Меню

Глагол урок в старших классах



Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол»

Ишметова Шахназа
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол»

Урок : Русский язык Ишметова Ш. А

Класс : 10

Тема урока: Глагол

Цели обучения, которое необходимо достичь на данном уроке Повторение и углубление знаний о глаголе, времени глагола, формирование умения употреблять глаголы в речи.

Развивать критическое мышление при обучении русскому языку.

Воспитывать самосознание и развитие умения самооценки.

Цели обучения Все ученики смогут:

Учащиеся научатся правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи. Учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют находить его в тексте и определять время глагола.

Некоторые ученики смогут:

Учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, правильно их писать, имеют практические навыки работы в группе.

Большинство учеников смогут:

Учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, учатся работать в группе.

Языковая цель Повышение коммуникативной культуры учащихся в процесс обучения с помощью активных форм преподавания, активизация мыслительной деятельности через критическое мышление, развитие умения работы в коллаборативной среде.

Ожидаемый результат Учащиеся умеют употреблять в речи виды глагола, составляют с ними предложения, логически мыслят, работают с текстом, составляют вопросы к предложениям, пересказывают, развиваются коммуникативные способности, умение работать в паре, оценивают свою деятельность

Привитие ценностей Прививать уважение к себе и окружающим, сотрудничество.

Бережно относиться к природным ресурсам и окружающей среде

Межпредметные связи Связь с литературой, с казахским языком, с математикой

Навыки использования ИКТ Работа с презентацией

Предварительное знание Учащиеся знакомы с понятием «глагол», умеют составлять предложения, участвовать в диалоге

Планируемое время Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы

урока

Б)Эмоциональный настрой на урок.

Разминка –«Поприветствуем друг друга».

(Учитель просит учащихся рассчитаться по порядку номеров.)

Четные номера образуют внутренний круг, нечетные номера – внешний круг.

Поздороваемся друг с другом:

мизинчиком – шаг вправо по кругу к следующему ученику; локтями – шаг вправо;

коленями, пятками, плечами, спиной.

Б) Деление на группы

II Повторение пройденного материала

Вопросы 1 группе:

1. Что такое глагол? 2. Что он обозначает? 3. Совершенный и несовершенный вид глагола 4. Времена глагола

Вопросы 2 группе:

1. Спряжение глагола. Наклонение глагола. Неопределенная форма глагола.

Середина урока

Конец урока

ІІІ.Подготовка к восприятию новой темы:

— Работа с учебником

Упр 183 (стр 129)

-Прочитайте и определите основную мысль текста. Найдите глаголы и сделайте разбор, опираясь на таблицу.

ІV Закрепление нового материала

Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (ученикам раздаются листочки с системой координат)

Источник

Глагол как часть речи

План-конспект урока русского языка в 10 классе на районном семинаре учителей русского языка и литературы.

Учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ Вадьковская СОШ

Горелова Вера Васильевна.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол как часть речи».

2. Развитие и закрепление познавательных компетенций.

3. Развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.

4. Подготовка к ЕГЭ.

5. Воспитание нравственных качеств личности.

6. Воспитание бережного отношения к слову.

экран, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, таблички с указанием всех морфологических признаков глагола листы самооценки с позиции личностно-ориентированного обучения, записи на доске.

1. Организационный момент.

(Слайд 1) Запись числа в тетради.

(Слайд2)Сообщение темы урока и запись в тетрадь.

Глагол — весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.

(Слайд3) В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе».

2. Мотивация. Актуализация.

-Как вы думаете, о чём, по-вашему, пойдёт речь на уроке?

-Какие задачи вы ставите перед собой?

— Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

(Слайд4) Ребята, а вот какие цели урока поставила я.

(Слайд 5) Чтение со слайда, что должны знать и уметь учащиеся.

Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.

3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

(Слайд 6) Прочитайте информацию на слайде и отберите ту часть, которая отражает мнение Л.Н.Толстого о глаголе.

(Ответ: №3- без глагола не построить предложений, не передать собеседнику никаких сообщений.)

Учитель: Действительно, глагол- удивительная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов 2500!.

Целеполагание: Итак, задача- вспомнить постоянные и непостоянные признаки глагола, составить его «визитную карточку».

На доске вывесить табличку «Глагол».

(Слайд 7) Уч: Рассмотрите таблицу на слайде, отберите важную информацию. Расскажите, что вы знаете о глаголе.

Вывесить таблички «вид», «время»,«н.и б. вр. «, «пр. вр»

Читайте также:  Разбор по составу глагола светит

-Почему так называется вид :совершенный и несовершенный? Какое действие выражают глаголы сов. Вида? А несов. Вида?

