Меню

Глагол в начальной форме учить



Морфологический разбор глагола «Учить»

Для слова «учить» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «учить» — глагол
  2. Морфологические признаки.
    1. учить (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • 2-е спряжение
      • переходный
      • несовершенный вид

      Непостоянные признаки:

      • изъявительное наклонение.
  3. Коммуникативный метод подходит многим, так как позволяет скорее и осмысленнее учить иностранный язык.

    Выполняет роль сказуемого.

    План разбора глагола

    1. Часть речи. Общее значение
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (инфинитив)
      2. Постоянные признаки:
        • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
        • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
        • Спряжение

        Непостоянные признаки:

        • Наклонение в зависимости от вопроса:
          • Изъявительное — что делал? что делает? что сделает?
          • Повелительное — что делай?
          • условное — что делал бы? что сделал бы?
        • Число
        • Время (если есть)
        • Лицо (если есть)
        • Род (если есть)
    3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Если морфологический разбор глагола «учить» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

    Источник

    Что такое начальная форма глагола? Как её определить?

    Начальная форма глагола — это… (определение)

    Начальная, исход­ная фор­ма гла­го­ла — это неопре­де­лен­ная фор­ма, или инфи­ни­тив, кото­рая в зави­си­мо­сти от грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида гла­го­ла отве­ча­ет на вопрос: что делать? или что сде­лать?

    Повторим, какие сло­ва в рус­ском язы­ке назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

    В опре­де­ле­нии слов рас­смат­ри­ва­е­мой части речи про­зву­ча­ли вопро­сы:

    Эти вопро­сы зада­дим к любой фор­ме гла­го­ла, если хотим уста­но­вить его началь­ную фор­му, кото­рая назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ной фор­мой, или латин­ским тер­ми­ном — «инфи­ни­тив».

    Глагол изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся), по вре­ме­нам и накло­не­ни­ям.

    Начальная фор­ма назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ной, пото­му что у слов в этой фор­ме невоз­мож­но опре­де­лить мно­гие грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии гла­го­ла: лицо, чис­ло, накло­не­ние, вре­мя, род.

    Как определить начальную форму глагола?

    У каж­до­го гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­ще­го дей­ствие или состо­я­ние, суще­ству­ет началь­ная фор­ма, напри­мер:

    • (что дела­ет?) гуля­ет — (что делать?) гулять,
    • (что дела­ешь?) пишешь — (что делать?) писать,
    • (что сде­лаю?) собе­русь — (что сде­лать?) собрать­ся,
    • (что сде­ла­ем?) отпра­вим­ся — (что сде­лать?) отпра­вить­ся.

    «Узнать» началь­ную фор­му гла­го­ла мож­но, задав уже про­зву­чав­шие вопро­сы к сло­вам этой части речи, и по окон­ча­ни­ям -ть, -ти, напри­мер:

    Некоторые гла­го­лы, корень кото­рых закан­чи­ва­ет­ся на -чь, не име­ют это­го окон­ча­ния, напри­мер:

    • беречь — корень/нулевое окон­ча­ние,
    • пре­не­бречь — корень/нулевое окон­ча­ние,
    • при влечь — приставка/корень/нулевое окон­ча­ние,
    • за печь ся — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

    Запомним напи­са­ние неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла «прий­ти» с бук­вой «й» в его корне. Сравним:

    Для чего используется неопределенная форма глагола?

    Во-первых, у мно­гих сло­во­форм гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Например, воз­ни­ка­ют сомне­ния в напи­са­нии букв «е» или «и» в фор­мах слов:

    • стро и шь или стро е шь,
    • кле и т или кле е т,
    • выздо­ро­ве е м или выздо­ров и м .

    Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва в подоб­ной ситу­а­ции, необ­хо­ди­мо уста­но­вить спря­же­ние гла­го­ла по его неопре­де­лен­ной фор­ме. Алгоритм это­го подроб­но объ­яс­ня­ет­ся в этой ста­тье.

    Во-вторых, в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни мно­гих гла­го­лов явля­ет­ся без­удар­ным суф­фикс, напри­мер:

    • кле́ и -ть — кле́ и -л,
    • посе́ я -ть — посе́ я -л,
    • ненави́д е -ть — ненави́д е -л.

    От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы обра­зу­ют­ся мно­гие гла­голь­ные фор­мы, напри­мер:

    посе я -ть — посе я -л, посе я -вш-ий, посе- я -нн-ый, посе я -в, посе я -вши.

    Поэтому важ­но пра­виль­но опре­де­лить неопре­де­лен­ную фор­му, а в ней без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс, зна­ние кото­ро­го помо­жет в напи­са­нии гла­голь­ных форм про­шед­ше­го вре­ме­ни, дей­стви­тель­но­го и стра­да­тель­но­го при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, форм дее­при­ча­стий.

    Морфологические признаки неопределенной формы глагола

    Начальная фор­ма гла­го­ла обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, но при этом не обла­да­ет непо­сто­ян­ны­ми гла­голь­ны­ми при­зна­ка­ми лица, чис­ла, накло­не­ния, вре­ме­ни и рода. Инфинитив име­ет толь­ко посто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

    Укажем мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки сло­ва «гас­нуть».

    I. Гаснуть (что делать?)

    • гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие;
    • неопре­де­лен­ная фор­ма
    • несо­вер­шен­ный вид
    • непе­ре­ход­ный
    • невоз­врат­ный
    • I спря­же­ние.

    II . Синтаксическая роль — часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го «нача­ли гас­нуть».

    Мечта вырвать­ся из пле­на домаш­них забот была в ней силь­на.

    I. Вырваться (что сде­лать?)

    • гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие;
    • неопре­де­лён­ная фор­ма
    • совер­шен­ный вид
    • непе­ре­ход­ный,
    • воз­врат­ный
    • I спря­же­ние.

    II . Синтаксическая роль — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

    Видеоурок «Неопределенная форма глагола»

    Источник

    Методический материал. Глагол. Начальная форма глагола.
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

    Методический материал составлен по УМК «Перспективная начальная школа»- 3 класс

    Скачать:

    Вложение Размер
    hod_uroka.docx 22.15 КБ
    model_znaniy-_russkiy_yazyk.ppt 915 КБ
    zadaniya_po_trudnosti.docx 15.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
    2. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
    3. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
    1. Орг момент. Приветствие гостей города.

    Учитель : наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).

    Учитель: н овое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12 (Слайд 1)

    Учитель — Итак, какое словарное слово нашли в блок-схеме?

    Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?

    Дети: Слова, которые пишутся, звучат по — разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.

    Учитель — Подберите синоним к новому словарному слову.

    1. Работа над новым материалом

    1. Обобщение и оценивание раннее полученных знаний

    Учитель — Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)

    Дети: Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов, которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.

    Учитель — Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?

    Дети : Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.

    Учитель — Молодцы. Найдите блок, о частях речи. Покажите.

    Учитель — Какие части речи вы уже хорошо изучили?

    Дети : Имена существительное, прилагательное.

    Учитель — Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе. (Слайд 3)

    Дети: Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.

    Учитель :-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?

    Дети : Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы, сегодня будем что-то исследовать?

    Учитель — Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!

    Учитель -Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ: пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий.

    Учитель — Молодцы. Предлагаю оценить свои знания — прогнозирующая оценка. (Слай 4)

    Учитель — Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это? (Слайд 5)

    Дети :- Пословицы и поговорки.

    Учитель — Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.

    ( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)

    Учитель: — Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной. (Анализ оценок).

    1. Решение проблемной задачи

    Учитель: -Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?

    Дети: -Глаголы в начальной форме.

