение Размер
rabota_po_formirovaniyu_slovoobrazovaniya_prilagatelnykh_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx 24.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими родному языку.

Многочисленные исследования в области лингвистики, психолингвистики, возрастной психологии выявили значительную роль процессов словообразования для нормального развития устной речи дошкольников. Было доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребёнка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, учёные определили закономерности, и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе [1,4,5].

Овладение закономерностями словообразования, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счёт производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма.

У детей дошкольного возраста часто оказываются несформированными навыки практического словообразования; иногда проявляется неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; затруднён подбор однокоренных слов. Нарушение словообразования у дошкольников ведёт к обеднению словарного запаса.

Данное исследование посвящено чрезвычайно важному вопросу – особенностям словообразования прилагательных у дошкольников. Очевидно, что эффективность коррекционно-педагогического процесса будет значительно выше, если принять во внимание индивидуальные особенности развития ребенка

Таким образом, значимость этой проблемы для успешности обучения детей дошкольного возраста, школьной адаптации определяют данное исследование как актуальное.

Целью данной работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по формированию словообразования имен прилагательных на основе экспериментального изучения.

Анализ литературных данных по проблеме позволил сформулировать гипотезу: учитывая, что развитие всех компонентов речевой системы несовершенно, можно предположить, что у детей дошкольного возраста могут наблюдаться особенности словообразования, учёт которых позволит осуществлять более дифференцированный подход в процессе коррекции речи детей.

В ходе работы использовались методологические разработки Т.В. Тумановой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Т.В. Волосовец и др.

Словообразовательная система языка тесно связана с другими его сторонами – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка [3].

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Таким образом, словообразование отражает общий процесс формирования морфологической системы языка.

А.Г. Тамбовцева выделяет три этапа овладения способами словообразования:

Первый – примерно от 2,6 до 3,6 – 4,0 лет – накопление первичного словаря лексики и формирования предпосылок словообразования. Словотворчество возникает по типу речевой ошибки.

Второй – примерно от 3,6 – 4 до 5,6 – 6,0 лет – активное освоение словопроизводства. В этот период зарождается и развивается словотворчество.

Третий – после 5,6 – 6,0 лет – усвоение норм и правил словообразования, формирование самоконтроля и критичности к собственной речи. Словопроизводство начинает носить более точный характер, поскольку ребенок понимает традиции словообразования [3].

Таким образом, к школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики, что позволяет ему в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

В исследовании приняли участие 30 дошкольников. Возраст испытуемых – 5-6 лет. При этом испытуемые были разбиты нами на две группы: группа «А» — контрольная группа и группа «Б» — экспериментальная. С детьми экспериментальной группы мы целенаправленно на протяжении двух месяцев в рамках формирующего этапа исследования проводили игры-занятия по формированию навыков словообразования. С детьми контрольной группы работа проводилась в рамках содержания типовой программы воспитания и обучения.

За основу были взяты методики Р.И. Лалаевой, Н В Серебряковой [1,2].

Исследование состояло из трех этапов:

На констатирующем этапе исследования была проведена первичная диагностика уровня сформированности словообразования прилагательных. Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что исходный уровень сформированности словообразования прилагательных всех двух групп примерно одинаковый.

На формирующем этапе исследования с учетом результатов диагностики первого этапа был составлен план мероприятий и проведена работа, направленная на формирование словообразования прилагательных. В процессе игр-занятий детям предлагались задания, которые выстраивались с учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе. Формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

— Образование притяжательных прилагательных.

— Образование качественных прилагательных.

— Образование относительных прилагательных.

Одновременно с занятиями по обогащению словаря решались задачи по закреплению изученного материала при проведении режимных моментов, прогулок, наблюдений. Следует отметить, что дети играли дружно, при затруднениях помогали друг другу.

По завершению формирующего этапа исследования нами был проведен контрольный срез уровня сформированности словообразования прилагательных у детей по той же методике в обеих группах. Прирост изменений уровня сформированности словообразования прилагательных наблюдался у испытуемых группы «Б» после проведения формирующего этапа исследования. В то же время показатели уровня сформированности словообразования прилагательных у испытуемых группы «А», которые не участвовали в формирующем этапе, зафиксированы лишь незначительными изменениями.

Дошкольники допускали следующие характерные ошибки:

  • Лексические замены
  • Окказиональное словообразование проявлялись в неправильном выборе суффикса
  • Присутствовало и нарушение акцентуации

Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребёнка со словом в контексте его практической деятельности – при лепке, рисовании, ручном труде [2].

Овладение грамматически правильной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать следующий вывод: специально подобранные методы и приемы оказывают влияние на формирование словообразования прилагательных в старшем дошкольном возрасте.

В процессе работы по исследованию формирования словообразования прилагательных в старшем дошкольном возрасте мы успешно реализовали все поставленные задачи и подтвердили гипотезу исследования.

В настоящее время работа по ознакомлению детей с законами словообразования включена в школьную программу по русскому языку. Однако первоначальные представления и сведения о словообразовании дети должны получать еще в детском саду.

Список использованной литературы:

  1. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза в речевой деятельности // Человеческий факт ор в языке. Язык и порождение речи / под редакцией Е. С. Кубряковой. М., 1991.
  2. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стёртой дизартрией. Монография-СПб.: НАУКА-ПИТЕР, 2006. -196 с.
  3. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования (речевое развитие и обучение языку). – М., 1978.
  4. Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005г. 144стр.
  5. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ УСТАНОВЛЕНИЮ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ.

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого формируются как познавательные, так и практические де.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для.

Разработанный план будет полезен логопедам, воспитателям.

