Меню

Глаголом жечь сердца людей маяковский



Глаголом жечь сердца людей

«Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит четче, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
«Поэт в России больше, чем поэт», эта мысль давно уже привычна для нас. Действительно, русская литература, начиная с XIX века, стала носительницей важнейших нравственных, философских, идеологических воззрений, а писатель начал восприниматься как особый человек пророк. Уже Пушкин именно так определил миссию настоящего поэта. В своем программном стихотворении, так и названном «Пророк», он показал, что для выполнения своей задачи поэт-пророк наделяется совершенно особыми качествами: зрением «испуганной орлицы», слухом, способным внимать «неба содраганье», языком, подобным жалу «мудрыя змеи». Вместо обычного человеческого сердца посланец Бога «шестикрылый серафим», готовящий поэта к пророческой миссии, в его рассеченную мечом грудь вкладывает «угль, пылающий огнем». После всех этих страшных, болезненных изменений избранник Неба вдохновляется на свой пророческий путь самим Богом: «Востань пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей…». Так стала определятся с тех пор миссия истинного писателя, который несет людям слово, внушенное Богом: он должен не развлекать, не доставлять своим искусством эстетическое наслаждение и даже не пропагандировать какие-то, пусть и самые замечательные идеи; его дело «глаголом жечь сердца людей».
Насколько тяжела миссия пророка осознал уже Лермонтов, который вслед за Пушкиным продолжил исполнение великой задачи искусства. Его пророк, «осмеянный» и неприкаянный, гонимый толпой и презираемый ею, готов бежать обратно в «пустыню», где, «закон Предвечного храня», природа внемлет его посланцу. Люди же часто не хотят слушать пророческие слова поэта слишком хорошо он видит и понимает то, что многим не хотелось бы услышать. Но и сам Лермонтов, и те русские писатели, которые вслед за ним продолжили исполнение пророческой миссии искусства, не позволили себе проявить малодушие и отказаться от тяжкой роли пророка. Часто их за это ждали страдания и печали, многие, как Пушкин и Лермонтов, безвременно погибали, но на их место вставали другие. Гоголь в лирическом отступлении из УП главы поэмы «Мертвые души» открыто сказал всем, сколь тяжек путь писателя, глядящего в самую глубину явлений жизни и стремящегося донести до людей всю правду, сколь бы неприглядна она ни была. Его готовы не то что восхвалять как пророка, а обвинить во всех возможных грехах. «И, только труп его увидя, / Как много сделал он, поймут, / И как любил он ненавидя!» так написал о судьбе писателя-пророка и отношении к нему толпы другой русский поэт-пророк Некрасов.
Нам сейчас может показаться, что все эти замечательные русские писатели и поэты, составляющие «золотой век» отечественной литературы, всегда так высоко почитались, как в наше время. Но ведь даже ныне признанный во всем мире пророком грядущих катастроф и предвестником высшей истины о человеке Достоевский только в самом конце своей жизни стал восприниматься современниками как величайший писатель. Воистину, « нет пророка в своем отечестве»! И, вероятно, сейчас где-то рядом с нами живет тот, кто может быть назван «настоящим писателем», подобным «древнему пророку», но захотим ли мы прислушаться к тому, кто видит и понимает больше, чем обычные люди, это и есть главный вопрос.( статья « Litra”)

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.03.2020. Глаголом жечь сердца людей

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Глаголом жечь сердца людей

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Глаголом жечь сердца людей» в других словарях:

Глаголом жечь сердца люден — Из стихотворения «Пророк» (1828) А. С. Пушкина (1799 1837): И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Смысл выражения: назначение истинного… … Словарь крылатых слов и выражений

глаголом жечь сердца — (иноск.) поучать, убеждать, распространять свет Ср. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! А.С. Пушкин. Пророк. Ср. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Деян.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Глаголом жечь сердца — Глаголомъ жечь сердца (иноск.) поучать, убѣждать, распространять свѣтъ. Ср. Возстань, пророкъ, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголомъ жги сердца людей! А. С. Пушкинъ. Пророкъ. Ср. И явились имъ раздѣляющіеся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

