Меню

Глагол совершенного вида что это



Что такое несовершенный и совершенный вид глагола, примеры

Глагольной системе отведено особое место в современной лингвистике. В отличие от других частей речи, глагол характеризует процессуальную ситуацию, в которую могут быть вовлечены как субъект, так и объект. Кроме того, некоторые из морфологических категорий присущи лишь глагольному слову: вид, возвратность, спряжение, переходность. Именно виды глаголов будут рассмотрены далее.

Что такое вид глагола

Вид – это постоянный признак глагола, который выражен грамматически и присущ всем его формам. Он характеризует действие с акцентом на результативную составляющую: доведено оно до конца или нет (купил, гуляет), будет повторяться или сделано единожды (делает, поел).

Глаголы совершенного вида

Совершенный вид заключает в себе семантику законченности, завершённости действия (больше не произойдёт, потому что есть конечный результат).

Примеры: погулять, пошутить, проговорить, прилечь

Отличительный вопрос, на который отвечает инфинитив – «что сделать?»

Чтобы правильно определить вид глагола, необходимо учитывать его видовременные формы.

Категория времени представлена следующими формами:

  • прошедшим (подкрались, съела, пришёл, вросло);
  • будущим простым временем (выбегут, уйду, долетит, полетаем).

Основные значения совершенного и несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида

Несовершенный вид заключает в себе семантику незаконченности действия (длится сейчас, поэтому цель ещё не достигнута).

Примеры: краситься, идти, готовить, украшать

Следовательно, отличительный вопрос к инфинитиву – «что делать?»

Такие глаголы выражены тремя категориями времени:

  • настоящее (вышивают, пишем, печатает, сплю);
  • прошедшее (жужжал, кувыркались, учила, искало);
  • будущее сложное (будут веселиться, буду прятаться, будем хохотать, будет грустить).

Образование видов

Глаголы, которые выражены несовершенным видом, можно легко трансформировать в совершенный вид, если использовать следующие приемы:

  1. Присоединение приставки:
    молоть – перемолоть, скакать – доскакать
  2. Исключение суффикса:
    надевать – надеть, сотрясать – сотрясти
  3. Преобразование суффикса:
    обслуживать – обслужить, отпускать – отпустить, заменять – заменить, кричать – крикнуть
  4. Чередование гласных и согласных в корне, а также изменение суффиксов:
    отдыхать – отдохнуть, защищать – защитить
  5. Изменение ударного слога:
    нареза́ть – наре́́зать

Такие пары имеют общее лексическое значение и называются видовыми.

Таблица примеров видовых пар

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

Есть и такие слова, которые не могут иметь видовую пару. Например, одновидовые глаголы:

Слова заведовать, сожалеть (указывают на то, что действие продолжается) – представлены только несовершенным видом.

Читайте также:  Морфологический разбор слова бахромятся глагол

Слова заиграть (значит, что действие началось), понежиться (у действия есть временной предел) имеют только совершенный вид.

Встречаются также и двувидовые глаголы, которые меняют своё видовое значение в зависимости от контекста (т.е. могут передавать значение процесса и завершенного действия одной и той же формой).

Сравним предложения, в которых употреблены двувидовые глаголы:

  • Поступок матери меня сильно ранил (прошедшее время, совершенный вид).
  • В детстве я часто ранил (прошедшее время, несовершенный вид) коленки.

Алгоритм определения

Как определить, какой вид имеет глагол в предложении? Для этого можно использовать следующую последовательность.

  1. Задать правильный вопрос
    Правило: «Что делать?» – это вопрос, который можно задать к глаголам несовершенного вида (ковылять, вышивать, заставлять).
    «Что сделать?» – это вопрос, который ставят к глаголам совершенного вида (сообщить, открыть, помыть).
  2. Добавить “буду” и оценить его уместность
    Правило: Можно ли к глаголу добавить “буду”? Если да, значит, вид несовершенный (буду кататься, буду убирать, буду кричать).
    Если с инфинитивом употребить буду нельзя, значит, вид совершенный. Сочетания типа буду поесть, буду сыграть не соответствуют нормам языка.
  3. Проанализировать значение приставок и суффиксов.

Так, приставка «с» употребляется с глаголами только совершенного вида:
сэкономить, слепить, спроектировать, слетать
А «ну» – суффикс, который значит, что действие закончено или выполнено однократно:
крикнуть, стукнуть и т.д.

Примеры суффиксов и приставок совершенного и несовершенного вида

Источник

Совершенный и несовершенный вид глагола

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

Глаголы совершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния;
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.
Читайте также:  Тарелка летела вы скажете бред выпиши родственные глаголы

Например:

  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  2. неза­кон­чен­ность дей­ствия.

Например:

  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, полз­ти.

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Второй способ — слово «буду»

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

1. суф­фик­са­ми

  • брос и ть — брос а ть;
  • конч и ть — конч а ть;
  • встрет и ть — встреч а ть;
  • обид е ть — обиж а ть;
  • сосре­до­точ и ть — сосре­до­точ ива ть;
  • при­уроч и ть — при­уроч ива ть;
  • упол­но­моч и ть — упол­но­моч ива ть;
  • достиг ну ть — достиг а ть;

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — при гото­вить;
  • брать — со брать;
  • гнать — вы гнать;
  • звать — на звать;
  • рабо­тать — пере рабо­тать;
  • моро­зить — под моро­зить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шать послу­шать
читать про­чи­тать
писать напи­сать
пить выпить
гото­вить при­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

  • оп о здать — оп а зды­вать;
  • ст е реть — ст и рать:
  • взд о хнуть — взд ы хать;
  • изл о жить — изл а гать;
  • уто м ить — уто мл ять;
  • защи т ить — защи щ ать;
  • упро с ить — упра ш ивать.

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

  • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать ( невер­но: спой­мать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — най­ти.

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

Видеоурок

Источник

Совершенный и несовершенный вид глагола

Что такое вид глаголов в русском языке?

Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает). Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям.

Виды глаголов в русском языке

В русском языке существует два вида глаголов: несовершенный и совершенный вид глагола.

  • Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс (вышел, построил, влюбился, продумал).
  • Глаголы несовершенного вида (НСВ) обозначают незавершенное, не доведенное до результата, продолжающееся действие, состояние или процесс (бежать, играть, чувствовать, размышлять).

Как определить вид глагола?

Самый простой способ определить вид глагола – это поставить к глаголу вопрос:

    Что делать? (обедать, читать, верить, штопать) – несовершенный вид глагола;

Кроме того, глаголы совершенного и несовершенного вида различаются по количеству спрягаемых личных форм и грамматической сочетаемости:

  • Глаголы НСВ имеют все личные формы прошедшего, настоящего и будущего времени (работал, работаю, буду работать), тогда как у глаголов СВ нет форм настоящего времени (прочел, прочту).
  • У глаголов СВ форма будущего времени простая (позвоню, спрошу), у глаголов НСВ – составная (буду читать, будем строить).
  • Глаголы СВ не сочетаются с глаголами продолжать, начинать и аналогичными, тогда как глаголы НСВ сочетаются (начинает работать, продолжает опрашивать).
  • Вид указывает на то, кто осуществляет названное глаголом действие
  • Вид указывает на то, как названное глаголом действие протекает во времени
  • Вид указывает на род субъекта, который осуществляет действие
  • Вид указывает на то, сколько субъектов совершают действие

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2148.

Источник