Меню

Глагол и его роль в речи 3 класс



«Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» с творческой работой — создание проекта «Будь здоровым»

Скачать:

Вложение Размер
урок русского языка в 3 классе 31.75 КБ
презентация к уроку «Глагол» в 3 классе 995.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи

Задачи: — повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;

— формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

— обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

— определение роли глагола в предложении;

Предметные: — проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

— овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные: — овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные : — формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

— оценивать ход и результат выполнения задания;

— сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

— корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Коммуникативные: — управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

— уметь работать в парах, в группе;

— внимательно слушать друг друга;

— уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с информацией:

— работа с материалом учебника;

— искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); карточки с заданием для работы в паре, в группе, электронное приложение.

Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.

  1. Орг. момент
  1. Мотивация к учебной деятельности.

— С каким настроением начинаем урок?

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям. Пусть этот рок станет уроком подарит нам хорошее настроение.

— С чего мы обычно начинаем наш урок?

— Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

— Звук, парный звуку [ф].

— В слове тонна удвоенный согласный …

— Первая буква в алфавите.

— В слове «земля» безударная гласная…

— Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с .

— Пропишите сочетания букв ва ве на не са се (следите за правильным соединением).

— Из данных букв составьте слово. (Весна, навес)

— Охарактеризуйте слово весна

(сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.)

— Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово ( весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны) СЛАЙД

— Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл

В марте курица из лужицы напьется.

Апрель с водой, май с травой.

Майская трава и голодного кормит.

Май холодный – год хлебородный.

Малая птичка соловей, а знает май .

Запишите любую пословицу в тетрадь.

II. Актуализация знаний

— Какие части речи знаете?

— Что такое имя существительное?

— На какие вопросы отвечает?

— Что такое имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Что такое местоимение?

— На какие вопросы отвечает?

— Молодцы. Идём дальше.

2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

— Прочитайте текст. (Слайд)

Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.

— Назовите части речи, которые использованы в тексте.

— Что вы можете сказать о тексте? (Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно?)

— Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

— Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать? (Глаголы)

— Определите тему урока? ГЛАГОЛ

3. Работа в парах.

— Запишите текст, который у вас получился.

Наступила весна. Растаял снег. По дорожк а м бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.

Слайд (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.)

— Как изменился второй текст?

— Почему неподвижная картинка ожила? (в тексте появилось действие)

— С помощью какой части речи это произошло?

— Подчеркните слова, которые вы вставили.

— На какие вопросы отвечают?

— Как называется часть речи?

— Вспомните тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Слайд Появляется тема на доске: «Значение и употребление глаголов в речи»

— Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

— А чем же мы будем сегодня заниматься?

  1. Вспомним признаки глагола.
  2. Будем учиться распознавать глагол среди других частей речи.

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

III. Основной этап.

  1. Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет .

Кто что делает расскажет :

Чертит, пишет иль поет ,

Вышивает или пашет ,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит —

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет ,

Всех их в дело вовлекает ,

Что им делать говорит ,

Строго сам за тем следит . (18 глаголов)

— А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

Слайд Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол — это словесная речь человека, разумный говор, язык.»

Слайд А ещё — «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

  1. Возвращаемся к теме урока. Среди записанных слов найди глаголы.

Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать.

— Не все справились. У нас возникла проблема: а как отличить глагол от других частей речи?

— Как будем действовать?

Карточки на доску :

— определять, что слово обозначает,

— каким членом предложения является.

3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.

— Переходим к работе с учебником.

— Прочитайте первую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Что можно сказать об этих предложениях?

— Каким членом предложения является глагол?

Назовите признаки глагола? ( обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое)

5. Работа над правилом.

А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 нашего учебника.

— Так что — же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным? ( это части речи )

— Назовите признаки глагола? ( обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое)

5. . Включение в систему знаний и повторение

— А сейчас поработаем в группах. (Деление на группы.) Вспомним правила работы в группе.

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Творческое задание- создание проекта «Будь здоровым».

— Вы знаете, что глагол обозначает действие. Вот вам новое задание. Глагол всегда находится в постоянном движении. Движение – это жизнь. А сегодня, 7 апреля — всемирный день здоровья.

