Меню

Формы прилагательных правильно использованы в предложениях он из тех



2.3. Имя прилагательное

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности.

1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей :

красивый – красив ее /красив ей ; сильный – сильн ее /сильн ей .

2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х , то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):

лёгкий – легче, тугой – туже, сухой – суше.

Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк :

бога т ый – бога ч е, моло д ой – моло ж е, прос т ой – про щ е, бли з кий – бли ж е, гла д кий – гла ж е, жи д кий – жи ж е, коро т кий – коро ч е, ни з кий – ни ж е, ре д кий – ре ж е, у з кий – у ж е.

Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой. В то же время в просторечии суффикс -е может получать более регулярное выражение, чем в литературном языке (например, слабже, послабже), но в литературной речи они недопустимы!

3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:

ранний – раньше, старый – старше, тонкий – тоньше, горький – горше, далёкий – дальше, долгий – дольше.

4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:

хороший – лучше, плохой – хуже (недопустимо: хужее!), маленький, малый – меньше.

5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом – с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):

более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

Сегодня она была более грустн ее , чем вчера; Он самый велич айший физик в мире.

Грамматически корректными будут предложения:

Сегодня она была более грустной , чем вчера; Сегодня она была грустнее , чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.

Аналогичные требования предъявляются и по отношению к употреблению в сравнительной и превосходной степени качественных наречий:

Ей более трудно , чем тебе; Ей труднее , чем тебе.

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения:

Обратите внимание, что при использовании форм сравнительной и превосходной степени в речи необходимо учитывать несколько условий.

1. Прилагательное в сравнительной степени употребляется в сочетании с родительным падежом имени (Он красивее сестры ) или в объединении с союзом чем (Дыни слаще, чем арбузы ). Эти формы указывают на объект сравнения. Без зависимого имени, указывающего на объект сравнения, прилагательные в сравнительной степени могут употребляться:

когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста:

Я знаком со всеми сборниками его стихов. Последний сборник явно слабее;

когда признак предмета сравнивается с тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию:

Память о солнце в сердце слабеет, желтей трава (А. Ахматова).

2. Подобную зависимость можно проследить и при использовании прилагательных в превосходной степени: необходимо указать круг предметов, лиц, из которых выделяется тот, который наделен тем же качеством в наибольшей степени:

Он был самым трудолюбивым в нашей семье; Он был лучшим среди нас.

Кроме того, использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным.

Так, некорректным является предложение: А. Блок – талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторим, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок – один из талантливейших поэтов России.

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Упражнения к теме «2.3. Имя прилагательное»

Читайте также другие темы раздела 2 «Морфологические нормы»:

Источник

УПОТРЕБЛЕНИЕ КРАТКИХ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Краткие формы качественных прилагательных имеют ту же самую основу, что и полные, но отличаются от последних особыми окончаниями.

У большинства прилагательных образование таких форм не вызывает затруднений, однако в ряде случаев обнаруживаются некоторые особенности, о которых необходимо помнить.

1. В кратких формах прилагательных м. р. ед. ч. может встретиться появление беглого гласного -о- или -е-. Такое появление наблюдается в следующих случаях:

а) у прилагательных с основой на -к- или -н-, которые следуют за каким-либо другим согласным, например: краткийкраток, тонкийтонок, горькийгорек, бойкийбоек, полныйполон, смешнойсмешон, больнойболен, томныйтомен и т. п.;

Примечание.У большинства прилагательных, заканчивающихся на «согласный + -ний» (древний, излишний, бескрайний и т. п.), краткие формы встречаются редко; при этом преимущественно употребляются формы мн. ч.: древни, излишни, бескрайни и т. д.

б) у прилагательных, которые заканчиваются на -анный (с ударным -а-): гуманный гуманен, желанный желанен, странный странен, постоянный постоянен и т. п.;

Примечание.У прилагательных, заканчивающихся на -анный(с безударным -а-), беглый гласный не появляется: сдержанныйсдержан, образованныйобразован, воспитанныйвоспитан.

в) у прилагательных, которые заканчиваются на -инный, -онный или —енный: длинный длинен, повинный повинен, резонный резонен, склонный склонен, современный современен, ценный ценен и т. п.;

Примечание.У прилагательных, заканчивающихся на -ённый,беглый гласный не появляется: отдалённый отдалён, умудрённый умудрён, убеждённый убеждён и т. п.