Разработанный план будет полезен логопедам, воспитателям.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Развитие словообразования прилагательных у младших школьников

РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ермакова Елена Зинатуловна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546 Красносельского района

Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных. Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, включающий, с одной стороны, овладение средствами формального выражения и, с другой стороны, овладение «семантическими сдвигами» в значении исходных слов

Проблема формирования словообразования у младших школьников является особенно актуальной, поскольку овладение словообразованием детьми имеет большое значение для профилактики нарушений письма, для овладения орфографией.

Словообразование – один из творческих компонентов речевой деятельности, заключающийся в такой номинации (назывании) явлений и предметов окружающего, при которой существенные связи и отношения объективной действительности находят свое выражение в отношениях структурных элементов внутри слова.

Словообразование тесто связано с лексикой, как бы примыкает к ней. Словообразовательная система включает прежде всего производные слова, относящиеся к лексическому уровню языка наряду со словами непроизводными.

Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В лингвистике отмечается многообразие форм словообразования прилагательных:

1. Префиксальные прилагательные (перетёртый – тёртый).

2. Суффиксальные прилагательные. В этой группе прилагательных мотивирующей основой являются различные части речи: имена существительные (берёза – берёзовый), имена прилагательные (белый – беловатый), глаголы (колоть – колкий), числительные (два –двойной), местоимения (ничей – ничейный), наречия (завтра – завтрашний).

3. Префиксально-суффиксальные прилагательные (бездомный – дом).

4. Флексийные прилагательные (зло – злой).

5. Префиксально-флексийные прилагательные, которые мотивируются только именами существительными.

6. Сложные прилагательные, образующиеся путём сложения слов (железнодорожный). При чистом сложении опорным компонентом является самостоятельное прилагательное. Сложные прилагательные могут состоять из двух, трёх и более компонентов.

Так, образование качественных прилагательных связано с использованием суффиксов: -ист- (пор-ист-ый), -ат- (-чат-) (ус-ат-ый, узор-чат-ый), -(лов-к-ий), -ив-, -чив-, -лив- (лен-ив-ый, разговор-чив-ый, говор-лив-ый), сложного суффикса –тельн- (стара-тельн-ый) и непродуктивных суффиксов –ав- (-яв-) и –ляв- (кудр-яв-ый, трух-ляв-ый), а также –ит- и –овит- (знамен-ит-ый, дар-овит-ый) и некоторых других.

При образовании относительных прилагательных используются суффиксы –н-(сталь-н-ой),льн-, -овн- (краси-льн-ый, дух-овн-ый), -ан (-ян-) (серебр-ян-ый, песч-ан-ый), -онн-, (-енн) (революци-онн-ый, традиции-онн-ый), -ск— и производные –ческ-, -ическ-, -овск-, -инск- (учитель-ск-ий, языковед-ческ-ий) и некоторые другие.

В образовании имен прилагательных распространен префиксальный способ морфологического словообразования. Всего в русском языке 25 префиксов, около 20 из них продуктивны. Специфическая группа приставок используется в словообразовании имён прилагательных. Так, среди приставок, образующих качественные прилагательные, продуктивными являются: пре- (пре-забавный), наи- (наи-кратчайший), раз- (раз-любезный), сверх- (сверх-звуковой), ультра (ультра-фиолетовый) и др.

Относительные прилагательные образуются с приставками на-, над-, под-, за-, при-, вне-, внутри-, анти-, между-, интер,-, но обычно в этих образованиях выступают одновременно и наиболее распространенный суффиксы –н-, -ок_, -ов и вследствие этого способ их образования является смешанным, суффиксально-префиксальным (над-зем-н-ый и т.д.)

Прилагательные с приставками и суффиксами представляют особую словообразовательную модель, в которой префиксы не только вносят особое свойственное им значение, но часто становятся неотъемлемой частью основ.

Чаще всего приставочные образования прилагательных возникают от производящих основ с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, с приставкой до-, с близкой с ней по значению приставкой пред-, и противоположной по значению приставкой по-.

Живым продуктивным способом образования имен прилагательных является использование приставок между- и меж-, за-, на-, над-, под— в сочетании с суффиксом –н— (международный).

Продуктивны в образовании прилагательных и приставки пред-, при-, сверх-, противо-, вне-, которым также сопутствуют суффиксы –н-, реже –ск, -ов- (пришкольный ).

Таким образом, словообразование – это особый раздел науки о языке. Оно тесно связано с лексическим и грамматическим строем речи, находит свое выражение в многообразии способов образования различных частей речи, в том числе и прилагательных.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Словарь ребенка обогащается за счет образования производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

По своим словообразовательным возможностям русский язык беспределен, обогащение его словарного состава происходит постоянно. Словообразование – движущая сила современного русского языка, и поэтому во все эпохи отмечалась весомость этого процесса в пополнении словарного состава.

Нарушения словообразование имён прилагательных у младших школьников в силу того, что в речи они появляются очень поздно. Какое-то время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных. Усвоение словоизменения прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (около 27 названий признаков предметов). Они обозначают: величину (большой – маленький); цвет (красный, синий, желтый, беленький); вкус (горький – сладкий); температуру (теплый – холодный); вес (тяжелый – легкий); оценку предметов (грязный – чистый, хороший – плохой) и др.

Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспространенности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются детьми. Согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем.

Позднее усвоение прилагательных объясняется, прежде всего, особенностью их семантики. Для того, чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи. Большое количество прилагательных являются производными словами.

Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Обучение словообразованию различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Работа над словообразовательными аффиксами заключается в формировании операций выделения и осознания словообразовательных морфем, морфемного анализа и комбинирования морфем.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. Приведу несколько приемов, предложенных Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, которые использую на своих уроках.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

Образование притяжательных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин--ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышкин, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.
  2. Словообразование с использованием суффикса iбез изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
  3. Словообразование с использованием суффикса i и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Образование качественных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) Без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, морозный, холодный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-,

–лив-, -чин-, -оват-, -еват- и др. Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый.

Образование относительных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-,

а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова. Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, рябиновый, осиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевый, перцовый.

2. Словообразование с использованием суффикса –н- .

а) Без чередования в корне производного слова. Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

б) С чередованием звуков в корне производного слова. Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов – н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

1. Задание «Чьи хвосты?» Образование притяжательных прилагательных.

Хвост коровы. Чей хвост? Коровий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост собаки – собачий.

Хвост козы – козий.

Хвост быка – бычий.

Хвост барана – бараний.

Хвост овцы – овечий.

Хвост зайца – заячий.

Хвост лисы – лисий.

Хвост белки – беличий.

Хвост медведя – медвежий.

Хвост волка – волчий.

Хвост мышки – мышиный.

  1. Упражнение «Что из чего сделано?». Образование относительных прилагательных. Используются карточки с изображением различных предметов.

Например: Стакан из стекла. Какой стакан? — Стеклянный.

Сковорода из чугуна – чугунная.

Ложка из дерева – деревянная.

Нож из металла – металлический.

Ведро из железа – железное.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Платье из шелка – шелковое.

Коробка из картона – картонная.

Шарф из шерсти – шерстяной.

Булка из пшеницы – пшеничная.

Хлеб из ржи — ржаной.

Варенье из вишни – вишневое.

Дорога из песка – песчаная.

Сумка из кожи – кожаная.

Мяч из резины – резиновый мяч.

Шуба из меха – меховая.

Крыша из соломы – соломенная.

Игрушка из пластмассы – пластмассовая.

Шарик из пластилина – пластилиновый.

Труба из кирпича – кирпичная.

Подушка из пуха – пуховая.

Одеяло из ваты — ватное.

Салфетка из бумаги – бумажная.

Сарафан из ситца – ситцевый.

Кувшин из глины – глиняный.

Погреб из камня – каменный.

Шинель из сукна – суконная.

  1. Подобрать слова — «родственники». Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

Подберите родственные слова к следующим словам и выделите (подчеркните) слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?

Лес – лесок, лесной, лесник.

Гриб – грибок, грибник, грибной.

Вода – водный, водяной, водолаз, наводнение.

Сахар – сахарный, сахарница.

Гора – горка, гористый, горный, пригорок.

Лист – листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

Дуб — дубок, дубовый.

Еж – ежиха, ежик, ежата, ежовый.

Весна – весенний, веснянка, веснушка.

Боль, большой, больница.

Водить, вода, водный.

Лес, лесной, лестница.

Море, морщины, морской.

Беседа, беседка, соседка.

а) Вспомнить и назвать из каких материалов могут быть сделаны предметы. Учитель показывает стекло (стеклянный стакан):

Это стекло. Этот стакан сделан из стекла. Какой он? – Стеклянный.

Назовите, какие еще предметы вызнаете из стекла. Какие они?

Стеклянная витрина и т.д.

Предлагаются различный материалы: камень, дерево, резина, мех, бумага и др.

б) Из чего сделаны все эти вкусные продукты?

Эти конфеты из шоколада. Какие они? – Шоколадные.

Конфеты из орехов – ореховые.

Варенье из вишни — вишневое.

Мармелад из яблок – яблочный.

Морс из клюквы – клюквенный.

Джем из малины – малиновый.

Суп из грибов – грибной.

а) Игра «Путаница». Используются картинки, где заменена одна часть тела. Например: «У меня лошадь, а хвост медвежий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня лиса, а уши заячьи. Мне нужны лисьи уши». и т.д.

б) Игра «Кто где живет?» Используются картинки с изображением жилища животных: дупло, нора, берлога, гнездо.

Например: « Это дупло. В нем живет белка. Это беличье дупло».

1.Образование прилагательных от наречий.

2.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) дерево – деревянный

б) Составить с этими словами предложения.

Например: «У мальчика на плече висит кожаная сумка».

3.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) осень – осенний

б) Найди ошибку. Написать предложения, заменив существительное прилагательным.

Дует теплый (весна) ветер.

У причала стоит маленький (река ) трамвай.

Наступил первый (зима) день.

Папа купил сыну (воздух) шарик.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. Образование сравнительной степени качественных прилагательных.

а) сильный – сильнее

б) Закончить предложения с этими прилагательными

Вова сильный, а его брат еще сильнее.

Машина едет быстро, а …

Весной погода теплая, а…

Земляника красная, а…

Пирог вкусный, а…

Лента длинная, а …

5.Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

а) белый – беленький

б) Дополнить предложения нужным по смыслу словом.

