Меню

гипотеза по теми именами существительными



Проектная работа по русскому языку в 6 классе по теме «Имя существительное»

В проектной работе изложен материал об имени существительном: его значении, о постоянных морфологических признаках, как существительное изменяется по падежам и числам, какую синтаксическую функцию выполняет в преложениях.

Скачать:

Вложение Размер
Проектная работа по русскому языку по теме «Имя существительное» 1.51 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проектная работа по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи». Работу выполнила ученица 6 класса МКОУ « Нововасильевская ООШ»: Кожагулова Мадина Аскаровна Учитель : Федорова Галия Ю суповна .

Значение и свойства имени существительного. Именем существительным называется часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что? Именами существительными являются слова, имеющие значение названия : существа (человек, Петя, Иван Андреевич, Александр Сергеевич Пушкин, Лермонтов, зверь, слон, улитка) , вещи (книга, компьютер, ракета) , вещества (серебро, водород, лёд) , явления (вёдро, ураган, землетрясение) , действия (хождение, изготовление, программирование) , состояния (сон, задумчивость, радость) , признака (краснота, продолжительность, острота) и тому подобного .

Всё, что обозначается именем существительным, в грамматике принято называть предметами . Предметы, обозначающие живое (кто? – человек, программист, медведь, вирус) , называют одушевлёнными предметами . Предметы, обозначающие неживое (что? – пурга, блёклость, космос, дерево) , называют неодушевлёнными предметами . Итак, важным свойством имени существительного является то, какой: одушевлённый или неодушевлённый предмет оно обозначает . КТО? ЧТО?

Вторым важным свойством его является род предмета, который оно обозначает. Существует три рода существительных: женский род (она: ракета, сестра, мама, вселенная) , мужской род (он: вертолёт, брат, папа, космос) и средний род (оно: крыло, окно, существо, растение) .

Третьим свойством имени существительного является число предметов, от которого зависит форма слова. Например, ученик – ученики, зверь – звери, программа – программы, конь – кони. Таким образом, бывают единственное число и множественное число имён существительных. Некоторые существительные могут быть только в единственном числе или только во множественном числе. Например, следующие существительные не имеют множественного числа: золото, молоко, сметана; студенчество, ученичество, листва; дружба, низость, верность. А следующие существительные, например, имеют только множественное число: ножницы, кусачки, каникулы, сумерки. В некоторых случаях единственное и множественное число одного и того же предмета могут обозначать разные слова: человек – люди, курица – куры . е д.ч. мн.ч. Не имеют мн.ч. Имеют только мн.ч.

Именем нарицательным называется имя существительное, обозначающее один изо множества предметов; оно пишется со стро́чной , маленькой буквы: гора, река, город, ученик, братья . Именем собственным называется имя существительное, обозначающее уникальный предмет; оно пишется с заглавной, большой буквы : Килиманджаро , Волга, Иркутск, Сидоров, Карамазовы, Жигули (полное название Жигулёвские горы), Карпаты (Карпатские горы), Мытищи, Апеннины ( Апеннинские горы), Саяны (Саянские горы). Именами собственными являются имя, отчество и фамилия человека: Иван Андреевич Крылов, Виктор Васильевич Одинцов, Вильям Шекспир. Имена собственные и нарицательные в нашей речи могут применяться в роли друг друга. Например, шапочка красного цвета – просто, красная шапочка, но героиня известной сказки имеет имя Красная Шапочка; осёл – животное, соловей – птица, но имена героев басни Крылова – Осёл и Соловей. Наоборот, фамилии (например, героев литературы) нередко употребляются в качестве имён нарицательных: Плюшкин – герой произведения Гоголя, а плюшкины – люди, собирающие ненужный хлам. гора Волга

Склонение имён существительных. В своей речи мы по-разному можем применять одно и то же слово. Например, слово книга : На столе лежит книга. Нет нужной книги. Радуюсь хорошей книге. Возьму книгу в библиотеке. Доволен подаренной книгой. Расскажу о новой книге. Как видим, в каждой фразе слово книга оказывается в определённой форме – с определённым окончанием, с определённым смыслом. Изменение формы имени существительного в зависимости от того, что́ о нём говорится, называется склонением имени существительного. Форма существительного зависит от того, как оно «упадёт» в речи. Каждый такой «падёж» называется падежом склонения. Падеж склонения имени существительного есть вариант формы слова . Таких падежей шесть, поэтому вариантов форм – двенадцать: шесть – в единственном числе и шесть – во множественном числе. Падежи отличают по тем вопросам на которые отвечает слово: имени́тельный паде́ж : кто? что? – ма́ма , челове́к , кость; роди́тельный паде́ж : кого? чего? – нет ма́мы , челове́ка , ко́сти ; да́тельный паде́ж : кому? чему? – рад ма́ме , челове́ку , ко́сти ; вини́тельный паде́ж : кого? что? – вижу ма́му , челове́ка , кость; твори́тельный паде́ж : кем? чем? – доволен ма́мой , челове́ком , ко́стью ; предло́жный паде́ж : о ком? о чём? – думаю о ма́ме , о челове́ке , о ко́сти .

