Меню

Глагол думать в 3 лице



Спряжение слова «думать»

Слово «думать» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками. Покажем формы изменения слова для каждого значения.

1 думать — глагол, 1-е спряжение , непереходный, несовершенный вид (отвечает на вопрос «что делать?»).

Лицо Единственное число Множественное число
1 что делаю? думаю что делаем? думаем
2 что делаешь? думаешь что делаете? думаете
3 что делает? думает что делают? думают

Глагол думать несовершенного вида, поэтому не употребляется в будущем времени. Для создания будущего времени используйте конструкции: буду думать, будешь думать, будете думать и т.д.

Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
что делал? что делала? что делало? что делали?
думал думала думало думали
Единственное число Множественное число
что делай? думай что делайте? думайте

2 думать — глагол, 1-е спряжение , несовершенный вид (отвечает на вопрос «что делать?»), переходный.

Лицо Единственное число Множественное число
1 что делаю? думаю что делаем? думаем
2 что делаешь? думаешь что делаете? думаете
3 что делает? думает что делают? думают

Глагол думать несовершенного вида, поэтому не употребляется в будущем времени. Для создания будущего времени используйте конструкции: буду думать, будешь думать, будете думать и т.д.

Источник

Спряжение «думать»

Слово «думать» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками, соответственно, имеет различные окончания в разных падежах. Покажем склонение по падежам для каждого значения.

1-е значение
думать — глагол, непереходный, несовершенный вид.

Настоящее время, изъявительное наклонение
Лицо Единственное число Множественное число
1 думаю думаем
2 думаешь думаете
3 думает думают

Глагол думать в будущем времени употребляется либо в форме совершенного вида, либо с использованием связки «буду»: буду думать, будет думать, будут думать и т.п.

Прошедшее время, изъявительное наклонение
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
думал думала думало думали
Условное наклонение
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
думал бы думала бы думало бы думали бы
Повелительное наклонение
Единственное число Множественное число
думай думайте

2-е значение
думать — глагол, несовершенный вид, переходный.

Настоящее время, изъявительное наклонение
Лицо Единственное число Множественное число
1 думаю думаем
2 думаешь думаете
3 думает думают

Глагол думать в будущем времени употребляется либо в форме совершенного вида, либо с использованием связки «буду»: буду думать, будет думать, будут думать и т.п.

Источник

Лицо глагола

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лицаотвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицо Он улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Источник

Морфологический разбор: думать

Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «думать». В зависимости от контекста возможны 2 случая разбора слова.

Признак Значение
Часть речи глагол
Начальная форма думать
Спряжение 1
Переходность непереходный
Вид несовершенный
Наклонение изъявительное
Время время не может быть определено
Род род не может быть определён
Лицо

Примечание: В данном случае род и лицо не могут быть определены, так как они определяются у глаголов только в прошедшем времени единственного числа.

Признак Значение
Часть речи глагол
Начальная форма думать
Спряжение 1
Переходность переходный
Вид несовершенный
Наклонение изъявительное
Время время не может быть определено
Род род не может быть определён
Лицо

Примечание: В данном случае род и лицо не могут быть определены, так как они определяются у глаголов только в прошедшем времени единственного числа.

Разбор слов на сайте делается в автоматическом режиме, поэтому может быть неверным. Используйте разбор исключительно для самопроверки.

Источник

Морфологический разбор слова «думать»

Разбор слова

Слово думать является Глаголом (это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»). У глагола думать есть постоянные признаки:

  • Возвратный/Невозвратный — слово ‘думать’ является невозвратный;
  • Переходный/Непереходный — слово ‘думать’ это непереходный глагол. ; Глагол ‘думать’ относится к несовершенному виду.
  • Первое лицо: Я — думаю/ Мы — думаем;
  • Второе лицо: Ты — думаешь/ Вы — думаете;
  • Третье лицо: Он/Она/Оно — думает/ Они — думают.

Непостоянные признаки слова думать:

  • Пример изъявительного наклонения: Он совсем не хочет думать о своих обязанностях. ;
  • Пример cослагательного наклонения: Не думал бы ты о ней, не стоит она этого.;
  • Пример повелительного наклонения: Давайте думать вместе!;
  • Род слова определить не возможно потому, что глагол является Инфинитивом.
  • Лицо — не определяется в инфинитиве;
  • У данного слово время не определяется потому, что слово думать является Инфинитивом;

Значение слова :

Слово «думать» значит:

  • Размышлять, предаваться раздумью.
  • Полагать, считать, предполагать.
  • Намереваться, собираться делать что-либо.
  • Заботиться, беспокоиться.

Часть речи

«ДУМАТЬ» — это Глагол. Обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?» или «Что сделать?». В предложении обычно выполняет роль сказуемого.

Ударение в слове:

д У мать
Ударение падает на слог с буквой У. На вторую букву в слове.

Род слова

Слово «думать» — род не определяется в инфинитиве

Вид глагола:

Глагол ‘думать’ является несовершенным видом.

Переходность:

Переходность глагола «думать» — непереходный

Лицо глагола :

Лицо у глагола «думать» — не определяется в инфинитиве

Возвратность:

«ДУМАТЬ» — это невозвратный глагол

Источник

Правописание глаголов неопределенной формы в 3-м лице

1) научиться: писать глаголы в неопределённой форме в 3-м лице.