г) у следующих прилагательных с основой на —л-, -р- и -г-:тёплый, кислый, злой, светлый, хитрый, острый и долгий, соответственно: тёпел, кисел, зол, светел, хитёр, остёр и долог;

д) у прилагательных, заканчивающихся на -ственный,а также у следующих прилагательных на -енный:безвременный, беспочвенный, бессмысленный, бесчисленный, благословенный, блаженный, вдохновенный, дерзновенный, медленный, многочисленный, своевременный, священный, смиренный, – могут быть образованы две краткие формы м. р. – с беглым гласным и без такового: ответственный ответственен, ответствен; насильственный насильственен, насильствен; бесчисленныйбесчисленен, бесчислен; священный священен, священ и т. п. Первая из этих форм (с беглым -е-) встречается преимущественно в разговорной речи, а вторая (без беглого гласного) – в книжной.

2. У трех прилагательных – большой, маленький, солёный – наблюдается особое соотношение между основами полной и краткой форм, ср.: большойвелик, велика, велико, велики; маленькиймал, мала, мало, малы; солёныйсолон, солона, солоно, солоны.

3. Не все качественные прилагательные могут иметь краткие формы. Такие формы отсутствуют:

а) у большинства прилагательных, образованных путем перехода в качественные из других разрядов или из причастий: золотой (ребенок), стеклянные (глаза), львиная (доля), собачий (характер), знающий (студент) и многие другие;

б) у большинства прилагательных, обозначающих цвета, а также называющих масти животных: коричневый, кремовый, оранжевый, розовый, сиреневый, фиолетовый, шоколадный; вороной, каурый, пегий, саврасый и т. п.

Примечание.Прилагательные белый, черный, зеленый, красный, которые чаще употребляются в переносных значениях (см. выше), имеют краткие формы, соответственно: бел, черен, зелен, красен и т. п.

в) у прилагательных с приставками пре-, раз- и рас- в значении большой степени качества: премилый, прелюбезный, развеселый, разудалый, распрекрасный, распомаженный и т. п. (однако в тех случаях, когда указанные значения приставок уже не осознаются, образование краткой формы допустимо, ср.: прекрасныйпрекрасен, разумныйразумен и т. п.);

г) у прилагательных с суффиксом —ск-, а также с суффиксами -ов- и -ев- и окончанием -ой:дружеский, добрососедский, братский; деловой, правовой, черновой; боевой, ключевой, целевой и т. д.;

д) у прилагательных с суффиксом -л-, основа которых совпадает с основой глагола в форме прошедшего времени, например: бывалый, гнилой, горелый, отсталый, пожилой, угорелый и т. п. (однако при отсутствии такого совпадения и в тех случаях, когда конечный основы не является суффиксом, образование краткой формы возможно, ср.: веселыйвесел, круглыйкругл, тусклыйтускл, удалойудал и т. д.).

4. Прилагательные рад и горазд употребляются только в краткой форме и не имеют полной, а прилагательные виноват, должен и обязан употребляются преимущественно в краткой форме. Полные формы этих трех прилагательных встречаются только в устойчивых сочетаниях и оборотах, ср.: чувствовать себя виноватым, с виноватым выражением лица; должным образом, на должном уровне; чувствовать себя обязанным и некоторые другие.

5. У некоторых прилагательных краткие формы отличаются от полных своим значением, ср.: Это хорошаядевушкаЭта девушка хороша;Это плохойчеловекЭтот человек совсем плох; СпособныйстудентСтудент способенна многое; ГотовыйобедОбед готов; ПраваяногаОна права; ВидныйисследовательОтсюда хорошо виденсад; НужныевещиЕму нужныэти вещи и т. п. Так как в подобных случаях сопоставляемые формы различаются своим лексическим значением, то мы вправе считать, что перед нами не формы одного и того же слова, а разные слова, т. е., с одной стороны, здесь представлены качественные прилагательные, не имеющие краткой формы, а с другой – прилагательные, употребляющиеся только в краткой форме и не имеющие полной.

