Меню

Глагол действия или состояния русский язык



RusskiePravila.Ru

Вопрос. Иногда трудно бывает определить, что обозначает глагол — действие или состояние. Например: день заметно прибывает; вода прибывает; почки распускаются; трава растёт, зеленеет; дождь идёт; молния сверкает и т. п. Как различать эти случаи?

Ответ. Понятие действия в глаголе понимается в широком смысле, т. е. имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, иначе говоря, то, что делает предмет (учитель спрашивает, ученик отвечает), но и то, что делается с предметом (листья опадают, река замерзает).

Последнее значение близко подходит к понятию состояния; так, река замёрзла указывает не только на то, что сделалось с рекой, но и на её состояние; в предложении Старик сидит и дремлет состояние подлежащего сочетается с его действием, причём последнее имеет более общее значение. Акад. Л. В. Щерба отмечал: «В категории глаголов основным значением, конечно, является только действие, и вовсе не состояние… Когда мы говорим Больной лежит на кровати или Ягодка краснеется в траве, мы это лежание и краснение представляем не как состояние, а как действие».

Таким образом, трудно проводить резкую грань между значениями действия и состояния в глаголе: «Особенность глагола как раз в том и заключается, что состояние представляется в нём как протекающее во времени действие». Кроме того, различия между этими значениями не проходят последовательно через всю систему форм глагола.

Глаголы или непосредственно называют действия (дождь идёт, молния сверкает, вода прибывает, почки распускаются), или представляют в виде действия другие процессы, например: состояние (ученики сидят, ребёнок спит), проявление признака (трава зеленеет, роса блестит), изменение признака или состояния (трава растёт, день заметно прибывает), отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (любить родину, ненавидеть врагов, заботиться о детях) и др. «Все значения глагола, абстрагированные от частного и конкретного, объединяются в общей категории действия, что отличает глагол от других частей речи».

Следовательно, значение глагола шире обычного понимания слов «действие» и «состояние». Поэтому требовать от учащихся разграничения действия и состояния не нужно.

Источник

ГЛАГОЛ

Вопрос. Иногда трудно бывает определить, что обозначает глагол— действие или состояние. Например: день заметно прибывает; вода прибывает; почки распускаются; трава растёт, зеленеет; дождь идёт; молния сверкает и т.

Ответ. Понятие действия в глаголе понимается в широком смысле, т. е. имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, иначе говоря, то, что делает предмет (учитель спрашивает, ученик отвечает), но и то, что делается с предметом (листья опадают, река замерзает). Последнее значение близко подходит к понятию состояния; так, река замёрзла указывает не только на то, что сделалось с рекой, но и на её состояние; в предложении Старик сидит и дремлет состояние подлежащего сочетается с его действием, причём последнее имеет более общее значение. Акад. Л. В. Щерба отмечал: „В категории глаголов основным значением, конечно, является только действие, и вовсе не состояние. Когда мы говорим Больной лежит на кровати или Ягодка краснеется в траве, мы это лежание и краснение представляем не как состояние, а как действие» \

Таким образом, трудно проводить резкую грань между значениями действия и состояния в глаголе: „Особенность глагола как раз в том и заключается, что состояние представляется в нём как протекающее во времени действие»[12] [13]. Кроме того, различия между этими значениями не проходят последовательно через всю систему форм глагола.

Глаголы или непосредственно называют действия (дождь идёт, молния сверкает, вода прибывает, почки распускаются), или представляют в виде действия другие процессы, например: состояние (ученики сидят, ребёнок спит), проявление признака (трава зеленеет, роса блестит), изменение признака или состояния (трава растёт, день заметно прибывает), отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (любить родину, ненавидеть врагов, заботиться о детях) и др. „Все значения глагола, абстрагированные от частного и конкретного, объединяются в общей категории действия, что отличает глагол от других частей речи» \

Следовательно, значение глагола шире обычного понимания слов „действие» и „состояние».

Вопрос. В учебнике для педагогических училищ „Русский язык» А. М. Земского, С. Е. Крючкова и М. В. Светлаева (часть I) в § 199 дано указание о том, что в глаголе различаются две основы: основа неопределённой формы и основа настоящего времени. В параграфе же 238 творится ещё об основе прошедшего времени: „Деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени прибавлением суффиксов -в (-вши) после гласного; -ши—после согласного». Сколько же основ в глаголе?

