Меню

Глаголы это какие то живые слова



Моя любимая часть речи — глагол (Школьные сочинения)

Русский язык считается самым сложным языком в мире. Трудности, связанные с выставлением знаков препинания, грамматикой, произношением и многие другие причины. Особое место среди них занимают части речи. Они бывают самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить своим мысли и чувства.

Самой интересной и наиболее выразительной частью речи, на мой взгляд, является глагол. «Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи», — писал А. Югов. Глагол возник раньше остальных частей речи, и уже тогда он имел формы, изменялся по числам и наклонениям. Заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо и даже три. И целых два спряжения. А ещё есть интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

называя действие, которое происходит само по себе. Ещё глагол богат тем, что подразделяется на причастие, деепричастие и инфинитив. Тем самым дополняя предложение точностью и выразительностью. Степени сравнения также показывают превосходство глагола над остальными частями речи.

Глагол — самая живая часть речи. Он помогает нам выражать свои мысли и чувства как никакая другая. Да и не просто помогает. Без глагола мы не смогли бы нормально и связно даже разговаривать. «Глаголы — это какие-то «живые слова», оживляющие всё, к чему приложены» (А. Н. Пешковский). Если прилагательное кое-где приукрашивает нашу речь, то убрав глагол, мы не смогли бы сказать ни одного предложения четко, сформулировав нашу мысль так, чтобы нас поняли.

Удивительно, как столько всего вмещает в себя эта часть речи. Но и как сложно это все выучить. Глагол ещё коварен как правильностью произношения, так и правильностью его употребления.

Но не только мы используем глагол лишь для того, чтобы описывать наши действия. Ещё он богат тем, что собой может превзойти любое прилагательное. Огромный вклад глагола есть и в художественной литературе. Например, А. С. Пушкин сделал свою поэзию необычной с помощью глаголов. Когда другие использовали для точнейшей передачи чувств и мыслей прилагательные, Пушкин показал, как красиво это умеют делать глаголы. В стихотворении «Зимнее утро» вся выразительность отражена именно в глаголах. Или, взяв отрывок из текста А. Серафимовича, убрать все глаголы оттуда, то он потеряет не только выразительность, но и смысл. Это будет больше похоже на набор слов.

Потеряв глагол, мы потеряем какую-то особенность нашей речи, ее собранность. А ведь для каждого языка важна его индивидуальность и красноречие. «Мир состоит из глаголов, а не существительных»

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id76690

Источник

Сочинение-рассуждение по высказыванию А.М.Пешковского: «Глаголы-это слова, оживляющие все, к чему они приложены».

Выдающийся лингвист А.М Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Я полностью согласен с его мнением: ведь если мы удалим из текста даже самую незначительную часть речи, сказанное нами станет не совсем понятным, полным. Попробую доказать это на материале прочитанного текста А.Г. Алексина. В нем нахожу группу глаголов, основная функция которых — показать, что Маша умела делать всё: рисовать, петь, изобретать, писать стихи, играть на гитаре. С помощью этой части речи подчёркивается разнообразие способностей девочки.
В той части повествования, где говорится о Ляле, встречаю много прилагательных. Так, в предложении 16 употреблёно прилагательное «восхищённых», оно придает эмоциональную окраску всему предложению. В этом и заключается его достоинство.
Таким образом, могу сделать вывод: А.М. Пешковский был прав, говоря, что «у каждой части речи свои достоинства».

Другие вопросы из категории

клуб для байкеров, и я его открою.

1. Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь.
2. Сердечное слово до сердца доходит.
3. Малое слово большую обиду творит.
4. Красно поле пшеном , а речь — слушаньем.

Читайте также

самая живая часть речи.

3 Без глагола невозможно общение.

4 Глагол-необыкновенная часть речи.

Заранее БОЛЬШОЕ спасибо!!

