Меню

Глаголы движения в русском языке префиксы



Префикс «по-» с глаголами движения

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 04.10.2013 2013-10-04

Статья просмотрена: 16444 раза

Библиографическое описание:

Ахмади, Мирейла. Префикс «по-» с глаголами движения / Мирейла Ахмади, Хоссейн Шахрбаф Данешиан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 574-578. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7861/ (дата обращения: 23.10.2020).

Битехтина и Юдина (1985, 111) пишут: «Приставка по- может сочетаться с любым глаголом однонаправленного движения, при этом сохраняется значение однонаправленности движения и вносится значение начинательности». Эти глаголы принадлежат к числу одновидовых глаголов совершенного вида. [Битехтина, Г.А. и Юдина, Л.П.1985: 110–111]

Основное значение префикса, в том числе и префикса «по-», довольно четко описаны как в Русской грамматике, так и в современных словарях русского языка.

Относительно семантики можно распределить глаголы движения с префиксом «по-» следующим образом:

1. Глаголы движения, указывающие на перемещение субъекта в пространстве или вообще фиксирующие изменение его местонахождение. Например: понабежать, поналететь, поуезжать, поперескакивать и т. д.

2. Другие глаголы акции, фиксирующие активную деятельность субъекта, направленную на конкретный объект, или же на самого субъекта, обозначающий ряд моментов, наступающих друг за другом на протяжении некоторого количества времени. Например: поразбросать, поувольняться, потусоваться и т. д.

3. Глаголы процесса, как и глаголы акции, указывающие на протекание процесса во времени, однако сочетающиеся с ними субъект пассивен. Процесс в данном случае приписывается субъект, но без непосредственного его участия, субъект не в состоянии как-либо проконтролировать совершающийся процесс. Например: повымирать, поумереть, поистощаться, позакрыться и т. д.

4. Глаголы звучания, обозначающие звучание человеческого голоса, голоса животных и птиц, или другие природные или механические звуки. Например: похрюкать, попищать, пострекатать, порыгивать и т. д.

Таким образом, семантическая парадигма сочетаемости данной приставки весьма широка, так как с ее помощью образуется большое количество новых глаголов.

С точки зрения морфологической деривации всю массу глаголов с приставкой «по-» можно разделить на две группы:

1. Глаголы совершенного вида образованные от глаголов несовершенного вида. Их называют глаголами первичной перфективности. Например: выбирать — повыбирать; участвовать — поучаствовать,

2. Глаголы совершенного вида образованные путем префиксации от глаголов совершенного вида. Их называют глаголами вторичной перфективности. Например: вырвать — повырвать; новорочать — поноворочать,

Глагольная приставка в русском языке может нести сложную семантику, выражаемую иногда несколькими словообразовательными компонентами. В каждом конкретном случае присоединения приставки эти компоненты могут реализовываться по отдельности или в разных комбинациях. Это значит, что между приставкой и производящим глаголом, а также между компонентами словообразовательных значений одной и той же приставки могут быть разные отношения.

З. А. Потиха отмечает, что среди глаголов с приставкой «по» выделяются 6 значений (Потиха, 1970:):

1) начать действие: побежать, полюбить;

2) действие, совершаемое в неполной мере, краткосрочно: побегать, попрыгать, почитать;

3) довести действие до результата: посеять, побелить, погубить;

4) действие, совершаемое многократно (с суффиксами -ыва-, -ива-): поглядывать, покрикивать;

5) действие, относящееся ко многим лицам, предметам: померзнуть, побросать, покусать;

6) действие, доведенное до какого-либо качества, свойства: покраснеть, повзрослеть, постареть.

Известно, что основное значение глагольных приставок — это указание на особенности протекания действий в пространстве, на их направленность во внутрь или наружу, вверх или вниз и т. п.

