Меню

Глагол обозначает состояние предмета это значит



RusskiePravila.Ru

Вопрос. Иногда трудно бывает определить, что обозначает глагол — действие или состояние. Например: день заметно прибывает; вода прибывает; почки распускаются; трава растёт, зеленеет; дождь идёт; молния сверкает и т. п. Как различать эти случаи?

Ответ. Понятие действия в глаголе понимается в широком смысле, т. е. имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, иначе говоря, то, что делает предмет (учитель спрашивает, ученик отвечает), но и то, что делается с предметом (листья опадают, река замерзает).

Последнее значение близко подходит к понятию состояния; так, река замёрзла указывает не только на то, что сделалось с рекой, но и на её состояние; в предложении Старик сидит и дремлет состояние подлежащего сочетается с его действием, причём последнее имеет более общее значение. Акад. Л. В. Щерба отмечал: «В категории глаголов основным значением, конечно, является только действие, и вовсе не состояние… Когда мы говорим Больной лежит на кровати или Ягодка краснеется в траве, мы это лежание и краснение представляем не как состояние, а как действие».

Таким образом, трудно проводить резкую грань между значениями действия и состояния в глаголе: «Особенность глагола как раз в том и заключается, что состояние представляется в нём как протекающее во времени действие». Кроме того, различия между этими значениями не проходят последовательно через всю систему форм глагола.

Глаголы или непосредственно называют действия (дождь идёт, молния сверкает, вода прибывает, почки распускаются), или представляют в виде действия другие процессы, например: состояние (ученики сидят, ребёнок спит), проявление признака (трава зеленеет, роса блестит), изменение признака или состояния (трава растёт, день заметно прибывает), отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (любить родину, ненавидеть врагов, заботиться о детях) и др. «Все значения глагола, абстрагированные от частного и конкретного, объединяются в общей категории действия, что отличает глагол от других частей речи».

Следовательно, значение глагола шире обычного понимания слов «действие» и «состояние». Поэтому требовать от учащихся разграничения действия и состояния не нужно.

Источник

Глагол как часть речи

Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления.

Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм:

  • Спрягаемыми формами (читал, собирается);
  • Инфинитивом (искать);
  • Причастиями (написанный, сверкающий);
  • Деепричастиями (нарисовав).

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой .

Особенности

Грамматические категории залога, вида, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:

  • Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
  • Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
  • Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
  • Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
  • Лицо – присуще глаголам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили, что такое глагол в русском языке и на какие вопросы он отвечает:

  • Глагол обозначает качество предмета, лица или явления
  • Глагол обозначает лицо, предмет или явление
  • Глагол обозначает процесс, действие, состояние или отношение
  • Глагол обозначает признак действия или другого признака

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2236.

Источник

Русский язык

Глагол

План урока:

Определение и признаки глаголов

В русском языке любой процесс, состояние или действие выражается через глагол. Писатель А. Н. Толстой однажды высказался так:

Название термина походит из старославянского языка и означает «глаголить» (другими словами – «говорить»).

Глаголы, в основном, выражают 3 типа действий:

Учитель объясняет урок.

Ребенок хорошо развивается.

Чайник нагревается на плите.

На улице уже светает.

  1. Движение и положение в пространстве

Ваня сидит на диване.

Щенок лежит возле печи.

Артем стоит на месте.

Начальная (исходная) форма глаголов отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?». Она носит название «инфинитив», и имеет характерные окончания -ть/-ти/чь:

Подробнее об инфинитиве пойдет речь на следующем уроке.

Глаголы отличаются постоянными и непостоянными морфологическими признаками – всего их 9. На этом уроке мы затронем несколько категорий.

Числа глаголов

Выделяют два числа глаголов – единственное и множественное.

Единственное число означает одно действие предмета:

  • Волк гонится за зайцем.
  • Школьник идет в цирк.
  • Огурец растет на огороде.

Множественное число подразумевает одновременные действия сразу нескольких предметов:

  • Волки гонятся за зайцем.
  • Школьники идут в цирк.
  • Огурцы растут на огороде.

