Меню

Глагол стоять изменить по родам



Урок русского языка в 4-м классе. Тема «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам»

Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!

II. Актуализация опорных знаний.

– Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажите?

– Какие задания можно предложить?

(Разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова.)

– Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
– Для чего нам нужен алфавит?
– Какое слово можно составить из всех букв?

– назовите орфограммы. Скажите, а можно проверить безударную гласную?

(Нет, это непроверяемая гласная и ее нужно запомнить.)

– Подберите однокоренные слова.

(Вывешиваю табличку: желтый, желтенький, желтизна, пожелтеть.)

– А что это за слово? Докажите. (Вывешиваю табличку: (Глагол)).

– Что еще знаете о глаголе? (Вывешиваю таблички: Что делать? Что сделать?
Единственное и множественное число, Настоящее и будущее время)

– Употребите глаголы желтеть и пожелтеть в настоящем и будущем времени.

желтеют
пожелтеют желтеет
пожелтеет

– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
– Что показывает настоящее время глаголов? А будущее время?
– Определите лицо и число глаголов.
– А теперь составьте предложения с этими глаголами.

А) простое предложение;
Б) Простое предложение с однородными членами;
В) Сложное предложение.

– Докажите. Назовите грамматические основы.

III. Постановка учебной задачи.

– В каком еще времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.)
– Так какая тема урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.)
– На какие же вопросы нам предстоит сегодня ответить?

* На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
* Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? *Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

IV. Работа по теме.

1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.

Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.

Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.

Трава (что делала?) шуршала.
Медведь (что делал?) заснул.
Солнце (что делало?) светило.

– Что показывает прошедшее время глагола?
– На какие вопросы отвечают глаголы?

Вывод. Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делала? Что делал? и т. д.

2. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.

Выполнение упражнения № 80 (устно).

– Назовите выделенные существительные и глаголы.
– Выделите окончания. Укажите род существительных.
– Какие окончания у глаголов?
– От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных.)

3. Выполнение упражнения № 81.

– Прочитайте.
– Что прочитали? (Предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы, нераспространенные предложения.)
– На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов.)
– Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов. (1-й вариант – 1, а 2-й вариант – 2.)

Читайте также:  Накрасил глагол с приставкой на пишется слитно

– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
– Какие окончания в среднем роде?
– Есть ли особое окончание в мужском роде?
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам).
– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?

Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.

– Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие суффикса – л.)
– Распространите предложения . (Устно.)
– А теперь обратимся к правилу на стр. 55.
– Правильный ли вывод сделали мы?
– А как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

1. Для улучшения мозгового кровообращения.

(И.П. – сидя на стуле, “1, 2” – отвести голову назад и плавно наклонить назад; “3, 4” – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; “5, 6” – голову наклонить влево: “7, 8” – голову наклонить вправо.)

2. Гимнастик для глаз.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5).

Повторить 4–5 раз.

1. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделите окончания, укажите род.

(Наступить) ясное утро. Солнце ярко (сиять) в голубом небе. Алмазами (сверкать) роса на траве, на листьях деревьев. Кругом (стоять) тишина. Ветерок теплой струйкой (пробежать) по моему лицу.

Взаимопроверка.
Проверка. (у учащихся сигналы и карточки с окончаниями –о, -а, нулевое окончание).
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

2. Работа в паре.
Указать время и род глаголов, подобрать и записать к ним синонимы в том же времени и такого же рода.
Караулила – .
Мастерил – .
Берегли – .

Указать род и время глаголов, подобрать к ним антонимы в том же времени и такого же рода.
Наказало – .
Хвалил – .
Строили – .
Болтала – .

Проверка. (У учащихся сигналы.)

Тест по теме “Глагол”

1. Выбери и верное утверждение.

А) глагол – это часть слова.
Б) Глагол – это часть речи.

2. Выбери верное утверждение.

А) Глагол обозначает предмет.
Б) Глагол обозначает действие предмета.
В) Глагол обозначает признак предмета.

3. Какое слово в каждой группе является “лишним”?

* говорил, пишите, вязала, висело;
* воркует, борется, сотрет, хохочет;
* буду шить, срисует, занесла, обласкает.

4. Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.

А) По реке плывет баржа.
Б) В лесу ребята свернули с тропинки.
В) Летом Даша отдыхала в деревне.
Г) Мы идем по лесу.
Д) Петя читал интересную книгу.

Проверка. Самоконтроль. На доске табличка с ответами. (У учащихся сигналы.)

  1. Б
  2. Б
  3. Гладит – наст. вр.
    Сотрет – буд. вр.
    Занесла – прош. вр.
  4. Б – мн. число
    В – жен. Род
    Д – муж. Род
Читайте также:  Ложись это глагол или прилагательное

VIII. Итог урока.

– Давайте сделаем общий вывод.

* Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде – а, в среднем – е.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.

Во множественном числе род глагола не определяется.

У глаголов в прошедшем времени есть суффикс – л.

– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

– Подберите пословицы, в которых глагол в прошедшем времени.

№ 84 стр. 57, № 86 по выбору, правила на стр. 55 и стр. 58.

– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Урок окончен.

Источник

Спряжение «изменить»

Слово «изменить» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками, соответственно, имеет различные окончания в разных падежах. Покажем склонение по падежам для каждого значения.

1-е значение
изменить — глагол, переходный, совершенный вид.

Глагол изменить совершенного вида в настоящем времени не употребляется, настоящее время возможно в несовершенном виде.

Будущее время, изъявительное наклонение
Лицо Единственное число Множественное число
1 изменю изменим
2 изменишь измените
3 изменит изменят
Прошедшее время, изъявительное наклонение
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
изменил изменила изменило изменили
Условное наклонение
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
изменил бы изменила бы изменило бы изменили бы
Повелительное наклонение
Единственное число Множественное число
измени измените

2-е значение
изменить — глагол, непереходный, совершенный вид.

Глагол изменить совершенного вида в настоящем времени не употребляется, настоящее время возможно в несовершенном виде.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 61. Род глаголов в прошедшем времени

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • Вопросы, по которым можно определить время глагола и род глагола прошедшего времени.
  • определять род глаголов по окончаниям;
  • изменять глаголы прошедшего времени по родам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Род глагола прошедшего времени. В единственном числе прошедшего времени глагол стоит в форме мужского, женского или среднего рода. Чтобы определить род глагола, надо задать вопрос. Глагол мужского рода отвечает на вопрос что делал? что сделал? Глагол женского рода отвечает на вопрос что делала? что сделала? Глагол среднего рода отвечает на вопрос что делало? что сделало?

Например: рисовал – м.р., рисовала – ж.р., рисовало – ср.р.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В устной и письменной речи мы часто используем глаголы прошедшего времени. Попробуйте изменить глагол прошедшего времени по лицам.

Я стоял, наблюдал.

Ты стоял, наблюдал.

Он стоял, наблюдал.

Окончания глаголов не изменились. Какой вывод можно сделать? Изменяются ли глаголы прошедшего времени по лицам?

Правильно. Не изменяются.

Вспомните местоимения 3 лица единственного числа. Это местоимения он, она, оно.

Понаблюдайте, как изменится глагол прошедшего времени, если использовать местоимения он, она, оно:

Он (космический корабль) летел, кружил.

Она (ракета) летела, кружила.

Оно (облако дыма) летело, кружило.

Мы можем сделать вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Обратите внимание на окончания глаголов прошедшего времени. Подсказкой окончания может служить само местоимение и вопрос:

Источник

КАК ИЗМЕНЯТЬ ГЛАГОЛЫ ПО РОДАМ

Ответ или решение 2

Род глаголов. Теория

Только глаголы единственного числа, стоящие в прошедшем времени, могут изменяться по родам. Остальные формы глаголов рода не имеют. Например, такие формы слов, как «идет», «будет мыть», не могут иметь рода, так как они являются глаголами настоящего и будущего времени. Все глаголы множественного числа также рода не имеют: «слушали», «делают», «будут отвечать».

Далее речь пойдет только о глаголах единственного числа прошедшего времени.

  • Глаголы мужского рода отвечают на вопросы «что делал?» или «что сделал?». Всегда имеют нулевое окончание. Могут иметь постфикс «-ся». Пример: «пришел», «остался».
  • Глаголы женского рода отвечают на вопросы «что делала?» или «что сделала?». Всегда имеют окончание «-а». Могут иметь постфикс «-сь». Пример: «пришла», «осталась».
  • Глаголы среднего рода отвечают на вопросы «что делало?» или «что сделало?». Всегда имеют окончание «-о». Могут иметь постфикс «-сь». Пример «пришло», «осталось».

Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым он употребляется.

Изменение глаголов по родам. Практика

Приведем примеры предложений, употребив в них глаголы разного рода.

  1. Мальчик сидел на скамейке и внимательно читал журнал.
  2. Настенька с утра сбегала в магазин и купила там свежие булочки.
  3. Солнышко сегодня ярко светило и ласково согревало Землю.

Проанализируем глаголы в предложениях.

  • Первое предложение имеет два сказуемых: «сидел» и «читал». Эти глаголы отвечают на вопрос «что делал?», имеют нулевое окончание и употребляются с подлежащим «мальчик», то есть с существительным мужского рода. Глаголы употреблены в мужском роде.
  • Второе предложение имеет два сказуемых: «сбегала» и «купила». Эти глаголы отвечают на вопрос «что сделала?», имеют окончание «-а» и употребляются с подлежащим «Настенька», то есть с существительным женского рода. Глаголы употреблены в женском роде.
  • Третье предложение имеет два сказуемых: «светило» и «согревало». Эти глаголы отвечают на вопрос «что делало?», имеют окончание «-о» и употребляются с подлежащим «солнышко», то есть с существительным среднего рода. Глаголы употреблены в среднем роде.

Источник