Меню

Глагол в тексте урок в 6 классе



Урок повторения и закрепления. Использование глагола в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Материалы данного урока можно использовать на уроках русского языка при повторении и закрепления изученного материала по теме «Глагол» в 6 классе. Игровы моменты, групповая работа и физминутка снимает напряженность и позволяет учащимся чувствовать себя комфортно на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока по русскому языку 6 класс 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Роль глагола в тексте»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №25» г.о. Балашиха

— повторить и обобщить изученный материал о глаголе;

— показать возможности употребления глагола в тексте;

— научить определять роль глагола в художественном тексте;

— развивать устную и письменную речь учащихся;

— научить употреблять средства художественной выразительности при создании текста художественного стиля;

— содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

— воспитывать любовь к слову.

Необходимое оборудование : мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык. 6 класс Ч.2», — М., 2010 год (УМК С.И.Львовой); интерактивная доска; карточки для эстафеты «Передай другому», карточки для работы групп «Раскрась текст».

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Присаживайтесь!

II. Разминка (Игра-эстафета):

Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Глагол» и подготовка к контрольному тесту. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема урока: «Повторение и закрепление. Глагол в тексте.» Для начала настроимся на рабочий лад, предлагаю вспомнить очень важные орфограммы (раздаю на последние парты листочки для эстафеты ) -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, е-и в корнях с чередованием, II спряжение глаголов. Каждый из вас должен написать по одному слову и передать другому. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее всех и совершит меньше всего ошибок.

На старт, внимание, марш!

Отлично справились с заданием! Побеждает команда … ряда! За эту часть работы ребята получают …!

Слайд 1. (тема урока)

III. Проверка домашнего задания(дифференцированное задание):

А теперь обратимся к истории об одной из самых важных частей речи в русском языке, без неё ничто в мире не могло бы существовать и развиваться. Ребята подготовили небольшие выступления из «Истории частей речи»:

Артём Семёнов: Слово глагол происходит от старославянского «глаголить» — говорить. Одним из значений этого термина в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». В конце XIX века лингвист Андреев предлагал слово глагол заменить на термин «слово» или на «имя действия», т.к. он преимущественно сказывает или говорит мысль предложения.

Алёшин Гриша: Глагол – одна из важнейших частей речи. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, меняется, звучит. Русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.

— Спасибо, ребята! Действительно, глаголы оживляют, вдыхают жизнь во всё, что нас окружает: так имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут показать окружающий нас мир в движении. Глагол может творить чудеса. Вспомните, как называется приём оживления неживого? (олицетворение). —

— Приведите свои примеры (ответы).

IV. Работа с ЭОР (фронтальный опрос)

— Проверим. Слайд2 (олицетворение, примеры из худ. текста)

— Вспоминаем орфографию Слайд3 . Перед вами на доске два текста, и у вас у каждого на парте лежат листочки с текстами, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

(к доске выходят два ученика, работают с интерактивной доской, вставляют буквы и раскрывают скобки).

— Справились? Проверяем. Слайд4 .(проверка написанного текста).

Слайд5-6. (работа по вопросам к тексту)

Слайд7. (синтаксическая работа). Просмотреть по рядам, кто какую группу выбрал. Сделать акцент/озвучить (если много человек выбрали глагольные СС), что главные члены предложения не являются словосочетанием! проверить ответы. Дополнить ответы ученикам. Добавить самой. Оценить.

— Молодцы, ребята, вы хорошо работали, и чтобы успешно идти дальше, надо немного отдохнуть. Слайд8 (бабочка).

VI. Постановка проблемы. Работа с текстом.

— Итак, мы говорили об использовании глаголов в художественном стиле речи. А в других стилях глагол встречАется и какое мЕсто по частоте употребления он занимает? Чтобы ответить на вопрос, откройте учебники на стр. 29. Упражнение 553. Прочитайте текст (один ученик читает).

— Какие стили речи называются в тексте? (ответы)

— Какова роль глагола в стилях? Приведите примеры (ответы).

— В дальнейшем мы будем работать над разными стилями и говорить о средствах выразительности в каждом из них. Но сегодня мы ведем разговор об особенностях использования глагола в художественной речи. В стихотворении Фета мы столкнулись с полным отсутствием глаголов, а как вы думаете, можно ли построить рассказ, используя лишь одни глаголы? Обратимся к упражнению 554. (Читает учитель).

— Текст называется «Один день». О каком дне идет речь? (ответы)

— Как вы догадались? (ответы).

— Понятен ли вам текст? (ответы)

— Глаголы в тексте-повествовании передают основную информацию, делают любое действие эмоционально окрашенным. Но ведь для создания яркой, образной и эмоциональной картины нужны и другие части речи.