жечь — гл. производить сногсшибательное впечатление, делать что л. эффектно (часто выражает восхищение мастерством автора излагать мысли) см. тж. жжош жечь напалмом глаголом жечь сердца людей (с) … Словарь сетевой лексики

ЖЕЧЬ — ЖЕЧЬ, жгу, ёшь [жьжё], жгут, д.н.в. не употр., прош. вр. жёг, жгла, несовер. 1. кого что. Истреблять огнем, предавать огню, подвергать действию огня. Неприятель жег на своем пути города. Жечь бумагу. || что. Заставлять гореть (для отопления,… … Толковый словарь Ушакова

«Пророк» — «ПРОРОК», одно из последних и наиболее значит. стих. Л. (1841), завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорич. изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабрист. поэзии (Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер). Та же метафора… … Лермонтовская энциклопедия

Читайте также:  Образовать деепричастие от глагола обрести

демосфены и Цицероны — (иноск.) ораторы Ср. Можно по пальцам перечесть отечественных демосфенов (из адвокатских знаменитостей), способных глаголом жечь сердца людей , и тронуть удачным повышением голоса, картинным жестом. Импрессионист („Новости 24 окт. 1900). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

рыцари духа — (иноск.) крестоносцы идеи Ср. Нужны фанатики света и любви. Но кто создаст их, этих новых рыцарей духа: не я ли сам, спрашивал он себя горькой улыбкой, буду этим пророком, буду глаголом жечь сердца людей? . Ср. (Die) Ritter vom Geiste. Karl… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Салтыков, Михаил Евграфович — один из выдающихся писателей той знаменитой плеяды (Тургенев, Гончаров, Достоевский), которая действовала в русской литературе с сороковых годов и до восьмидесятых. Эта плеяда не представляла почти ничего однородного: это были, большею частью,… … Большая биографическая энциклопедия

ЛЕРМОНТОВ — 1. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814 41), русский поэт. В 1837 за стихотворение Смерть поэта (о гибели А. С. Пушкина) сослан в армию на Кавказ. Разочарование в действительности, трагедия одинокой личности, мятежность, скептицизм, проблемы жизни… … Русская история

Источник

О поэтах (Маяковский)

← Пернатые О поэтах
автор Владимир Владимирович Маяковский
О «фиасках», «апогеях» и других неведомых вещах →
См. Стихотворения 1923 . Источник: Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т.4. в ФЭБ

О поэтах

Стихотворение это —
одинаково полезно и для редактора
и для поэтов

Всем товарищам по ремеслу:
несколько идей
о «прожигании глаголами сердец людей».

Что поэзия?!
Пустяк.
Шутка.
А мне от этих шуточек жутко.

Мысленным оком окидывая Федерацию —
готов от боли визжать и драться я.
Во всей округе —
тысяч двадцать поэтов изогнулися в дуги.
От жизни сидячей высохли в жгут.
10 Изголодались.
С локтями голыми.
Но денно и нощно
жгут и жгут
сердца неповинных людей «глаголами».
Написал.
Готово.
Спрашивается — прожег?
Прожег!
И сердце и даже бок.

  • 20 Только поймут ли поэтические стада,
    что сердца
    сгорают —
    исключительно со стыда.
    Посудите:
    сидит какой-нибудь верзила
    (мало ли слов в России есть?!).
    А он
    вытягивает,
    как булавку из ила,
  • 30 пустяк,
    который полегше зарифмоплесть.
    много ль в языке такой чуши,
    чтоб сама
    колокольчиком
    лезла в уши.
    Выберет…
    и опять отчесывает вычески,
    чтоб образ был «классический»,
    «поэтический».
  • 40 Вычешут…
    и опять кряхтят они:
    любят ямбы редактора лающиеся.
    А попробуй
    в ямб
    пойди и запихни
    какое-нибудь слово,
    например, «млекопитающееся».
    Потеют как следует
    над большим листом.
  • 50 А только сбоку
    на узеньком клочочке
    коротенькие строчки растянулись глистом.
    А остальное —
    одни запятые да точки.
    Хороший язык взял да и искрошил,
    зря только на обучение тратились гроши.
    В редакции
    поэтов банда такая,
    что у редактора хронический разлив желчи.
  • 60 Банду локтями,
    дверями толкают,
    курьер орет: «Набилось сволочи!»
    Не от мира сего —
    стоят молча.
    Поэту в редкость удачи лучи.
    Разве что редактор заталмудится слишком,
    и врасплох удастся ему всучить
    какую-нибудь
    позапрошлогоднюю
  • 70 залежавшуюся «веснишку».
    И, наконец,
    выпускающий,
    над чушью фыркая,
    режет набранное мелким петитнком
    и затыкает стихами дырку за дыркой,
    на горе родителям и на радость критикам.
    И лезут за прибавками наборщик и наборщица.
    Оно понятно —
    набирают и морщатся.

  • 80 У меня решение одно отлежалось:
    помочь людям.
    А то жалость!
    (Особенно предложение пригодилось к весне б,
    когда стихом зачитывается весь нэп.)
    Я не против такой поэзии.
    Отнюдь.
    Весною тянет на меланхолическую нудь.
    Но долой рукоделие!
    Что может быть старей
  • 90 кустарей?!
    Как мастер этого дела
    (ко мне не прицепитесь)
    сообщу вам об универсальном рецепте-с.
    (Новость та,
    что моими мерами
    поэты заменяются редакционными курьерми.)

    (Правила простые совсем:
    всего — семь.)
    1. Берутся классики,

  • 100 свертываются в трубку
    и пропускаются через мясорубку.
    2. Что получится, то
    откидывают на решето.
    3. Откинутое выставляется на вольный дух.
    (Смотри, чтоб на «образы» не насело мух!)
    4. Просушиваемое перетряхивается еле
    (чтоб мягкие знаки чересчур не затвердели).
    5. Сушится (чтоб не успело перевечниться)
    и сыпется в машину:
  • 110 обыкновенная перечница.
    6. Затем
    раскладывается под машиной
    липкая бумага
    (для ловли мушиной).
    7. Теперь просто;
    верти ручку,
    да смотри, чтоб рифмы не сбились в кучку!
    (Чтоб «кровь» к «любовь»,
    «тень» ко «дню»,
  • 120 чтоб шли аккуратненько
    одна через одну.)

    Полученное вынь и.
    готово к употреблению:
    к чтению,
    к декламированию,
    к пению.

    А чтоб поэтов от безработной меланхолии вылечить,
    чтоб их не тянуло портить бумажки,
    отобрать их от добрейшего Анатолия Васильича [1]

    130 и передать
    товарищу Семашке. [2]

    Примечания

    Журн. «Красная нива», М. 1923, № 7, 18 февраля; «Вещи этого года»; «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается»; «Стихи о революции», 2-е изд.; Сочинения, т. 2.

    Перед строкой 1. …»о прожигании глаголами сердец людей» — перефразировка строки из стихотворения Пушкина «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».

    Источник

    Глаголом жги сердца людей

    Последняя фраза стихотворения «Пророк» (1826 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837):

    И бога глас ко мне воззвал:

    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей«».

    Примеры

    «Слово живое и мёртвое» (1972 г.):

    «Не всякий пишущий способен глаголом жечь сердца людей. Но, казалось бы, всякий писатель к этому стремится. А для этого глагол — то есть слово — должен быть жарким, живым.»

    «Громоздкими канцелярскими оборотами жечь сердца, затронуть душу довольно трудно.»

    «Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух — тот глагол, которым пророку было поведено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте — как в речи.»

    Письмо И. Н. ПОТАПЕНКО 18 (30) декабря 1897 г. Ницца :

    «Со своим рассказом про учителя он возится уже давно. Однажды пришел ко мне в Больш моск гостиницу и разбудил меня, чтобы прочесть мне свой рассказ. Я с досадой заявил, что оставляю литературную профессию, и это спасло меня, он не привел в исполнение своей угрозы и только стал отчитывать меня за то, что у меня нет идей и что я не жгу глаголом сердца людей«

    «Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 29:

    «Не будучи «учеными», в буквальном смысле этого слова, эти люди будили общественное чувство и в высшей мере обладали даром жечь глаголом сердца

    Источник

    Читайте также:  К существительному лес замени одну букву так чтобы получился глагол

    Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

    Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

    3.2 Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

    4.4 А. С. Пушкин. Стихотворения: «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,

    4.8 М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк»

    5.3 Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Певучесть есть в морских волнах…»

    «Нам не дано предугадать…»,

    5.4 А. А. Фет. Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…»,

    Одним толчком согнать ладью жив

    С наглаженных отливами песков,

    Одной волной подняться в жизнь иную,

    Учуять ветр с цветущих берегов,

    Тоскливый сон прервать единым звуком,

    Упиться вдруг неведомым, родным,

    Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

    Чужое вмиг почувствовать своим,

    Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

    Усилить бой бестрепетных сердец —

    Вот чем певец лишь избранный владеет,

    Вот в чем его и признак и венец!

    5.6 Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба…».

    Пускай нам говорит изменчивая мода,

    Что тема старая «страдания народа»

    И что поэзия забыть ее должна.

    Не верьте, юноши! не стареет она.

    О, если бы ее могли состарить годы!

    Процвел бы божий мир. Увы! пока народы

    Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

    Как тощие стада по скошенным лугам,

    Оплакивать их рок, служить им будет муза,

    И в мире нет прочней, прекраснее союза.

    Толпе напоминать, что бедствует народ,

    В то время, как она ликует и поет,

    К народу возбуждать вниманье сильных мира —

    Чему достойнее служить могла бы лира.

    Я лиру посвятил народу своему.

    Быть может, я умру неведомый ему,

    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

    7.3 А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…».

    О, я хочу безумно жить:

    Всё сущее — увековечить,

    Пусть душит жизни сон тяжелый,

    Пусть задыхаюсь в этом сне,-

    Быть может, юноша весёлый

    В грядущем скажет обо мне:

    Простим угрюмство — разве это

    Сокрытый двигатель его?

    Он весь — дитя добра и света,

    Он весь — свободы торжество!

    7.5 В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,

    7.7 С. А. Есенин. «Пушкину»,

    Мечтая о могучем даре

    Того, кто русской стал судьбой,

    Стою я на Тверском бульваре,

    Стою и говорю с собой.

    Блондинистый, почти белесый,

    В легендах ставший как туман,

    О Александр! Ты был повеса,

    Как я сегодня хулиган.

    Но эти милые забавы

    Не затемнили образ твой,

    И в бронзе выкованной славы

    Трясешь ты гордой головой.

    А я стою, как пред причастьем,

    И говорю в ответ тебе:

    Я умер бы сейчас от счастья,

    Сподобленный такой судьбе.

    Но, обреченный на гоненье,

    Еще я долго буду петь.

    Чтоб и мое степное пенье

    Сумело бронзой прозвенеть.

    7.8 М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)

    7.10 А. А. Ахматова. Стихотворения: «Мне ни к чему одические рати…»

    Мне ни к чему одические рати
    И прелесть эллегических затей.
    По мне, в стихах все быть должно некстати,
    Не так, как у людей.

    Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора,
    Как лопухи и лебеда.

    Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
    Таинственная плесень на стене.
    И стих уже звучит, задорен, нежен,
    На радость вам и мне.

    7.15 А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете…»

    Вся суть в одном-единственном завете:

    То, что скажу, до времени тая,

    Я это знаю лучше всех на свете —

    Живых и мертвых,- знаю только я.

    Сказать то слово никому другому,

    Я никогда бы ни за что не мог

    Передоверить. Даже Льву Толстому —

    Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.

    А я лишь смертный. За свое в ответе,

    Я об одном при жизни хлопочу:

    О том, что знаю лучше всех на свете,

    Сказать хочу. И так, как я хочу.

    7.17 Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Про эти стихи»,

    Во всем мне хочется дойти

    В работе, в поисках пути,

    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,

    До оснований, до корней,

    Все время схватывая нить

    Жить, думать, чувствовать, любить,

    О, если бы я только мог

    Я написал бы восемь строк

    О свойствах страсти.

    О беззаконьях, о грехах,

    Я вывел бы ее закон,

    И повторял ее имен

    Я б разбивал стихи, как сад.

    Всей дрожью жилок

    Цвели бы липы в них подряд,

    Гуськом, в затылок.