    Учитель: -Но, в них нет суффикса –ТЬ.

    Дети: -Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)

    Учитель: -Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?

    Дети: -Они тоже в начальной форме.

    Учитель: -Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!

    Учитель: — Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.

    Дети: «Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».

    Учитель: — Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?

    Дети: — Мы были исследователями, сами добывали знания.

    Учитель: — Я хочу вам открыть ещё два секрета: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку вы узнаете на уроках английского языка. Второй секрет: существуют две школы (Московская и Ленинградская) по изучению фонемы. Одна школа утверждает, что –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ – это суффиксы. Другая- это окончания! В учебнике русского языка в 5 классе под редакцией Бабайцевой –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ- суффиксы. В нашем учебнике тоже концовка начальной формы это суффиксы. Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.

    1. Отработка полученных знаний

    Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное… Приступаем.

    (Самостоятельная работа учеников)

    Учитель: -Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.

    Дети: — Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.

    Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!

    Источник

    Начальная форма глагола

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    1. Образовательные

    • познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределенной формы;
    • формировать умения находить неопределенную форму глагола;
    • учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса.

    2. Развивающие

    • развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
    • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
    • развивать речь, логическое мышление, творческие способности учащихся.

    3. Воспитательные

    • воспитывать культуру учебного труда;
    • воспитывать устойчивый интерес к изучению предмета, любовь к родному языку, истории;
    • воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Беседа

    Слайд 1

    – У всего ли есть начальная форма, начальное состояние?

    – А нам нужно знать начальную форму предмета, его содержание? Зачем?

    – А у слов есть начальная форма?

    – Какая форма является начальной для существительного?

    – Какая форма является начальной для прилагательного?

    – А для чего нам нужно знать начальную форму существительных и прилагательных?

    – В словарях слова даются в какой форме?

    – А у глагола есть начальная форма?

    – Поиски ответа на вопрос: что такое начальная форма глагола и зачем нужно ее знать, и будут темой нашего сегодняшнего урока. Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тема нашего сегодняшнего урока «Начальная форма глагола».

    III. Актуализация знаний о глаголе

    Слайд 2

    – На прошлых уроках мы с вами начали изучение глагола как части речи. А как хорошо вы усвоили уже изученный материал, нам поможет узнать небольшой опрос, в котором вы все сможете показать свои знания. На экране будут спроецированы утверждения, а вы, при помощи сигнальных карточек, должны их подтвердить или опровергнуть. Если вы согласны с утверждением, показываете белую сторону карточки, если нет – красную. Готовы? Тогда приступим:

    • Глагол обозначает действие.
    • Глагол отвечает на вопросы какой? чей?
    • Глаголы спрягаются.
    • У глагола 3 спряжения.
    • Глаголы изменяются по временам.
    • Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
    • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
    • Глаголы изменяются по падежам.
    • Глаголы изменяются по числам.
    • Глаголы чаще всего в предложении являются дополнением.
    • Глагол имеет начальную форму.

    – Сейчас каждый из вас понял, кто хорошо усвоил изученную тему, а кому предстоит еще поработать, чтобы в следующий раз оказаться на высоте.

    IV. Постановка учебной задачи

    Слайд 3

    — Прочитайте спроецированные на доске слова:

    Оч..ртил, выд..ржал, угр..жают, заш..гает, ст..мнеет, сб..гут, р..шить, вып..чь, прив..зти.

    — Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание (1 человек, работа на ИД).

    — Что объединяет все эти слова? Найдите в них общее. (Все слова — глаголы, все слова имеют безударную гласную в корне, которую можно проверить ударением.)

    — Какие можете назвать различия между этими словами? (Число, с приставками и без приставок, время.)

    — На какие группы вы могли бы разделить эти слова? На какой признак при этом вы будете опираться? (По признаку времени; с приставками и без; начинается слово на гласный или согласный.)

