Меню

Глагол 4 класс пособие для



Урок русского языка по теме «Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (901,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Авторский медиапродукт – презентация 19 слайдов (среда POWERPOINT)

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Цель: создать условия для “открытия” правила правописания безударных личных окончаний глаголов и зависимости их от начальной формы.

образовательные:

  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

развивающие:

  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • презентация 19 слайдов (среда POWERPOINT);
  • учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

II. Схема взаимосвязи кадров презентации:

III. Содержание кадров: (переход по щелчку)

  1. Титульный лист.
  2. Тема урока.
  3. Цель урока.
  4. Организационный момент с поэтической минуткой.
  5. Слова с пропущенными орфограммами.
  6. Предложения с пропущенными словами.
  7. Текст для самостоятельной работы. Информация о глаголе
  8. Новая информация о глаголе.
  9. Плакат Летучей Мыши.
  10. Открытие нового.
  11. Слова для физминутки.
  12. Алгоритм.
  13. Проверка задания упр. 33.
  14. Проверка задания для детей 1 группы.
  15. Проверка самостоятельной работы (гиперссылка, возврат на 12 слайд (в случае необходимости) по вопросительному знаку, возврат на 15 слайд по слову “алгоритм”).
  16. Слова благодарности.
  17. Рефлексия.
  18. Домашнее задание.
  19. Используемые ресурсы.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.

Технологии, методы:

  • проблемное обучение;
  • иформационно-коммуникационное;
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • наблюдение, сравнение, анализ;
  • словесный.
Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 1
2 Вхождение в тему. Проверка знаний и умений учащихся, полученных ранее. Фронтальный опрос. Постановка проблемы. Повторяют орфограммы, вставляют пропущенные буквы. Размышляют. Выход на проблему. 4
3 Стадия вызова. Прием “Продолжи фразу” Подготовка учащихся к получению новых знаний. Актуализация знаний. Осмысление. Работа в парах. Взаимопроверка. 5
4 Стадия осмысления. Решение проблемного вопроса. Разъяснение заданий. Наблюдение, помощь. Индивидуальная и парная работа. Анализируют, размышляют, работают с научной информацией. Делают открытие. 12
5 Составление алгоритма. Анализ, помощь, фиксация. Систематизация знаний. 3
6 Закрепление. Объяснение заданий, организация игры, помощь. Самостоятельная, парная работа. 9
7 Самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы, наблюдение, помощь. Применение знаний. 5
8 Итог урока Организация. Определение ценности и полезности урока. 1
9 Рефлексия. Организация рефлексии деятельности. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности. 2
10 Домашнее задание. Разъяснение дифференцированного задания. Восприятие. Запись. 1

I. Организационный момент. (Слайд № 4)

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

II. Вхождение в тему.

(На слайде № 5) слова: с_сна, в_лна, сверка_т, пч_ла, к_рмушка.

— Назовите орфограмму, встречающуюся в данных словах, подберите проверочные слова.

(Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

С_сна – со’сны, в_лна – во’лны, пч_ла – пчё’лы, к_рмушка – ко’рм.)

— Какое слово вызвало затруднение? Почему?

(Слово “сверкает” — безударная гласная в окончании. Мы ещё не знаем, как её проверять.)

— О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?

— В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?

— Как называется изучаемая орфограмма?

— Что у вас вызывает трудности?

— Над этим мы и будем работать на уроке.

III. Стадия вызова.

Приём “Продолжи фразу”. (Слайд № 6)

Каждый ученик работает по карточке №1:

а) Часть речи, которая обозначает действие . (предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется . (глаголом)

б) Не с глаголами пишется . (отдельно)

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы. (что делать?, что сделать?)

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы . (ть, ти,чь)

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и . (по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по . (числам и лицам)

е) В предложении глагол является . (сказуемым).

ё) Спряжение – это . (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Работа в парах. Взаимопроверка.

— Обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой вы не согласны, помечайте знаком “?”

— Проверим вашу работу.

IV. Стадия осмысления.

1. Работа с текстом (Слайд № 7)

Каждому ребенку выдается текст.

— Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте:

Читайте также:  Как делается разбор глагола под цифрой 3

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

По окончаниям в 1-м лице определить спряжение нельзя, потому что они одинаковые для ОБОИХ спряжений! Нужно определять спряжение по окончаниям глаголов во 2-м или 3-м лице!

Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо помнить, что у глаголов 1-го спряжения в окончаниях есть буква —Е и буквы —У или —Ю в 3-м лице множественного числа, а у глаголов 2-го спряжения – буква —И и буквы —А и —Я в 3-м лице множественного числа.

Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по его начальной форме.

— Что нового узнали? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

2. Решение проблемного вопроса.

— Какая проблема встала перед нами? (Слайд № 8).

(Как определить спряжение глагола по начальной форме?)

— Попробуйте выяснить, как определить спряжение по начальной форме глагола.

(Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают с сообщениями).

— Как проверить верность наших выводов?

(Надо обратиться к научной информации).

— Поработайте с плакатами Летучей мыши и текстом на стр.54 – 56. (Слайд №9)

Какое открытие вы для себя сделали? (Слайд № 10)

1. Если мы не знаем, как писать безударные личные окончания глагола, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.

2. Если глагольный суффикс –и-, значит, это глагол 2-го спряжения и надо писать личные окончания глаголов 2-го спряжения: букву –и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я – в окончаниях 3-го лица мн.ч.

3. Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и-, значит, это глагол 1-го спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву –е-, а в окончаниях 3-го лица мн.ч. – буквы –у/-ю.

V. Физминутка. (Слайд №11)

— Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – хлопки за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

VI. Составление алгоритма.

— Что общего между словами, которые вы видите на слайде?

У этих слов ударное окончание.

— Давайте составим алгоритм определения спряжения: (Слайд №12)

1. Проверяем, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными.

2. Если личные окончания ударные, спряжение определи по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У (-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения.

3. Если личные окончания безударные, поставь глагол в начальную форму и посмотри, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит, глагол (как правило!) 2-го спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1-го спряжения.

(Информация о глаголах-исключениях будет вставлена позже.)

1. Упр. 33, стр. 56 (работа в парах)

Налить воды, грузить вагон, сеять пшеницу, забить гол, зашить дырку, уснуть на уроке, колоть дрова, шагать по улице, вязать шарф.

Попробуй определить спряжение глаголов. Пользуйся инструкцией и подсказкой (на стр. 56 – 57 учебника).

Проверка. (Слайд № 13)

— Петя Захаров, который был невнимателен на уроке, решил, что глаголы налить, забить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс – и -.

— Вы согласны с Петей?

Нет. Петя ошибся дважды: во-первых, ему не надо было смотреть на глагольный суффикс, потому что у этих глаголов ударные личные окончания, по которым видно, что все они – глаголы 1-го спряжения: нальёшь, забьёшь, зашьёшь; во-вторых, у этих глаголов нет глагольного суффиксаи -. У них буква –и— входит в корень.

2. Игра “Займи своё место”. У двух ведущих карточки с буквами и , у остальных ребят карточки, на которых написаны глаголы, с пропущенными гласными в окончаниях. По сигналу учителя ребята занимают свои места за ведущими. (Стро_т, пил_т, дума_шь, ед_шь, рису_м, люб_т, нос_т, бел_шь, пада_т, крас_т.)

3. Дифференцированная работа.

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

— Пользуясь новым способом определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:

Пиш_т, вяж_м, вар_м, чита_шь, отвеча_т, жар..т, мо..шь, чист..т.

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

(Задание для успевающих детей – 2 группа по карточкам)

— Поставьте глаголы в форму настоящего времени;

Весеннее солнце теплыми лучами (пригревать) ____________землю.

Природа (оживать) ___________ от зимнего сна. Одним из первых (прилетать) ___________ весной грач.

VIII. Самостоятельная работа (на компьютерах).

— В личные окончания глаголов вставьте пропущенные буквы.

Тревож_шь маму, ужина_м в столовой, меша_те Диме, кос_т траву, угрожа_т жизни, люб_шь красоту, стира_м белье, лета_шь легко.

Читайте также:  Кусать локти значение фразеологизма одним словом глагол

— Проверим вашу работу. (Слайд №15)

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Что нового о глаголе вы узнали?

— Для чего мы учимся определять спряжение глагола?

X. Рефлексия. (Слайд №17)

Закончите фразу “Теперь я знаю. ” или “Я умею. ”.

XI. Дом. задание. (Слайд №18)

1-ая группа – стр.58, упр.34;

2-ая группа — написать мини-сочинение на тему “Осень” (5-6 предложений) и указать спряжение глаголов.

Литература.

1. Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова Русский язык, методическое пособие, 4 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Источник

Изучение темы «Глагол» в 4 классе с учетом межпредметных связей
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Самая трудная тема для младших школьников по русскому языку- это «Глагол». Предлагаю вашему вниманию дополнительные упражнения по этой теме. Данные задания можно использовать для самостоятельной работы ученика, для закрепления и повторения знаний по теме «Глагол» в 4 классе.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskiy_material_dlya_izucheniya_temy.docx 171.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для изучения темы «Глагол» в 4 классе с учетом межпредметных связей

Выпиши из сказки глаголы.

. Тут камыши раздвинулись и показались лебеди. Они построили своих малышей цепочкой и отправились на прогулку по озеру. Гусёнок пристроился к ним сзади.

Проплыли круг, другой и выбрались на берег, чтобы пощипать травку.

Насытившись, лебеди принялись веселиться — завели песни и пустились в пляс. Они хлопали над головами большими белыми крыльями и затейливо перебирали лапками.

( По Наки Исанбет)

Изменение глаголов по временам

Прочитай. Измени глаголы так: в тексте об осени поставь глаголы в прошедшем времени; в тексте о зиме — в настоящем; в тексте о весне — в будущем времени.

Осенью стоять ненастные дни. Целыми днями моросить дождь. Земля промокнуть . Ветер сорвать с деревьев последние листья. Певчие птицы покинуть родные края.

Зимой дуть холодные ветры. С неба падать пушистые хлопья снега. Спать лес, замёрзнуть река.

Скоро наступить весна. Солнышко растопить снег. Зацвести подснежники. Прилететь птицы и вить гнёзда.

Спиши отрывок из татарской народной сказки. Укажи время глаголов.

Пожалел старый вяз Гульчечек.

Раскрыл своё дупло, в котором белка

зимой орехи прятала, в котором сова

днём отдыхала. Гульчечек забралась

в дупло и притаилась там.

Подбежала убыр к вязу. Стала

землю когтями царапать, стала выть и рычать.

Всю ночь от вяза не отходила. А Гульчечек

сидит в дупле и голоса не подаёт.

(По татарской народной сказке)

Спиши. Укажи время глаголов.

Жили-были два таких лентяя, каких свет не видывал. Лежали они как-то под яблоней. Один из них сказал:

-Яблоко, созрей, упади мне в рот скорей!

-Э, и как тебе не лень говорить целый день!

Неопределённая форма глагола

Прочитай. Когда так говорят?

Вставать с первыми петухами, бежать сломя голову, прийти с пустыми руками, наговорить с три короба, считать ворон, прочитать от корки до корки, писать как курица лапой, дрожать как осиновый лист, держать язык за зубами, ходить на голове, палец о палец не ударить.

Спиши. В глаголах неопределённой формы выдели суффиксы -ть, -ти.

Составь с одним из сочетаний предложение.

Спиши отрывок из сказки. Укажи время глаголов.

. Солнце скрылось далеко за горизонтом — степь быстро погрузилась в темень, а на небе мерцают звёзды. Луны ещё нет, она доживает последние дни и всплывёт не скоро, потому и ночь непроглядная такая.

Учитель вышел из шатра и прислушался. Ни звука вокруг. Он решил дождаться полночи — сон в эту пору крепкий.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

Поставь (устно) к данным глаголам местоимения 1,2 или 3-го лица.

Встаём, пою, ищут, метёт, говорите, даёшь, строят, любим, готовлю, метёшь, берегут ,велит, сверкают, красим, платит, плачет, летим, наблюдают, печёт, греет.

Спиши глаголы. Укажи лицо и число. Выдели окончания.

Составь и запиши предложения с глаголами сверкают, блестят .

Прочитай. Что значит слово коллектив ?

Коллектив может сделать многое. В коллективе

все болеют за общее дело, помогают друг другу.

«Один за всех, все за одного» — есть такое хорошее

правило у советских людей.

Если у тебя будут трудности или неудачи,

тебе всегда поможет коллектив. Будь и сам

хорошим товарищем: честным, добрым, справедливым.

Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые перед написанием надо проверять.

Над глаголами в настоящем времени укажи их число и лицо.

Подумай, в каком значении употреблён выделенный глагол. Подбери к нему другой глагол, близкий по смыслу. Разбери выделенный глагол по составу.

Прочитай. Напиши ответ на каждый вопрос.

1)Где ты живёшь? 2)С кем сидишь за одной партой? 3)С кем ты дружишь? 4)Что ты делаешь в свободное время? 5)Какие книги ты любишь читать?

Выдели окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

I и II спряжение глаголов

Прочитай. Найди глаголы, назови ударные и безударные окончания. Определи спряжение.

1.Пчела за данью п о левой летит из кельи в о сковой. Д о лины сохнут и п е стреют. (А.Пушкин) 2.Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые, т и хохонько шумят. Шумит тр о стинка малая, шумит высокий клён. (Н.Некрасов) 3. О блака в с и неве белым стадом плывут, журавли в облаках перекличку ведут. (И.Никитин)

Спиши. Выдели окончания глаголов, укажи лицо и спряжение.

Проверь (устно) выделенные гласные корня.

Прочитай, вставляя пропущенные окончания глаголов.

1.Ветер весело шумит (II спр.,3л., ед.ч), судно весело беж. . (А.Пушкин) 2.Нетрещ. морозы в заповедном бору, у сосны и берёзы не грыз. кору. (С.Маршак) 3.Птички солнышка жд. , птички песни по. . (И.Никитин) 4.Пушки с пристани пал. , кораблю пристать вел. . Приста. к заставе гости. Князь Гвидон зовёт их в гости. (А.Пушкин) 5.Воробей, чего ты жд. ? Крошек хлебных не клю. ? (А.Тараскин)

Спиши. После каждого глагола пиши в скобках спряжение, лицо и число этого глагола.

В каком предложении есть глаголы в будущем времени? Укажи над этими глаголами их время.

Сигнал..т , что скоро

В зелёный наряд

Оден..тся лес и поля

Спиши, вставляя пропущенные гласные. В какой части слова они пропущены?

Укажи время выделенных глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Спиши глаголы. Обозначь ударение.

П и щит, бр о сают, к и дает, уносишь, тащим, выходим, напишем, уд и вите, пос и дим, выкр а сят, завяжешь, приготовит, сп а саем, торопит, сп е шишь.

Укажи спряжение и лицо глаголов.

Проверь выделенные гласные в корнях глаголов. Разбери по составу глагол завяжешь .

Прочитай. Определи лицо и спряжение глаголов.

Дельфин — самое умное морское

животное. Он хорошо плава..т, легко обгоня..т

Дельфины никогда не остав..т в беде

раненого или больного дельфина. Они поддерживают

его на поверхности воды, помогают ему. Дельфины

спасают людей в море.

А как хорошо они выступают в цирке! Прыгают через обруч, играют в мяч, танцуют.

Спиши, вставляя гласные в окончания глаголов. Укажи спряжение.

Прочитай загадки, отгадай. Спиши, дописывая окончания глаголов.

1.Сам не вид..т и не слыш..т, ход..т, брод..т, рыщ..т, ищ..т . Кто навстречу попадётся — обнима..т и дерётся. 2.Все меня люб..т, а как раздева..т, слёзы пролива..т. 3.Упадёт — поскач..т, удар..т — не плач..т. 4.Клохч..т, клохч..т, детей созыва..т, всех под крыло собира..т . 5.Растут — зелене..т, упадут — пожелте..т, полежат — почерне..т.

Укажи над глаголами спряжение, выдели безударные окончания.

Выпиши глаголы из последней загадки. Разбери их по составу.

Правописание глаголов в прошедшем времени

Прочитай. Подготовься к ответу, кто выиграл в споре: солнце или ветер?

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только крепче шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. только припекло — распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце — и вовсе разделся человек.

Выпиши из текста глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Укажи над глаголами их время, спряжение.

В глаголах прошедшего времени выдели суффикс -л-.

Образуй глаголы в прошедшем времени, измени их по родам. Выдели суффикс -л-.

Подчеркни глаголы в прошедшем времени без суффикса -л-.

Прочитай. Напиши глаголы мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Разбери их по составу.

Играет — играл, играла, играло; светит, белеет, ходит, читает, прыгает, сверкает.

Составь и запиши предложение с любым глаголом в прошедшем времени. Разбери по членам предложения.

Спиши отрывок из татарской народной сказки «Зилян». Укажи спряжение глаголов.

. Отправились джигиты по следу и

пришли в дремучий лес. Разыскали дом дива,

заглянули в него и видят: сидит их сестра в том

доме, а возле неё лежит див и спит крепким сном.

Прокрались братья осторожно в

дом и унесли свою сестру, да так ловко всё сделали,

что див и не проснулся.

Прочитай. Объясни написание слов с пропущенными буквами.

Обезьяна и горох

Об..зьяна н..сла две полные горсти гороху. Выскочила ..дна г..рошинка. Об..зьяна х..тела поднять и просыпала два..цать г..рошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она расс..рдилась, разм..тала весь горох и уб..жала.

В каком времени и роде стоят глаголы в тексте? Напиши текст, как запомнили

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интеграция позволяет научить .

У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках — веление времени. В да.

Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет. Данное пособие позволяет.

Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах значительную роль отвожу межпредметным связям.

На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают .

Отчет по теме самообразования.

В статье представлены возможности сочетания краеведческого литературного потенциала с природоведческим и художественным в рамках уроков по Образовательной системе «Школа 2100». Приводятся фрагме.

Источник