Заяц белый, а зайчонок …

Платок синий, а шарфик…

Береза тонкая, а березка…

Дом низкий, а избушка…

Таким образом, система работы по формированию словообразования должна быть связана с развитием лексики, грамматического строя речи. В процессе работы над словообразованием прилагательных важно учитывать поэтапность формирования словообразовательных процессов, постепенное усложнение словообразовательных моделей – типов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банишева Г.М. Суффиксальные и сложносуффиксальные образования имен прилагательных с деривативным морфом – н (ый) в современном русском языке (н материале словарей): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологич. наук. / Г.М. Банишева. – Новосибирск, 1970.
  2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. / А.В. Бондарко. – Л., 1976.
  3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). / В.В. Виноградов. – М., 1986.
  4. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М., 1956.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 1961.
  7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. / Е.Л. Гинзбург – М., 1979.
  8. Детская речь. Хрестоматия. Часть 1. – С. – Пб., 1994.
  9. Житенёва Л.И. Словообразование и состав слова. / Л.И. Житенёва. – Л., 1973.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1973.
  11. Захарова А.В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) / А.В. Захарова // Актуальные проблемы лексикологии. – Новосибирск, 1972.
  12. Земская Е.А. Как делаются слова. / Е.А. Земская. – М., 1963.
  13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. / Е.А. Земская. – М., 1973.
  14. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. / Е.С. Кубрякова. – М., 1974.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – С.–Пб., 1999.
  16. Левковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения материала. / К.А. Левковская – М., 2005.
  17. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. / В.В. Лопатин – М., 1977.
  18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей. / В.И. Лубовский. – М., 1978.
  19. Лурия А.Р. Язык и сознание. / А.Р. Лурия. – М.,1998.
  20. Немченко В.Н. Словообразовательная структура имен прилагательных в современном русском языке. / В.Н. Немченко. – Горький, 1973.
  21. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. / В.Н. Немченко. – Н. Новгород, 1994.
  22. Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. / Л.В. Сахарный. – Л., 1985.
  23. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. / Н.. Серебрякова – С.-Пб., 2009.
  24. Сохин Ф.А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования (речевой развитие и обучение языку). – М., 1978.
  25. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация./ И.С. Улуханов – М., 1996.
  26. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970.
  27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. Наук в форме научного доклада. / Т.Б. Филичева. – М., 2000.
  28. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С.Н. Цейтлин. – М., 2008
  29. Черемисина М.И. Особенности образования суффиксальных прилагательных в детской речи // Фонетика и морфология языков России. / М.И. Черемисина, А.В. Захарова. – Новосибирск, 1972.
  30. Чуковский К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский. – М., 1990.
  31. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка./Н.М. Шанский – М., 1964.
  32. Шахнарович А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования / А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983.
  33. Энциклопедия. Русский язык. – М., 1979.

Источник

Читайте также:  Предложения с неправильным глаголом pay

формирование образования прилагательных от существительных и глаголов у детей



Формирование образования прилагательных от существительных и глаголов у детей

в клетку. (влетает),

из клетки. (вылетает),

через дорогу. (переходит),

от дерева. (отходит),

к дому. (подъезжает),

в стакан. (наливает),

из стакана. (выливает),

на дерево. (влезает),

с дерева. (слезает).

5. Найти общую часть в словах (по картинкам).

Подходит — подбегает; подходит — уходит

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

A. Образование притяжательных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

2. Словообразование с использованием суффикса -/- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование с помощью суффикса -/- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Б. Образование качественных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, чин-, -оват-, евати др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Развитие словообразования прилагательных у младших школьников

РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ермакова Елена Зинатуловна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546 Красносельского района

Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных. Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, включающий, с одной стороны, овладение средствами формального выражения и, с другой стороны, овладение «семантическими сдвигами» в значении исходных слов

Проблема формирования словообразования у младших школьников является особенно актуальной, поскольку овладение словообразованием детьми имеет большое значение для профилактики нарушений письма, для овладения орфографией.

Словообразование – один из творческих компонентов речевой деятельности, заключающийся в такой номинации (назывании) явлений и предметов окружающего, при которой существенные связи и отношения объективной действительности находят свое выражение в отношениях структурных элементов внутри слова.

Словообразование тесто связано с лексикой, как бы примыкает к ней. Словообразовательная система включает прежде всего производные слова, относящиеся к лексическому уровню языка наряду со словами непроизводными.

Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В лингвистике отмечается многообразие форм словообразования прилагательных:

1. Префиксальные прилагательные (перетёртый – тёртый).

2. Суффиксальные прилагательные. В этой группе прилагательных мотивирующей основой являются различные части речи: имена существительные (берёза – берёзовый), имена прилагательные (белый – беловатый), глаголы (колоть – колкий), числительные (два –двойной), местоимения (ничей – ничейный), наречия (завтра – завтрашний).

3. Префиксально-суффиксальные прилагательные (бездомный – дом).

4. Флексийные прилагательные (зло – злой).

5. Префиксально-флексийные прилагательные, которые мотивируются только именами существительными.

6. Сложные прилагательные, образующиеся путём сложения слов (железнодорожный). При чистом сложении опорным компонентом является самостоятельное прилагательное. Сложные прилагательные могут состоять из двух, трёх и более компонентов.

Так, образование качественных прилагательных связано с использованием суффиксов: -ист- (пор-ист-ый), -ат- (-чат-) (ус-ат-ый, узор-чат-ый), -(лов-к-ий), -ив-, -чив-, -лив- (лен-ив-ый, разговор-чив-ый, говор-лив-ый), сложного суффикса –тельн- (стара-тельн-ый) и непродуктивных суффиксов –ав- (-яв-) и –ляв- (кудр-яв-ый, трух-ляв-ый), а также –ит- и –овит- (знамен-ит-ый, дар-овит-ый) и некоторых других.

При образовании относительных прилагательных используются суффиксы –н-(сталь-н-ой),льн-, -овн- (краси-льн-ый, дух-овн-ый), -ан (-ян-) (серебр-ян-ый, песч-ан-ый), -онн-, (-енн) (революци-онн-ый, традиции-онн-ый), -ск— и производные –ческ-, -ическ-, -овск-, -инск- (учитель-ск-ий, языковед-ческ-ий) и некоторые другие.