(Слайд8) Отберите важную информацию и составьте ответ.

Ответ о спряжении.

Вывесить табличку «спряжение».

-Назовите глаголы-исключения (Стихотворный ответ.)

-А теперь проверьте ответ по слайду (Слайды9, 10)

-Ребята, зачем надо знать спряжение глагола?

(Слайд 11) –Личные окончания глаголов бывают ударные и безударные.

(Слайд12) Рассмотрите таблицу, проанализируйте окончания 1 и 2 спряжений. Какую особенность можете отметить?

-Работа в тетради. Запишите глаголы, объясните окончания в глаголах.

Знаешь, читают, пишем, стелет.

-Как вы будете рассуждать? Вспомните алгоритм для написания безударных личных окончаний.

Демонстрация слайда 13 после ответа ученика.

-(Слайд14) Обратите внимание на то, что глаголы хотеть и бежать –разноспрягаемые. А почему?

Ответ ученика как результат наблюдения по слайду. И грамматические нормы употребления глаголов в повелительном наклонении.

Вывесить табличку «переходность/непереходность».

(Слайд15) –Какие глаголы являются переходными?

Работа в тетради. Запишите предложения, решите орфографическую задачу(Демонстрация слайда 16).

-Многие сёла в последние годы обезлюдели, потому что молодёжь уехала в город.

-В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сёл и деревень.

-Определите переходность глаголов. Что они обозначают?

(Суффикс Е указывает на то, что действие совершено было самим предметом, т.е. глагол- непереходный.

Суффикс И указывает на то, что действие совершено над предметом или лицом, т.е. глагол- переходный.)

Работа по учебнику. Обратитесь к учебнику, найдите ещё один постоянный признак глагола.

(Ответ: это возвратность.) Вывесить табличку «возвратность»

— какая морфема показывает возвратность глагола?

Учитель: Итак, все постоянные признаки глагола определены. Теперь соберем непостоянные.

(Слайд 17) Вывесить табличку «наклонение».

-какие наклонения вам известны? Что они обозначают?

(Слайд18) –Как образуется глагол в условном наклонении? А в повелительном?

-В каком наклонении есть категория времени?

(Слайд 19) Прочитайте примеры внизу и скажите, какие морфемы выделены красным цветом в глаголе повелительного наклонения и изъявительного?

Работа в группах (по 4 человека). Задание на слайде и распечатке. Определите синтаксическую роль неопределённой формы глагола (по 2 примера на группу)

-обменяйтесь листами, оцените работу.

Вывесить после ответов табличку «синтаксическая роль».

Работа у доски (2 ученика).

№1. Синтаксический разбор предложения, дать характеристику, построить схему. –Самостоятельная работа.

Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

№2. Морфологический разбор глагола показывает с комментированием.

-Вопросы 1 ученику: -Как вы понимаете смысл этого предложения?

-Почему в глаголе надо писать суффикс ЫВА?

(Слайд21) Сравните, так ли был дан ответ.

(Слайд 22) –Есть и похожие суффиксы в глаголах, их надо различать: -е(ва) и –ЕВА.

-А что следует писать перед –л-?

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Тренировочный тест. Задания даны на распечатке.

А)Расставьте ударения на распечатке.

(Слайд 24-проверка)Взаимопроверка- исправьте ошибки.

Б)Хитрые глаголы. (Слайд 25)

В)Выберите строку, где пишется буква И (Слайд 26)

Г) )Выберите строку, где пишется буква Е (Слайд 27)

Д) )Выберите строку, где пишется буква Е (Слайд 28)

Взаимопроверка по слайдам 30-33.

2. Устно. Кто быстрее? Исправьте речевые ошибки в употреблении глаголов.

Демонстрация слайда 34.

Вывод: Итак, Сократ сказал:»Заговори, чтоб я тебя увидел».

-Как вы понимаете эти слова?

6. Здоровьесберегающая пауза (Любопытная Варвара.)

7. Чтение текста учителем. Задание каждой группе дано на обороте листа.(искать группы орфограмм)

Вопросы по тексту.

1. Какое впечатление произвёл на вас текст?

2. Как поступили бы вы, если оказались в такой ситуации? Забрали бы книгу или подарили?

3. Какую проблему поднял автор в тексте?

(Нравственную, актуальную в наши дни. Это проблема неоправданной жестокости к товарищам, проблема отверженных людей.)

4. Вспомните произведение В.Железникова «Чучело». Разве не в такой же ситуации оказалась Лена Бессольцева?

5. Ответьте на вопрос №1 на листе. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

(№3: не стоит сожалеть о своих давних поступках, нужно просто не совершать новые.)

