Меню

Глагол как языковое понятие у младших школьников



Глагол как языковое понятие у младших школьников

Понятия, как известно, представляют собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии так же, как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явлений. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием языковых явлений, т. е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах.

При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т. п. Иначе говоря, сам первичный материал, на основе которого создано человеком грамматическое понятие, достаточно абстрактен. «Всякое слово (речь) уже обобщает. Чувства показывают реальность, мысль и слово — общее».

Таким образом, грамматическое понятие является обобщением над уже обобщенным, или, как справедливо отмечает известный советский психолог Д. Н. Богоявленский,— это «своего рода второй этаж абстракций, надстраивающийся над уже обобщенными значениями слов и предложений».

Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингвистических представлений и знаний. Рядом исследований, в частности исследований, проведенных С. Ф. Жуйковым, Д. Н. Богоявленским, А. М. Орловой и др., доказано, что процесс формирования понятий одновременно является и процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация. Результативность формирования понятия у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления. Школьная практика неоднократно убеждала в том, что учащиеся, которые затрудняются абстрагировать грамматическое значение слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным грамматическим признакам, испытывают значительные трудности при формировании понятий и допускают ошибки. Например, при изучении глагола учащиеся узнают, что глаголы обозначают действия предметов. У некоторых глаголов лексическое значение может совпадать с грамматическим (бежать, лететь, прыгать и т. п.). У большинства глаголов такого совпадения нет. Под действием предмета в грамматике понимается наряду с движением состояние предмета, его отношение к другим предметам, изменения качества предмета и т.п. (спать, думать, любить, зеленеть, развиваться и т. п.). Такое расширенное, обобщенное понимание «действия предмета» затрудняет учащихся, только что приступивших к изучению языка, поскольку их конкретное представление о действии связано чаще всего с передвижением. Поэтому часть учащихся на начальном этапе работы над глаголами не считают, что такие слова, как сидеть, мерзнуть, болеть, стоять, краснеть, обозначают действия предметов. Подобное явление можно наблюдать и при изучении имен существительных. Некоторые дети оказываются в плену житейского понимания «предмет», не могут отвлечься от конкретного лексического значения слова и такие слова, как быстрота, мужество, тишина, крик, шаг, прыжок, зелень, не относят к именам существительным. Для формирования понятия требуется развить у учащихся умение абстрагироваться, отвлекаться от конкретного лексического значения слов и объединять их в одну группу, учитывая общие грамматические признаки, присущие всем словам этой группы (например, все слова, отвечающие на вопросы кто? что?, объединяются в разряд «Имена существительные», общим для всех этих слов является то, что они обозначают предметы, не изменяются по родам, большинство из них изменяется по числам и падежам и т. п.). Для того чтобы при формировании понятий избежать ошибок, необходимо соблюдать, в процессе обучения ряд методических условий, о которых будет сказано позднее.

Читайте также:  Свет что делает подобрать глаголы

Источник

Особенности работы над глаголом в начальных классах

Анализ современных принципов проведения учебных занятий. Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников грамматике. Глагол как часть речи в лингвистической литературе. Реализация методики работы над глаголом в начальных классах.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.10.2014
Размер файла 115,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По программе Л.В. Занкова неопределенная форма изучается в 3 классе. Дается понятие «инфинитив» и находится основа глаголов неопределенной формы, от которой образуются глаголы прошедшего времени при помощи суффикса-л-.

Основными и самыми сложными, на наш взгляд, темами являются «Спряжение» и «Правописание безударных личных окончаний глаголов». По программам Т.Г. Рамзаевой и «Школа 2100» эти темы изучаются в 4 классе, а по программе Л.В. Занкова — в 3 классе.

По программе Т.Г. Рамзанвой учащиеся наблюдают за изменениями глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Составляется таблица местоимений 1,2,3 лица единственного и множественного числа. Дети подставляют к ним глаголы из текста, изменяя их в соответствии с местоимениями. Учитель объясняет, что при изменении по лицам у глаголов изменяются окончания, поэтому они называются личными.

Вводится понятие «спряжение» на основе сравнения двух вариантов окончаний глаголов. Школьники узнают, что изучение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Знакомятся с окончаниями глаголов I и II спряжения.

Далее дети наблюдают, как спрягаются глаголы в будущем времени, как меняются их окончания. Школьники изучают правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени, глаголов в прошедшем времени. По всем этим темам составляются таблицы изменения окончаний.

Для того чтобы правильно писать безударные личные окончания глагола, детям дается памятка:

1. Определить время, лицо и число глагола.

2. Назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием — ть определить спряжение (смотреть, светить).

3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе:

I спряжение II спряжение

По программе «Школа 2100» в 4 классе учащиеся знакомятся со словоизменением глаголов. Они узнают, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением, и учатся определять спряжения по личным окончаниям глаголов:

I спряжение II спряжение

ед. ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.

1 л. -у(-ю) -ем(-ём) 1 л. -у(-ю) -им

2 л. -ешь(-ёшь) -ете(-ёте) 2 л -ишь -ите

3 л -ет(-ёт) -ут(-ют) 3 л. -ит -ат(-ят)

Затем школьники рассматривают правописание безударных личных окончаний глаголов.