В образовании имен прилагательных распространен префиксальный способ морфологического словообразования. Всего в русском языке 25 префиксов, около 20 из них продуктивны. Специфическая группа приставок используется в словообразовании имён прилагательных. Так, среди приставок, образующих качественные прилагательные, продуктивными являются: пре- (пре-забавный), наи- (наи-кратчайший), раз- (раз-любезный), сверх- (сверх-звуковой), ультра (ультра-фиолетовый) и др.

Относительные прилагательные образуются с приставками на-, над-, под-, за-, при-, вне-, внутри-, анти-, между-, интер,-, но обычно в этих образованиях выступают одновременно и наиболее распространенный суффиксы –н-, -ок_, -ов и вследствие этого способ их образования является смешанным, суффиксально-префиксальным (над-зем-н-ый и т.д.)

Читайте также:  Составьте два предложения употребив в них глаголы с частицей не

Прилагательные с приставками и суффиксами представляют особую словообразовательную модель, в которой префиксы не только вносят особое свойственное им значение, но часто становятся неотъемлемой частью основ.

Чаще всего приставочные образования прилагательных возникают от производящих основ с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, с приставкой до-, с близкой с ней по значению приставкой пред-, и противоположной по значению приставкой по-.

Живым продуктивным способом образования имен прилагательных является использование приставок между- и меж-, за-, на-, над-, под— в сочетании с суффиксом –н— (международный).

Продуктивны в образовании прилагательных и приставки пред-, при-, сверх-, противо-, вне-, которым также сопутствуют суффиксы –н-, реже –ск, -ов- (пришкольный ).

Таким образом, словообразование – это особый раздел науки о языке. Оно тесно связано с лексическим и грамматическим строем речи, находит свое выражение в многообразии способов образования различных частей речи, в том числе и прилагательных.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Словарь ребенка обогащается за счет образования производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

По своим словообразовательным возможностям русский язык беспределен, обогащение его словарного состава происходит постоянно. Словообразование – движущая сила современного русского языка, и поэтому во все эпохи отмечалась весомость этого процесса в пополнении словарного состава.

Нарушения словообразование имён прилагательных у младших школьников в силу того, что в речи они появляются очень поздно. Какое-то время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных. Усвоение словоизменения прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (около 27 названий признаков предметов). Они обозначают: величину (большой – маленький); цвет (красный, синий, желтый, беленький); вкус (горький – сладкий); температуру (теплый – холодный); вес (тяжелый – легкий); оценку предметов (грязный – чистый, хороший – плохой) и др.

Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспространенности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются детьми. Согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем.

Позднее усвоение прилагательных объясняется, прежде всего, особенностью их семантики. Для того, чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи. Большое количество прилагательных являются производными словами.

Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Обучение словообразованию различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Работа над словообразовательными аффиксами заключается в формировании операций выделения и осознания словообразовательных морфем, морфемного анализа и комбинирования морфем.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. Приведу несколько приемов, предложенных Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, которые использую на своих уроках.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

Образование притяжательных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин--ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышкин, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.
  2. Словообразование с использованием суффикса iбез изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
  3. Словообразование с использованием суффикса i и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Образование качественных прилагательных.

  1. Словообразование с использованием суффикса –н-

а) Без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, морозный, холодный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-,

–лив-, -чин-, -оват-, -еват- и др. Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый.

Образование относительных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-,

а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова. Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, рябиновый, осиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевый, перцовый.

2. Словообразование с использованием суффикса –н- .

а) Без чередования в корне производного слова. Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

б) С чередованием звуков в корне производного слова. Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов – н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

1. Задание «Чьи хвосты?» Образование притяжательных прилагательных.

Читайте также:  Правописание о е в окончаниях глаголов под ударением

Хвост коровы. Чей хвост? Коровий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост собаки – собачий.

Хвост козы – козий.

Хвост быка – бычий.

Хвост барана – бараний.

Хвост овцы – овечий.

Хвост зайца – заячий.

Хвост лисы – лисий.

Хвост белки – беличий.

Хвост медведя – медвежий.

Хвост волка – волчий.

Хвост мышки – мышиный.

  1. Упражнение «Что из чего сделано?». Образование относительных прилагательных. Используются карточки с изображением различных предметов.

Например: Стакан из стекла. Какой стакан? — Стеклянный.

Сковорода из чугуна – чугунная.

Ложка из дерева – деревянная.

Нож из металла – металлический.

Ведро из железа – железное.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Платье из шелка – шелковое.

Коробка из картона – картонная.

Шарф из шерсти – шерстяной.

Булка из пшеницы – пшеничная.

Хлеб из ржи — ржаной.

Варенье из вишни – вишневое.

Дорога из песка – песчаная.

Сумка из кожи – кожаная.

Мяч из резины – резиновый мяч.

Шуба из меха – меховая.

Крыша из соломы – соломенная.

Игрушка из пластмассы – пластмассовая.

Шарик из пластилина – пластилиновый.

Труба из кирпича – кирпичная.

Подушка из пуха – пуховая.

Одеяло из ваты — ватное.

Салфетка из бумаги – бумажная.

Сарафан из ситца – ситцевый.

Кувшин из глины – глиняный.

Погреб из камня – каменный.

Шинель из сукна – суконная.

  1. Подобрать слова — «родственники». Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

Подберите родственные слова к следующим словам и выделите (подчеркните) слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?

Лес – лесок, лесной, лесник.

Гриб – грибок, грибник, грибной.

Вода – водный, водяной, водолаз, наводнение.

Сахар – сахарный, сахарница.

Гора – горка, гористый, горный, пригорок.

Лист – листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

Дуб — дубок, дубовый.