Несклоняемые существительные. Некоторые слова не склоняются, то есть имеют во всех падежах одну и ту же форму: некоторые русские фамилии на -о, -их, — ых : Дурново́, Хитрово́, Кручёных, По́льских … иноязычные слова с окончанием на гласный: Короле́нко , Гёте, Сан-Дие́го , Депардьё , шансонье́, атташе́, кака́о , пальто́, ко́фе , такси́, ле́ди . слова без окончания, обозначающие лиц женского пола: Бергман, Коротич, Курделюк , Голуб , Элис , Кэтрин , мадам. аббревиатуры: СКТБ, ВУЗ, МГУ.

Синтаксические функции существительных В предложении имя существительное может быть; любым членом: подлежащим: Мама идет в магазин, дополнением: Я попросил его дать мне книгу. определением: Мама мне купила тетрадь с бумагой в клетку. приложением: Река Волга очень красивая. обстоятельством: Он добился своего несмотря на трудности. сказуемым: Мой отец — инженер.

Источник

Проектная работа Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Проектная работа Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»»

Министерство образования и науки РТ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Выполнил: слушатель программы

ДПО повышения квалификации

по проблеме «Особенности преподавания

русского языка и литературы

в общеобразовательных организациях с

русским языком обучения»

Мынова М.А., учитель русского языка

и литературы МБОУ «Шешминская ООШ»

Черемшанского муниципального района

«Проектная работа допущена к защите»

Руководитель проектной работы

профессор Скиргайло Т.О.

Казань, 2017 год

Предмет: русский язык.

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

— формирование знания об именах собственных и нарицательных;

-формирование способностей к новому способу действий – использование наблюдения, работа с алгоритмом, работа с учебником.

Личностные: ученик научится формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, графически обозначать условия выбора верных написаний в тексте.

ученик получит возможность научиться находить в текстах имена существительные собственные и нарицательные и использовать их в своей речи.

— регулятивные: ученик научится организовывать свою деятельность; ученик получит возможность самостоятельно ставить цели на уроке, управлять своим поведением, осуществлять контроль и самоконтроль выполненной работы.

-познавательные: ученик научится извлекать информацию, представлять информацию в виде алгоритма;

— ученик получит возможность научиться проводить наблюдения под руководством учителя и давать определения понятию.

коммуникативные: ученик научится аргументировать свою точку зрения и формулировать собственное мнение;

— ученик получит возможность понимать других, делать обобщение, осуществлять взаимоконтроль.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Учитель. Вы хотите включиться в урок?

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель: Тогда проверим домашнее задание. Те, кто работал на карточках, проверяют по эталону, которые лежат на партах. Те, кто выполнял упр.140, проверяют по эталону, который проецируется на доске. Те, кто выполнял задание для «умников» и «умниц», подходят проверять ко мне.

1 задание. Распределительный диктант: записать, распределяя существительные одушевленные и неодушевленные на два столбика.

Мороз, снег, дети, мальчики, девочки, сугроб, иней, взрослые, Маша, Коля, звери, медведь, гусеница, река, гора, село.

Эталон № 1 к заданию 1

2задание. Упр.140. Запишите существительные в винительном падеже множественного числа. Определите, с формой какого падежа (именительного или родительного) совпадает форма каждого из данных существительных. Укажите, какие из них являются одушевленными, а какие- неодушевленными.

Учитель. Проверьте работу по эталону.

Эталон к упр. 140

Группы, отряды, коллективы, роботов, снеговиков, матрешек, раков, рыб, микробов, бактерий

Группы, отряды, коллективы

Роботов, снеговиков, матрешек, раков, рыб, микробов, бактерий

3 задание: Сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Примерный эталон к заданию 3.

Жили-были в Грамматическом Королевстве два вопроса: Кто и Что. Жили дружно, выполняли одну и ту же работу. Но вот однажды вопрос Что подумал: «Зачем мне помощник?» И сказал приятелю:

— Знаешь, Кто, уходи-ка ты отсюда! Я и один справлюсь с на­шей работой.