По программе Л.В. Занкова учащиеся узнают, что изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы имеют I и II спряжение. Школьники учатся определять сопряжения глаголов по неопределённой форме, выделяя суффиксы. Затем вводится алгоритм написания безударных гласных окончаний глагола:

1. Поставь глагол в начальную (неопределенную форму);

2. Определи спряжение;

3. Проверь спряжение по третьему лицу во множественном числе;

4. Определи окончание данного глагола (45, с. 79).

Полученные знания отрабатываются на многочисленных упражнениях, например, предлагаются такие задания:

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, укажи спряжения глаголов.

2. Измени глаголы по образцу (смотрела — смотреть, смотрят).

3. Определи спряжение глаголов, запиши из во 2 -м лице в единственном числе, составь с ними предложение (45, с 80).

В отличие от других, по программе Л.В. Занкова в 3 классе рассматривается связь слов в глагольных словосочетаниях. В результате изучения этой темы учащиеся получают представления о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении и узнают, что глагол в предложении требует от существительного определенного косвенного падежа (без предлога или с предлогом), такая связь называется управлением. Школьникам предлагаются различные задания, например:

Читайте также:  Глаголы выражающие значение приказа просьбы совета примеры

1. Подчеркни глаголы вместе с теми существительными, от которых они требуют родительного и винительного падежа.

2. Составь и запиши словосочетания с данными глаголами, указав падеж существительных (45, с. 28).

Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с неопределённой формой, с возвратными глаголами. Изучаются правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний —ться и —тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении — управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других. Традиционная программа предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала.Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового материала, обобщения и формулировки правил.

Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.

Несмотря на многообразие способов изучения глагола, представленных данными программами, учащиеся начальных классов испытывают значительные трудности в работе над этой сложной темой. Это, в первую очередь, затруднения при формировании понятия «глагол».

Понятия, как известно, представляют собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии так же, как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явлений. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах.

При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям и т. п.

Таким образом, грамматические понятия являются обобщением над уже обобщенным, или, как справедливо отмечает психолог Д.Н. Богоявленский, — это «своего рода второй этаж абстракций, надстраивающийся над уже обобщенными значениями слов и предложений» (5, с. 5).

Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития, который содержится в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингвистических представлений и знаний. Рядом исследований, проведенных Д.Н. Богоявленским, А.М. Орловой, С.Ф. Жуйковым и др., доказано, что процесс формирования понятий одновременно является и процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация. Результативность формирования понятия у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления. Школьная практика неоднократно убеждала в том, что учащиеся, которые затрудняются абстрагировать грамматическое значение слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным грамматическим признакам, испытывают значительные трудности при формулировании понятий и допускают ошибки. Например, при изучении глагола учащиеся узнают, что глаголы обозначают действия предметов. У некоторых глаголов лексическое значение может совпадать с грамматическим (бежать, лететь, прыгать и т.п.). У большинства глаголов такого совпадения нет. Под действием предмета в грамматике понимается, наряду с движением, состояние предмета, его отношение к другим предметам, изменение качества предмета (спать, думать, любить, зеленеть, развиваться и т.п.). Такое расширенное обобщенное понимание «действия предмета» затрудняет учащихся, только что приступивших к изучению языка, поскольку их конкретное представление о действии связано чаще всего с передвижением. Поэтому часть учащихся на начальном этапе работы над глаголами не считают, что такие слова, как сидеть, мерзнуть, болеть, краснеть, обозначают действие предметов. Для формирования понятия требуется развивать у учащихся умение абстрагировать, отвлекаться от конкретного лексического значения слов и объединять их в одну группу, учитывая общие грамматические признаки, присущие всем словам этой группы. Например, все слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, объединяются в разряд «глаголы», общим для всех этих слов является то, что они обозначают действия предметов, большинство из них изменяется по лицам, числам и временам и т.п. (55, с. 209).

Читайте также:  Суффикс в глаголах спряжения тест

Важно на начальных этапах работы использовать упражнения на распознавание глагола, например:

1. Прочитайте слова: писал, солнце, светит, голубой, бежишь, дерево, желтеют, книга, длинный, плясать.

2. Выпишите глаголы. Работайте так: устно подставьте вопросы к каждому слову, определите, что обозначает каждое слово: предмет, признак предмета или действие предмета; если слово отвечает на вопросы что делать? что делал? что делает? что делают? что делаем? что делали? и т.п. и обозначает действие или состояние предмета, это глагол. Выпишите его.

Выделенные имена существительные замените однокоренными глаголами:

разбивка клумбы — разбивать клумбу;

Когда дети овладеют навыком распознавания глагола, следует проводить упражнения на осознанное употребление этой части речи.

1. Прочитайте вопросы: Что делал ученик на уроке? Что делает тракторист? Что делала портниха? Что будет делать повар?

2. Запишите полные ответы на вопросы.

Подберите глаголы противоположного значения к глаголам: говорить …, радоваться …, начать …, подать ...(39, с.27).

Овладение временными формами глагола представляет для учащихся значительную трудность. Она обусловлена, в частности, тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учащимся на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи.

При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола.

Важно научить правильно, пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос — время глагола — суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал;что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую.Учитель делает предметом осознания учащихся дифференциальную постановку вопроса что делать? и что сделать?С учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.

Учитывая затруднения учащихся при образовании временных форм глагола, целесообразно вместе с ними составить приведенную ниже таблицу, которая будет служить в качестве справочника и предупредит ошибки (55, с.279).

Источник