Число – это непостоянный грамматический признак глаголов. При его изменении у глаголов меняется окончание. На процесс влияет число имени существительного, с которым глагол напрямую связан.

Лица глаголов

У глаголов есть ряд грамматических признаков, которые существенно выделяют их среди других частей речи. Один из таких признаков – лицо, которое выражает того, кто совершает действие.

Всего выделяют 3 формы глаголов – 1-ое, 2-ое и 3-е. Рассмотрим каждую форму подробнее.

1 лицо глагола отвечает на вопрос «Что делаю? Что делаем?» и означает, что действие совершает говорящий (один или вместе с другими людьми). Эта форма бывает единственного и множественного числа, и соотносится к местоимениям «я» и «мы»:

  • Я играю на скрипке.
  • Мы играем на скрипке.

У глаголов 1-го лица имеются специфические окончания. В единственном числе они имеют окончание -у/-ю, а во множественном числе – -ем/-им:

Я рисую картину.

Мы делаем уроки.

Личные окончания формы лица зависят от типа спряжения глаголов, но эта тема разбирается чуть позже.

2 лицо глаголов соотносится с местоимениями «ты» и «вы». Его вопросы: «Что делаешь?», «Что делаете?»:

Ты польешь цветы сегодня?

Вы польете цветы сегодня?

Глаголы 2-го лица тоже имеют специфические окончания. В единственном числе –

-ешь/-ишь, а во множественном – -ете/-ите:

Мама сказала мне: «Хорошо, что ты много читаешь».

«Дедушка рад, что ты строишь новый гараж», — сказала бабушка внуку.

Мама сказала детям: «Хорошо, что вы много читаете».

«Дедушка рад, что вы строите новый гараж», — сказала бабушка внукам.

3 лицо глагола соотносится с местоимениями «он», «она», «оно» или «они», и характеризуется вопросами «Что делает? Что делают?»:

  • Она собирает грибы.
  • Они собирают грибы.

Единственное число 3 лица имеет окончания -ет/-ит, а множественное число отличается окончаниями -ут (-ют) или -ат (-ят):

Он смотрит телевизор.

Малыш мечтает о новой игрушке.

Они думают о будущем.

Школьники сидят за партами.

Общая таблица по лицам глаголов:

Лицо – непостоянный признак глаголов, который указывает на того, кто производит действие. Всего выделяют 3 категории лица. У каждой из них есть свои грамматические окончания.

Время глаголов

Познакомимся с тремя формами времени глаголов. Это система противопоставленных друг другу категорий, которые определяют отношение действия ко времени его исполнения. Другими словами, время показывает, когда было совершенно действие. В современном русском языке выделяют прошедшее, настоящее, будущее время.

Первая категория времени показывает, что процесс или действие произошли до того момента, как о них начали говорить. Ее вопросы: «Что делал? Что сделал?»:

Тимур мыл посуду вчера.

Вова пришел домой час назад.

Прошедшее время имеет еще одну группу грамматических признаков глаголов – род. Чтобы образовать глагол мужского рода, нужно отбросить окончание -ть, которое присуще инфинитиву, и вместо него добавить суффикс -л-:

  • бежать → бежал;
  • думать → думал;
  • готовить → готовил.

Чтобы образовать глагол женского рода, нужно к суффиксу -л- добавить еще окончание -а:

  • бежать → бежала;
  • думать → думала;
  • готовить → готовила.

Для образования глагола среднего рода к суффиксу -л- добавляется окончание -о:

  • бежать → бежало;
  • думать → думало;
  • готовить → готовило.

Множественное число образовывается с добавлением суффикса -л- и окончания -и:

  • бежать → бежали;
  • думать → думали;
  • готовить → готовили.

Общая таблица по роду глагола выглядит так:

Глаголы прошедшего не изменяются по лицам, но в единственном числе имеют категорию рода.

Настоящее время глагола — это действие, которое происходит в данный момент. К нему будет уместно добавить наречие «сейчас»:

  • Я (что делаю?) пишу сочинение.
  • Собаки (что делают?) гавкают на улице.
  • Попугай (что делает?) чирикает в клетке.