Еж – ежиха, ежик, ежата, ежовый.

Весна – весенний, веснянка, веснушка.

Боль, большой, больница.

Водить, вода, водный.

Лес, лесной, лестница.

Море, морщины, морской.

Беседа, беседка, соседка.

а) Вспомнить и назвать из каких материалов могут быть сделаны предметы. Учитель показывает стекло (стеклянный стакан):

Это стекло. Этот стакан сделан из стекла. Какой он? – Стеклянный.

Назовите, какие еще предметы вызнаете из стекла. Какие они?

Стеклянная витрина и т.д.

Предлагаются различный материалы: камень, дерево, резина, мех, бумага и др.

б) Из чего сделаны все эти вкусные продукты?

Эти конфеты из шоколада. Какие они? – Шоколадные.

Конфеты из орехов – ореховые.

Варенье из вишни — вишневое.

Мармелад из яблок – яблочный.

Морс из клюквы – клюквенный.

Джем из малины – малиновый.

Суп из грибов – грибной.

а) Игра «Путаница». Используются картинки, где заменена одна часть тела. Например: «У меня лошадь, а хвост медвежий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня лиса, а уши заячьи. Мне нужны лисьи уши». и т.д.

б) Игра «Кто где живет?» Используются картинки с изображением жилища животных: дупло, нора, берлога, гнездо.

Например: « Это дупло. В нем живет белка. Это беличье дупло».

1.Образование прилагательных от наречий.

2.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) дерево – деревянный

б) Составить с этими словами предложения.

Читайте также:  Конспект урока правописание тся ться в глаголах 5 класс

Например: «У мальчика на плече висит кожаная сумка».

3.Образование относительных прилагательных от существительных.

а) осень – осенний

б) Найди ошибку. Написать предложения, заменив существительное прилагательным.

Дует теплый (весна) ветер.

У причала стоит маленький (река ) трамвай.

Наступил первый (зима) день.

Папа купил сыну (воздух) шарик.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. Образование сравнительной степени качественных прилагательных.

а) сильный – сильнее

б) Закончить предложения с этими прилагательными

Вова сильный, а его брат еще сильнее.

Машина едет быстро, а …

Весной погода теплая, а…

Земляника красная, а…

Пирог вкусный, а…

Лента длинная, а …

5.Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

а) белый – беленький

б) Дополнить предложения нужным по смыслу словом.

Заяц белый, а зайчонок …

Платок синий, а шарфик…

Береза тонкая, а березка…

Дом низкий, а избушка…

Таким образом, система работы по формированию словообразования должна быть связана с развитием лексики, грамматического строя речи. В процессе работы над словообразованием прилагательных важно учитывать поэтапность формирования словообразовательных процессов, постепенное усложнение словообразовательных моделей – типов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банишева Г.М. Суффиксальные и сложносуффиксальные образования имен прилагательных с деривативным морфом – н (ый) в современном русском языке (н материале словарей): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологич. наук. / Г.М. Банишева. – Новосибирск, 1970.
  2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. / А.В. Бондарко. – Л., 1976.
  3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). / В.В. Виноградов. – М., 1986.
  4. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский – М., 1956.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 1961.
  7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. / Е.Л. Гинзбург – М., 1979.
  8. Детская речь. Хрестоматия. Часть 1. – С. – Пб., 1994.
  9. Житенёва Л.И. Словообразование и состав слова. / Л.И. Житенёва. – Л., 1973.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1973.
  11. Захарова А.В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) / А.В. Захарова // Актуальные проблемы лексикологии. – Новосибирск, 1972.
  12. Земская Е.А. Как делаются слова. / Е.А. Земская. – М., 1963.
  13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. / Е.А. Земская. – М., 1973.
  14. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. / Е.С. Кубрякова. – М., 1974.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – С.–Пб., 1999.
  16. Левковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения материала. / К.А. Левковская – М., 2005.
  17. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. / В.В. Лопатин – М., 1977.
  18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей. / В.И. Лубовский. – М., 1978.
  19. Лурия А.Р. Язык и сознание. / А.Р. Лурия. – М.,1998.
  20. Немченко В.Н. Словообразовательная структура имен прилагательных в современном русском языке. / В.Н. Немченко. – Горький, 1973.
  21. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. / В.Н. Немченко. – Н. Новгород, 1994.
  22. Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. / Л.В. Сахарный. – Л., 1985.
  23. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. / Н.. Серебрякова – С.-Пб., 2009.
  24. Сохин Ф.А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования (речевой развитие и обучение языку). – М., 1978.
  25. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация./ И.С. Улуханов – М., 1996.
  26. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. – М., 1970.
  27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. Наук в форме научного доклада. / Т.Б. Филичева. – М., 2000.
  28. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С.Н. Цейтлин. – М., 2008
  29. Черемисина М.И. Особенности образования суффиксальных прилагательных в детской речи // Фонетика и морфология языков России. / М.И. Черемисина, А.В. Захарова. – Новосибирск, 1972.
  30. Чуковский К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский. – М., 1990.
  31. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка./Н.М. Шанский – М., 1964.
  32. Шахнарович А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования / А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983.
  33. Энциклопедия. Русский язык. – М., 1979.

Источник

Формирование образования прилагательных от существительных и глаголов у детей



Игры для развития навыка образования относительных прилагательных

Дина Фомина
Игры для развития навыка образования относительных прилагательных

Цели: Формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных. Учить изменению образованных прилагательных по родам.

1. Игра «Что из чего сделано?»

Лексический материал: деревянный, стеклянных, фарфоровая, пластмассовый, бумажный, резиновый, золотой, серебряный, железный, кирпичный, глиняный, песочный, каменный, стальной, мраморный,

меховой, шерстяной, кожаный, хлопковый, бархатный, ватный, соломенный, шелковый, хрустальный.

Ход игры: просим ребенка сказать по образцу, каким будет предмет, сделанный из заданного материала.

-Теремок сделан из дерева — он деревянный.

-Машина из пластмассы — она….

-Мяч из резины — он…

-Цветок из бумаги – он….

-Стакан из стекла — … и т. п.

2. Игра «Варенье Карлсона»

Фруктовый (сок/компот, варенье, пирожки, каша): апельсиновый, банановый, грушевый, яблочный, ананасовый, лимонный, персиковый, абрикосовый, гранатовый, сливовый.

Ягодный (сок/компот, варенье, пирожки, каша): Клубничный, вишневый, виноградный, малиновый, смородиновый, арбузный, черничный, клюквенный.

Овощной (сок, суп, пирожки, каша): морковный, томатный, свекольный, огуречный, тыквенный, кабачковые, капустные.

Другое: кокосовый, ореховый.

Ход игры: назвать по образцу, каким будет сок/варенье/каша из заданной ягоды.

— Варенье из малины – малиновое.

— Сок из апельсина – апельсиновый.

— Каша из фруктов – фруктовая и т. п.

3. Игра «Машина каша»

Лексический материал: Гречневая, манная, ячневая, перловая, пшеничная, рисовая, гороховая, рыбная, грибная, сырная и т. п.

Ход игры: назвать по образцу, какой будет каша из заданной крупы или продукта.

4. С какого дерева листочек?

Лексический материал: дубовый, кленовый, березовый, тополиный, еловый, сосновый.

Ход игры: назвать по образцу, какой листик/иголку возьмет с каждого дерева.

Пример: Какой лист возьмем с березы? – березовый лист.

5. Игра «Рецепт для повара»

Задание: Назвать по образцу, какое блюдо (котлеты, варенье, сок, конфету, суп, кашу) можно сделать из заданного продукта (фрукты, овощи, крупы, продукты питания).

Пример: «Тыква. Можно приготовить тыквенную кашу. Яблоко. Можно сделать яблочный сок. Клубника. Можно испечь клубничные пирожки».

Словарь глаголов: приготовить, испечь, пожарить, сварить, выжать.

6. Игра «Чего не стало?»

Выкладываются картинки с соками. Правильно подбираются относительные прилагательные. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети должны догадаться, чего не стало. (Не стало яблочного сока. Нет апельсинового сока и т. д.)

Беседа «История образования и развития города Грязи» «История образования и развития города Грязи. » Воспитатель: Татьянина. Н. В. — Дети, как называется наша страна? (Россия). — А какой главный.

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Дидактическая игра «Разбери слово». Для детей 5-7лет. Цели: • Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового.

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая.

Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский/ По данным различных исследователей в настоящее время.

Игры на развитие навыка звукового анализа Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Читайте также:  Конспект урока правописание тся ться в глаголах 5 класс

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры) Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР.

Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Социальное партнерство, как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Один из аспектов воспитания детей — это право ребенка на.

Источник

Формирование образования прилагательных от существительных и глаголов у детей

в клетку. (влетает),

из клетки. (вылетает),

через дорогу. (переходит),

от дерева. (отходит),

к дому. (подъезжает),

в стакан. (наливает),

из стакана. (выливает),

на дерево. (влезает),

с дерева. (слезает).

5. Найти общую часть в словах (по картинкам).

Подходит — подбегает; подходит — уходит

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

A. Образование притяжательных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

2. Словообразование с использованием суффикса -/- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование с помощью суффикса -/- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Б. Образование качественных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, чин-, -оват-, евати др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д.

Источник

Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств
методическая разработка на тему

Описание игровых пособий, способствующих формированию навыков словообразования

Скачать:

Вложение Размер
formir.navkov_obraz.prilag.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ

Формирование грамматической стороны речи — важная задача как дошкольной педагогики в целом, в частности. Грамматические значения выражают отношения между явлениями действительности, обозначенные словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Трудность в овладении грамматической стороной речи и состоит в том, что дети не осознают эти значения, а значит, употребляют слова интуитивно.

Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребенок осваивает постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике. Грамматика, как известно, включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование и синтаксис.

Овладение ими происходит постепенно, но у каждого ребенка строго в определенной последовательности. Постепенность и последовательность овладения грамматическим строем объясняются не только возрастным и закономерностями развития нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

Психофизическое обоснование процессу усвоения грамматического строя речи дал Ф.А. Сохин, опираясь на учение И.П. Павлова». Он считал: в основе устойчивого употребления грамматических форм лежит системность — сложный динамический стереотип. По мнению Ф.А. Сохина, понимание грамматически оформленных высказываний на ранних этапах речевого развития определяется в основном неграмматическими моментами и опирается на логику предметных отношений.

Л. С. Выготский рассматривал порождение речи как процесс, который идет от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, ее опосредованию во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, наконец, в самих словах. На основе этого он считал, что речевое высказывание проходит три этапа: внутреннее программирование, лексико-грамматическое развертывание, моторную реализацию.

Н.И. Жинкин полагал, что для усвоения грамматической системы языка огромное значение имеет память: в долговременной памяти хранится постоянный для данного языка фонд речевых звуков и опирающихся на них морфем.

Трудность усвоения грамматических значений в том, что данные значения абстрактны, ребенок не осознает их — он воспринимает лишь конкретные формы их воплощения. Как уже было сказано, он усваивает грамматические категории в процессе естественного восприятия речи окружающих, слыша грамматические формы родного языка и постепенно проникая в их смысл; при этом овладение средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в речевом общении стимулирует ребенка к овладению языковыми средствами и их совершенствованию.