6. Так что считает автор важным, как следует поступвть , чтобы не было больно и стыдно? (предложение №33)

— И снова без глаголов мы не обошлись.

Демонстрация слайдов 35,36,37- это глаголы необходимые для того, чтобы составить предложения в сочинение на ЕГЭ. (Составление предложений учащимися.)

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.(Самооценка.)

1.А)1гр.- не с глаголами- ответ и формулировка правила.

Б) 2 гр.- безударные личные окончания глаголов- примеры, правило.

В)3 гр.- правописание суффиксов глаголов- примеры, правило.

-Какая орфограмма ещё встретилась в тексте? (ТСЯ и ТЬСЯ, Ь в повелительном наклонении и форме 2 лица единственного числа- ответы учащихся. )

2. Определите наклонения глаголов

В) 3 гр.- пр .№ 30,31.

-Чему учит автор текста? Вспомните предложение, которое разбирали на уроке. Пусть ваш лик и ваше поведение будут красивыми.

8. Рефлексия (Слайд38)

-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

-Было ли тебе интересно? – Сумел ли показать свои знания?

9. Самооценка. (Слайд 39)

10. На дом (Слайд 40)

1. Сборник заданий С.И.Львова, И.П.Цыбулько №399-№404.

2. Параграфы 47,48.

3. Упр. 258 или написать сочинение- рассуждение по тексту.

Урок окончен. Спасибо за работу. (Слайд 41, 42.)

Источник

Читайте также:  Мы боялись какое спряжение глагола

Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол» может быть использована при изучении дисциплины «Русский язык» в образовательных учреждениях СПО. Занятие подготовлено с применением технологии дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
metod.razrabotka_po_teme_glagol.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Методическая разработка учебного занятия

по теме: « Глагол».

по дисциплине «Русский язык

для специальности 060501 Сестринское дело

с применением технологии дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Составитель: Киреева Н.А.

г.о. Сызрань, 2013г

Повторить и закрепить правописание суффиксов и личных окончаний глагола, правописание НЕ с глаголами.

Закрепить морфологический разбор глагола.

Развивать орфографическую зоркость студентов, их критическое мышление.

Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся посредством диалоговой формы.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Оснащение: учебник, рисунки-схемы, таблица «Личные окончания глаголов», карточки «Три цвета – три формы» с разноуровневыми заданиями, карточки с текстом о Н.Н.Бурденко.

Место проведения: учебный кабинет ГБОУ СПО «СМГК»

Используемые технологии: технологии дифференцированного обучения.

7. План проведения занятия.

Приветствие преподавателя. Контроль формы одежды. Отметка отсутствующих.

Актуализация опорных знаний обучающихся.

Контроль исходного уровня знаний

А) Лингвистическая зарядка . Цель – проверка сформированности понятийного аппарата по разделу «Морфология и орфография»; подготовка к изучению нового раздела.

-Назовите одним словом:

1)грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений…»

2)раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих;

3)изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении;

4) совокупность правил, регулирующих правописание слов;

5) часть слова без окончания или формообразующего суффикса;

6)самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, его качество.

— Какое слово получилось по вертикали?

с Л овообразование

при Л агательное

Сегодня речь пойдет о глаголе.

Б) Упражнение «Да-Нет». Цель – помочь студентам вспомнить, что им известно по данной теме (развитие критического мышления).

-Перед вами ряд утверждений. Выберите те, которые, по вашему мнению, соответствуют действительности. Обоснуйте свое мнение.

1. Глагол-часть речи, обозначающее действие.

2.Среди перечисленных слов все глаголы:

Становится, растерявшийся, брось, рассказав.

3.Глагол является организующим центром предложения.

4.Глагол-неизменяемая часть речи.

5.Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Блок теоретической информации

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Цель- самостоятельная работа с книгой, развитие речи.

Опираясь на материал учебника, подготовьте рассказ о глаголе по плану:

2.Постоянные признаки глагола:

в) возвратные глаголы.

3.Непостоянные признаки глагола:

а) наклонение глагола;

б) категория времени глагола.

Опрос «по цепочке».

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Правописание суффиксов –ова, -ева; -ыва,-ива.

Применение обобщенного правила:

Определить форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть

ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: советовать — советую, командовать — командую.

ываю, иваю, то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать — опаздываю.

Если в суффиксе ударение падает на -А-, то пишется -ЕВА-: одолева́ть, одолева́ю.

Правописание личных окончаний глагола.