Примечание.Подобная несоотносимость полных и кратких форм наблюдается и в том случае, когда они употребляются в устойчивых сочетаниях и оборотах, ср.: а) полные формы: безвыходное положение, больной вопрос, горячая пора, дикий восторг, живая природа, легкая рука и т. п.; б) краткие формы: взятки гладки, вопрос ясен, дорог каждый час, ни жив ни мертв, руки коротки, совесть нечиста, у страха глаза велики и т. п. Полные формы качественных прилагательных, используемые в терминологических сочетаниях, также не соотносятся с краткими, поскольку в составе таких-сочетаний они переходят в разряд относительных прилагательных, ср.: глухой звук, жидкие тела, скорая помощь, скорый поезд и т. п.

Читайте также:  Имена прилагательные к слову счастье

Как краткая, так и полная форма качественных прилагательных может употребляться в функции именной части сказуемого, что неизбежно приводит к необходимости выбора одной из них. В тех случаях, когда между этими формами наблюдаются смысловые различия (см. выше), выбор, конечно, и определяется тем значением, в котором необходимо использовать данное прилагательное. Если же между краткой и полной формами смысловые различия отсутствуют, критерии такого выбора будут несколько иными. В общем виде здесь возможны случаи, когда допустимо употребление а)только краткой формы; б) только полной формы; в) как краткой, так и полной форм.

Только краткая форма употребляется в следующих случаях:

1) в устойчивых этикетных формах, выражающих какой-либо совет, пожелание и т. п.: будьте добры, будьте бдительны и осторожны, будьте взаимовежливы и т. д.;

2) если прилагательное выражает долженствование, возможность, необходимость и т. п.: Завтра возможен гололед; Явка обязательна; Мне это необходимо и т. д.;

3) если прилагательное обозначает несоответствие признака данному предмету, данным условиям и т. п.: Эта тема не интересна для обсуждения; Эти брюки мне велики; Пролив слишком узок для судоходства и т. д.;

4) если прилагательное обозначает признак, указывающий на соотношение между предметами: Их взгляды полярны; Они были дружны и неразлучны; Эти прямые параллельны и т. п.;

5) если прилагательное обозначает ситуативный признак, т. е. такой, который проявляется не всегда, а только при определенных условиях, в определенной ситуации и т. п. (например, можно быть сытым только после принятия пищи, взбешенным в каком-либо конкретном случае и т. д.): Он с вами откровенен; Я голоден; Мы были расстроены и т. п.;

6) у прилагательных с суффиксами -ом-, -ем- или -им-(обычно в значении «способен или может подвергнуться действию»): Они хорошо знакомы; Выступления этого оркестра незабываемы; Такие ошибки легко устранимы и т. п.;

7) если прилагательное имеет усилительно-оценочное значение и занимает позицию перед подлежащим (обычно с восклицательной частицей как): Как хороши, как свежи были розы! Как упоительны в России вечера! Как красива была река в лунную ночь! и т. п.;

8) если прилагательное имеет при себе зависимое слово (обычно выполняющее функцию дополнения): Этот человек верен своему слову; Наш город известен музеями и памятниками древней архитектуры; Она была довольна своей работой и т. п.;

9) при субъекте предложения, который выражен местоимениями весь, всякий, кто, то, тот, что, это. Все едино, что хлеб, что мякина; В зимний холод всякий молод; Кто смел, тот два съел; То славно, что умно и забавно; Чем богаты, тем и рады и т. п.;

10) при субъекте предложения, который выражен существительным в значении обобщенного предмета (т. е. не какого-либо конкретного, а всякого, любого подобного): Медведь-шатун свиреп и страшен; Ныряние на большую глубину опасно; Речь мудреца конкретна и немногословна и т. п.;

11) в сочетании с наречием так, обозначающим высокую меру или степень проявления признака: Не так страшен черт, как его малюют; Он так умен, так весел и остер и т. п.

Только полная форма употребляется в случаях:

1) если прилагательное обозначает признак, постоянно принадлежащий характеризуемому предмету: Озеро было глубокое и холодное; В этом районе дома высокие и т. п.;

2) если именная часть сказуемого выражена сочетанием прилагательного и существительного, которое конкретизирует, дополняет или указывает на субъект, названный подлежащим: Мы люди простые и беззатейные; Она была девушкой тщеславной и взбалмошной и т. п.;

3) в сочетании с местоимением такая, выражающим высокую степень проявления признака или используемым для усиления оценки: Он такой целеустремленный; А ты такой холодный, как айсберг в океане; Вода была такая прозрачная, что мы легко различали камешки на самом дне и т. п.