Обиделся вопрос Кто и ушел. Начались тогда в Граммати­ческом Королевстве неприятности: исчезли куда-то все суще­ствительные, обозначающие людей и всякую живность. Пусто и грустно стало без них. Ни птицы не поют, ни кошки не мяукают, ни собаки не лают, даже кузнечики не стрекочут.

Собрались тогда неодушевленные существительные, отвеча­ющие на вопрос Что, и стали думать, как отыскать пропавших? Думали-думали, ничего не придумали.

Тут подошел к ним вопрос Что, повесил голову, опустил глаза и признался:

— Ах-ах-ах. Это я во всем виноват. Думал, один справлюсь со всеми существительными. Но был не прав. Не откликаются на меня одушевленные существительные. Чтобы их вызвать, нужен вопрос Кто.

Пошел он к вопросу Кто, повинился перед ним и попросил вернуться. Кто не стал долго обижаться, охотно помирился с приятелем и быстро созвал всех пропавших, обозначающих людей и животных. Все вокруг ожило.

С тех пор Что и Кто больше никогда не ссорились.

Учитель. Кто выполнял 1 задание, поднимите руки? Какие испытывали затруднения?

Ученик. Были ошибки при определении одушевленных существительных. Я записал слово «звери» во 2-ой столбик.

Ученик: Был невнимателен.

Учитель. Кто выполнял упр.140 и справился без ошибок? Поднимите руки. А какие трудности испытывали те, кто ошибся?

Ученик. Когда ставили имена существительные в Вин. падеже мн. числа. Вместо слова «матрешек» я записал «матрешки».

Учитель. Ребята, два ученика сочинили лингвистическую сказку. Я хочу прочитать сказку Ивановой Кати, она получилась интереснее. Послушайте. А над сказкой Петрова Васи еще нужно поработать. Ее мы прочитаем на следующем уроке. Вася, ты согласен?

Ученик. Да, мне нужно придумать концовку сказки.

Учитель. На каком уровне выполнили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном.

Ученик. В наших работах еще присутствуют ошибки.

Учитель. Перед вами лежат листы самооценки. Оцените свою работу на данном этапе урока. И не забывайте оценивать свою работу на каждом этапе, выбрав в нужной строке знак «+».

Оценочный лист ученика 5 класса (Ф.И.)____________________

по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

Источник

Формирование понятия «Имя существительное» в начальной школе

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

Ключевые слова: имя существительное

Введение

Актуальность исследования. Одним из направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования. Планируемые результаты отражают системно-деятельностный подход и представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планирование результатов начального образования в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык. Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.

Речевое развитие младших школьников – одна из актуальных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, так как это ведет к языковому и речевому развитию школьников, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя существительное», Характер, глубина и объем сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием [3, с. 67] .

Речь развивается в непосредственной связи с накоплением словарного запаса, овладением структурными типами словосочетаний и предложений. Эти единицы служат одновременно материалом и продуктом связной речи. При изучении частей речи ученик должен осознавать, какими языковым богатством он овладевает для того, чтобы выразить свои мысли.

Особую роль в языковом образовании младших школьников играет последовательное изучение темы «Имя существительное». Как показывают современные исследования речи учащихся начальных классов, имя существительное является преимущественно употребляемым в речи (от 37, 7 до 60%) и их употребления в речи младших школьников, являются в основном конкретными, реже встречаются вещественные, малую долю составляют абстрактные. Эти данные свидетельствуют о том, что изучение имени существительного с грамматических позиций представляет определенную трудность для младших школьников, так как для полноценной характеристики слова как морфологической единицы необходимо отвлечься от его конкретного лексического значения, увидеть в нем общее категориальное значение предмета, признака, выраженное в особенностях его парадигмы. Сложность заключается еще и в том, что еще до изучения языка в школе ребенок получил житейское, донаучное представление о том, что такое предмет, признак или действие. Поэтому, при изучении частей речи в начальной школе перед учителем начальных классов встает задача – вооружить детей способами содержательного анализа грамматических значений. Эта задача должна быть, кроме того, подчинена основной цели обучения языку в школе — развитию речи учащихся.

Имя существительное было объектом изучения многих ученых, как русских, так и зарубежных. В отечественной лингвистике этой проблемой занимались такие филологи как В.В.Виноградов, А.М.Пешковский, В.А.Белошапкова и многие другие. [4, 176]

Анализ научной литературы позволяет выявить проблему исследования, которая заключается в изучении методов формирования понятия «имя существительное» у младших школьников.

Цель исследования: систематизировать и обобщить методы формирования понятия «имя существительное» в начальных классах.

Объект исследования: формирование первоначального представления об имени существительном у младших школьников.

Предмет исследования: понятие «имя существительное» на уроках русского языка в начальной школе.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия «имя существительное»;

— выявить особенности формирования понятия «имя существительное» в начальной школе;

— изучить методы и подходы к формированию первоначального представления об имени существительном у младших школьников;

— проанализировать современные УМК;

— выявить наиболее эффективные учебники для развития коммуникативного УУД у младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников и литературы по теме исследования; диагностические методы (анализ программ, изучение учебников по русскому языку для начальной школы).

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава I. Теоретические основы понятия «имя существительное» на уроках русского языка в начальной школе

1.1. Содержание понятия «имя существительное». Его разряды

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая его в категориях рода и одушевленности и неодушевленности, а также в словоизменительным категориях числа и падежа и выступающая в предложении чаще в функции подлежащего и дополнения [9, 39]

К основным признакам имени существительного относятся:

А) Общее грамматическое значение.

Это значение предметности, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что?

Примеры: весна, школа, отдых, учеба.

Б) Морфологические признаки: род, число, падеж.

1.Принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам (океан, река, море).

2.Изменяются по числам (океан – океаны, река – реки, море – моря).

3.Изменются по падежам (океан – океана, океану, океаном и т.д.).

Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа.

В) Синтаксические признаки.

1. В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями.

2. Существительное часто зависит от глагола и ставится при нем в определенном падеже.

Обидеть друга (В.п.), подружиться с другом (Т.п.), попросить у друга (Р.п.)

3. Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже.

По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • Нарицательные существительные называют класс однородных предметов (стол, мальчик, птица, зима)
  • Собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озер (географические названия), названия книг и т.п. (Александр, Россия, Волга, Байкал, «Капитанская дочка»).

По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

1. Конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).
Например: стол (столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы).

2. Вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму единственного или множественного числа; не сочетаются с количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).

Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха).

3. Отвлеченные – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или множественное число, не сочетаются с количественными числительными).

Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот).

4. Собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).

Например: молодёжь, студенчество (нет множественного числа, хотя обозначают множество).

По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто?

Например: отец, мать, собака, попугай, птица.

  • Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задается вопрос что?

Например: страна, камень, дом, снег, окно.

1.2. Морфологические категории имен существительных

Система морфологических категорий существительного включает род, число и падеж, которые непосредственно связаны с категориальным значением имени существительного и служат грамматическим средством выражения предметности.

Формы единственного числа могут совмещать все три грамматических значения существительного: картина (ж. р., в И. п., в ед. ч.), картину (ж. р., в В. п., в ед. ч.).

Формы множественного числа способны выражать лишь значения падежа и числа, значений рода не имеют: картинами (в Т. п., во мн. ч.), а картин (в Р. п., во мн. ч.). Род и число связаны в своём проявлении, а вот значения числа и падежа могут реализовываться независимо.

Категория рода является главным средством выражения предметности. Кроме того, категория рода определяет важнейшие структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного с согласуемыми с ним прилагательными и глаголами. Во всех возможных формах единственного числа имя существительное относится к одному роду, т. к. род — это постоянный признак всей лексемы, а не отдельной словоформы. Так, существительное страна во всех своих формах женского рода, дом — мужского, яблоко — среднего. По родам существительные классифицируются, но не изменяются.

Категория падежа — синтаксическая категория, т. к. при изменении существительного по падежам выбор той или иной падежной формы зависит от главного слова в словосочетании: читать стихи, читать друзьям, читать у открытого окна.

Категория числа, как и род имени существительного, относится к несинтаксическим категориям. Употребление форм единственного или множественного числа в словосочетании не зависит от главного слова: пригласи друга и пригласи друзей, возьми сумку и возьми сумки. Грамматически правильны оба варианта. Выбор формы числа зависит от того, сколько предметов охвачено действием.

Система падежных форм образует парадигму склонения. Разряды существительных, имеющие одинаковые падежные окончания, называют типами склонения. Типы склонения строго противопоставляются только в формах единственного числа. Формы множественного числа разных типов склонений в процессе развития языка унифицируются (Табл. 1).

Источник

Читайте также:  образовать множественное число существительных fish