Меню

Глагол и его синтаксическая роль в предложении



Глагол

6-й класс

1) дать учащимся представление о разнообразной семантике глагола и его отличии от имен;
2) показать синтаксическую роль и морфологические признаки глагола в предложении;
3) показать стилистическую роль глагола в тексте.

1. Эксперимент

Задание. Сравните три стихотворных отрывка (тексты раздаются ученикам):

1) Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

2) Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

3) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2. Объявление темы урока

Задание. Найдите в этих отрывках однокоренные слова (зеленая, зеленя, зеленеет). Понимаете ли вы значение слова зеленя? (Обл. «молодые всходы хлебов».) Чаще нам встречается слово зелень – растительность, овощи с листьями и травы, употребляемые в пищу. В какой части этих слов заключено значение «цвета зелени, травы, листвы»? (В корне зелен-.) Что он обозначает? (Признак.) Выделите корень. Запишите в тетради в столбик:

В каком слове признак оформлен лексически и грамматически? Какой частью слова? Что это за часть речи? (Зеленая, окончание -ая, имя прилагательное.)

В каком слове признак опредмечен, представлен как предмет, какая часть слова оформляет предмет, какая это часть речи? (Зелень, зеленя, окончания нулевое и , имя существительное.)

Задание. Составьте словосочетания с прилагательным зеленый, например, зеленая трава (конкурс: кто за 1 минуту составит больше сочетаний). Запишем в тетрадь некоторые из них: зеленое яблоко, зеленый горошек, зеленая ель. Какой связью соединены в этих словосочетаниях слова? (Согласование.) А теперь – с существительным зелень: свежая зелень, густая зелень, зелень листьев. (Связь – согласование, управление.) Можно ли что-то сказать о времени в этих словосочетаниях?

А теперь составьте предложения так, чтобы признак приобрел три времени: прошлое, настоящее и будущее:

Вчера трава зеленела. Сегодня трава зеленеет. Завтра трава будет зеленеть.

Как называется часть речи, которая представила признак таким образом? Да, это глагол. Так называется наша сегодняшняя тема урока.

3. Слово учителя.

Обычно говорят, что глагол обозначает действие. Такое определение дано и в ваших учебниках. Однако это не совсем так.
Что обозначает глагол?
Есть много глаголов, обозначающих действия (в смысле проявления какой-то энергии, обнаружения деятельности). Давайте немного поиграем. Разделитесь на 2 группы. Каждая группа задумывает какое-нибудь действие и показывает его другой группе, а вторая пытается угадать, какое действие показано. Побеждает та команда, которая угадает правильно больше показанных действий.

(Учащиеся показывают, например, такие действия, как шить, плясать, петь, писать, читать и проч.)

А теперь взгляните на эти рисунки. Что делают эти человечки? И «делают» ли они что-нибудь?
Правильно, они грустят, плачут, возмущаются…. То есть испытывают какие-то состояния. И здесь трудно говорить о «проявлении энергии». Давайте попробуем изобразить такие состояния. Представьте, что вы актеры на сцене. Как вы покажете. … радость, горе, гнев? Что они делают? Радуются, горюют, гневаются, сердятся.
А есть глаголы, которые передают признаки, только не так, как прилагательные, а в динамике: белый – белеть, черный – . красный – . …, желтый – .
Что же позволяет нам объединить все эти слова с таким разным лексическим значением в часть речи, называемую глагол? (Выдвигаются версии.)
Итак, основной морфологический признак глагола, которого нет ни у существительного, ни у прилагательного, – возможность представить кусочек действительности в прошлом, настоящем и будущем. Вот почему в предложении глагол выполняет роль сказуемого.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЛАГОЛА

С какими же еще членами предложения и каким образом связан глагол в предложении?

Задание. Проанализируйте предложения и скажите: с какими членами предложения и каким образом связывается глагол-сказуемое?

1. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. 2. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. 3. Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. 4. Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

Итак, мы с вами видим, что глагол-сказуемое играет главную роль в предложении, он связан с подлежащим (именем существительным, местоимением, сочетанием числительного с существительным), с одной стороны, и с обстоятельствами места, с дополнениями – с другой стороны.

Читайте также:  Спряжение глаголов во множественном числе с существительными

Часть речи

имя существительное
местоимение
глагол
глагол

нет
нет
прошедшее
настоящее/будущее

ед./мн.
ед./мн.
ед./мн.
ед./мн.