Во всех остальных случаях допустимо употребление как полной, так и краткой формы качественных прилагательных. Однако необходимо помнить, что абсолютного тождества между этими формами нет и не может быть. Поэтому в каждом конкретном случае (помимо описанных выше) целесообразность выбора той или иной формы определяется теми различиями, которые могут возникать между рассматриваемыми формами прилагательных. К основным из этих различий относятся следующие.

Полные формы Краткие формы
Обычно обозначают такой признак, который присущ предмету вне определенного времени, постоянно или в течение какого-либо продолжительного отрезка времени: Глаза у нее были грустные; Весь день он был сердитый и т. п. Обычно выражают такой признак, который присущ предмету в любых временных рамках или в какой-либо конкретный момент: Он всегда ворчлив и сердит; Наташа еще больна и т. п.
Часто обозначают абсолютный признак, не связанный с конкретной ситуацией, условиями, обстановкой: Сумка тяжелая (для всех, вообще) Часто обозначают признак, обусловленный конкретной ситуацией, обстановкой и т. п.: Сумка тяжела (для кого-либо)
Часто придают высказыванию констатирующий и описательный характер Часто придают высказыванию экспрессивный и усилительно-оценочный характер
Могут обладать оттенком смягченного выражения: Она злая и глупая Могут обладать оттенком категоричного выражения: Она зла и глупа
Употребляются во всех стилях речи, но могут придавать высказыванию разговорный характер Могут придавать высказыванию книжный характер
В форме тв. п. в сочетании с глаголом-связкой более частотны, чем краткие формы: Был веселым; стал богатым В сочетании с глаголом-связкой менее частотны, чем полные формы: Был весел, стал богат
Читайте также:  Как делать разбор под цифрой 3 прилагательного

Однако следует помнить, что каждое из указанных различий само по себе носит факультативный характер, не является абсолютным и реально обнаруживается лишь в полярных случаях. Определяя целесообразность выбора краткой или полной формы, необходимо учитывать все возможные различия, а также обращать внимание на значение самого прилагательного и лексический состав предложения.

ЗАДАНИЯ

1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простее. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

2. В приведенных отрывках из произведений А. С. Пушкина найдите формы сравнительной степени прилагательных. Встретились ли вам слова, омонимичные формам сравнительной степени прилагательных, но не являющиеся таковыми. Что это за формы? Как их различать?

Нес кое-что тебе я показать;

Но, проходя перед трактиром, вдруг

Нет, мой друг Сальери!

Смешнее отроду ты ничего

(2) Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(3) Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

(4) Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя,

Достойнее души прекрасной,

Святой исполненной мечты,

Поэзии живой и ясной,

Высоких дум и простоты.

(5) И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(6) А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

3. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Подберите к ним синонимические выражения. Составьте словосочетания с образованными формами.

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

4. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

5. В следующих отрывках из сказок А. С. Пушкина найдите краткие формы прилагательных. Соотнесите их с полными формами и охарактеризуйте это соотношение. Встречаются ли здесь формы, похожие на краткие, но таковыми не являющиеся? Свой ответ аргументируйте.

(1) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(2) Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(3) И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется,

К красну солнцу наконец

(4) А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

(5) Объявили царску волю –

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

(6) Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Оно Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

(7) Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

(8) Сам себя ты, грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока;

6. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.

Грамотен – грамотный, велик – великий, должен – должный, глух – глухой, дорог – дорогой, благодарен – благодарный, свободный – свободен, обязан – обязанный, готов – готовый, широкий – широк, больной – болен, зелен – зеленый, виноват – виноватый.

7. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

1. Я (сыт / сытый). 2. Сегодня он (сердит / сердитый). 3. Профессор (доволен / довольный) успехами студентов. 4. Больной еще (слаб / слабый). 5. Вода в реке была (темна / темная) и (холодна / холодная). 6. Константин Сергеевич очень (умен / умный). 7. Эти многоугольники (симметричны / симметричные). 8. Он слишком (застенчив / застенчивый). 9. Эти ошибки легко (исправимы / исправимые). 10. Эта река слишком (мелководна / мелководная) для судоходства. 11. Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый). 12. Мясо уже почти (готово / готовое). 13. Стены в этой крепости (высоки / высокие).

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 4440 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник