Меню

Глагол значение постоянные и непостоянные признаки синтаксическая роль



3.7.1. Понятие о глаголе. Морфологические признаки глаголов. Вид, возвратность, переходность глаголов

1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Основные признаки глагола

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение действия:
  • действия физического, умственного, речевого, эмоционального;
  • Рубить, думать, говорить, любить.
  • движения и положения в пространстве;
  • Бежать, стоять.
  • процесса;
  • Развиваться.
  • состояния и др.
  • Спать, болеть.
    Б) Морфологические признаки
    Вид, переходность, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число, спряжение.
    Глагол изменяется по наклонениям, временам, числам, лицам или родам (в единственном числе).
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. Ср.: Луна ярко озаряла всю долину.
    В предложении глагол может распространяться другими частями речи, чаще всего – существительными и наречиями, образуя словосочетания. Ср.: Озаряла долину; ярко озаряла .

    2. Начальная форма глагола – инфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это неизменяемая форма.

    Инфинитив имеет окончания -ть, -ти ;

    -чь одновременно является и окончанием, и частью корня, где чередуются г/ч, к/ч .

    Лечь – лягу, сечь – секу.

    Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:

    вид (совершенный – несовершенный),
    возвратность – невозвратность,
    переходность – непереходность.

    Например: читать (несовершенный вид, невозвратный, переходный).

    В предложении инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего инфинитив бывает сказуемым или его частью и подлежащим.

    Ср.: Жить – родине служить ; Я хочу поступить в консерваторию; У меня возникло острое желание оглянуться ; Она попросила меня прочитать письмо; Она присела отдохнуть .

    3. Вид глагола – глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

      Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

    Читать, бежать, смеяться, литься.

    Прочитать, убежать, засмеяться, вылиться.

    В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать?).

    Казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др.

    Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? – несовершенный вид) своих врагов; Король казнил (что сделал? – совершенный вид) более пятидесяти мятежников.

    4. Возвратность – в русском языке противопоставлены:

      невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся );

    Мыть, решить, беречь.

    Мыться, решиться, беречься.

    5. Переходность – в русском языке есть переходные и непереходные глаголы.

      Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.

    Читать (кого? что?) книгу; писать (кого? что?) письмо; качать (кого? что?) ребёнка, люльку.

    Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога (нельзя: ссориться – кого? что?; летать – кого? что?).

    Все возвратные глаголы непереходные.

    Мыться, решиться, беречься.

    Упражнение к теме «3.7.1. Понятие о глаголе. Морфологические признаки глаголов. Вид, возвратность, переходность глаголов»

    Читайте также другие темы пункта 3.7. «Глагол»:

    Источник

    Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола

    ГЛАГОЛ

    Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола

    Понятие о классах глаголов

    Категория вида

    Способы глагольного действия

    Глаголы переходные и непереходные

    Понятие о категории залога

    Категория наклонения

    Категория времени

    Категории лица, числа и рода

    Безличные глаголы

    Спряжение глаголов

    Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола

    Глагол – разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.

    Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение; под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т.п.).

    Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога.

    Основная синтаксическая роль глагола — выражение сказуемого (предиката).

    Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения) называется спряжением в широком смысле. Образуемые при этом изменении формы носят название спрягаемых. Кроме спрягаемых форм, в систему глагольных форм включаются и неспрягаемые формы: неопределенная форма, причастие и деепричастие.

    Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, так как обладают рядом общих признаков, а именно: 1) общностью лексического значения, 2) общностью видовых и залоговых образований; 3) общностью управления и 4) общей возможностью поясняться наречием.

    Спрягаемые формы глагола используются исключительно в синтаксической роли сказуемого (предиката) и называются предикативными. Неспрягаемые формы глагола — причастие и деепричастие — могут выступать как второстепенные члены предложения (причастие как определение и деепричастие как обстоятельство) и называются атрибутивными формами.

    Неопределенная форма (инфинитив)входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить — ловля. Слова ловить и ловля имеют значение действия, но существительное ловля обозначает действие как предмет, а неопределенная форма ловить — как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологически и синтаксически: ей присущи видовые различия (делать — сделать), переходность и непереходность (видеть — сидеть), возвратность и невозвратность (купать — купаться) и залоговые значения (в соответствующем контексте). Синтаксическое использование неопределенной формы в современном литературном языке очень широко: она может выступать в роли главных и второстепенных членов предложения.

    Неопределенная форма образуется посредством аффиксов -ть или —ти. Последний выступает в бесприставочных глаголах только под ударением: идти, везти, нести, ползти, расти, трясти. Приставка вы- перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести и т.д. Аффикс —сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету — мести), д (веду — вести), б (гребу — грести). Вариант этого аффикса —сть имеют некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: сели — сесть, клали — класть, пали — пасть, крали — красть и др. Употребление неопределенной формы на —сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и даже просторечный: Всем домом правила одна Параша, поручено ей было счеты весть (П.). У глаголов с основой на задненебные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек-ти — печь, лег-ти — лечь).

    В современном русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т.е. она является начальной, исходной формой глагола.

    Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира-ть. Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш-ут, напиш-ут.

    От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в.

    Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть, омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть. Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть — сох, сохший), второй аффикс сохраняется (шагнуть, — шагнул, шагнувший).

    От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя).

    Источник

    Часть речи глагол

    Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Примеры слов части речи глагол: делать, приклеила, встретит, скажи.

    Морфологические признаки

    Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

    • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
      совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
    • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
      непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
    • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
      2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
    • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
      невозвратными (встречать, умывать, учить).

    О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

    Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

    Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

    • по трём наклонениям:
      • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
      • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
      • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
    • по трём временам:
      • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
      • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
      • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
    • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
      по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

    Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

    Неопределённая форма

    Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

    Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

    -ть -ти
    возражать — возразить, реагировать — отреагировать ползи — приползти, расти — подрасти стричь — постричь, жечь — сжечь

    Спряжения глаголов

    Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

    I спряжение:
    брить, стелить
    (2 глагола)

    II спряжение:
    -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
    -ать: гнать, держать, слышать, дышать
    (11 глаголов)

    При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

    Лицо I спряжение II спряжение
    Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
    1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
    2-е -ешь -ете -ишь -ите
    3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

    Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

    Примеры:
    читаю → читать → I спряжение
    построят → построить → II спряжение

    При определении спряжения глагола учитывайте, что:

    1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
    2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
    3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

    От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

    Примеры глаголов

    Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

    Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
    Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
    Женского рода (что делала?): плыла, висела.
    Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

    Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
    Настоящее: (что делает?): рисует.
    Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

    В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

    Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
    Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
    Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

    В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

    Синтаксическая роль

    В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

    Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
    Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
    Прошу вас подождать . (Дополнение.)
    Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
    Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

    Морфологический разбор

    В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

    Подробные описания частей речи русского языка:

    Источник

    Читайте также:  Написание слов глаголов тся и ться