Виды глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.
Несовершенный вид | Совершенный вид | |
---|---|---|
Инфинитив | Что делать? играть | Что сделать? поиграть |
Прошедшее время | Что делал? играл | Что сделал? поиграл |
Настоящее время | Что делаю? играю | — |
Будущее время | Что буду делать? буду играть | Что сделаю? поиграю |
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:
сидеть, говорить, играть.
Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:
(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;
(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.
Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов .
Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:
зажигал, зажигаю, буду зажигать.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:
присесть, поговорить, прочитать.
Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:
(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:
Образование видов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:
удва ивать – удво ить,
Заменой суффиксов и чередованием букв в корне:
Видовые пары глаголов
Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.
Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:
Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:
Несовершенный вид | Совершенный вид |
---|---|
брать ловить класть искать говорить | взять поймать положить найти сказать |
Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:
Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:
Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда
(настоящее время, несовершенный вид).
Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде
(будущее время, совершенный вид).
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.
Источник
Совершенный и несовершенный вид глагола
Что такое вид глаголов в русском языке?
Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает). Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям.
Виды глаголов в русском языке
В русском языке существует два вида глаголов: несовершенный и совершенный вид глагола.
- Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс (вышел, построил, влюбился, продумал).
- Глаголы несовершенного вида (НСВ) обозначают незавершенное, не доведенное до результата, продолжающееся действие, состояние или процесс (бежать, играть, чувствовать, размышлять).
Как определить вид глагола?
Самый простой способ определить вид глагола – это поставить к глаголу вопрос:
- Что делать? (обедать, читать, верить, штопать) – несовершенный вид глагола;
Кроме того, глаголы совершенного и несовершенного вида различаются по количеству спрягаемых личных форм и грамматической сочетаемости:
- Глаголы НСВ имеют все личные формы прошедшего, настоящего и будущего времени (работал, работаю, буду работать), тогда как у глаголов СВ нет форм настоящего времени (прочел, прочту).
- У глаголов СВ форма будущего времени простая (позвоню, спрошу), у глаголов НСВ – составная (буду читать, будем строить).
- Глаголы СВ не сочетаются с глаголами продолжать, начинать и аналогичными, тогда как глаголы НСВ сочетаются (начинает работать, продолжает опрашивать).
- Вид указывает на то, кто осуществляет названное глаголом действие
- Вид указывает на то, как названное глаголом действие протекает во времени
- Вид указывает на род субъекта, который осуществляет действие
- Вид указывает на то, сколько субъектов совершают действие
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2148.
Источник
Совершенный и несовершенный вид глагола
Узнаем что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
- действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
- обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.
Например:
- что сделать? родить, бросить, купить;
- что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
- действие в протяженности, без указания на его предел;
- незаконченность действия.
Например:
- что делать? учить, красить, бегать, капать;
- что делать? нести, ползти.
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
- брос и ть — брос а ть;
- конч и ть — конч а ть;
- встрет и ть — встреч а ть;
- обид е ть — обиж а ть;
- сосредоточ и ть — сосредоточ ива ть;
- приуроч и ть — приуроч ива ть;
- уполномоч и ть — уполномоч ива ть;
- достиг ну ть — достиг а ть;
2. приставками
- готовить — при готовить;
- брать — со брать;
- гнать — вы гнать;
- звать — на звать;
- работать — пере работать;
- морозить — под морозить.
Таблица
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД | СОВЕРШЕННЫЙ ВИД |
---|---|
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
- разре́зать — разреза́ть;
- засы́пать — засыпа́ть;
- отре́зать — отреза́ть.
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
- оп о здать — оп а здывать;
- ст е реть — ст и рать:
- взд о хнуть — взд ы хать;
- изл о жить — изл а гать;
- уто м ить — уто мл ять;
- защи т ить — защи щ ать;
- упро с ить — упра ш ивать.
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
- (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать ( неверно: споймать);
- положить — класть;
- вкладывать — вложить;
- накладывать — наложить (повязку);
- брать — взять;
- искать — найти.
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
Видеоурок
Источник
Совершенный и несовершенный вид глагола — правило как определить и примеры
Виды глаголов
В русском языкознании выделяют 2 вида: совершенный и несовершенный. Различить их довольно просто:
- Несовершенный вид (НВ). К ним можно отнести все глаголы, которые обозначают незаконченное, невыполненное до конца действие, процесс или состояние. Определить несовершенность довольно просто. Достаточно задать вопрос к глаголу и посмотреть, есть ли в вопросе приставка «с». У глаголов несовершенного вида вопросы будут без приставок: «что делать?», «что делаю?», «что делал?» Например: рисовать, рисую, рисовал.
- Совершенный вид (СВ). Это глаголы, которые обозначают до конца завершённое дело или процесс. Совершенный вид глагола отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделаю?», «что сделал?». Например: нарисовать, нарисую, нарисовал. Из приведённых примеров видно, что в данной видовой категории в словах также появляется приставка.
Также несовершенность или совершенность можно определить следующим образом: подставить слово «буду». У глаголов несовершенного вида оно легко подставляется. Например, «рисовать» — «буду рисовать». А вот глаголы совершенного вида такое сочетание не приемлют. Например, к слову «нарисовать» нельзя подставить «буду». В этом случае теряется смысловое и грамматическое значение.
Исключение — «купить!» Без приставки глагол относится к СВ, а с приставкой к НВ. Что делать? Покупать.
Совершенная и несовершенная форма глаголов, причастий и деепричастий отличаются по временной принадлежности, спрягаемым личным формам и грамматической сочетаемости. При определении вида не имеет значения, какие это глаголы — переходные или непереходные, возвратные и невозвратные.
Способы образования
Определить видовую принадлежность можно по формальным признакам. Например, по способу образования.
Так, НВ образуется от СВ с помощью присоединения следующих суффиксов, представленных в таблице:
№ | Суффиксы | Примеры |
1. | -ива-, -ыва- | опоздать — опаздываю; рассказать — рассказываю |
2. | -ва- | напеть — напеваю; созреть — созреваю |
3. | -а-, -я- | спасти — спасать; сообщить — сообщать. |
В данных примерах производящий глагол — совершенного вида, а производный уже несовершенного.
- Также можно образовать СВ путем отбрасывания суффикса: давать — дать.
- Заменой суффиксов. Например: решать — решить, обидеть — обижать.
- Сменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, утомить — утомлять.
- С помощью суффикса и приставки одновременно: чертить — вычерчивать, рисовать — вырисовывать.
А вот глаголы СВ можно получить от НВ следующим образом:
- с помощью приставок на-, про-, до-, по- и других, например, любить — полюбить, учить — проучить, читать — почитать, плыть — приплыть;
- с помощью суффикса -ну-, проникать — проникнуть, промокать — промокнуть.
В этих видовых парах совершенный вид образуется от несовершенного. При этом стоит отметить, что, кроме грамматических признаков, меняется и лексическое значение слов.
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Несовершенный | Совершенный |
отрезать | отрезать |
засыпать | засыпать |
отрезать | отрезать |
выходить | выходить |
Также в русском языке бывают пары слов, которые обозначают одно действие, но имеют совершенно разные корни. Это явление называют супплетивизмом:
- положить — класть;
- накладывать — наложить;
- брать — взять;
- поймать — ловить;
- искать — найти.
Временные формы
Изучая категорию вида, нужно помнить, что глаголы НВ имеют все три формы времени: прошедшую, настоящую и будущую. Поэтому вопросы можно поставить следующие: «что делал?», «что делаю?» и «что буду делать?» Ответ: строил — строю — буду строить.
А вот слова СВ будут иметь только прошедшее и будущее время. И вопросы, соответственно, будут такие: «что сделал?» и «что сделаю?» Ответ: построил и построю.
Здесь нужно отметить, что форма будущего времени у глаголов СВ простая, то есть состоит из одного слова. А у слов НВ — составная, состоящая из двух слов.
А также СВ не может сочетаться со вспомогательными словами, такими как «начинать» и «продолжать», в то время как глаголы НВ отлично сочетаются вместе. Например: начинаю рисовать, продолжаю работать.
Форма прошедшего времени может изменяться по числам. Совершенный вид: побежал — побежали. Несовершенный: рисовал — рисовали.
Одновидовые и двувидовые глаголы
К категории вида относятся также одновидовые и двувидовые. Отличить их довольно просто.
Одновидовые — это слова, которые имеют только один вид — совершенный или несовершенный. И образовать второй невозможно. Например, слова «грянуть», «очутиться» — СВ. А слова «сожалеть» и «присутствовать» — только НВ. Двувидовые — это слова, которые пишутся одинаково, но вид определяется только по контексту, в зависимости от смысла предложения.
Примеры двувидовых глаголов:
- Это слово может больно (что сделать?) ранить — СВ.
- Не нужно (что делать?) ранить меня такими словами — НВ.
- Михаил (что делает?) телеграфирует о своём приезде — НВ.
- Он завтра (что сделает?) телеграфирует о своём приезде — СВ.
- Я (что сделаю?) велю вам приготовить постель — СВ.
- Я (что делаю?) велю вам сесть — НВ.
Самыми распространёнными двувидовыми можно назвать следующие:
Таким образом, в зависимости от речевой ситуации слова могут иметь два вида.
Алгоритм определения
Совершенную и несовершенную форму можно легко определить в любом упражнении, используя следующий алгоритм. Он поможет понять не только видовую принадлежность, но и укажет на способ образования слов:
- Нужно взять слово в контексте и поставить к нему вопрос.
- Посмотреть, есть ли в вопросе приставка с-.
- Узнать способ образования слова.
- Сделать вывод.
Лучше всего рассмотреть данный алгоритм на конкретном примере: Оля научилась играть на фортепиано, и теперь она сможет выступать на концертах. Алгоритм для этого предложения будет следующим:
- Необходимо взять слово «научилась» и подставить к нему вопрос. Оля (что сделала?) научилась. В конкретном примере видна завершённость действия и в вопросе присутствует приставка с-.
- Глагол образован приставочным способом от глагола несовершенного вида: училась — научилась.
- Значит, слово «научилась» — СВ.
Тренировочные упражнения
Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.
Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.
- Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
- Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
- Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
- Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
- Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
- Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
- Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
- Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).
Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.
Источник