Ответ. В глаголе, как правило, различаются только две основы: основа настоящего времени (у глагола совершенного вида— будущего времени) и основа неопределённой формы. Основа прошедшего времени в большинстве случаев совпадает с основой неопределённой формы, поэтому речь и идёт всего о двух, а не о трёх основах. Таким образом, в случаях совпадения основы прошедшего времени с основой неопределённой формы обычно говорят об основе неопределённой формы. Однако бывают и случаи несовпадения одной основы с другой. Так, например, у глаголов на -чь основа прошедшего времени совпадает не с основой неопределённой формы, а с основой настоящего времени: беречь— берегу—берёг (берегли), стричь—стригу — стриг; у глаголов на -сти основа прошедшего времени хотя и образуется от основы настоящего времени, но не совпадает с ней, так как конечные звуки д и т в прошедшем времени перед -л выпадают: брести— бреду — брёл (брели), плести — плету — плёл (плели); у глаголов на -мереть, -тереть, -переть основа прошедшего времени сходна с основой настоящего (вернее — будущего) времени, но тоже не совпадает с ней полностью, так как у этих глаголов в прошедшем времени появляется беглое е: умереть—умру — умер, запереть — запру—запер; у глаголов несовершенного вида [14] на -нутъ основа прошедшего времени не совпадает ни с основой неопределённой формы, ни с основой настоящего времени, так как у этих глаголов в прошедшем времени в большинстве случаев суффикс -яу- выпадает: сохнуть—сохну—сох, гаснуть—гасну— гас, мёрзнуть — мёрзну — мёрз.

В случаях несовпадения основы прошедшего времени с основой неопределённой формы деепричастие совершенного вида естественнее и проще образовывать от основы прошедшего времени: так, например, учащимся легче образовать деепричастия от форм испёк, постригся, сел, украл, заперся, чем от форм испечь, постричься, сесть, украсть, запереться (неопределённая форма иногда не указывает прямо на ту основу, от которой следует образовать деепричастие); в случаях совпадения одной основы с другой безразлично, как говорить об образовании деепричастия совершенного вида, т. е. образуется ли оно от основы прошедшего времени или от основы неопределённой формы. Поэтому в параграфе 238 и дано общее правило об образовании деепричастия совершенного вида от основы прошедшего времени. Такое же, соответственно, правило следовало бы дать и в отношении причастий прошедшего времени: их удобнее образовывать от основы прошедшего времени, особенно если иметь в виду глаголы, у которых основа прошедшего времени не совпадает с основой неопределённой формы, например: стричь—стриг — стригший, умереть —умер —умерший, засохнуть — засох — засохший.

Вопрос. Если при переходном глаголе нет названия предмета в винительном падеже, можно ли считать его в этом случае переходным? Например: Брат много читает.

Читайте также:  Определи время глагола запиши их в три столбика

Ответ. Переходными глаголами называют вообще такие глаголы, которые могут иметь при себе дополнение в винительном падеже без предлога. Так, глаголы читать, писать, рисовать, петь и т. п. (даже если взять их независимо от контекста) мы называем переходными только потому, что они могут требовать винительного падежа без предлога. Это отмечается в словарях вопросами что? или кого? что?, а в двуязычных словарях (французско-русском и др.) особой пометой vt (т. е. verbum tran- sitivum, что значит „переходный глагол»).

Однако переходность в собственном смысле слова может быть выявлена у глагола лишь в контексте: переходные глаголы обозначают действия, которые не могут быть выполнены без перехода их на какой-нибудь предмет; этот предмет может быть и не назван в предложении, но глагол вызывает представление о нём; предмет (объект действия, обозначаемый винительным падежом) в этом случае мыслится, подсказывается контекстом или обстановкой действия. Так, например, подойдя к товарищу, читающему какой-нибудь текст на иностранном языке, мы можем спросить его только при помощи одного слова: „Понимаешь?* Ясно, что глагол понимаешь в этом предложении и при отсутствии дополнения в винительном падеже (понимаешь текст, книгу) является переходным.

Но переходные глаголы могут употребляться и так, что при отсутствии дополнения в винительном падеже без предлога не вызывают представления о предмете, на который переходит действие. Иногда мы только сообщаем, что действующий предмет умеет что-то делать или занят определённым действием, и при этом совсем не имеем в виду предмет, на который переходит действие, например: Мальчик хорошо рисует. Дядя ещё пишет. В таком случае правильнее говорить, что это глаголы переходные, но употреблены в непереходном значении.

