Меню

Глагол обидеть в будущем времени



Морфологический разбор «обидеть»

В данной статье мы рассмотрим слово «обидеть», являющееся глаголом. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

«Обидеть» (глагол)

Значение слова «обидеть» по словарю С. И. Ожегова

  • Причинить обиду кому-нибудь
  • Причинить ущерб кому-нибудь чем-нибудь, наделить чем-нибудь в недостаточной степени

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • II Начальная форма: обидеть — инфинитив;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • II спряжение (глагол-исключение)
    • Б. Непостоянные признаки:
      • изъявительное наклонение
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

Наклонения

Изъявительное наклонение Сослагательное наклонение Повелительное наклонение
обидеть обидел бы, обидела бы, обидело бы, обидели бы обидь, обидьте

Совершенный вид

Род / Число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
Мужской род (ед. число) Что сделал? обидел
Что сделаю? обижу
Что сделал? обидел
Что сделаешь? обидишь
Что сделал? обидел
Что сделает? обидит
Женский род (ед. число) Что сделала? обидела
Что сделаю? обижу
Что сделала? обидела
Что сделаешь? обидишь
Что сделала? обидела
Что сделает? обидит
Средний род (ед. число) Что сделало? обидело
Что сделаю? обижу
Что сделало? обидело
Что сделаешь? обидишь
Что сделало? обидело
Что сделает? обидит
Множественное число Что сделали? обидели
Что сделаем? обидим
Что сделали? обидели
Что сделаете? обидите
Что сделали? обидели
Что сделают? обидят

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора: Найти

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в
винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

  • встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?)
    стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню
    .

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Источник

Морфологический разбор глагола «Обидит»

Для слова «обидит» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «обидит» — глагол
  2. Морфологические признаки.
    1. обидеть (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • 1-е спряжение
      • переходный
      • совершенный вид

      Непостоянные признаки:

      • изъявительное наклонение
      • единственное число
      • будущее время
      • 3-е лицо.
  3. Может относится к разным членам предложения.

План разбора глагола

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
      • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
      • Спряжение

      Непостоянные признаки:

      • Наклонение в зависимости от вопроса:
        • Изъявительное — что делал? что делает? что сделает?
        • Повелительное — что делай?
        • условное — что делал бы? что сделал бы?
      • Число
      • Время (если есть)
      • Лицо (если есть)
      • Род (если есть)
  3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)

План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

Если морфологический разбор глагола «обидит» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

Источник

Глаголы-исключения

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с глаголами –исключениями и особенностями их спряжения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений;
  • Закрепить умение спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме или по 3 лицу множественного лица
  • Формировать навык опознания глаголов-исключения, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;
  • Развивать память, внимание, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
  • Продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление;
  • ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки (I и II), мультимедийная установка, карточки с заданиями.

    ХОД УРОКА.

    1. Организационный момент.

    2. Словарная работа.

    Выражение, жёлтый, фантазия, обида.

    Образуйте от данных слов однокоренные глаголы, запишите их в трёх

    Поставьте ударение, отметьте орфограммы.

    3. Постановка проблемы.

    Выделите в неопределённой форме словарных слов глагольные суффиксы.

    Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?

    Проверим ваши догадки.

    Проспрягайте последний глагол (обидеть).

    ед.ч. мн.ч.
    1 л. обижу обидим
    2 л. обидишь обидите
    3 л. обидит обидят

    Выделите личные окончания.

    О чём они говорят?

    Какого же спряжения глагол “обидеть”?

    4. Сообщение темы и цели урока (кадр 1).

    Сегодня мы с вами познакомимся с необычными глаголами (их

    называют глаголами – исключениями) и научимся определять спряжение

    5. Знакомство с правилом (кадр 2)

    Чтение правила на экране.

    Почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями?

    Они являются исключениями из чего?

    6. Составление алгоритма (кадр 3).

    Как определить спряжение глаголов?

    На что в первую очередь надо обратить внимание?

    Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется

    А если окончание безударное ?

    Алгоритм выглядит следующим образом:

    7. Первичное закрепление.

    1) Упражнение 262 (определение спряжения глаголов).

    Образец рассуждения:

    Глагол слышит.

    1. Ставим ударение. Окончание безударное.
    2. Является ли глаголом-исключением? Да.
    3. Это не брить и стелить, значит, глагол II спряжения.

    2) Игра “Эстафета”.

    Команды получают карточки со словами:

    Веять полоть клеить
    Бороться колоть тащить
    Брить стелить слышать
    Топтать будить успокоить
    Слышать держать видеть

    Каждый игрок указывает спряжение глаголов и передаёт карточку

    сидящему сзади. Побеждает команда, быстрее и грамотнее

    (Проверка с помощью сигнальных карточек.)

    8. Повторение изученного.

    Игра “Верь – не верю”.

    Правильное высказывание отмечается знаком “+”, неправильное – “- ”.

    1. Глагол обозначает действие предмета.
    2. В предложении глаголы обычно являются подлежащими.
    3. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос “ что делает?”
    4. В прошедшем времени глаголы изменяются по лицам и числам.
    5. Глаголы в неопределённой форме имеют только суффиксы “е” или “и”.

    Ответы: + – + – —

    9. Итог урока.

    Какова была тема урока?

    Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению?

    Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению?

    Они являются исключением из чего?

    Что надо сделать, чтобы определить спряжение глагола?

    Источник

    12. Правописание глаголов

    §48. Личные окончания глаголов

    Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

    а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

    б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

    У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

    ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешьбреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать,а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть– мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).

    При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять).

    Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать(стелешьстелют).

    Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

    Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

    а) обессилить (кого-нибудь): обессилю обессилишь обессилят;

    б) обессилеть (самому): обессилею обессилеешь обессилеют.

    Соответствующие суффиксы инфинитива и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессилила раненого. Больная девочка обессилела.

    Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите, выйдете выйдите, выметете выметите, выпишете выпишите, вытрете вытрите, вышлете вышлите, крикнете крикните, стукнете стукните.

    Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обидеть – обидел, слышать – слышал, сеять – сеял, обессилеть – обессилел, обессилить – обессилил.

    Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

    §49. Употребление буквы ь в глагольных формах

    Буква ь пишется:

    1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умываться, беречь – беречься;

    2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешься, возвратишь –возвратишься;

    3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправьте, спрячься – спрячьтесь (но: ляг – лягте);

    4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

    Примечание 1. Необходимо различать написание инфинитива глагола и формы 3-го лица настоящего и будущего времени. Ср.: трудно согнуться все согнутся. Он мне нравится— Скоро мне будет нравиться кататься на коньках. Для проверки можно использовать вопросы: что делать? что сделать? и что делают? что сделают? что делает? что сделает?

    Примечание 2. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и 3-го лица единственного числа; ср.: это должно удаться это ему удастся.

    §50. Суффиксы глаголов

    1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю.Например:

    а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;

    б) закладываю закладывать, закладывал; разведываю разведывать, разведывал; настаиваю настаивать, настаивал.

    Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть),бесед-ова-вш-ийзаклад-ыва-вш-ий (от заклад-ыва-ть), подгляд-ыва-вш-ий.

    1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залитьзаливать, заливаю; преодолетьпреодолевать, преодолеваю.

    Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.

    Примечание. Различается написание глаголов увещевать увещеваю (с ударяемым а) и усовещивать усовещиваю (с безударным -ва-, ср.: усовестить).

    2. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)-стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

    Источник

    Читайте также:  Глаголы образованные от числительных примеры