С помощью настоящего времени демонстрируются регулярные действия и процессы:

  • На небе появляются звезды.
  • Петух кукарекает по утрам.
  • Утром все умываются.

Общая таблица формы настоящего времени выглядит следующим образом:

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Они образовываются от основы настоящего времени глаголов с добавлением окончаний числа и лица. Такие глаголы не имеют категорию рода.

Переходим к будущему времени. Говоря о нем, нужно затронуть еще одну категорию глаголов – вид. Она указывает на длительность или завершенность действия. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Первая группа отвечает на вопрос «Что сделать?»:

  • Я вышел из дома.
  • Роман посадил дерево.
  • Петр влюбился.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «Что делать?». Они означают, что действие не окончено, не доведено до логического результата:

  • Котенок бежал к миске.
  • Она размышляла о жизни.
  • Ребенок играл с кубиками.

Детальнее виды глаголов будут изучаться на следующем уроке. Разбираемся, как эта категория влияет на эту форму времени.

Глаголы будущего времени — это действия после момента окончания речи. Выделяют две формы таких глаголов – простые и составные.

Первая форма, синтетическая, образовывается от глаголов совершенного вида с помощью родовых суффиксов. К ней можно применить вопрос: «Что сделать?»:

  • Светлана ответит на письмо через час.
  • Мы поставим стол позже.
  • Он напишет реферат завтра.

Вторая форма, аналитическая, присуща глаголам несовершенного вида. Она говорит о том, что действие будет регулярно повторяться или долго длиться. Создается с помощью глагола «быть» и инфинитива:

Известный ученый М В. Ломоносов в середине XVIII века выделил 10 временных форм глаголов. По мере развития российского языкознания количество времен уменьшилось до трех – прошедшего, настоящего, будущего. Каждая форма имеет свои отличительные черты. Времена глаголов продолжают изучать в 6, 7 и 8 классах.

Синтаксическая роль глаголов в предложениях

Традиционно глаголы выполняют функции сказуемого – главного члена предложения. Они подчеркиваются двумя прямыми линиями:

Мама сварила компот.

Мы будем играть в саду.

Начальная форма глаголов, инфинитив, настолько многогранна, что может представлять любой член предложения.

Он играет роль подлежащего, если стоит в начале предложения. Сказуемым выступает другой инфинитив, наречие или имя существительное:

Жить – значит работать .

Создавать крепкую семью – большой труд .

Любить – значит верить .

Инфинитив берет на себя функции дополнения, если в предложении стоят два глагола, обозначающие объект и субъект действия. К инфинитиву применяются вопросы косвенных падежей.

Маша попросила меня помочь ей.

Маша – субъект. Она попросила (кого?) меня – объект действия. Попросила (о чем?) помочь ей.

Папа попросил маму (о чем?) поехать с ним в гости.

Учительница попросила школьников (о чем?) делать задание.

Инфинитив в предложении выполняет синтаксические функции несогласованного определения, когда он поясняет внутренние признаки имени существительного. К нему можно задать вопрос «Какое?», «Какая?»:

Была у меня заветная мечта – (какая?) уехать в столицу .

Мое желание (какое?) жить в горах становилось все сильнее.

Отец отдал приказ (какой?) не выпускать его из комнаты.

Если инфинитив представляет глаголы действия (ходить, бежать, ехать), то он выполняет функции обстоятельства цели. К нему сопоставимы вопросы «Зачем?» или « С какой целью?»:

Летом мы ездим в Крым (зачем?) отдыхать на море.

Мария Петровна уехала в санаторий (с какой целью?) поправить здоровье.

Глагол по синтаксическим признакам напоминает имя существительное, он тоже может выступать любым членом предложения. Чтобы правильно определить его синтаксические функции, важно задавать правильные вопросы.

Источник

Читайте также:  Впишите пропущенные буквы обозначьте личные окончания глаголов ты догонишь