Что касается предложения Брат много читает, то здесь мы имеем дело с глаголом в непереходном значении (хотя вообще этот глагол переходный). Слово много отнюдь не показывает, чтб именно читает брат. Всё предложение в целом означает, что брат часто или постоянно занят чтением.

Вопрос. Как правильно называть вид глаголов: совершенный или совершённый?

Ответ. Грамматическими терминами для обозначения видов глагола, с давних пор установившимися в русской грамматике, являются совершенный и несовершенный вид. Когда мы называем данный глагол глаголом совершенного вида, то предполагаем не то, что действие, обозначаемое этим глаголом, непременно кем-то совершено, а то, что оно ограничено во времени: мы имеем в виду лишь какой-то момент в развитии действия, иногда даже не конечный, а начальный, например: побежал, закурил, запел. Мы можем говорить и о действиях, которые совсем не совершались, а будут совершены: прочитаю, напишу. Опять-таки и в этом случае мы имеем в виду действия, ограниченные во времени, имеющие конец в будущем. Несовершенный вид не указывает на ограниченность действия во времени: писал, пишу, буду писать; поэтому глаголы несовершенного вида часто употребляются для обозначения действий длительных и повторных. Мы различаем виды глагола и в неопределённой форме, которая совсем не показывает, что действие совершалось, совершается или будет совершаться. Поэтому не следует устанавливать смысловые ассоциации между терминами совершенный или несовершенный вид и глаголом совершить, хотя все эти слова и являются родственными по происхождению. Не надо смешивать рассматриваемые термины, являющиеся прилагательными, с причастием от глагола совершить—совершённый, т. е. „сделанный*, „выполненный* (совершённый мною поступок, совершённое преступление).

Вопрос. Образуют ли видовые пары глаголы: писать—вписать— списать — надписать и др.?

Ответ. Говоря о парных глаголах совершенного и несовершенного вида, мы предполагаем не просто наличие двух глаголов, образованных от одной и той же основы и имеющих разное видовое значение, а соотносительные формы обоих видов с общим лексическим значением, без добавочных смысловых оттенков. Так, к глаголу запеть парным будет глагол запевать, а не петь, потому что в последнем нет того „начинательного значения», вносимого приставкой за-, которое имеется в первых двух глаголах.

Парные глаголы образуются или при помощи суффиксов (иногда с чередованием звуков в корне), например: решить—решать, встретить — встречать, дать — давать, прочитать — прочитывать, спросить — спрашивать, стереть — стирать; или посредством так называемых „пустых» приставок, не изменяющих основного значения слова, например: делать — сделать, писать— написать, дичать — одичать, губить — погубить; в отдельных случаях парные глаголы образуются от разных основ, например: брать — взять, говорить — сказать; иногда используется перестановка ударения, например: насыпать (несоверш. в.) — насыпать (соверш. в.),разрезать—разрезать.

От большинства простых глаголов несовершенного вида совершенный вид не образуется: кусать, сидеть, спать и т. д. Это значит, что от указанных глаголов нельзя образовать парного глагола, а не вообще глагола совершенного вида посредством приставок, вносящих добавочные смысловые оттенки (например: искусать, высидеть, поспать).

С другой стороны, и глаголы совершенного вида могут не иметь парных глаголов несовершенного вида, например глагол заплакать: глагол несовершенного вида плакать не образует с ним пары, так как в нём отсутствует добавочное значение, создаваемое приставкой за-(ср. глаголы оплакать — оплакивать, образующие пару).

Вопрос. В учебнике для педагогических училищ „Русский язык» А. М. Земского, С. Е. Крючкова и М. В. Светлаева, ч. I, 1954, стр. 212, глагол обещаю приведён в качестве примера глаголов, употребляющихся в значении обоих видов; но от него можно с помощью приставки образовать глагол совершенного вида: пообещаю.

Ответ. Как известно, некоторые глаголы имеют значение обоих видов, совершенного и несовершенного; таковы, например: ранить, женить, казнить, крестить, велеть, обещать; ряд глаголов на -овать, -изовать, -ировать, визировать: использовать, исследовать, миновать, атаковать, арестовать, организовать, парализовать, телеграфировать, военизировать. Ср.: Каждый день ученик обещает исправиться (настоящее время — несовершенный вид). — Как только брат вернётся, он зайдёт к вам и, не сомневаюсь, обещает вам сделать это (будущее время — совершенный вид).

Эта особенность указанных глаголов не исключает для некоторых из них возможности образовать формы совершенного вида посредством приставок, например: обещать — пообещать, велеть— повелеть. При этом обычно создаётся смысловое или стилистическое различие в употреблении бесприставочных и приставочных форм этих глаголов в значении совершенного вида. Так, пообещать носит разговорный или просторечный характер, например: Пообещал десять рублей за находку. Следует также отметить общую тенденцию отказа от таких двувидовых глаголов и появление приставочных образований; ср.: поранить, окрестить, оженить и др. Этой же цели дифференциации видов служат суффиксальные образования типа атаковывать, организовывать и т. п.

Вопрос. Допустимо ли употреблять глагол использовыватъ в качестве несовершенного вида к глаголу использовать?

Ответ. Глагол использовать употребляется как глагол и совершенного, и несовершенного вида. В предложении Мы работаем очень медленно, потому что используем время нерационально глагол используем несовершенного вида (настоящее время); в предложении Мы используем ваше изобретение в дальнейшей работе этот глагол — совершенного вида (будущее время). Для дифференциации видовых значений глагола использовать иногда употребляется и использовывать. Однако этот вариант отнюдь нельзя считать литературным, и пользоваться им не следует.

Вопрос. Какие формы считать правильными: обусловливать или обуславливать, уполномочивать или уполномочивать, подытоживать или подытоживать, опорочивать или опорочивать и т. п.?

Ответ. Образование видов иногда бывает связано с чередованием звуков в глагольной основе; в частности, при образовании несовершенного вида с помощью суффикса -ыва- (-ива-) во многих глагольных основах происходит замена в порядке чередования корневого звука о на а, например: затронуть — затрагивать, освоить — осваивать, удвоить—удваивать.

Читайте также:  Поиск слов по буквам глаголы

Глаголы этого типа делятся на две группы в зависимости от места ударения. К первой группе относятся приставочные глаголы совершенного вида с ударением на корневом о (например, сосредоточить, усвоить), ко второй — глаголы без ударения на корневом о (например, приколоть, разбросать). В глаголах второй группы при образовании несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-) корневое о всегда переходит в ударяемое а (прикалывать, разбрасывать), поэтому здесь сомнений не возникает.

Сложнее обстоит с глаголами первой группы, так как для них нет единого твёрдого правила образования несовершенного вида с корневыми о и а. Здесь можно было бы говорить о двух подгруппах, правда, без резкого их разграничения в некоторых случаях, ввиду отсутствия устойчивых норм их употребления.

В одних глаголах прочно установилось чередование корневых о — а. Таковы: затронуть — затрагивать, обработать — обрабатывать , облагородить — облагораживать, освоить — осваивать, оспорить—оспаривать, усвоить—усваивать, успокоить—успокаивать, застроить—застраивать и др.

В других глаголах, в соответствии с нормами современного литературного языка, сохраняется о, т. е. нет чередования. Таковы: обусловливать, озабочивать, опозоривать, подытоживать, узаконивать, уполномочивать, приурочивать, опорочивать и др. Нет, конечно, чередования в глаголах, у которых о относится к суффиксу (-ов-), поскольку образование видов связано с чередованием звуков в корне, а не в суффиксе, например: обворовать — обворовывать, ознаменовать — ознаменовывать, очаровать — очаровывать, укомплектовать —укомплектовывать и т. п.

К сказанному следует сделать два замечания.

Во-первых, формы на о и на а могут быть стилистически дифференцированы, поскольку первые (формы на о) являются более старыми, а вторые (формы на а) всё больше распространяются на протяжении развития русского литературного языка XIX—XX веков; кроме того, формы на а в некоторых случаях присуши просторечному стилю. Например, формы заподозривать, затрагивать, оспоривать, удвоивать, удостоивать воспринимаются как устарелые; формы обуславливатьt сосредотачивать, уполномочивать являются просторечно-разговорными (см. „Толковый словарь русского языка” под ред. Д. Н. Ушакова).