Глаголы движения с приставкой «по-» используются в следующих ситуациях:

1. Когда мы хотим сказать о желании, намерении или возможности идти или ехать, мы используем конструкцию «хотеть, мочь + пойти / поехать»:

«Я хочу пойти в кино»; «Я могу поехать в Петербург через неделю»; «Вы хотите пойти на концерт завтра≤»; «Ты можешь поехать на метро≤».

2. Приставка «по» — обозначает начало движения, поэтому глаголы «пойти» / «поехать» используются для обозначения начала движения в каком-либо направлении:

Читайте также:  Слова глаголы с вторым склонением

«Вчера я сначала пошла в магазин, потом пошла в кино, потом пошла впарк, потом поехала к подруге»; «– Какие у тебя планы на завтра≤ — Утром я поеду на рынок, потом поеду в магазин, потом пойду в бассейн, а вечером пойду с другом в ресторан».

Глагол в персидском языке

В персидском языке предложение состоит из двух частей: подлежащее и сказуемое. Сказуемое может состоять из одного слова или больше. П. НателХанлари следующим образом показывает значимость глагола в предложении: «Глагол — важнейшая часть сказуемого и если предложение состоит лишь из одного слова, то в этом случае данное слово обязательно будет глагол. Предложение не реализовывается без глагола». [НателХанлари, 1359: 13–14]

Многие лингвисты проводили исследования и писали книги о глаголе в персидском языке, из числа которых можно назвать П. НателХанлари, Х. Анвари, Х. Ахмади Гиви, Ш. Махутиан, О. Табибзаде и т. д. Все они называют глагол главным членом предложения. По мнению Х. Анвари, глагол обычно стоит в конце предложения и в отличие от других слов в персидском языке спрягается, т. е. имеет разные формы [28].

По мнению А. Гольфама, на основе языковедческих критериев лексику можно разделить на следующие общие категории: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, наречие, союз, слово-предложение (или нечленимое предложение). По сути дела, каждое слово, спрягаемое в связи со временем и лицом, принадлежит категории глагола. Одним из общих характеров натуральных языков является то, что спрягаемые процессы, касающиеся времени, лица и числа, воплощаются в форме слов, названных глаголом [29].

По мнению Ю. А. Рубинчика глагол — часть речи, в основе семантики которой лежит обозначение процесса. Обобщенное понятие процесса конкретизируется лексической семантикой глагола: процесс может обозначать действия лиц, предметов, явлений (پدر روزنامه می‏خواند‘Отец читает газету’; قطار حرکت می‏کند‘Поезд трогается’), их состояние (دختر خواب است ‘Девочка спит’), связь или отношение между ними (بخار از آب به‏ وجود می‏آید‘Пар образуется из воды’). Значение процесса свойственно и некоторым существительным, но в отличие от них в глаголе понятие процесса выражается грамматическими категориями лица, времени, наклонения, залога.

В персидском языке глагол занимает важное место среди других частей речи и выделяется не только богатством и разнообразием значений, но и обилием форм. Присущие глаголу различные грамматические формы выражают характер протекания действия во времени, отношение действия к субъекту и объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс реальный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый. [Рубинчик, 2001: 197]

Х. Фаршидвард так определяет глагол: «Глагол — это слово, которое само по себе или при помощи каких-либо присоединенных к нему частей выражает протекание одного факта в одно из трех времен. Глагол представляет собой факт, приписывающийся другому факту». Например, в предложениях «فریدون رفت» (Ферейдун ушел) и «هوشنگ زیرک است» (Хушанг ловкий), слово «رفت» приписывается «فریدون», а «است» с помощью «زیرک» приписывается «هوشنگ».

