«Не» с различными частями речи. Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Нес различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно:
– с глаголами(не был),с деепричастиями(не спеша),с числительными(не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);
– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
– с прилагательными в сравнительной степени(не тоньше);
– в словах с предлогами(не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
Не пишется слитно:
– в словах, которые без нене употребляются (невежа, непобедимый);
– в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
– в отглагольных прилагательных на —мый (независимый);
– в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
– в глаголах с приставкой недо-,придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей непишутся раздельно, если есть
– зависимое слово: не погашенные никем огни;
– противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.
Не с причастиями на -мыйпишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица непишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.
С краткими причастиями частица непишется раздельно всегда:огни не погашены.
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи
Часть речи
Раздельно
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е
1.Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответзаписывается так:
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2.Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без нене употребляются:
1) незавершенный роман;
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с непишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли нечастью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не,которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с нек словам (на слух) и запишите только их: рабство – . противник – . сосредоточенность – . грязнуля – . аккуратный – . близко – . ложь – . низко – .
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с неслитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите нес глаголом в предложениях:
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без нене употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
VIII.Напишите диктант.
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому) (130 слов)
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
Источник
Глагол который без приставки не употребляется
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».
НЕДО—
(в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-)
Значение недостаточности действия:
завершить действие НЕВОЗМОЖНО!
НЕ ДО-
(в значении «сделал не до конца»).
Значение незавершённости действия:
завершить действие ВОЗМОЖНО!
недоедать (голодать) – антоним: переедать
недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)
недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)
не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть)
не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)
не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)
1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Этой семье постоянно недоставало денег.
В пейзаже недоставало красок.
Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).
2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
Глаголы, которые без приставки не употребляются, неоднородны, т.е. причины этого явления разные.
Назову некоторые, самые основные:
историческое написание глаголов с частицей «не-«, ставшей частью корня, напр., негодовать, ненавидеть, недомогать,
историческое написание некоторых глаголов с приставками, при отсутствии которой смысл меняется (переть), напр., отпереть,
историческое написание приставки «недо-« в глагол со значением завершённости действия, но не на должном уровне, напр., недосыпать (спать, но мало), недоедать (есть, но мало, т.е. голодать),
бОльшая часть глаголов совершенного вида (что сделать?), образованных при помощи приставок, напр., донести, прочитать, убежать. Бесприставочные глаголы, их образовавшие, есть, но это другие слова с иными грамматическими значениями.
форма совершенного вида в супплетивной (формы одного слова, образованные от разных корней) глагольной паре «класть» — «положить» (что сделать?).
Знаю наверняка, что глагол «класть», точно, употребляется без приставки, а, вот, глагол «ложить» — только с ней.
Например, уложить, положить, подложить, сложить и т.д., а,вот, с «класть» такой номер не пройдёт.
Из двух представленных вариантов правильным является слово «прижать» через «и» так как «прежать» является не верным вариантом через приставку «пре» данное слово не пишется, например «прижать к стене шкаф и пододвинуть тумбочку», или «не стоит сильно прижиматься к перилам».
Как показал опрос двух с половиной тысяч граждан США, счастливых обладателей приставки PlayStation 3, в этой стране дела обстоят именно так. Аппарат используется, как плеер, на котором смотрят сериалы, таковы результаты у 54% опрошенных.
Слова с префиксом ТРЕ- есть, хотя сайты, перечисляющие приставки, его игнорируют. Но заметим, что сайты эти называют только продуктивные приставки – те, что и в языке современном принимают участие в образовании слов. Префикс ТРЕ-, подобно его собратьям ПА-, ПРА-, СУ-, КО-, продуктивным не назовёшь, но когда-то образованные не без его и их помощи слова (пасынок, прабабушка, суглинок) продолжают жить.
Слов с префиксом ТРЕ- немного: М. Н. Шанский в своей научно-популярной книге «В мире слов» утверждает, что нынче он живёт всего в трёх лексемах:
Глагол трезвонить, в коем этот префикс тоже есть, учёный упомянуть не забыл, но в свой подсчёт не включил, ибо в названных им лексемах ТРЕ- – морфема словообразующая, глагол же получил её от лексемы производящей – трезвон. Но я зачту его как четвёртое слово и добавлю ещё несколько производных от великолепной тройки Шанского, в коих префикс ТРЕ-, безусловно, часть слова значимая:
растрезвонить, растрезвонивать, оттрезвонить, натрезвонить, затрезвонить (не называю возвратные глаголы, а они есть, а также причастия и деепричастия, которые можно образовать от каждого указанного глагола);
треволненный.
Далее отмечу: лексема треклятый – не обычное прилагательное, а «отпричастное», из чего следует одно: в языке нашем не могло не быть глагола треклясть и его видовой пары треклинать. Действительно, были такие, ушли из активного запаса, стали архаизмами, да такими, что составители нынешних словарей не считают нужным их включать в свои труды, а люди помнят и употребляют до сих пор – загляните в Интернет. А я ещё помню словечко треклятущий – его часто употребляла моя бабушка. Сейчас нашла и его в Интернете.
Перечисленные мной 9 слов с префиксом ТРЕ- образованы иным способом – не приставочным. А есть ли ещё слова, в коих эта приставка словообразующая? Безусловно. Ведь Шанский назвал три слова с ТРЕ-, которые и поныне активно употребляются русскоязычными людьми, а есть еще архаизмы, единицы лексики пассивной, образованные с помощью именно этой приставки:
тресветный;
тресвятой;
треблаженный,
тревеличественный.
Надо отметить: когда-то эта приставка была довольно продуктивна в образовании прилагательных лексики церковно-славянской (4 слова, названные выше, к ней и относятся). Думаю, их сейчас можно услышать в речи церковной.
И во всех уже упомянутых мной лексемах ТРЕ- как префикс существует и поныне. Иное дело, например, лексема тревога, в коей, полагают этимологи, приставка не только выделялась когда-то, но и была словообразующим элементом. Сейчас она вошла в состав корня.
Лексемы с префиксом ТРЕ- надо отличать от сложных лексем, первой частью коих является ТРЕ-, где ТР- – корень, Е – интерфикс: треугольник, трезубец, треногий и пр.
Отличить нетрудно. В сложных лексемах корень ТР- имеет значение числовое – ТРИ, префикс ТРЕ- имеет свои значения. Викисловарь указывает следующие:
Добавлю, что при прибавлении к прилагательному эта приставка обозначает признак с более высокой степенью, чем в исходном слове.