Следовательно, развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью детей.
В ходе овладения активной лексикой ребенок образует словесные связи, у него формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере обогащения активного и пассивного словаря.

Ребенок не только прислушивается к речи окружающих, но и сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях.

В ряде случаев к началу школьного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности грамматических средств речи, тем не менее, может значительно отличаться от нормы, что отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. «Ребёнок, относительно зрелый по своему физическому развитию, еще не владеет развитой системой языка. Следствием этого является недоразвитие и всех видов психической деятельности, непосредственно зависящих от владения полноценной речью. внимания, памяти, воображения, мышления, действия».

Можно утверждать: специально организованная работа по развитию грамматической стороны речи дошкольников, особенно это касается детей с речевой патологией, один из важнейших факторов их общего психического развития.

Однако недостаточный уровень развития абстрактно-логического мышления детей дошкольного возраста ставит педагога перед необходимостью широкого применения наглядности. Кроме того, поскольку основным видом деятельности в дошкольный период является игра, в работе по формированию и развитию грамматической стороны речи важно использование игровых приемов.

Принимая во внимание все вышеизложенное, я предлагаю на занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи использовать электронное наглядно-игровое пособие, которое, с одной стороны, даёт детям зрительную опору, а с другой — служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении. Некоторые игры из этого пособия мне хотелось бы представить.

Целью этих игр является формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных и изменения прилагательных по родам.

Игра «Детки с ветки». (Тема «Деревья).

Логопед говорит о том, что налетел ураган и все листья облетели с деревьев.

Затем логопед просит ребёнка назвать дерево, которое он видит. Затем логопед предлагает определить, с какого дерева эта ветка и назвать её. Например: «Ветка клена (какая?) — кленовая ветка», «Ветка дуба (какая?) — дубовая ветка» и т.п. Затем надо сказать, с какого дерева упал листочек и назвать его. ( Берёзовый листик и т.д.)

Игра «День рождения». (Тема «Фрукты»).

Логопед говорит ребёнку: «Представь, что у тебя день рождения. Ты решил пригласить друзей и испечь для них пироги. Из чего ты приготовишь начинку?». Ребёнок отвечает полным предложением: «Я приготовлю начинку из вишни(малины, клубники, груши, сливы и т.д.)».

Логопед: Какая начинка получилась из вишни? – Из вишни получилась вишнёвая (малиновая, клубничная …) начинка. А как называется пирог с вишнёвой начинкой? Пирог с вишнёвой начинкой называется вишнёвый пирог.

Упражнение «Скажи, какой?». (Тема «Фрукты»).

На экране расположены различные различные фрукты. Ребёнку предлагается ситуация того, что мама принесла из магазина фрукты и решила сварить из них варенье и выжать сок. Назови фрукты и скажи, какой получится из них сок и какое варенье?

Игра «Швейная фабрика».(Тема «Одежда»).

Логопед: — Что изображено на картинке?

Ребёнок: — На картинке изображено ателье.

Логопед: — Кто работает в ателье? ( -Портнихи.)

Логопед: — Ты видишь материалы , из которых можно сшить одежду. Логопед называет эти материалы. –Представь, что ты работаешь портнихой. Что ты сошьёшь из кожи? Какой получится плащ из кожи? Какое получится пальто из кожи? Какая получится куртка из кожи? (Из меха, из ситца)

Игра «Мастера-умельцы». (Тема «Посуда»).

Детям предлагается побыть мастерами-умельцами и изготовить посуду из разного материала. Логопед называет материалы, изображённые на экране, а ребёнок говорит, что он будет изготавливать из них. (Образец ответа ребёнка: — Из глины я сделаю глиняную вазу. Стеклянный стакан, деревянную ложку, фарфоровый чайник).

Данные игры актуализируют знания детей по предложенным темам. А также, позволяют не только научиться образовывать относительные прилагательные, но и изменить их по родам и согласовывать их с именами существительными .

При затруднениях дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с педагогом) и отраженно (за педагогом), хором и индивидуально. Выбор лексического материала определяется программными требованиями и индивидуальными особенностями детей.

Работу с данным пособием можно несколько усложнить, предложив детям не просто называть сок, варенье и начинку, а отвечать на вопросы: «Чем ты угостишь маму (друзей?) » или «Что ты предложишь съесть друзьям?». То есть параллельно можно развивать навык словоизменения (употребление относительных прилагательных в винительном и творительном падежах).

При поощрении следует учитывать все составляющие работы: правильность и быстроту ответа, приложенные ребенком старания, относительную динамику его общего речевого развития.

Необходимо добавить: система оценок носит весьма условный характер. Словесно поощряются все дети; при этом следует помнить об индивидуальных особенностях детей, таких, как активность, старание, положительная динамика в развитии.

Дошкольники, опираясь на зрительный образ, создают словоформы по грамматическим правилам, используя определенные морфемы, усваивая закономерности грамматики.

Применение описанных выше игр на занятиях не только решает основные образовательные задачи, но и развивает у дошкольников чувство языка, речевые ассоциации, без которых дальнейшее совершенствование грамматической стороны речи невозможно. Кроме того, решение этих задач происходит в естественной для дошкольников игровой деятельности, с опорой на зрительный образ. Это тоже способствует длительному удержанию внимания детей, их достаточно высокой мотивации и речевой активности.

Применение подобных игровых пособий на занятиях помогает активизировать процесс овладения грамматической стороной речи, разнообразить речевую практику детей.

Источник