    В стихи б я внес дыханье роз,

    Луга, осоку, сенокос,

    Так некогда шопен вложил

    Фольварков, парков, рощ, могил

    Тема поэта и поэзии в лирике

    Мотив божественного предназначения

    А. С. Пушкин «Пророк». Пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:

    Читайте также:  Князь гвидон тот город правит морфологическая особенность глагола править

    Отверзлись вещие зеницы,

    Как у испуганной орлицы.

    Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей.

    Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.

    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как он приступил к высокому служению. Лермонтов в своем одноименном стихотворении изображает судьбу поэта, осмеянного людьми за свою проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

    Провозглашать я стал любви

    И правды чистые ученья, —

    В меня все ближние мои

    Бросали бешено каменья.

    Поэзия — Та же добыча радия.

    В год труды. Изводишь

    Единого слова ради

    Стих — это бомба, кнут, знамя, пороховая бочка, которая должна взорвать старый мир. Поэт — это рабочий, труженик, а не избранник и не жрец, он должен делать самую трудную работу ради настоящего и будущего

    Маяковский: В стихотворении “Нате!” мы читаем, что поэт — это тот, кто противостоит толпе. Он — богач среди убогих духом:

    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

    Где-то недокушанных, недоеденных щей;

    Вот вы, женщина, на вас белила густо,

    Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

    Он “грубый гунн” с “бабочкой сердца”. Парадоксальное сочетание, но другим поэт в волчьем мире быть не может, потому что толпа, “стоглавая вошь”, беспощадна ко всем, кто не такой, как она. Удел всех обладающих чувствующим сердцем в этом грубом мире — боль. И поэтому у поэта не слова, а “судороги, слипшиеся комом”. Он не похож на обывателей, но за это несходство платит собственной душой. Бросая вызов окружающему миру, поэт болезненно ощущает свое одиночество.

    Провозглашать я стал любви

    И правды чистые ученья, —

    В меня все ближние мои

    Бросали бешено каменья.

    Мотив свободы творчества А. С.Пушкин — стихотворение (сонет) “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной

    Иди, куда влечет тебя свободный ум.

    Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно.

    “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?

    Отчета не давать, себе лишь самому

    Служить и угождать; для власти, для ливреи

    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

    По прихоти своей скитаться здесь и там.

    Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем «не клонить гордой головы», а достойно выполнять свое предназначение — «глаголом жечь сердца людей». Еще в пятнадцать лет в стихотворении «К другу стихотворцу» Пушкин заявил:

    И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

    Пусть судит обо мне как хочет целый свет,

    Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

    Позже Пушкин скажет: «Цель поэзии — поэзия», — и останется верен этому до конца.

    Мотив назначения творчества:

    В русской поэтической традиции, начиная с XIX века, существовало два варианта ответа на вопрос, чему служат искусство, поэзия. Первый вариант ответа принадлежит Пушкину: искусство служит вечным ценностям бытия, “служенье муз не терпит суеты”, оно независимо от веяний времени, насущных сиюминутных потребностей, категория пользы ему незнакома. Второй вариант ответа дает Некрасов: “Я лиру посвятил народу своему”. В противопоставлении “поэт/гражданин” он выбирает гражданина, говоря, что поэзия должна служить “великим целям века”, века, а не вечности.

    Пушкин “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я Свободу

    И милость к падшим призывал.

    Лермонтов: Образ поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала, ставшего золотой игрушкой. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В прошлом судьба поэта была высокой и почетной. Поэт служил людям:

    Бывало, мерный звук твоих могучих слов

    Воспламенял бойца для битвы

    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

    Как фимиам в часы молитвы.

    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

    Иль никогда, на голос мщенья,

    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

    Покрытый ржавчиной презрения.

    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

    С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. Таких смелых радикальных изменений в поэзии не совершил ни один поэт XX века.

    В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) Маяковский создал яркий образ своей поэзии: он будет играть ноктюрн на флейте водосточных труб. В этом стихотворении была сформулирована творческая задача поэта — преображение жизни средствами поэзии.

    Светить всегда, светить везде, до дней последних

    донца, светить — и никаких гвоздей!

    Вот лозунг мой — и солнца!

    на бронзы многопудъе,

    на мраморную слизь.

    общим памятником будет

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный

    Источник