1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе, что ли, пятом или шестом. (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что. (6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух. (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе. (16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним. (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

Читайте также:  Отрицательный глагол обозначает действие которое

Напишите сочинение-рассуждение по последнему предложению.
Сергей Сергеевич Аверинцев рассказывал мне, как летом он снимал дачу рядом с железной дорогой.Поезда мешали ему спать. Наконец он решил: проносятся не поезда, а проезжают люди со своими заботами и мыслями. и шум поездов перестал раздражать его. Он стал спать.
Надо развивать в себе благожелательное «понимающее» отношение к окружающему, и тогда станет легче жить.
Злые люди живут короче, чем добрые.

посредством эпитетов» помогите пожалуйста написать))

Источник

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку на тему

Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен.

Скачать:

Вложение Размер
odna_iz_osnovnyh_zadach_obucheniya_russkomu_yazyku_na_vtorom_godu_obucheniya.doc 189 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

1. Актуальность темы

2. Изучение темы «Глагол» на уроках письма и развитие речи в специальной (коррекционной) школе

3. Анализ программного материала

4. Конспекты уроков

1. Актуальность темы

Глагол — разряд слов, который характеризуется, прежде всего, большим семантическим богатством. Глагол — это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, состояние или становление.

Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

В.А. Добромыслов, Т.Г. Дьяконова, С.П. Иванов, Г.П. Трофимович, С.Ф. Жуйков, М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие своими исследованиями установили, что в усвоении грамматики вообще и в частности темы «Глагол», а в связи с этим и в использовании глагольной лексики, ученики массовой школы испытывают определенные трудности, которые могут быть преодолены лишь в процессе целенаправленного обучения.

Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен. Между тем, известно, что если красочность речи достигается использованием имен прилагательных и наречий, то использование глагола делает ее (речь) точной, емкой, выразительной и экспрессивной.

Глагол как часть речи в системе грамматических средств языка, выражающих нашу мысль, стоит рядом с существительным. Все многообразнейшие движения, действия и состояния в любой области существования материи и в человеческой деятельности передаются через глагол, который представляет собою чрезвычайно динамичную конструктивную и выразительную часть речи. По сравнению с другими частями речи он занимает одно из первых мест не только по употребляемости, но и по многообразию способов формо- и словообразования, и по разнохарактерности и сложности написаний. Академик В.В. Виноградов называет глагол наиболее сложной грамматически организованной категорией современного русского языка. Поэтому не случайно усвоение глагола оказывается очень трудным для умственно отсталых учеников.

2. Изучение темы «Глагол» на уроках письма и развитие речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся.

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи.

Подготовительный этап работы (1 класс) над глаголами условно относится к периоду обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Происходит как бы накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действия предмета . Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводится в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам.

Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, учащиеся дополняют предложения подходящими по смыслу словами: Птицы осенью что делают? улетают, покидают.

Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором класса над изучением темы «Названия действий, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?»

Основными упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). Например: перечисление предметов одного рода с последующим обобщением, т. е. называнием одним словом; подбор к одному предмету ряда действий.

Понятие о словах, обозначающих действия предметов, следует давать как действия одушевленных предметов. На первых порах это должны быть действия самих учеников класса ( что делает Саша? – пишет ), затем детей, выполняющих какие-либо действия ( дети играют, мальчики плавают, девочки прыгают ), затем взрослых в процессе их трудовой деятельности ( шьет, вяжет, пишет ).

Следующие упражнения должны быть связаны с действиями животных ( что делает собака? – лает, что делает ворона? – каркает ).

Когда переходим к действиям предметов неодушевленных, следует подбирать сначала слова, обозначающие действия предметов, которые можно наблюдать ( самолет – летит, лодка – плывет ).

Постепенно, когда формальные вопросы «что делает?», а в дальнейшем «что делают?», «что сделали?» становятся основным признаком определения слов, которые обозначают действия предметов, можно подбирать слова, обозначающие состояние предметов как одушевленных, так и неодушевленных ( Мальчик (что делает?) спит. Лампочка (что делает?) светит, висит. Трава (что делает?) растет ).

