Меню

Глаголы что делать ться тся



ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – «что делать?» или «что делает?». Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.
https://tsya.ru/mnemonic.html

Редакция Lampa
#Теория#Русский язык#Орфография#Тся и ться
Для того чтобы правильно писать слова на -тся и -ться, надо выучить всего одно правило, из которого нет исключений.
Если глагол стоит в форме 3-го лица единственного или множественного числа, то пишется -тся.
Наш кот просыпается от любого шороха.Летучие мыши просыпаются ночью.
Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется -ться.
Не люблю просыпаться в 5 утра под резкий звон будильника.
Как определить, в какой форме употреблен глагол: в форме 3-го лица единственного числа или в неопределенной форме? Глагол в форме 3-го лица единственного числа отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?». Перед глаголом можно подставить местоимение он (или она, оно).
Он (что сделает?) извинится перед вами.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».
Я бы очень хотел (что сделать?) извиниться.
.
Особую трудность могут вызывать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, потому что к ним трудно задать вопрос и нельзя подставить местоимение.Ему сегодня здорово достанется.На территории парка запрещается кормить лебедей и белок.В обоих примерах глагол стоит в форме 3-го лица, поэтому пишется -тся.
Правило про -тся и -ться можно не только запомнить, но и понять. Глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа пишутся без мягкого знака на конце: занимает, занимают. Глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком: занимать. В этих словах никто не допускает ошибок. Добавление постфикса -ся ничего не меняет. Получаем: занимается, занимаются, но заниматься. Глаголы в форме 3-го лица пишутся без мягкого знака независимо от того, заканчиваются они на -ся или нет. Точно так же глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком независимо от присутствия постфикса -ся.
Ошибки в словах на-тся и -ться встречаются настолько часто, что этой теме даже посвящен отдельный сайт tsya.ru. Если вам хочется еще объяснений и примеров, то вам туда.
И проверочный тесты с правильными ответами!
https://lampa.io/p/tsya-i-t-s-fceb87ca7353445bbc35be04f8735fb7

«Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты»

Источник

«Тся» и «ться» в глаголах: правило и примеры

Удивительно, но правописание «тся» и «ться» в глаголах у многих вызывает трудности. Причем ошибки, сделанные в этих окончаниях, бросаются в глаза. Надеемся, наша статья поможет вам их избегать.

Правило «ться», «тся» в глаголах изучается по учебной программе средней школы. Оно очень простое.

Мысленно поставьте вопрос перед проверяемым словом. Если мягкий знак есть в вопросе, то он есть и в глаголе.

Примеры: «На небе стали (что делать) появляться тучи» или «Утром надо (что сделать) умыться». В первом и во втором случае в задаваемых вопросах мягкий знак есть. Следовательно, он должен присутствовать и в окончаниях слов «умыться», «появляться». Мягкий знак не ставится в словах, которым задаются вопросы «что делает» и «что сделает». Например: «Земля скоро (что сделает) покроется зеленой травой» или «Мама (что делает) учится готовить». В этих вопросах мягкий знак отсутствует, следовательно, его не должно быть в словах «покроется» и «учится».

Читайте также:  Русский язык ударение в глаголах прошедшего времени

Но есть и нюансы. В правилах русского языка указано, что основой предложения или ее главными членами являются подлежащее или сказуемое в начальной форме. Однако часто, особенно в разговорной речи, встречаются предложения без подлежащего или без сказуемого. Как быть в этом случае, ведь без подлежащего нельзя поставить вопрос и определиться с правильностью написания окончания «тся» или «ться» в глаголе? Особые трудности возникают при написании слов, обозначающих действие в третьем лице единственного числа. Например: «Трудиться – всегда пригодится». В данном примере словом, обозначающим действие в третьем лице, является «пригодится», то есть речь идет о человеке, который не участвует в разговоре и никак не определен. Глагол в данном случае носит обобщенный характер, без обращения к кому-либо конкретно.
В такой ситуации надо просто запомнить правило: если невозможно поставить вопрос перед глаголом единственного числа третьего лица, то мягкий знак не употребляется.

Иногда, в предложениях встречаются два слова подряд, обозначающие действие. Например: «Школьник старается учиться». Многие допускают ошибку, так как задают один вопрос к двум словам: «старается» и «учиться». Например, вопрос «что делает» предполагает в данной ситуации в обоих случаях написать окончание «тся», но это будет неправильно. Надо быть внимательнее и не торопиться. К одному слову задается вопрос «что делает» — «старается», а ко второму «что делать» — учиться.

Грамматика русского языка очень сложна и тем отличается от большинства европейских языков. Чтобы правильно и грамотно писать, надо знать правила, а так же больше читать художественной литературы.

Источник

-ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, КАК КОНСПЕКТ УРОКА

Скачать:

Вложение Размер
УРОКИ 30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и -тся в глаголах;

Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: карточки, учебник ;

Тип урока: урок умений и навыков.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на доску. У вас было задание повторить все о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи.

Глаголы изменяются по….

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…

«Правописание –ться и –тся в глаголах».

Цель нашего урока-

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

3) правильно произносить и писать глаголы на -ться и тся.

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

— От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

— Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

— Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Открытие нового знания.

Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?

Правильно, дети. (Дети формулируют правило).

Устали, дети? Давайте отдохнем! На доске предложения. Из каждой группы выходит 1 ученик, подчеркивает один член, он заканчивает, потом другие. И так до конца. Какая группа сделает задание быстрее и правильно, та группа победит. Отдохнем, заодно вспомним главные и второстепенные члены предложения.

На улице моросит холодный дождь.

Сегодня Петя уроки приготовил.

Мама сварила вкусный борщ.

Завтра будет отличная погода.

Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим дальше. А теперь закрепим наши полученные знания упражнениями.

Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Спишите, вставляя — тся или -ться.

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Спишите.

Подведение итогов урока.

— Что новое узнали на уроке?

— Какое «знание» открыли?

-Чему учились?( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).

Вопрос — твой помощник.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете

правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Правило на стр. 41, упражнение 85.

Правописание глаголов с чередующейся гласной в корне – кос-кас-

  • подвести учащихся к пониманию условий выбора написания корней –кос- – — кас – в словах;
  • обеспечить формирование умения правильного выбора данной орфограммы;
  • формировать умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи,
  • выявлять закономерности, формирование умения применения полученного знания, делать выводы,
  • решать проблему формирование у учащихся ценностного отношения к русскому слову.
  1. Актуализация знаний.
  2. Овладение новым знанием
  3. Первичное закрепление.
  4. Подведение итогов занятия.
  5. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока:
«Правильно писать потребно всем уметь…»

1 . Актуализация знаний.

Распределительный диктант ( 3 учащихся работают на доске).

1 столбик – слова с безударной проверяемой.
2 столбик – слова с безударной непроверяемой.
3 столбик – слова с чередующимися гласными в корне.
Н_бесный,предл_гать,с_рень,п_левой,р_сточек,х_лмистый,р_стение,к_рандаш,р_сунок

1) Что такое чередование? (Это замена одного звука другим).

2) При каких условиях может происходить чередование звуков? (При образовании или изменении формы слова).

3) Какие корни с чередующимися гласными нам уже известны? (-лаг –лож-),(-раст –рос–ращ-).

Следует различать безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые, чередующиеся.

2 . Овладение новым знанием

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

ДОСКА: К…саться – к…снуться

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких – КОС?

Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

— Посмотрите внимательно на слова, скажите, в чем вы видите разницу?

— Что обозначают эти слова? Каково их лексическое значение?

(дотрагиваться до чего-либо, кого-либо; затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме; иметь отношение к чему-либо, кому-либо).

Различаем корни КОС – КАС

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

— Какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ? ( слайд 3) — Послушайте стихотворение , как мы будем запоминать это правило.

На урок пришли в наш класс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
— Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

3. Первичное закрепление

— Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму. Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и проверяют написание слов)- работа по вариантам.

Источник

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник