Меню

Глагол от которого нельзя образовать деепричастие примеры



От каких глаголов нельзя образовать деепричастия?

Ответ: A

Решение

Деепричастие — это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Некоторые глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий:

глаголы на -чь: беречь, печь, стричь, жечь, стеречь, мочь;

глаголы с суффиксом -ну-: вянуть, пахнуть, киснуть, тонуть, мерзнуть, мокнуть, стынуть;

некоторые односложные глаголы: рвать, пить, лить, шить, петь, ждать, лгать, ткать, мять, жать;

глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит чередование согласных: вязать, писать, мазать, казаться.

Смотреть — смотря, освещать — освещая, думать — думая, глядеть — глядя, открывать — открывая, покупать — покупая, выдавать — выдавая, переставать — переставая — эти глаголы, как видно, могут образовывать деепричастия.

Таким образом, нельзя образовать деепричастия от глаголов: вязать, писать.

Просмотров: 4692
Категория: Деепричастия (деепричастные обороты)
Все тесты по этому предмету

Рекомендуется посмотреть и остальные тесты

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

Русский язык 2018 . (53458)
Идеи, выдвинутые в книге През . (52886)
Математика 2018 . (41956)
Пять принципов «Узбекской мод . (34214)
Школьные учебники для 5 класс . (32311)
Школьные учебники для 11 клас . (31033)
Школьные учебники для 7 класс . (28097)
Биология 2018 . (25450)
Школьные учебники для 6 класс . (21394)
Неопозитивизм и его представи . (20652)

Математика 4 класс — Узбекист . (52512)
Русский язык 5 класс — Узбеки . (50944)
Математика 6 класс — Узбекист . (47277)
Математика 5 класс — Узбекист . (43876)
История 5 класс — Узбекистан, . (40210)
История Древнего Мира 6 класс . (39626)
Алгебра 8 класс — Узбекистан, . (36587)
Человек и его здоровье 8 клас . (33437)
Сборник тестовых задач по тем . (33048)
История Узбекистана 7 класс — . (32963)

Источник

От какого глагола нельзя образовать деепричастие?

Деепричастие — это глагольная форма, соединившая в себе признаки глагола и наречия. Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Выбивать ковер — выбивая ковер;

выбить ковер — выбив ковер.

Деепричастия несовершенногго вида образовываются от основы настоящего времени глагола с помощью суффиксов -а-/-я-.

Слышать — они слыш-ат — слыша;

говорить — они говор-ят — говоря;

Журчать — они журч-ат — журча.

Не от всех глаголов несовершенного вида могут быть образованы деепричастия. Невозможность образования деепричастий прослеживается в таких случаях:

1) если основа настоящего времени глагола состоит из скопления согласных звуков

Читайте также:  Глагол учить в будущем времени

жать — жм-ут, рвать — рв-ут;

2) если основа настоящего времени глагола оканчивается звуками Г,К, Х

беречь — береГ-ут, течь — теК-ут, мочь — моГ-ут;

3) если основа настоящего времени заканчивается на шипящий

писать — пиШ-ут, резать — реЖ-ут;

4) если в глаголе есть суффикс -ну-

тянуть, всплакнуть, вякнуть.

От ошибок в разговорной речи, появляются ошибки в написании слов. Как говорим «спя», так и пишем. Хотя есть конкретное правило в русском языке

есть глаголы несовершенного вида, которые не имеют деепричастия.

1 Если в основе глагола в настоящем времени нет гласных, то деепричастия нет

Например, глаголы шью, тку, рву,лгу , пью. А также глаголы тереть, мять, лить, слать, жать и еще некоторые

2 Глагол гнать. Деепричастие получается неблагозвучное, поэтому «гня» не пшем и не говорим

3 Если в основе глагола в настоящем времени есть чередованием согласных з — ж, с — ш . Например, чесать — чеша. Так говорить «чеша» нельзя. Есть еще казаться, лизать, весить, резать и некоторые другие

4 Если глагол несовершенного вида заканчивается на -нуть и на -чь , то деепричастия не образуются Например, глаголы беречь, мочь, тянуть, тонуть, жечь, печь, сечь, крепнуть, мерзнуть и другие как арестовать, хотеть, бежать, колоть, пахать.

В русском языке глаголы несовершенного вида не имеют деепричастий. Глаголы несовершенного вида длительные или повторяющиеся действия и не имеют указаний на их завершенность. Это такие глаголы, как мокнуть, печь, пить, ждать, класть, брать и так далее.

Есть такие глаголы несовершенного вида. То есть такие, которые означают действие незавершенное во времени.

Примеры таких глаголов: гнуть, шить, дать, потеть, ждать, тонуть, беречь, радеть, чесать, есть, пить, петь, мерзнуть, гаснуть, жечь. Таких глаголов достаточно много. Форма деепричастия от них звучит некрасиво и поэтому в русском языке их не употребляют для образования деепричастия.

Деепричастия не образовываются от глаголов, которые сами по себе предполагают длительное, продолжающееся действие. Это связано с тем, что деепричастие означает растянутость действия во времени: читая, рисуя, бегая. Если глагол подразумевает, что действие совершается не одномоментно (ест, пьет), то деепричастие, как правило, не образуется.

Рассматриваемое слово является глаголом, неопределённая форма которого — «чуять», который имеет 1-е спряжение. Для третьего лица правильное написание окончания -ЮТ: «чуют». Все остальные словоформы данного глагола в настоящем и прошедшем времени для 1-го, 2-го и 3-го лица можно видеть в таблице:

Читайте также:  Определи от каких глаголов образованы причастия увлекающийся

Будущего времени как такового глагол не имеет и во всех случаях пишется так, как и инфинитив: я (ты,он, мы, вы, они) буду (будешь, будет, будем, будете, будут) чуять.

Это наука как раздел другой науки, грамматики, а та свою очередь раздел науки о языке — языкознания, языковедения, лингвистики. Общее и сопоставительное (сравнительное) языкознание изучает не один конкретный язык как знаковую систему, а два или больше, ища общее и различия, а частное языкознание изучает один язык или группу родственных языков — например, восточнославянские или в целом славянские. Что же входит в грамматику?

  1. Разбиение слов по структуре, форме и функции на части речи, образование этих слов (словообразование) и их изменение в системе языка по грамматическим категориям, присущим данной части речи — это учение о форме слов, морфология (от греческого морфе «форма» (аморфный значит «бесформенный»).
  2. Учение о сочетаемости слов в словосочетаниях, предложениях, сверхфразовых единствах и текстах — синтаксис. Иногда в в грамматику включают фонетику, учение о звуковой стороне языка, но это не в нашей традиции в отличие от морфонологии.

Так вот аспектология — подраздел того раздела морфологии, который изучает словоизменение глагола. В западноевропейских языках аспект — это вид, а отсюда аспектология — изучение структуры, а также системы значений видов глаголов. В русском языке есть два вида у большинства глаголов. На вопрос что делать? отвечают формы несовершенного вида, имеющие значения процесса, а что сделать говорят формы совершенного, имея в виду хотя бы промежуточный результат. Грамматическая категория вида (аспектуальность) сложно устроена в разных языках и не является изолированной: она связана с категорией грамматического времени (темпоральностью) и другими — так, в русском языке в общем случае несовершенный вид представлен во всех трёх временах глагола — настоящем, прошедшем и будущем, а вот совершенный вид не может быть в настоящем времени. Некоторые глаголы имеют одну форму без различения видов и являются двувидовыми — использовать, атаковать. Бесприставочные русские глаголы движения имеют по две формы внутри несовершенного вида. Одна обозначает однонаправленное или однократное движение (Я сейчас иду на работу), а вторая многократное или разнонаправленное в т.ч. хаотичное движение (я хожу каждый день на работу к 9; он ходит взад и вперёд по комнате; этот поезд между Москвой и Питером ходит каждый день). Глагольные виды имеют и другие подвиды (хаживать — устаревший многократный подвид несовершенного вида) и способы глагольного действия: запеть, закурить значит начать петь или курить, и это глаголы начинательного способа глагольного действия, а допеть и докурить наоборот, хотя они одного вида. А есть ещё перепеть (все песни или соловья-соперника) или перекупить, но в перекупить нет значения превосходства и почти нет значения исчерпанности или оно редко — он перекупил все марки американских сигар). То есть наука изучает соотношение формы и смысла. Для чего? Для обучения владению грамматикой своих и иностранцев, редакторов и корректоров изданий, а теперь ещё и программ машинного перевода и диалога с человеком на естественных языках. У хорошего преподавателя это разбирать очень интересно, хотя непросто. Мы знакомились на филфаке с аспектологией по академической грамматике русского языка 1980г. и по трудам школы функциональной грамматики профессора Александра Владимировича Бондарко и его коллектива, писавшего серию коллективных монографий серии «Теория функциональной грамматики» на базе Института лингвистических исследований Российской академии наук в Петербурге. Рекомендую его книгу, ставшую давно классической — «Вид и время русского глагола», а также последующие труды его и других отечественных грамматистов. В английском глагол в каждом из трёх бытийных времён имеет аж по 4 формы вида — простую, длительную, совершенную и совершенную длительную, хотя перфект от аспекта некоторые отделяют в самостоятельную категорию. Видовые формы там образуются в большей мере аналитическими способами — с помощью служебных слов. Эти формы многозначны и их употребление, как и в русском языке может быть асимметричным: так, в страдательном залоге не употребляют длительный перфект, а глаголы, обозначающие не действия, а состояния, в этих значениях не употребляются в длительных формах вида. Между способами выражения смыслов в разных языках есть соответствия, описывающие эти смыслы. Так «я сейчас иду по улице» у Бондарко называется настоящее актуальное — действие происходит одновременно с его называнием говорящим человеком. В английском здесь требуется употребить настоящее длительное, как и в в случае расширенного настоящего «на этой неделе / этим летом я работаю по пять часов в день». А вот настоящее время постоянного действия типа «он (всегда) ходит на работу к 9» в английском требует формы настоящего простого. Так что аспектология — это часть языкознания, раздел грамматики, подраздел морфологии глагола, изучающий глагольную грамматическую категорию вида и функционально-семант­ ическую категорию аспектуальности.

Читайте также:  Форма повелительного наклонения глагола морщить

Источник