Меню

Глагол научить в неопределенной форме



Обучение нахождению неопределенной формы глагола и правописанию суффиксов перед -ть

Цели урока: развивать умения находить и образовывать неопределенную форму глагола, правильно употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока.

У. Сегодня мы продолжим разговор о неопределенной форме глагола, научимся распознавать буквы гласных перед -ть. Вы старайтесь писать красиво, грамотно в своих тетрадях.

III. Чистописание

На первой рабочей строке тетради дети пишут сочетания: — ть, -чь, -ти.

На второй рабочей строке тетради дети пишут слова: готовить, клеить, ставить, печь, нести.

У. Какие сочетания вы записали? Почему мы их записали? Какой частью речи являются записанные слова? Что обозначает глагол? Как называется начальная форма глагола?

Д. Неопределенная форма глагола оканчивается на -ть, -чь, -ти.

Учитель показывает кадр №1 презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

У. Молодцы, ребята! Эти знания необходимы для выполнения следующего задания:

Учитель показывает кадр №2 «Образуй глаголы» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

У. Какой частью речи являются данные слова?

Д. Имена существительные: обед, беседа, свобода, чёрный – имя прилагательное.

У. Подберите к ним однокоренные глаголы, поставив их в неопределенную форму глагола. Запишите.

У. Подчеркните сочетания, которыми они оканчиваются. Укажите буквы гласных перед -ть.

У. Как отличить глагол неопределенной формы от других частей речи?

Д. Нужно задать вопрос «Что делать?» или «Что сделать?»

Учитель показывает кадр №3 «Неопределенная форма глагола» данной презентации (Приложение №1).

У. Выпишите глаголы неопределенной формы.

У. Прочитайте, какие глаголы вы выписали? Докажите, что это глаголы неопределенной формы.

Д. Копать, сажать, поливать, расти, нырять, плавать, загорать. (Дети ставят вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)

Учитель показывает кадр №4 «Найти антонимы» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

У. Найдите антонимы, соединив слова линиями.

Учитель показывает кадр №5 «Самопроверка» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

У. Какие это глаголы по смыслу? Что они означают?

Д. Это глаголы противоположного значения.

Фикультминутка.

Учитель показывает кадр №6 «Закончи фразу» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

Дети делятся на две группы. Первая группа списывает данный столбик слов в рабочую тетрадь, а вторая группа заканчивает фразу, записывая её в тетрадь.

У. Закончите фразу.

  • водить за нос — …
  • прикусить язык — …
  • унести ноги — …
  • надуть губы — …
  • болеть душой — …

Учитель показывает кадр №7 «Самопроверка» презентации «Неопределенная форма глагола» (Приложение №1).

  • водить за нос — обманывать
  • прикусить язык — замолчать
  • унести ноги — убежать
  • надуть губы — обидеться
  • болеть душой — переживать

У. Укажите в данных глаголах сочетания неопределенной формы и буквы гласных перед ними, выделите корень и основу.

IV. Самостоятельная работа.

(Предлагаются задания разного уровня на доске. Дети сами выбирают задание в соответствии со своими «силами».)

У. Спишите текст. Подчеркните глаголы неопределенной формы, указав сочетания -ть, -ти, чь и буквы гласных перед ними.

Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго- долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!

  • Спишите предложения, вставив пропущенные слова.

Покупать … в мешке.
Писать как … лапой.
Пустить … в огород.

У. Как вы понимаете эти выражения?

У. Молодцы! Вы хорошо работали. На уроке может сбыться ваша сладкая мечта.

Каждый из вас получает рецепт необычного десерта «Апельсиновые корзиночки».

У. Ознакомьтесь с рецептом 1 , укажите глаголы неопределенной формы, сочетания -ть, -чь, -ти, суффиксы перед ними.

(Дети делятся на две группы. Девочки «готовят» угощение, мальчики «работают» с начинкой.)

Угощение.

Апельсиновые корзиночки

  • Вымыть 2-3 апельсина (лучше с толстой кожурой)
  • Разрезать пополам, удалить мякоть.
  • Края половинок вырезать зубчиками – получились корзиночки.
  • Начинить их.
Читайте также:  Предложение со словом берегу глагол

Начинка

  • Мякоть апельсина нарезать на мелкие кусочки.
  • Смешать с сахарным песком (по вкусу), взбитыми сливками или сметаной.
  • Наполнить этой смесью половинки.
  • Посыпать жареными измельченными орехами и тертым шоколадом.

У. Этот необычный десерт может украсить любой праздничный стол. Попробуйте дома с родителями приготовить угощение, и вы не пожалеете!

V. Итог урока

Что же мы знаем о начальной форме глагола?

VI. Домашнее задание

Повторить все о глаголах неопределенной формы, записать рецепт приготовления открытого бутерброда или другого блюда, с указанием глаголов неопределенной формы.