— Я предлагаю вам составить плакат – пожелание своим товарищам о сохранении здоровья, используя как можно больше глаголов, можно использовать словосочетания, короткие предложения, например: расти здоровым. В помощь пригласите родителей.

Слова – подсказки: расти, учись, гуляй, соблюдай, отдыхай, спать.

Детям выдаются конверты с рисунками, текст о здоровье.

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока. Рефлексия.

— Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)

— Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.

— Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите желтый цветочек на ветку.

У кого получилось не все на уроке – красный цветочек, а кому еще нужно потренироваться в нахождении глаголов – синий цветок.

— У нас расцвела такая красивая ветка, которая будет помогать нам сохранять хорошее настроение.

Спасибо за урок!

  1. Продолжим работу с глаголами

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

Мир строит, а война……..(разрушает).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)

— Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши запомнить

Брать на буксир обидеться

Надуть губы бездельничать

Зарубить на носу помогать

— Кто из вас встретит затруднения, может заглянуть в словарь фразеологизмов на стр. 157 в учебнике.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В есенний , веснушки, веснянка, вешние, вёсны

В марте курица из лужицы напьется. Апрель с водой, май с травой. Майская трава и голодного кормит. Май холодный – год хлебородный. Малая птичка соловей, а знает май.

Весна . Снег . По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.

Наступила весна . Растаял снег . По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы . Они поют звонкие песни .

« Глагол — это словесная речь человека, разумный говор, язык .» Из словаря В.И. Даля

«Глаголь» — старинное название буквы «г».

Пилить , пробежка , косить , перелёт , смотреть, читать .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе.

Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты.

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»Цель урока: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный.

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Цели деятельности: формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре.

Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;воспитывать интерес к родному языку.

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение .

Источник

Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи». 3-й класс

Класс: 3

Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.

1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;
3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;
4. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.
– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

2. Минутка чистописания.

– А отправимся мы сегодня в лес. (Презентация. Слайд 1)

– Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.

(Гимнастика для пальцев.)

Руки поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а потом на другой.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

– Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем минутку чистописания.

Заглавные буквы “Л” – это стройные деревья, строчные “м” – широкие кустарники.

3. Актуализация изученного о частях речи.

– Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов. (Слайд 2)

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

– Запишите это предложение. (Слайд 3,4)

Извилистая тропинка уводит в лес.

– Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в столбик. (Слайд 5)
– В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её.
– Что вы можете рассказать об именах существительных?
– Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме “Лес”?
– Найдите в предложении имя прилагательное. С каким существительным оно связано? (Слайд 6)
– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?
– Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес?

Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?

4. Открытие нового знания.

а) Подводящий диалог

– Ребята, как надо вести себя в лесу?
– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “кричать, мусорить, слушать, смотреть …”. – На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?
– Может, кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)

б) Формулирование темы урока.

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Нахождение глаголов в речи.)
– Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он отвечает?
– Можно ли идти, бежать, лететь, не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).

Но сначала сами подвигаемся.

Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего товарища.

Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления,глагол занимает второе место после имени существительного. (Слайд 8)

в) Роль глаголов в речи.

– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты. (Слайд 9)

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.

– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину? (Слайд 10)
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

г) Работа с определением.

– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?
– Что обозначают глаголы?
– На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)
– Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.105 .

д) Отличие глаголов от других частей речи. Выведение алгоритма.

Работа в паре с карточками.

Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:

1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) звон, звонит, звонкий
5) кричат, крикливый, крикун.

– Что общего у слов в каждой группе?
– Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?

Составление алгоритма. (Слайд 12)

– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз. (Слайд 13–15)

5. Первичное закрепление.

а) Подбор к существительным слов-действий.

– Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь. (Слайд 16)
– Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь.)
– Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?

Подберите к ним подходящие глаголы.

– Как вы будете подбирать глаголы?
– Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему?

б) Работа с текстом.

– Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок-лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. (Слайд 17)

Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

– Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)

– Что же такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Чем отличается от других самостоятельных частей речи?

– А нам пора возвращаться из леса. Но со старичком-лесовичком мы не прощаемся. Дома продолжите текст про него. “Оживите” лесную картину с ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить определение на с. 105.

Источник

Читайте также:  Глагол несовершенного вида переходный возвратный