нет
1, 2, 3
нет
1, 2, 3

м./ж./ср.
м./ж./ср.
м./ж./ср.
нет

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА

Какие морфологические признаки позволяют говорить о связи глагола-сказуемого с подлежащим – существительным (местоимением)? Определите число и род в примерах 1–3. Число существительного и глагола совпадает – единственное: мать – умерла, отец – погиб, множественное: двое детей – осиротели, мы – жили. В каком времени происходило действие? (В прошедшем.) А теперь давайте изменим время действия на настоящее: мать – умирает, отец – погибает, мы – живем. Что изменилось? Что не изменилось? (Число осталось, но теперь не род, а лицо, в 1–2 – третье – она, он, в 3 – первое.) Следовательно, какие морфологические признаки имеет глагол в настоящем-будущем, и какие – в прошедшем времени? С какими признаками существительных и местоимений эти признаки совпадают? Составим таблицу сходства и различий морфологических признаков. (См. таблицу)

Какой морфологический признак есть у трех частей речи? В каком времени у глагола и местоимения есть лицо? В каком времени у глагола, существительного и местоимения есть род? Какого признака нет ни у существительного, ни у местоимения, но есть у глагола?

А теперь еще одно стихотворение (читает подготовленный ученик).

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной,
ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Что особенного в этом стихотворении? (Красиво, но нет ни одного глагола, поэтому картина неподвижная.)

Итак, мы с вами познакомились сегодня с удивительной частью речи – глаголом. Он сообщает повествованию динамичность, картины сменяют друг друга, все живет и движется.

Домашнее задание. Попробуйте в стиле А.Фета сочинить стихотворение безглагольное, а в стиле С.Есенина – с использованием глаголов. Если же не получится – найдите в сборнике стихов, перепишите в тетрадь.

Источник

Синтаксическая роль глагола

Роль глагола в русском языке сложно переоценить. Он является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному. Важной особенностью глагола является то, что он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных. Об этом и пойдет речь ниже.

Глагол как часть речи обозначает действие. Он отвечает на вопрос что делать? что сделать? Может изменяться по родам (только в прошедшем времени: кричал-кричала-кричало), числам (рисует-рисуют), временам (говорил-говорит-будет говорить).

Синтаксической ролью слова является функция, которую оно выполняет в составе предложения. Синтаксическую роль отдельного слова определить невозможно. На основании этой функции определяются члены предложения.

Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции.

Итак, глагол в предложении может являться:

  1. Подлежащим (предмет). Оно отвечает на вопрос кто? что? Подчеркивается одной чертой. (что?) Жить – Родине служить. (что?) Любить – сложная задача. Многие подобные фразы стали устойчивыми словосочетаниями. Глагол, являющийся подлежащим, всегда находится в начале предложения.
  2. Сказуемым (действие). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Подчеркивается двойной чертой. Например: Он (что делает?) читает книгу. Она (что делает?) пишет письмо. Они (что делают?) оформляют стенгазету. Глагольное сказуемое может быть простым и составным. Простое сказуемое состоит из одного слова (она говорит), составное – из двух: вспомогательного глагола и инфинитива (они начали петь). (Здесь и далее употреблено одинарное подчеркивание, так как это html-текст, но на письме подчеркивать нужно соответствующим образом).
  3. Определением (признак предмета). Отвечает на вопрос какой? Подчеркивается волнистой линией: Желание (какое?) уйти не оставляло меня ни на минуту. Мечта (какая?) попасть на спектакль толкала меня вперед. Страх (какой?) заблудиться заставил меня думать быстрее.
  4. Дополнением. Отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Выделяется пунктиром. Учитель попросил меня (о чем?) подойти. Он попросил меня (о чем?) приготовить ужин. Она научила меня (чему?) рисовать.
  5. Обстоятельством (условия совершения действия). Отвечающий на вопросы зачем? как? откуда? куда? когда? где? Подчеркивается точкой и тире: я вышел (зачем?) попить воды. Мы решили поехать в горы (зачем?) отдохнуть. Я сел (зачем?) почитать книгу.

Стоит отметить, что чаще всего глагол является именно сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени, а подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (также известная под названием инфинитив).