VII. Групповая работа.

Предлагаю вам вновь стать командой, задание для всех одинаковое — раскрасить 1 абзац данного теста, добавив известные вам части речи. Ребята, подойдите к столам, на которых наклеены яркие листочки. Посмотрим, у кого получится интереснее и кто использует больше слов (если необходимо, показать пример своего текста, на 5-6 минут. Дети пишут на заранее подготовленных листах, где текст написан с большими пробелами – это избавит от необходимости писать уже готовые слова. Ребята должны собраться таким образом, чтобы «столпившись» у одного стола, не мешать другим ребятам. Желательно сосредоточить детей у стола тех, кто быстро пишет, это лучше решить заранее). Учащиеся представляют готовый текст. Если позволяет время, дети читают по очереди свои работы. Если нет – подписывают и сдают на проверку.

VIII. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок

Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь подведем итоги:

— О чем мы сегодня говорили на уроке?

— В каких стилях глагол употребляется чаще всего?

— Какую роль играет глагол в художественной речи?

— В каком значении употребляется глагол в художественной речи?

— Можно ли составлять тексты, используя только глагол? Почему?

— Понравился ли вам урок?

IX. Домашнее задание:

Обязательная часть: № 564, на стр. 34.

на выбор: написать сочинение-рассуждение о роли глагола в речи

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе «Роль глагола в тексте»

Предмет: русский язык

Тема урока: Роль глагола в тексте

Цели (пл анируемые результаты):

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

-регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; волевая саморегуляция; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;

— познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей;

-коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные : способность иметь представление об основных функциях языка; умение проводить многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; способность извлекать информацию из различных источников; способность свободно пользоваться словарями различных типов; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Оборудование: карточки с заданиями и текстами, компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: урок рефлексии.

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

2. Актуализация знаний учащихся

Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

1. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

2. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

3. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

— Какая часть речи вам помогла справиться с заданием? Что общего у этих слов? (Слова, связанные с зимой)

Зима в русской жизни издавна связывалась с рождественскими праздниками.

Чтобы заполнить кроссворд полностью, прослушайте музыкальный фрагмент и подумайте, как он называется.

— Ч то вы знаете об этом празднике?

Святки —12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) с 7 января по 19 января, отмечаются в честь рождения и крещения Христа. По одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа

3. Этап целеполагания.

Запишите тему урока «Роль глагола в тексте» .

-Давайте попробуем сформулировать цели и определим, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке.

Ответы учащихся (выяснить, для чего нужно употреблять глаголы в речи; научиться правильно использовать глаголы и глагольные формы и др.).

4. Этап усвоения новых знаний или способов действий

2. Предлагаю вам сравнить два текста. В чём их особенности.

Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег,
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)

(На) дворе гуля…т (не) погода,
Ноч(?) стоит темным темна,
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся 2 ,
Как (со) старым колдуном.

Определите стиль речи. (Художественный)

Дети отвечают на вопросы и составляют снеговик.

Наша задача – определить роль глаголов в этих текстах.

1. О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

2. Как называется описание природы? (пейзаж)

3. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

4. Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

5. Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

6. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль? (Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

7. Какой художественный прием использовал Комаров?

Работа в парах со взаимопроверкой.

Задание: вставить пропущенные буквы и проверить по ключу слайд

Дети отвечают на вопросы и составляют снеговик.

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился … снеговик

Он поможет нам провести физминутку (видео)

6 Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Работа с учебником.

Согласны ли вы с высказыванием известного лингвиста Югова о том, что «назначение глагола – выражать само действие»?

— упр. 291 выразительное чтение текста, объяснить, почему автор употребляет большое количество глаголов. определить, в каком времени употреблены выделенные глаголы.

— составить цитатный план

— разные виды разбора глаголов

— упр.292 прочитать текст. определить в каких предложениях заключена основная мысль текста. (первое и последнее предложения) спишите эти предложения.

В художественной речи главное – это глагол, потому что вся жизнь есть движение. Нужно искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмета.

Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что» на стр.224

7. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий.

Работа в группе

Задание: найдите правильный глагол, вставьте пропущенные глаголы в стихотворения, определите форму и роль глаголов речи.

Пушкин «Зимнее утро»

Картина «Гадание на Святки»

Картина «Зимнее утро»

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Раз в крещенский вечерок
Девушки . :
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, . ;
Снег . ; под окном
Слушали; .
Счётным курицу зерном;
Ярый воск .
В чашу с чистою водой
. перстень золотой,
Серьги изумрудны;
. белый плат
И над чашей . в лад
Песенки подблюдны.

Вечор, ты помнишь, вьюга .
На мутном небе мгла . ;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные .
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег . ;
Прозрачный лес один .
И ель сквозь иней .
И речка подо льдом .

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

упр. 294, лингвистическое исследование упр. 293 – задание по группам

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

оживлять, рисовать, двигаться

Глагол делает речь живой

-Сейчас давайте проведём небольшое анкетирование и оценим наш урок

Источник

Читайте также:  Образуйте деепричастие от глагола кружиться