    Слайд 4

    — Не будем забывать, что мы все-таки изучаем глагол. Поэтому я попрошу вас распределить данные слова по трем группам, опираясь на признак времени. (Работа с ИД, 1 человек к доске.)
    п. в. н. в. б. в.

    — Какая перед нами возникла проблема?

    — Почему глаголы « решить, выпечь, привезти» оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп.

    — А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

    — Мы будем исследовать на уроке глаголы, у которых нельзя определить время и число, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. В лингвистике такие глаголы имеют 3 названия

    Слайд 5

    — Какое из этих названий вам незнакомо?

    Инфинитив – лат. слово «неопределённый».

    — Почему эта форма глагола называется неопределённой?

    — Если у этих форм глагола ничего нельзя определить, зачем же нам ее нужно знать? Может быть, все же какие-то сведения о глаголе нам может сообщить неопределенная форма? (По начальной форме мы определяем спряжение глаголов.)

    — А зачем знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов.)

    V. Изучение нового материала

    — Чем глаголы в начальной форме отличаются от других глаголов? (Вопросами)

    — На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?

    Слайд 6

    1. Первичное закрепление.

    — Мы достаточно много уже узнали о глаголах начальной формы. Пришло время показать свои знания на практике. Поможет нам в этом игра «Самый внимательный».

    Слайд 7

    — На экране вы видите слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача – выписать только глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

    Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

    — Приведите свои примеры глаголов начальной формы.

    — Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в начальной форме. Назовите их.

    — На что оканчиваются глаголы в начальной форме? (Имеют окончания — ти, — ть и оканчиваются на – чь.)

    — Кто попробует сделать вывод?

    — Откройте учебники на стр. 247, прочитайте вывод.

    VI. Физкультминутка

    Слайд 8

    — Пришло время немного отдохнуть. Впереди нас ждет физкультминутка. Но сегодня она будет необычной: раз мы изучаем начальную форму глагола, то и наш физрук будет вам подавать команды, используя только эту форму глагола. (Сесть-встать, наклониться-выпрямиться, вдохнуть-выдохнуть, зажмуриться, помахать и т. д.)

    VII. Закрепление изученного

    — Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.

    Слайд 9

    1. Данные словосочетания замените глаголами неопределенной формы (устно, по цепочке).

    • Оказать помощь – помочь
    • Очищать пол от сора – подметать
    • Вести наблюдения – наблюдать
    • Давать совет – советовать
    • Покрываться цветами – цвести
    • Принимать решение – решать
    • Готовить пироги – печь

    Слайд 10

    2. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы (1 человек у доски). Выделите окончания в глаголах.

    • Зарубить на носу — запомнить
    • Клевать носом — дремать
    • Пропустить мимо ушей — прослушать
    • Вставлять палки в колёса — мешать
    • Делать из мухи слона — преувеличивать
    • Обвести вокруг пальца — обмануть
    • Держать язык за зубами – молчать
    • Бить баклуши – бездельничать
    • Витать в облаках – мечтать
    • Дрожать как осиновый лист – бояться
    • Водить за нос – обманывать

    Слайд 11

    3. Теперь вы будете образовывать глаголы начальной формы. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

    Память, полет, сбор, гордость, слава, радость, удивление.

    (Помнить, полететь, собирать, гордиться, славить, радоваться, удивляться.)

    – Ребята, за окном – начало апреля, буквально через несколько дней мы будем вспоминать об одном событии, которое круто изменило мир. Скажите мне, пожалуйста, чем знаменито 12 апреля? (В 1961 г. в этот день человек совершил первый полет в космос.)

    – Постарайтесь объединить слова, получившиеся в результате выполнения этого задания, в одну тему и написать небольшой текст: «Первый полет в космос». Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)

    Слайд 12

    — В это время «слабые» ученики выполняют упражнение 624.