Во-вторых, следует учесть, что в ряде случаев предпочтительными, а иногда единственно правильными являются формы несовершенного вида, образованные без суффикса -ыва- (-ива-). Таковы: засорять (к засорить), заготовлять (к заготовить), ознакомлять (к ознакомить), оформлять (к оформить), беспокоить (к обеспокоить), позорить (к опозорить), узаконять (к узаконить), ускорять (к ускорить) и др.

Подробно, с большим количеством примеров эти вопросы изложены в „Грамматике русского языка” Академии наук СССР, т. I, 1952, стр. 437—440.

Вопрос. Как разбирать слово было в предложении: Я стал было бранить его. Савельич за него заступился (Пушкин).

Ответ. Слово было в рассматриваемом предложении является частицей, которая в соединении с формой прошедшего времени (обычно глаголов совершенного вида) обозначает, что действие, выраженное глаголом, началось или готово было начаться, но не осуществилось, прервано или прекращено; например: Я было заснул, да меня разбудили-, Я было собрался на прогулку, да дождь помешал; Я было хотела бежать, но было поздно (Лермонтов); Я хотел было остаться дома, но не вытерпел (Тургенев); Ваню я сперва было а не заметил (Т у р- генев).

Акад. А. А. Шахматов, называя эту форму особым недействительным наклонением, поясняет: „Говорящий, устанавливая связь субъекта с предикатом, посредством этого наклонения выражает, что связь эта не осуществилась, хотя и могла осуществиться. Недействительное наклонение выражается посредством присоединения к форме прошедшего времени частицы было, иногда в сопровождении союзов чуть, едва: она было заснула; мальчик упал было; дети было расшалились, но их остановили; он чуть было не лопнул с досады; он едва было не ударил меня11 [15] [16].

Акад. В. В. Виноградов считает, что „правильнее в этой составной форме, выражающей прерванность осуществления действия, видеть особый модальный оттенок изъявительного наклонения, переходный к ирреальному наклонению (ср. цепь выражений: я согласился было; я чуть было не согласился; я чуть не согласился; я едва не согласился; ср.: еще немножечко, и я бы согласился)11 *.

Таким образом, являясь в указанных конструкциях частицей, слово было не выполняет в них функции члена предложения и разбирается вместе со сказуемым; при морфологическом разборе было рассматривается в этих случаях как частица.

Вопрос. Почему личными окончаниями глаголов считаются -ешь, -ет, -ем и т. д., -ишь, -ит, -им и т. д.? Ведь буквы єни остаются в большинстве лиц, меняются же только -шь, -т, -м и т. д. Не правильнее ли считать буквы єни суффиксами глаголов I и II спряжения? В частности, на каком основании букву и в форме строишь относят к окончанию, а в форме строить к основе?

Вопрос. Согласно правилу глаголы, имеющие в 3-м лице множественного числа настоящего или будущего простого времени окончания -am, -ят, относятся к глаголам II спряжения. На этом основании опостылят, опротивят, выздоровят должны считаться глаголами II спряжения. Но этому противоречит неопределённая форма этих глаголов: опостылеть, опротиветь, выздороветь, так как ко II спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить (кроме глагола брить), й одиннадцать глаголов-исключений, куда, однако, не входят названные глаголы. Может быть, перечень исключений не исчерпывающий?

Ответ. Глаголы опостылеть, опротиветь, выздороветь относятся к I спряжению. Правильными являются формы опостылею, -еешь . -еют, опротивею, -еешь . -еют, выздоровею . -еешь . -еют (ср. умею, -еешь . -еют). Например: Кому неволя опротивеет, кто захочет из неё вырваться, тот себе дорогу найдёт (А. Н. Островский); Он . не сомневался . что его мальчик вдруг выздоровеет (Достоевский).

Наряду с этими формами встречаются другие, образованные под влиянием глаголов II спряжения на -ить и носящие более разговорный, просторечный характер: опостылю, -ишь . -ят, опротивлю, -ишь . ят, выздоровлю, -ишь . -ят. В редких случаях эти формы встречаются в литературе, например: Любимые занятия, любимые книги ей опротивят (Тургенев); Я не выздоровлю и не хочу выздороветь (Брюсов). Если иметь в виду только правильные формы, перечень одиннадцати глаголов-исключений является исчерпывающим.

