Меню

Глагол в 6 классе переходность



Урок русского языка в 6-м классе по теме «Глаголы переходные и непереходные»

Цели.

  • Актуализация знаний грамматических признаков глагола, нахождение нового признака, найти способы определения переходности (непереходности) глагола.
  • Способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных, организационных общеучебных умений.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
  • Оборудование: учебник русского языка для 6 класса М.Т. Баранова, рабочие тетради, компьютер, проектор, экран, презентация в программе PowerPoint по теме.

    I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Презентация

    Девиз урока (написан на слайде 2): Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

    Дети читают девиз урока и определят тип урока – урок открытия новых знаний.

    Тематические рамки (схема слайде 3): глагол

    II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (8 мин.)

    1. Ученикам предлагается списать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.

    Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется окончание -ет, так как I спряжение, ь нет, тропинка что делает?)

    2. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).

    3. Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все признаки. Слайд 4.

    4. Все ли грамматические признаки мы назвали? (Нет).

    – У нас возникло затруднение. (Проговаривают ученики).

    III. Выявление места и причин затруднения (1 мин.)

    – Какое затруднение возникло? (Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола).

    – Почему возникло затруднение? (Других признаков глагола не изучали).

    IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.)

    Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.

    – Какую цель мы ставим? (Открыть новый грамматический признак глагола).

    Тема урока будет сформулирована в конце урока.

    – Наметим план наших действий:

    1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

    2) Устраним затруднение.

    3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.

    4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.

    – Что нам поможет? (Учебник, учитель).

    V. Реализация построенного проекта (15 мин.)

    1) Фронтальная работа по учебнику стр. 198–199.

    2) Какой новый признак “открыли”? Вставить в таблицу “переходность”.

    3) Какие признаки переходности глаголов узнали? (Невозвратный, в.п. существительного без предлога, Р.п. существительного, если действие охватывает часть объекта, нет отрицания).

    Ученикам предлагается составить алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов. Групповая работа (3 мин.). Класс делится на 6 групп (по 4–5 человек, лучше объединять детей в группы, сидящих на двух соседних партах). После группового обсуждения каждая группа предлагает свой алгоритм.

    Обобщение. Слайд № 5 (алгоритм)

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.)

    Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и непереходных глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1 человеку).

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

    Ученики самостоятельно списывают словосочетания, указывая переходные и непереходные глаголы. Словосочетания записаны на доске.

    Подавать тетрадь, помогать девочке, приварить деталь, стоять на тротуаре, руководить коллективом, разговаривать с другом, не чувствовать усталости.

    Читайте также:  Служба спасения домашнего задания глаголы

    Эталоны: правило на стр. 199, алгоритм на слайде 5.

    VI. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

    Выполнение упр. 481 на стр. 201. Списать предложения, вставить безударные гласные, объяснить орфограммы, подчеркнуть переходные глаголы. В классе написать 2 предложения.

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

    1. – Какая тема урока была?

    – Какую цель ставили?

    Самооценка умений применять алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов (методика “лесенка”).

    2. Домашняя работа – закончить по образцу упр. 481 стр. 201.

    1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцева Л.Т. Учебник русского языка. 6 класс. –М.: Просвещение, 2002.

    Источник

    Переходные и непереходные глаголы

    Что такое переходность глаголов?

    Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

    В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

    Особенности переходных глаголов

    Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

    Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

    С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

    • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
    • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
    • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
    • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

    От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

    Особенности непереходных глаголов

    Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

    С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

    • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
    • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
    • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
    • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

    Как определить переходность глагола?

    Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:

    • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
    • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
    • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).

    Источник

    Конспект урока по русскому языку на тему «Переходные и непереходные глаголы» (6 класс)

    Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы.

    – Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов.

    – Научить различать переходные и непереходные глаголы, возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать их в устной и письменной речи.

    – Развивать речь учащихся.

    Беседа по вопросам.

    – Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему?

    – Назовите глаголы особого спряжения?

    – Почему их отнесли в разряд особых?

    – Назовите особенности предложений с безличными глаголами.

    III . Формирование новых понятий и способов действия

    Его нет дома, пошёл гулять собаку.

    Няня гуляет ребёнка только по будним дням.

    – Возможно ли таким образом построить данные высказывания?

    – Какие слова «режут» слух?

    – Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?

    – Как исправить эти ошибки?

    В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к. говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности , употребив в данной категории непереходные глаголы

    Тема нашего урока: «Переходные и непереходные глаголы».

    Цели урока: на уроке вы должны узнать о критериях переходности – непереходности глаголов, научиться различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал.

    Учащиеся работают с предложениями устно.

    – Таким образом построить данные высказывания нельзя.

    – Глаголы «гулять», «гуляет».

    – Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.

    – Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.

    Его нет дома, пошёл гулять с собакой.

    Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.

    Работа с учебником.

    Знакомство с теоретическим материалом. Для А стр. 243. Для Б стр. 175.

    Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на другой предмет: люблю (что?) грозу , (кого?) тебя.

    Переходные глаголы сочетаются с существительными, местоимением в В.п. и Р.п. без предлога.

    Существительное при переходном глаголе стоит в Р.п.:

    Если имеется отрицание: Я не видел (кого?) отца, (кого?) его.

    Если действие переходит на часть предмета: Выпил (чего?) воды , купил (чего?) молока.

    Непереходные глаголы называют действие, которое не переходит на другой предмет.

    Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.

    Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова

    Строит дом (сущ., В.п)., кладет кирпич (сущ., В.п)., штукатурит стены (сущ., В.п)., белит потолок (сущ., В.п)., клеит обои (сущ., В.п)., настилает линолеум (сущ., В.п)., прибивает плинтус (сущ., В.п).

    IV . Применение. Формирование основных навыков и умений

    Учитель читает строчки:

    Давайте же мыться, плескаться,

    купаться, нырять, кувыркаться

    в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)

    – На что они заканчиваются?

    – Есть ли лишний среди них? (Нырять.)

    – Что общего у всех остальных глаголов?

    (Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными: мыться – что делаю – моюсь, что делаешь – моешься, что делает – моется. Частица -ся, присоединяясь к глаголу, вносит добавочные значения. Суффикс отличается от других суффиксов тем, что он стоит после окончания)

    Внимание! Историческая справка.

    Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.

    Мыться – т.е. мыть себя.

    Одеваться – т.е. одевать себя.

    Умываться – т. е. умывать себя.

    Смысловая роль суффикса тоже доказана. Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет, то есть действие возвратное.

    Это непривычно, потому что суффикс (прикрепленный) должен следовать за корнем и предшествовать окончанию, а окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове. И снова историческая справка это необычное явление нам может объяснить. Суффиксы -ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний. Эти суффиксы называются еще постфисками.

    Запишите слова ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ, добавляя к ним суффикс -ся.

    Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?

    В чём особенность возвратных глаголов?

    Действие возвращается на предмет, который его производит.

    Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?

    Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.

    Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.

    Выполнив задание, учащееся приходят к выводу о том, что, когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.

    Задание. Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить (что?) душу (В.п, перех.)

    Нервничать по пустякам

    Не помнить себя (отриц.)

    Подойти к двери

    Запросить сто рублей

    Бороться за мир

    3. Образуйте и запишите возвратные глаголы.

    Участвовать в соревновании (соревноваться), проводить тренировки (тренировать или тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), принять решение (решиться), чувствовать радость (радоваться).

    4. Составьте и запишите с глаголами бел е ть – бел и ть , черн е ть – черн и ть, син е ть – син и ть словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложении подчеркните главные члены. Над переходными глаголами надпишите букву п.

    V . Этап информации о домашнем задании

    Для А. § 75, упр. 816.

    Для Б. § 63, упр. 378.

    VI . Подведение итогов урока.

    Назовите ключевые слова темы. Что нового узнали, работая на уроке? Чему учились? Как образуется возвратная форма глагола? Каков опознавательный признак возвратных глаголов?

    VII . Этап рефлексии

    Чем является -ся, -сь?(-ся, -сь – это суффиксы)

    Какое значение придает глаголу? (Глаголы с -ся, -сь становятся возвратными)

    Где стоит в слове? (Суффиксы -ся, -сь стоят после окончания и называются постфиксами)

    Когда пишем -ся, когда -сь?-ся после буквы согласного звука

    Источник