    Возможный вариант текста:

    День 12 апреля 1961 года люди будут помнить всегда. В этот день впервые человек полетел в космос. Этим героем оказался Ю. Гагарин. Все жители нашей страны собрались у радиоприемников. Все радовались и удивлялись этому событию. Но каждый житель нашей страны гордился своим соотечественником и славил имя Ю. Гагарина.

    VIII. Об употреблении глаголов начальной формы

    – Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, «мы, умеющие читать». Автору неважно, кто умеет читать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно, когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем читать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение. Поэтому глаголы в начальной форме чаще всего используются в инструкциях, при составлении планов действия чего-либо.

    Слайд 13

    — Вот мы с вами и попытаемся сейчас составить небольшую памятку-инструкцию, помня которую вы уже с утра получите заряд бодрости и хорошего настроения. Ваша задача — глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы (устно).

    Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

    IX. Контроль усвоения знаний

    Слайд 14

    — Вы хорошо поработали, теперь пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Я предлагаю вашему вниманию несколько предложений. Давайте прочитаем их.

    — Как видите, каждое предложение имеет порядковый номер. Ваша задача – выписать номера только тех предложений, в которых есть глаголы в неопределенной форме.

    1. Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года.
    2. Он окончил Саратовский индустриальный техникум и одновременно школу аэроклуба.
    3. После окончания Чкаловского военного авиационного училища летчиков ему довелось служить в авиационных частях.
    4. В отряд космонавтов смог попасть во время первого набора в 1960 году.
    5. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство на корабле «Восток».
    6. Продолжительность полета – 108 минут.
    7. Корабль сделал один виток вокруг Земли.
    8. Космонавт должен был вернуться на Землю в этот же день.
    9. Вся страна была рада приветствовать первого в мире космонавта.
    10. 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на самолете Ю. А. Гагарин погиб.
    11. Память о первом космонавте будет жить в наших сердцах.

    — Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания вашим соседом. У вас должны быть выписаны цифры 3, 4, 8, 9, 11. Давайте назовем глаголы начальной формы в этих предложениях.

    — Оцените работу своего соседа: если он не допустил ни одной ошибки, то заслужил оценку «5», если допустил одну ошибку – оценка «4», а если две ошибки – оценку «3», ну а если у него три и больше ошибок, то, к сожалению, он не справился с предложенным заданием. Есть ли среди вас такие?

    X. Итог урока

    Слайд 15

    — Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

    — Чему научились на уроке?

    — Как вы будете отличать начальную форму от других форм глагола?

    — На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

    — Какие окончания имеют данные глаголы?

    — Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

    — А что можно определить по начальной форме?

    — Как поставить глагол в начальную форму?

    — Почему это нужно уметь делать?

    — Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?

    XI. Рефлексия

    — Интересно ли вам было на уроке?

    — С каким настроением вы работали?

    — Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

    Слайд 16

    Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия».

    XII. Домашнее задание

    Слайд 17

    — Я вам предлагаю задания на выбор. Выбирайте себе по вкусу, учитывая свои возможности:

    • Творческое задание: подобрать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.
    • Упражнение 628.
    • Упражнение 631.

    Слайд 18

    — Спасибо за сотрудничество.

    Листок контроля

    1. Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года.
    2. Он окончил Саратовский индустриальный техникум и одновременно школу аэроклуба.
    3. После окончания Чкаловского военного авиационного училища летчиков ему довелось служить в авиационных частях.
    4. В отряд космонавтов смог попасть во время первого набора в 1960 году.
    5. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство на корабле «Восток».
    6. Продолжительность полета – 108 минут.
    7. Корабль сделал один виток вокруг Земли.
    8. Космонавт должен был вернуться на Землю в этот же день.
    9. Вся страна была рада приветствовать первого в мире космонавта.
    10. 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на самолете Ю. А. Гагарин погиб.
    11. Память о первом космонавте будет жить в наших сердцах.

    Источник

Читайте также:  Вопросы существительного прилагательного глагола наречия