1 М.М. Кузьмина «Первоклассная повариха», издательство «ЭКСМО» 1996г.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола»

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Образовательная цель и задачи

Основная цель: создание условий для формирования понятия о неопределённой форме глагола.

— научить учащихся делать выводы, распределяя глаголы по группам и выделять новую группу глаголов;

— развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;

— воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.

— отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам;

— по окончанию находить глаголы в неопределённой форме;

— правильно записывать глаголы в неопределённой форме.

— определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уроках открытия новых знаний.

— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

— отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— делать выводы в результате совместной работы класса.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

— донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме;

— слушать и понимать друг друга.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

Является формирование следующих умений:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

— в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Средством достижения этих результатов является парно-групповая работа.

-способствовать улучшению психоэмоционального состояния ребенка на уроке;
— активизировать деятельность учащихся по формированию привычки к сохранению собственного здоровья ( следить за осанкой во время письма, способствовать развитию зрительного восприятия через физминутку для глаз)

Оборудование: Для учащихся: учебники, тетради, карточки для работы в паре, в группе. Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

I .Организационный момент . (слайд 2)

Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.

Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше.

Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. (Слайд 3)

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

III . Актуализация знаний о глаголе.

Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Читайте также:  Жили жил было были наклонение глагола

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.:Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята

На письме и в разговоре

Что без меня предметы?

Всё в действие придёт.

— О какой части речи пойдёт речь на уроке?

— Конечно же — это знакомый незнакомец Глагол.

— Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

— Что такое глагол?

— Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает глагол?

— Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

— Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

— Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

— Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….

IV . Сообщение темы и постановка учебной задачи. (слайд 4)

-Прочитайте написанные на доске слова:

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти, говорил, сходит, пишет

— Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную)

— Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)

Распределите данные слова по временам.

-Проверяем. (слайд 5 )

— С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

— Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

— Какая перед нами возникла проблема?

— Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
— Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

— Чему хотите научиться на уроке?

— А где мы можем узнать о новой форме глагола?

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

V . Изучение нового материала.

— Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
— Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
— А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

— Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 1)

— С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола. (слайд 6)

— Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

— Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». (слайд 7)

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Выписать глаголы в неопределенной форме.
Ходить
, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

— Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

— На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (слайд 8)

и оканчиваются на — чь

— Кто попробует сделать вывод ?

— Откройте учебники на стр.78 , прочитайте вывод.

— Что можете сказать?.

— Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.

Такие глаголы имеют 3 названия (слайд 9)

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?

Читайте также:  Глаголы прошедшего времени женского рода ударение падает

— Для чего нам нужны эти знания?

VI . Физкультминутка для глаз. (слайд 10)

VII . Закрепление изученного

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Клевать носом; — дремать

Пропустить мимо ушей; — прослушать

Вставлять палки в колёса; — мешать

Делать из мухи слона; — преувеличивать

Обвести вокруг пальца; — обмануть

2.Прочитаем письмо, пришедшее нам. (слайд 12)

Здравствовать, ученики 4-а класса!

Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем городе, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш город на экскурсию.

— Понятно ли вам содержание этого письма?

— Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?

— В какой форме стоят глаголы?

— Как вы думаете, почему?

( Видимо, это является особенностью языка жителей той планеты).

— Кто сможет перевести текст этого письма на русский язык?

— Давайте приготовимся к встрече гостей.

( Можно приготовить подарки).

Работа в группах (слайд 13)

Задание для работы в группах:

— Инопланетяне хотят посетить наш город.

— Составим путеводитель по центру нашего города – это будет задание для 1 группы.

— Им интересны особенности нашего языка. Русский язык богат крылатыми выражениями и пословицами. Над этим будут работать другие ребята, они выберут из словаря фразеологизмов несколько фраз и найдут в сборнике пословицы – это задание для 32 группы.

— Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию по ее изготовлению из картона, для 3 группы.

— А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда. Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и составим рецепт пшенной каши с грибами- задание для 4 группы.

— Но, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты — все глаголы должны быть употреблены в неопределенной форме!

Выступление учеников из каждой группы.

-Все справились с работой. Инопланетянам тексты будут понятны. Но и мы с вами не нарушили норм русского языка.

Для дальнейшего исследования я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму. (слайд 14)

Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою.

Учитель: Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока?

Учитель: Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?

Учитель: Подчеркните эти буквосочетания. Как вы думаете какой частью слова они являются?

Проверяем. (слайд 15)

VIII . Словарная работа.

— Из словаря учебника выписать глаголы, стоящие в неопределённой форме.

— Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

— Какие окончания имеют данные глаголы?

— Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число) (слайд 16)

— Что заметили на схеме? Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?

-Кто может сегодня сказать: (слайд 18)

«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять»

— Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

X . Домашнее задание. (слайд 19)

1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.

Источник