Вопрос. Вызывают неясность в отнесении к типу спряжения следующие глаголы: зиждется (I спряжение), но зиждилось, зиждиться (II спряжение); чтить (ср. чтимый — II спряж.), но чтут (І спряж.). Правильна ли форма ты ошибиться (от глагола ошибиться — II спряж.)? Как образовать неопределённую форму к глаголу зыблетсяі

Ответ. Среди так называемых непродуктивных групп глаголов (т. е. тех групп, у которых соотношение основ неопределённой формы и основ настоящего времени сохраняется только в определённых глаголах и не свойственно вновь образуемым глаголам) имеются разноспрягаемые глаголы, с формами, образуемыми и по I, и по II спряжению. Сюда относится глагол зиждиться, с инфинитивом и прошедшим временем, образуемым по II спряжению, а настоящим временем и причастием, образуемым по I спряжению (зиждусь, -ешься . -у тс я, зиждущийся).

Глагол чтить — II спряжения, но в 3-м лице множественного числа настоящего времени он имеет параллельные формы чтят и чтут (последняя более распространена), например: Оба они любовно чтят память о ней (М. Горький); Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он (М. Горький). Здесь сказываются различные оттенки лексического значения: чтить — чтят означает „уважать что-нибудь», чтить — чтут—„уважать кого- нибудь».

Читайте также:  Форма первого лица у глагола затмить

Глаголы с основой -шиби-ть (неопределённая форма указывает на II спряжение) образуют формы настоящего времени по I спряжению: ошибёшься, расшибёшься, ушибёшься.

Глагол зыблется в неопределённой форме не употребляется. Прежняя форма инфинитива — зыбаться (ср. колебаться — колеблется) и более поздние — зыбиться, зыблиться. Например: Море’зыбилось едва (А. Майков); И зыблилась парча девизов и знамён (Надсон).

Вопрос. Чем объяснить, что некоторые глаголы не могут образовать 1-го лица в настоящем или будущем простом времени, например: басить, шипеть, голоситъ, чудить? Легко сказать он басит, но неудобно сказать я башу. Можно ли образовать форму 1-го лица от глаголов убедить, победить, чадить?

Ответ. В русском языке некоторые личные глаголы не употребляются в 1-м лице или потому, что обозначаемые ими действия неприменимы к 1-му лицу, или потому, что при образовании 1-го лица получаются непривычные звуковые сочетания. Так, например, едва ли кто-нибудь скажет: я теку, я алею и т. п., хотя образовать соответствующие формы и было бы возможно. При образовании 1-го лица от некоторых глаголов с чередующимися согласными получаются формы, настолько необычные для нашего слуха, что возникают сомнения в возможности использовать в речи эти формы. Как дело обстоит с приведёнными глаголами басить, шипеть, голосить и чудить? Формы шиплю и голошу не вызывают никакого сомнения: они могут быть образованы, хотя и редко встречаются в речи. Форма башу (от глагола басить) более непривычна, но она всё же указана в „Толковом словаре русского языка» под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. При глаголе чудить в „Толковом словаре» сделана пометка о неупотребительности формы 1-го лица от этого глагола. Почему же не употребляется форма чужуі Очевидно, потому, что чередование нуд—чуж- в глаголе чудитъ не подкрепляется никакими родственными глаголами (однокоренными) или другими формами того же глагола и потому кажется совершенно необычным. Корень чуж- мы находим в словах чужой, чужанин и пр., но уже совсем в другом значении, чем корень чуд-. Точно так же чередование т — ч в глаголе мутить — мучу не подкрепляется никакими другими однокоренными глаголами или формами. Корень муч- в словах мучить, мучение, мучительный имеет совсем иное значение, чем корень мут-. Естественно, что от глагола мутить мы и не образуем формы 1-го лица. Зато, например, чередование мет—меч является для нас обычным метить — мечу, заметить — замечу, замеченный, замечание, замечательный и пр.

При образовании 1-го лица могут получиться и трудные для произношения сочетания звуков, например: клеймить—клеймлю. Естественно, что говорящие избегают употребления такой формы.

От глаголов убедить, победить, чадить форма 1-го лица не употребляется.

Вопрос. Каковы личные формы от глаголов мучить и мучать? Все ли глагольные формы образуются от них (наклонения, причастия, деепричастия) и как?