В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть ( вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать ( гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени показаны в таблице

1 лицо чита ю , бер у

2 лицо чита ешь , бер ешь

З лицо чита ет , бер ет

1 лицо чита ем , бер ем

2 лицо чита ете , бер ете

3 лицо чита ют , бер ут

1 лицо пил ю , горж у сь

2 лицо пил ишь , горд ишь ся

З лицо пил ит , горд ит ся

1 лицо пил им , горд им ся

2 лицо пил ите , горд ите сь

З лицо пил ят , горд ят ся

Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

Употребление буквы Ь в глагольных формах.

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать — умываться, беречь — беречься; 2)

2)в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь — купаешься, возвратишь — возвратишься; 3)

3)в повелительном наклонении после согласных, например: исправь — исправьте, спрячься — спрячьтесь (но: ляг — лягте)-, 4)

4)в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Правописание не с глаголами.

Следует обратить внимание на слитное написание глаголов с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-; ср.: недовыполнить – перевыполнить, недосолить – пересолить)

5. Тренинг-минимум. Цель — довести до автоматизма умения обучающихся применять изученные правила).

А) Из представленного текста выпишите все глаголы .Определите их спряжение (комментированное письмо).Объясните правописание суффиксов в выделенных словах.

В здании Академии имени Н.Е. Жуковского в Москве для фронтовых хирургов проводились в 1941 году семинары по нейрохирургии. Лекции по военно-полевой хирургии, которые читал Н.Н. Бурденко, посещали все отправлявшиеся на фронт хирурги.

Н.Н. Бурденко на осмотр раненого хватало минуты. За эту минуту он намечал план операции и тут же приступал к ней. И на этот раз все было так же. Шла сложнейшая операция на черепе. Н.Н. Бурденко оперировал молча, сосредоточенно. Присутствующие с благоговением следили за руками хирурга, инструментами. Операция закончилась успешно. Николай Нилович поспешно вышел в предоперационную и нетерпеливо сказал:

— Марфуша! Кохер и шарик!

Сестра молча подала требуемый инструмент и стерильный марлевый шарик. На ее лице не отразилось даже удивления. Одним рывком Бурденко удалил себе зуб, заложил в ранку шарик и с облегчением вздохнул, разглядывая зуб:

— Так вот кто пять дней меня мучил! Негодяй.

Как мог человек в 65-летнем возрасте блестяще провести пятичасовую операцию на черепе с острой зубной болью! А если бы обморок или болевой шок? В этом эпизоде как в капле воды отразился характер военного хирурга Николая Ниловича Бурденко, одного из основоположников нейрохирургии в России.

Б) Произведите морфологический разбор, опираясь на образец (у доски)

В) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание

Испыт. вать печаль, приз. вать к пр..мирению, задум. ваться над своей судьбой, попроб. вать заглянуть в будущее.

Г) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание (комментированное письмо).

  1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд…т, а по делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

Г) В каком варианте пишется Ь? Выберите верный ответ, объясните свой выбор.

2) мне не нравит. ся

3) будет строит. ся

4) крапива жалит. ся

Организация самостоятельной работы обучаю-щихся

Развивающее дифференцированное закрепление.

А) Используя рисунок №1, расскажите о правописании суффиксов –ова,-ева, -ыва,-ива.

Б) Объясните правописание Ь :

1.Учи..ся никогда не поздно (посл).2. С кем поведе. ся, от того и набере. ся (посл.). 3. Посееш. ветер — пожнеш. бурю (посл.)4. Иной раз думаеш. о человеке хуже, чем он есть на самом деле. И с какой радостью убеждав. ся потом в своей ошибке!(Чак.). 5.0 новом расписании занятий спра. тесь в
учебной части.

В) Перепишите. Объясните правописание личных окончаний глагола.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

А) Дополните таблицу «Употребление буквы Ь»

употребляйте пишите после

для обозначения шипящих в конце

мягкости

согласного

наречий: существительных существительных

в середине в конце исключения: ночь, слова: слова: уж, замуж, фальшь

прос ь ба скатерт ь невтерпёж

Б) Распределите глаголы на две группы: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Около каждого глагола укажите форму 3–го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения .
Образец:
I спряжение II спряжение

колоть – кОлют, коптить – коптЯт

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

В) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание глаголов.

Еще (не) царству…т река, но синий лед она уж топ…т; еще (не) та…т облака, но снежный кубок солнцем доп..т. Через пр…творенную дверь ты сердце шелестом тревож..ш…Еще (не) люб..ш.. ты, но верь: (не) полюбить уже (не) можеш…(Аннен.).

А) Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.
выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.

делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», — заботливо советовал он. (М. Горький).

Б) Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

Источник