Глагол с точки зрения семантики выражает:

1) کار (عمل)‘действие’: خوردن، دروکردن، رفتن، نوشتن

2) حالت‘состояние’: ترسیدن، خوابیدن، خوشحال شدن، شتافتن

3) شدن‘стать’: شدن، گردانیدن، گردیدن، گشتن

4) بودن‘быть’: بودن

5) به معناهای دیگر‘прочие значения’: بایستن، خواستن، داشتن

Читайте также:  У какого глагола родовое окончание теку течь тек течет

6) بدون معنی خاص و صرفا برای ایجاد ارتباط‘без особого значения и просто как связка’: است в предложении «او زیرک است» (Он ловкий) [30].

П. Нател-Ханлари так описывает разные характеры персидского глагола: «Слово, которое выражает действие, явление или состояние в прошедшее, настоящее или будущее время называется глаголом». [П. Нател-Ханлари, 1359: 13–14 и 39–42]

И. К. Овчинникова считает, что хотя русские и персидские языки не родственные, но в употреблении и грамматических функциях глаголов между этими языками есть много сходств и различий. Русские глаголы спрягаются, т. е. выступают в форме трех лиц единственного и множественного числа настоящего, будущего или прошедшего времени изъявительного наклонения, либо в форме повелительного и сослагательного (условного) наклонения; формам единственного числа прошедшего времени и единственного числа сослагательного наклонения свойственны изменения по родам.

Значение процесса свойственно и некоторым существительным, но в отличие от них в глаголе понятие процессов выражается грамматическими категориями лица, времени, наклонения, залога» [Рубинчик, 2001: 197].

По словам Ю. А. Рубинчика, персидский глагол характеризуется грамматическими категориями лица, времени, наклонения, залога и имеет богатую систему форм. Грамматические формы глагола в зависимости от типа образования делятся на синтетические (простые) и аналитические (описательные) формы. Простые формы образуются от глагольных основ при помощи личных окончаний и приставок می и ب, или без них. Аналитические формы глагола обычно состоят из двух или нескольких слов, из которых одно всегда — вспомогательный глагол. Все глаголы имеют один тип спряжения [31].

В общем можно описать время глагола в персидском языке, следующим образом:

Прошедшее время

Прошедшее конкретное (претерит)

Прошедшее длительное (имперфект)

Прошедше-настоящее (перфект)

Преждепро-шедшее (плюсквам­перфект)

Прошедшее предположи­тельное

Источник

Глаголы движения

В русском языке выделяется особая группа глаголов для обозначения движения — глаголы движения.

Глаголы движения — это 17 пар глаголов несовершенного вида, каждая пара которых обозначает одно и тоже действие. В каждой паре один из глаголов называет однонаправленное движение (движение в определённом направлении), а второй ненаправленное или разнонаправленное движение.

Движение
однонаправленное ненаправленное
бежать бегать
брести бродить
везти возить
вести водить
гнать гонять
гнаться гоняться
ехать ездить
идти ходить
катить катать
катиться кататься
лезть лазить (и лазать)
лететь летать
нести носить
нестись носиться
плыть плавать
ползти ползать
тащить таскать

Указывая способ движения, следует обратить внимание на то, как это движение совершается:

  1. С обозначением направления или без обозначения направления.
  2. В одном направлении, в разных направлениях или без указания направления.

Употребление глаголов движения

Глаголы однонаправленного движения употребляются:

    Если движение совершается в одном направлении:

Я иду в магазин. Мы е́дем в гости.

Если задаётся вопрос о движении в тот момент, когда движение совершается:

Куда ты идёшь? К кому вы е́дете?

При регулярно повторяющемся движении в одном направлении:

Я каждый день в школу иду пешком, а обратно е́ду на маршрутке.

При указании, приказе или совете совершить однократно направленное движение:

Лезь на дерево! Беги в школу! Тащи к столу!

Глаголы ненаправленного или разнонаправленного движения употребляются:

    Если движение не имеет направления или совершается в различных направлениях:

Воробьи летают над кустами. Мы ходим по магазинам.

Если задаётся вопрос о движении, как о чём-то обычном, повторяющемся:

Вам нравится бегать по утрам?

Если говорится о повторяющемся движении:

Она каждую зиму катается на коньках.

Или об однократном движении, совершённом в двух направлениях:

Они вчера ходили в кино.

Если речь идёт об умении, способности или обычном способе передвижения:

Я отлично катаюсь (бегаю, летаю, плаваю, ползаю и тд.).

Читайте также:  Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам называется

Глаголы движения с приставками

Глаголы движения часто употребляются с приставками и предлогами для более точного обозначения направления.

Источник

ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ

(ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ)

Приставка Значение приставки Глаголы движения
в-, во-, въ- Направление движения внутрь Войти / входить Въехать / въезжать Вбежать / вбегать Влететь / влетать Внести / вносить Ввести / вводить Ввезти / ввозить
вы- при- Направление движения изнутри Достижение цели движения, окончание движения Выйти / выходить Выехать / выезжать Вывезти / вывозить и т.д. Прийти / приходить Приехать / приезжать Принести / приносить и т.д.
у- Удаление Уйти / уходить Уехать / уезжать
под-, подо-, подъ- Приближение Подойти / подходить Подъехать / подъезжать
от-, ото-, отъ- Отдаление Отойти / отходить Отъехать / отъезжать
по- Начало движения Пойти, поехать и т.д.
пере- Движение с одной стороны на другую Перейти / переходить Переехать / переезжать и т.д.
до- Предел движения Дойти / доходить Доехать / доезжать и т.д.
про- Движение: а) мимо предмета б) сквозь предмет в) связанное с определенным расстоянием Пройти / проходить Проехать / проезжать и т.д.
об-, обо-, объ- Движение вокруг предмета Обойти / обходить Объехать / обходить и т.д.
за- Движение: а) за предмет б) попутное посещение чего-либо, кого-либо Зайти / заходить Заехать / заезжать Занести / заносить

12.Прочитайте текст, проанализируйте глаголы движения.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ

(ПО Л.Н. ТОЛСТОМУ)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя спасти, потому что они от испуга спрячутся и молчат. Для их спасения в Лондоне используют собак. Одна такая собака спасла двенадцать детей; её звали Боб.

Один раз в городе был пожар. Когда пожарные подъехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб вбежал в дом. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах нес девочку. Мать плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные осматривали собаку, но Боб опять рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще кто-нибудь живой, и опять послали его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, все засмеялись: она несла большую куклу.

Проанализируйте таблицу.

СООТНОШЕНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ,

УПОТРЕБЛЯЮЩИХСЯ С ГЛАГОЛАМИ ДВИЖЕНИЯ

Приставка Предлог Пример
в- в войти в аудиторию
вы- из выйти из аудитории
при- в, на, к прийти в университет, на факультет, к декану
у- из, с, от уйти из университета, с факультета, от декана
под- к подойти к аудитории
от- от отойти от аудитории
по- в, на, к пойти в магазин, на почту, к другу
пере- через перейти через улицу
до- до дойти до музея
про- мимо, через то же пройти мимо дома, через парк, проехать свою остановку
об-, за- вокруг, за, в, на, к обойти вокруг дома, зайти за дом, в магазин, на почту, к другу

Раскройте скобки, употребите правильный падеж.

1. Анвар пришел (поликлиника) и спросил, когда принимает врач. 2. Поезд отошел (станция) в 7 часов. 3. Когда Нина подошла (дом), она встретилась с Денисом. 4. Вчера Кумар и Лакшми ушли (университет) в 6 часов. 5. Преподаватель вошел (аудитория) и начал урок. 6. Урок окончился, и студенты вышли (аудитория). 7. Александр подошел (я) и поздоровался. 8. – Скажите, пожалуйста, как дойти (площадь Ленина)? 9. Студентам понравилась колонна с ангелом наверху, они обошли (эта колонна). 10. Когда студенты возвращались из университета, они зашли (магазин и почта).

Источник