Ответ. Наряду с глаголом мучить существует и глагол мучать в том же значении, что и мучить, например: Но люди. не переставали обманывать и мучать друг друга (Л. Толсто й). От глагола мучать образуются формы: мучаю, мучаешь и т. д. (настоящее время), мучал (прошедшее время), (не) мучай (повелительное наклонение), мучающий и пр., например: За что вы меня так мучаете? (Достоевский). Однако глагол мучать в настоящее время употребляется лишь в разговорной речи. Господствующим вариантом для современного литературного языка является мучить — глагол II спряжения с формами: мучу, мучишь и т. д., мучил, (не) мучь, мучащий, мучимый, мучивший, (за)мученный. Аналогичные глаголы — мерить и мерять.

Вопрос. Как правильно говорить и писать: лазать или лазить? К какому спряжению относится этот глагол?

Ответ. Глагол лазить — II спряжения и спрягается так: лажу, лазишь . лазят. Формы лазать, лазаю . лазают или лазиют являются просторечными.

Вопрос. Как образовать формы настоящего времени от глаголов полоскать, плескать и т. п. (полоскает или полощет, плескает или плещет)?

Правильны ли формы сыпешь, щипешь и т. п.?

Ответ. Глаголы полоскать, плескать и некоторые другие принадлежат к так называемым изобилующим глаголам, так как имеют двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы неопределённой формы и основы настоящего времени <полоскать — полоскаю, плескать — плескаю), другую — с соответствующими чередованиями <полощу, плещу), т. е. с разными типами основы. Между теми и другими формами существует смысловое и стилистическое различие.

Формы сыпешь, щипешь имеют просторечный характер.

Вопрос. Как определить время глагола в сослагательном наклонении, например: Я пришёл бы к тебе, если бы могі Также и в глаголах в повелительном наклонении, например: Не приходите ко мне/ Означает ли здесь не приходите—„не приходите вообще» или „не приходите сегодня, завтра»?

Ответ. Сослагательное (условно-желательное) наклонение не имеет форм времени и различается лишь по видам, например: Я читал бы регулярно журналы, если бы их получал (несовершенный вид).—Я охотно прочитал бы эту книгу, если бы её получил (совершенный вид). Представление о времени действия создаётся контекстом, обстановкой разговора и т. д., например: Я пришёл бы вчера, если бы был свободен (обусловленное действие, относящееся к прошлому); Я поел бы чего-нибудь (выражение желания, относящееся к настоящему).

Таким образом, сочетание формы прошедшего времени глагола с частицей бы, служащей для выражения обусловленности действия, возможности или невозможности, лишено значения времени, тогда как выражение условия без частицы бы (форма изъявительного наклонения) связано с категорией времени. Ср., с одной стороны: Если бы я был свободен, я бы зашёл к тебе, а с другой: Если я бывал свободен, я заходил к тебе; Если я свободен, я захожу к тебе; Если я буду свободен, я зайду к тебе.

Повелительное наклонение также лишено форм времени, но относит действие к будущему. Представление о времени и здесь создаётся контекстом, обстановкой разговора и т. д. Например: Напишите мне, как только вернётесь в Москву (повелительным наклонением обозначено цоследующее из двух действий); Вышлите мне эти книги через две недели (повелительным наклонением обозначено действие, относящееся к неопределённому будущему).

Вопрос. Как разбирать глагол не раскатывались, служащий сказуемым придаточного предложения цели в следующем примере: Вместо тормозов мы подложили цепи под колёса, чтобы они не раскатывались? Можно ли считать не раскатывались глаголом прошедшего времени?

Ответ. В предложении Вместо тормозов мы подложили цепи под колёса, чтобы они не раскатывались глагол придаточного предложения не раскатывались является глаголом в сослагательном наклонении. Частица бы, с помощью которой образуется сослагательное наклонение, здесь входит в состав союза чтобы.

Вопрос. Как образовать 2-е лицо единственного числа повелительного наклонения от глаголов чистить и напоить?

Ответ. Повелительное наклонение образуется с окончанием и во 2-м лице единственного числа, если в неопределённой форме на -ить ударение падает на -а (ходить — ходи, просить — проси) или если в 1-м лице единственного числа настоящего (будущего простого) времени ударение падает на окончание (скажу — скажи, несу — неси); встречаются единичные отступления от этого положения: стою — стой, пою — пой от петь идр. Безударное окончание -и употребляется также при основах на два и три согласных (

Источник