2) усвоить знания:

Исследовательская деятельность

Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,

Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.

Дима начал готови ться [ гатов’ица ] (к уроку).

Дима готови тся [ гатов’ица ] (к уроку).

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице

Неопределённая форма глагола

Глаголы в 3-м лице

что делать?

что делает? Звуковое обозначение окончания и постфикса

Буквенное обозначение окончания и постфикса

ОК (языковая задача)

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.

Цель: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

Действия

Знания 1. Задать вопрос.

что делает?

2. Определить форму глагола.

3. Подобрать -ться/тся. [ ца ] ться [ ца ] тся

а) конкретно-предметная область (рус. яз.):

– знание: как написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице,

– умение: написать окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице;

б) метапредметная область:

– знание: компоненты деятельности – цель, предмет, средства, действия, операции, продукт;

– умение: строить деятельность .

Языковая задача 1. Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.

Провести время на охоте – поохоти…………

сделать остановку – останови…………………. (остановиться)

бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)

завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)

побороть лень – не лени………………………. (не лениться)

забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)

избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)

Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.

1.Где никто не ссорится,
Там и дело спори……….

2.Божья коровка о саде заботится,
Целыми днями за тлями охоти……….

3.Маленький кораблик в гавани ютится.
Плавать не умеет – не хотел учи……..

4.Жёлтый лист в лесу кружится
И к ногам берёз ложи……..

5.Трудные дни наступили для птицы,
Нужно синице помочь прокорми………..

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Грамматическая викторина.

  1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
  2. У каких глаголов в конце большое помещение?
  3. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
  4. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.

Кто любит труди ……… , тому без дела не сиди ………. .
Всяк человек на деле познаё ………. .
Любишь ката ………. , люби и саночки возить.

Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

Языковая задача 1. Поохоти ться , останови ться , поборо ться , подружи ться , не лени ться , не смея ться , не ссори ться .

Языковая задача 2. Спори тся , охоти тся , учи ться , ложи тся , прокорми ться .

Грамматическая викторина.

  • Показа лось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
  • Пока зал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
  • Метал + л = металл.
  • Седе ешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.
  • Языковая задача 3. Труди ться , не сиди тся , познаё тся , ката ться .

    Учащимся выдаются следующие заготовки:

    ТЕМА: “Правописание глаголов в неопределённой форме в 3-м лице”

    1) научиться: _________________________________________________________
    2) усвоить знания:

    а) _____________________________
    б) _____________________________

    Исследовательская деятельность

    Определи, какими буквами на письме обозначается окончание и постфикс глагола в неопределённой форме в 3-м лице.

    Для этого определи: – вопрос, на который отвечает эта часть речи,

    Соотнеси звуковой ряд слова с буквенным.

    Дима начал готови ться [ гатов’ица ] (к уроку).

    Дима готови тся [ гатов’ица ] (к уроку).

    Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице

    Звуковое обозначение окончания и постфикса
    Буквенное обозначение окончания и постфикса

    ОК (языковая задача)

    Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице.

    Действия

    [ ] [ ]

    а) конкретно-предметная область (рус. яз.):

    б) метапредметная область:

    Языковая задача 1 Замени выражение схожим по значению глаголом неопределённой формы. Используй ОК.

    Провести время на охоте – поохоти…………

    сделать остановку – останови…………………. (остановиться)

    бороться какое-то время – поборо…………….. (побороться)

    завести дружбу – подружи…………………….. (подружиться)

    побороть лень – не лени………………………. (не лениться)

    забыть про смех – ………………………………. (не смеяться)

    избегать ссоры – не сори……………………… (не ссориться)

    Языковая задача 2. “Допиши словечко”. Используй ОК.

    1.Где никто не ссорится,
    Там и дело спори……….

    2.Божья коровка о саде заботится,
    Целыми днями за тлями охоти……….

    3.Маленький кораблик в гавани ютится.
    Плавать не умеет – не хотел учи……..

    4.Жёлтый лист в лесу кружится
    И к ногам берёз ложи……..

    5.Трудные дни наступили для птицы,
    Нужно синице помочь прокорми………..

    Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

    Грамматическая викторина.

    1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?
    2. У каких глаголов в конце большое помещение?
    3. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить ещё букву л?
    4. Какие глаголы своими окончаниями нам велят есть?

    Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

    Языковая задача 3. Выбери -ться или -тся.

    Кто любит труди ……… , тому без дела не сиди ………. .

    Всяк человек на деле познаё ………. .

    Любишь ката ………. , люби и саночки возить.

    Критерии оценки: Отсутствие ошибок – на полях “+”, наличие ошибки – на полях “-”.

    Языковая задача 1. Поохоти ться , останови ться , поборо ться , подружи ться , не лени ться , не смея ться , не ссори ться .

    Языковая задача 2. Спори тся , охоти тся , учи ться , ложи тся , прокорми ться .

    Грамматическая викторина.

    • Показа лось и подобные глаголы прошедшего времени среднего рода.
    • Пока зал и подобные глаголы прошедшего времени мужского рода.
    • Метал + л = металл.
    • Седе ешь и подобные глаголы 1 спряжения в настоящем времени, 2 лице.

    Языковая задача 3. Труди ться , не сиди тся , познаё тся , ката ться .

    Источник

    Читайте также:  Объяснить глаголы с такой же приставкой