Читайте также:  Сравнение глагола to be в настоящем и прошедшем времени

Для того чтобы определить, какую именно синтаксическую роль играет глагол в конкретном предложении, необходимо уметь правильно задавать вопрос. Для этого важно не зацикливаться на том, что он по определению отвечает на вопрос что делать?, но может являться абсолютно любым членом предложения. Определить роль конкретного глагола в предложении невозможно без определения грамматической основы. В первую очередь всегда определяется подлежащее и сказуемое.

Источник

Синтаксическая функция глагола и глагольных форм

Синтаксическая функция глагольных форм

Причастие

Определение Сребрит мороз увянувшее поле.

Сказуемое или его часть Дорога в Симбирск мною очищена. Дачи стояли заколоченные.

Деепричастие

Обстоятельство Я неприметно отошел к окну, желая скрыть свое волнение.

Деепричастие с зависимыми словами и одиночное в предложении всегда выступает в функции обстоятельства: Шел (как?), постепенно ускоряя шаг.

Повизгивая, (как?) прыгали босоногие мальчишки…

Действительные и страдательные полные причастия играют роль определения: Сребрит мороз увянувшее (какое?) поле.

Ученик (какой?), читающий книгу, сидит за столом. Книга (какая?), читаемая учеником, взята в библиотеке.

Краткая форма страдательного причастия всегда выполняет в предложении функцию сказуемого: Книга прочитана. В полной форме причастие может быть именной частью составного сказуемого: Дачи стояли заколоченные.

© Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Глагол: морфологические признаки и синтаксическая роль

Большинство предложений, в которые мы оформляем высказываемые мысли, строятся с помощью глаголов (Гл.). Хотим ли мы высказать желание, необходимость, подчеркнуть свойства описываемого предмета, сообщить о произошедшем событии, используем модальные Гл., формы в различных наклонениях или просто связку быть.

Гл. называет действие или состояние. Если говорить о синтаксических свойствах, то лично-временные формы выступают в качестве сказуемого, начальная может быть всеми членами предложения. Неопределенная форма глагола не зря называется особой: передавая только саму идею действия, обладает только постоянными грамматическими признаками.

Грамматическое значение глагола

Обобщенное значение, свойственное глаголу, — передача информации о действии субъекта. Принято выделять основные группы действий, обозначаемых глаголом:

  • речевая деятельность объекта, звукоизвлечение (кричать, говорить, шептать, декламировать, шипеть, мяукать);
  • трудовые и активные действия, производимые предметом речи (стрелять, лепить, шить, дергать);
  • умственная работа (анализировать, доказывать, сопоставлять, констатировать);
  • изменение положения объекта в пространстве (бежать, прыгать, ползти, плыть, распространяться);
  • активное проявление эмоций (обожать, злить, веселить, скучать);
  • описание окружающей среды или состояния человека (темнеет, рассветает, туманится, холодает, лихорадит, нездоровится).

Постоянные признаки

При спряжении Гл. меняют аффиксы в зависимости от требований контекста. Но в любом времени, лице, роде и числе они сохраняют набор свойств. Неизменяемые грамматические (морфологические) свойства глаголов можно определить у всех форм конкретной речевой единицы, вне зависимости от коммуникативной ситуации.

Вид глагола

По критерию законченности/протяженности процесса Гл. делятся на виды – совершенный (СВ) и несовершенный (НВ). Вопрос к глаголам СВ – “Что сделать?” Обобщенное значение — завершенность, законченность: увидеть, приехать, высказать.

Глаголы НВ передают значение длящегося, незавершенного действия: вглядываться, говорить, стирать, идти. Если глагол отвечает на “Что делать?” “Что делал?” “Что будет делать?”, значит, он несовершенного вида.

Возвратность и невозвратность

Категория невозвратности характеризует действие по направленности на объект (стучать, кидать, умывать, менять). При морфемном анализе слова возвратные глаголы легко отличить по постфиксу -сь или -ся в конце слова (целоваться, открываться). Они передают значение замкнутости действия, направленного на субъект или ограниченности небольшим кругом лиц (кидаться, умываться, меняться).

Читайте также:  Пословицы с глаголами с окончаниями ишь ешь

Грамматическая категория переходности

Особенность переходного глагола – потребность в управляемом слове, раскрывающем смысл, которое стоит в беспредложном Вин. или Род. падеже: сдвинуть (стол, книгу), включить (телевизор, люстру), копать (землю, яму). Переходность в грамматическом смысле — неопосредованная направленность действия на предмет.

