Меню

Глагол совершенного вида в 1 лицо единственное число



Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .

Общие правила

Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
  2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

Вопросы и окончания

Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

Настоящее время

Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что делаю? -у,-ю что делаем? -ем/-им
2 что делаешь? -ешь/-ишь что делаете? -ете/-ите
3 что делает? -ет/-ит что делают? -ут,-ют/-ат,-ят

Будущее время

Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что сделаю? -у,-ю что сделаем? -ем/-им
2 что сделаешь? -ешь/-ишь что сделаете? -ете/-ите
3 что сделает? -ет/-ит что сделают? -ут,-ют/-ат,-ят

Прошедшее время

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал?
что сделал?
нулевое окончание что делала?
что сделала?
что делало?
что сделало?
что делали?
что сделали?

Повелительное наклонение

Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
что делай? что сделай? -й/-и/-ь что делайте? что сделайте? -йте/-ите/-ьте

Условное наклонение

Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал бы?
что сделал бы?
нулевое окончание + бы что делала бы?
что сделала бы?
-а бы что делало бы?
что сделало бы?
-о бы что делали бы?
что сделали бы?
-и бы

Спряжения

Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

I спряжение II спряжение
Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Примеры берёшь, шьёт, пишет спешишь, спит, звонят

Глаголы-исключения

Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
  • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Соответственно к 1 спряжению относят:

  • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
  • брить, стелить.

Разноспрягаемые глаголы

Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

  • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
  • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

  • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
  • мучить — мучаешь, мучишь;
  • махать — машешь, махаешь;
  • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
  • полоскать — полощешь, полоскаешь.

Источник

Совершенный вид глагола

Совершенный вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый ука­зы­ва­ет на завер­шен­ность дей­ствия, его конец или резуль­тат. Рассмотрим, как опре­де­лить совер­шен­ный вид гла­го­ла в рус­ском язы­ке.

Прежде чем узнать, что такое совер­шен­ный вид гла­го­ла, напом­ним, какие сло­ва при­над­ле­жат к этой части речи.

В этом опре­де­ле­нии содер­жит­ся ука­за­ние на грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию вида, кото­рой обла­да­ет каж­дый гла­гол рус­ско­го язы­ка.

Вид — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла. С его помо­щью харак­те­ри­зу­ет­ся дей­ствие, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни, совер­ши­лось один раз и закон­чи­лось или повто­ря­ет­ся и не име­ет вре­мен­ных огра­ни­че­ний. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла.

Узнаем, как понять, что гла­гол име­ет совер­шен­ный вид.

Что такое совершенный вид глагола?

Сам тер­мин «совер­шен­ный» гово­рит, что дей­ствие закон­че­но. Глагол совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­изо­шло еди­но­вре­мен­но, име­ет вре­мен­ное огра­ни­че­ние и не повто­ря­ет­ся.

  • я могу (что сде­лать?) купить;
  • ты (что сде­ла­ешь?) при­об­ре­тёшь;
  • он (что сде­лал?) напи­сал.

Глаголы «купить», «при­об­ре­тешь» и «напи­сал» обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое может про­изой­ти, уже состо­я­лось или про­изой­дет в буду­щем как еди­но­вре­мен­ное собы­тие, име­ю­щее свой конец.

Как видим, гла­гол совер­шен­но­го вида име­ет кате­го­рию вре­ме­ни.

Как изменяются глаголы совершенного вида?

Грамматической осо­бен­но­стью гла­го­лов совер­шен­но­го вида явля­ет­ся то, что в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии они име­ют толь­ко фор­мы про­шед­ше­го и про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни.

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол совер­шен­но­го вида «вырас­ти» в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо я выраст у — мы выраст ем
  • 2 лицо ты выраст ешь — вы выраст ете
  • 3 лицо он выраст ет — они выраст ут .

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни это сло­во изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам:

  • дуб вырос
  • роща выро­сл а
  • рас­те­ние выро­сл о
  • дети выро­сл и .

В пове­ли­тель­ном накло­не­нии гла­го­ла совер­шен­но­го вида име­ет две фор­мы:

  • фор­ма 2 лица ед. ч. — ты выраст и
  • фор­ма 2 лица мн. ч. — вы вырас­ти те

Формы услов­но­го накло­не­ния обра­зу­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем части­цы «бы» к родо­вым фор­мам гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • вырас­тил бы сад;
  • вырас­тил а бы капу­сту;
  • вырас­тил о бы лист;
  • вырас­тил и бы уро­жай.

Категорию совер­шен­но­го вида име­ют так­же грам­ма­ти­че­ские фор­мы при­ча­стий и дее­при­ча­стий:

  • вырас­ти вш ий, выращ енн ый;
  • вырас­ти в .

Как определить совершенный вид глагола?

Совершенный вид гла­го­ла мож­но опре­де­лить, во-первых, по зна­че­нию сло­ва. Глагол совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ет совер­шив­ше­е­ся дей­ствие, име­ю­щее конец. Во-вторых, к гла­го­лу в соот­вет­ству­ю­щей грам­ма­ти­че­ской фор­ме зада­ем вопрос.

Неопределенная фор­ма гла­го­ла совер­шен­но­го вида отве­ча­ет на вопрос что сде­лать?

Глагол в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни отве­ча­ет на вопро­сы:

Глагол совер­шен­но­го вида в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни отве­ча­ет на вопро­сы:

Образец рассуждений

Артем взял конь­ки и пошёл на каток.

Слова «взял» и «пошел» обо­зна­ча­ют дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что сде­лал? Действие закон­че­но. Оно совер­ши­лось в опре­де­лен­ный момент вре­ме­ни. Это гла­го­лы совер­шен­но­го вида изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Видовые пары глаголов

Некоторые бес­при­ста­воч­ные гла­го­лы име­ют толь­ко совер­шен­ный вид:

У гла­го­ла совер­шен­но­го вида зача­стую есть пара — одно­ко­рен­ной гла­гол несо­вер­шен­но­го вида, кото­рый, напро­тив, обо­зна­ча­ет дли­тель­ное дей­ствие, не име­ю­щее вре­мен­ных гра­ниц, или выра­жа­ет неза­кон­чен­ное дей­ствие.

Сравним:

  • (что сде­лать?) напи­сать — (что делать?) писать (без огра­ни­че­ния во вре­ме­ни):
  • (что сде­ла­ет?) про­гу­ля­ет — (что дела­ет?) гуля­ет (дли­тель­ный про­цесс без завер­ше­ния).
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шать послу­шать
читать про­чи­тать
писать напи­сать
пить выпить
гото­вить при­го­то­вить

Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида:

  • учить → вы учить;
  • ста­вить → по ста­вить;
  • лить → за лить, про лить, пере лить, на лить.

Ряд гла­го­лов в зави­си­мо­сти от смыс­ла в кон­тек­сте явля­ют­ся дву­ви­до­вы­ми:

Видеоурок «Совершенный и несовершенный вид глаголов»

Источник

40. Употребление форм глагола

§173. Образование некоторых личных форм

1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (от гвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу»(от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1 спряжения: выздоровею, ешь, -еют; опостылею, -еешь, -еют; опротивею, -еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлю, шь, -ят и т.д. употреблять не рекомендуется.

3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется,-утся, зиждущийся).

Такое же соотношение форм у глагола зыбитьсязыбился, зыблясьзыблется, -ются, зыблющийся.

Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней.Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтятприсутствием.

4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигаютмебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметает: метает гранату, диск, копье и т.д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на ненормативная. Ср.: . Тревогой бранной напои! (Блок). –Напой ее чаем, баловница,закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехайявляются недопустимыми.

§174. Варианты видовых форм

1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывалифольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о а обусловливать обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться;не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

3. Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить –застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом зирова-; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова-.

4. Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

5. Варианты приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами ва-, -ыва- и -а-, -я-, образующие видовые пары: заготавливать/заготовлять – заготовить, подбадривать/подбодрять – подбодрить, приспосабливать/приспособлять – приспособить, простуживаться/простужаться – простудиться, разрезывать/разреза́ть – разре́зать равноправны.

6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

бегать – бежать

летать – лететь

Источник

Читайте также:  Русский язык тест настоящее время глагола