Непереходность глагола позволяет ему сочетаться с существительным или местоимением в любом непрямом падеже, кроме беспредложных родительного и винительного: ходить (по земле), смотреть (в зеркало), верить (в примету).

Глагольное спряжение

В зависимости от окончаний, приобретаемых при изменении формы, выделяют два спряжения, они также являются постоянным признаком глагола. Небольшая группа слов (дать, есть и их словоформы) изменяются по особой системе. Глаголы бежать и хотеть относятся к разноспрягаемым: их формы имеют окончания обоих спряжений.

Непостоянные признаки

Изменяемые грамматические свойства характерны спрягаемым формам глагола. Словоформу анализируют в контексте, в зависимости от особенностей словоупотребления.

Глагольное наклонение

По признаку реальности описываемой ситуации в лингвистике принято выделять следующие глагольные наклонения:

  1. Изъявительное. Передает значения действия, которое длится сейчас, случится или состоялось: покупаю, буду покупать, покупал.
  2. Условное. Означает действие, возможное при соблюдении указанных в контексте условий (знал бы, где упаду – соломки б подстелил) или же просто является желаемым (я бы чаю выпил). Образуется присоединением частицы бы (б) к глаголу в прошедшем времени: увидел бы, написала бы, посадили бы.
  3. Повелительное. Передает приказ или просьбу выполнить что-то: найди, принесите, бегите.

Изменение по временам

Глаголы только одного из трех перечисленных наклонений, изъявительного, могут меняться по временам. В русском языке система довольно простая, состоит из трех уровней:

  1. Настоящее время передает значение одновременности с моментом сообщения о событии: пишу, плавают, решаешь.
  2. Прошедшее указывает на действие, происходившее в прошлом, завершившееся определенным результатом или же важное самим своим наличием: бегала, прибежали, стоял, отстоял, покупал, купил, брал, взял.
  3. Будущее время глагола сообщает о том, что только произойдет. Выражается простой формой (купят, найдет) или составной (будет покупать, будут находить).

Лицо глагола

Означает отнесенность действия к объекту, предмету. Изучается в рамках программы 6 класса, наряду с иными характеристиками глагола. Изменение по лицам свойственно глаголам всех наклонений и в, кроме простого прошлого:

  • я стираю, я буду стирать;
  • ты лежишь, вы будете лежать, лежи, лежите;
  • он ходит, они ходят.

Глаголы,обозначающие состояние природы или человека, не подразумевают отнесения к конкретному действующему лицу или предмету: моросит, мерещится. Такие глаголы называют безличными.

Род у глагола

Род определяется у словоформ прошедшего времени единственного числа: нашел, увидел, сказал — нашла, увидела, сказала.

Единственное и множественное число

Число можно определить у изменяемых форм глагола: крашу — красят, красил — красили, покрасит — покрасят.

Школьники, обучающиеся в 7 классе, должны уверенно определять основные морфологические характеристики глагола при морфологическом анализе слова.

Синтаксические признаки глагола

Синтаксические и морфологические признаки глагола тесно связаны между собой.

В предложении изменяемые формы глагола выступают в роли простого сказуемого: открылась дверь на лестницу; на лес опустился туман.

Часто встречаются примеры употребления глагола в составном сказуемом: все может случиться, начну бегать по утрам. В этом случае глаголы (может случиться, начну бегать) передают общее значение и выступают в предложении как неделимая конструкция. Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов: личная глагольная форма, которая несет в себе модальное или иное дополнительное значение (могу, начну) и начальная форма, передающая смысл высказывания (бегать, случиться).

Инфинитив — самая разнообразная по синтаксическим признакам, присущим глаголу, словоформа. Может выполнять в предложении любую синтаксическую функцию:

  1. Подлежащее: бегать по утрам полезно для здоровья.
  2. Сказуемое, часть составного именного или глагольного сказуемого: а он стал отбиваться, нелегко быть врачом.
  3. Дополнение: им советуют ехать поездом, она призывает соблюдать правила.
  4. Определение: умение оставаться спокойным полезно в любой ситуации, желание встретиться пропало.
  5. Обстоятельство: зашли погреться, собрались встретиться.

Источник