Упражнения, направленные на усвоение учащимися слов, обозначающих действия предметов, будут способствовать развитию их мышления.

• Назвать, каких действия характерны для разных предметов ( кошка что делает?) – ходит, крадётся, мяукает, лает ).

• Определить предмет по ряду названных действий ( плавает, крякает, летает – кто это? ).

• Подобрать слова, обозначающие интенсивность действий конкретных предметов ( идет, бежит, мчится; улыбается, смеется, хохочет ) .

В процессе таких упражнений учащиеся практическим путем усваивают изменение формы слова. Они подбирают слова, обозначающие действия предметов по признаку числа ( читает — читают ), времени ( читаю – ты читаешь – он читает ). Важно учить детей соотносить личные формы изучаемых слов с формой соответствующих им вопросов ( что делаю? что делаешь? что делает? ).

Подобные упражнения направлены на компенсацию недостаточности дошкольной речевой практики учащихся. При подборе речевого материала к этим упражнениям следует понимать, что нельзя предлагать ученикам заведомо сложные случаи правописания. Лучше, если все личные окончания глаголов во избежание ошибок будут даваться в ударном варианте ( спешу, спешишь, спешат; пою, поёт, поёшь, поём ) или требовать выполнения по образцу ( что делает? – пишет, читает ).

В качестве наглядности для подбора слов, которые обозначают действия предметов, следует подбирать сначала ситуативные рисунки, а затем рисунки с несложным для умственно отсталых второклассников сюжетом (Игры детей летом, зимой. Дети в саду, лесу).

Дополнительно к рекомендованным можно отнести упражнения игрового и занимательного характера, особенно на дифференциацию слов, относящихся к тому или другому ряду.

• Разложить в две корзины предметы по их назначению, назвать, поставить к ним вопрос и записать.

• Из ряда предложенных слов убрать лишнее (игра «Четвертый лишний»), к остальным поставить вопросы и записать ( Бежит, свистит, шкаф, рычит ).

• Выписать сначала слова, которые обозначают предметы, а затем те, которые обозначают действия предметов.

• Из ряда предложенных слов выбрать более подходящее по смыслу:

Девочка (…….?) (летит, читает, кудахчет)

Воробей (……. ) (поет, крякает, чирикает)

Самолет (……. ) (бежит, летит, гудит)

В 3-м классе кроме глаголов, отвечающих на вопросы что делает? и что делают? , водятся другие глагольные формы, к которым можно поставить вопросы что делал? что будет делать? и что сделал?

Программа указывает в качестве одного из ведущих умений, формируемых у умственно отсталых учащихся, постановку вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что? сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой указанной группы являются названием предметов, а слова второй группы – названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена существительные, но и установить их взаимодействие в речи.

Рассматривая постановку вопросов к глаголам, необходимо подчеркнуть также, что данный вид работы не должен носить формального характера. Например, при распознавании вопросов что делает? и что делают? учащиеся практически знакомятся с изменением глаголов по числам, подводятся к пониманию сущности формы числа глагола.

В качестве наглядной опоры в морфологических упражнениях могут использоваться схемы, которые помогают детям конкретнее представить значение каждого слова, например: что делал? — играл (долго играл)_____________; что сделал?— доиграл (кончил играть)____________| (бесконечная линия подчеркивает неограниченность действия во времени, вертикальная черта на второй прямой свидетельствует о том, что какое-то время ребенок играл, а потом закончил).

Выполнение подобного рода упражнений должно привести учащихся к той системе в овладении словарем, которая без специальной работы им недоступна.

В 4-м классе круг грамматических и орфографических тем расширяется. Ученики знакомятся с новой темой – «Подлежащее и сказуемое». Постановка морфологического вопроса к слову проводится чаще всего в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Морфологический вопрос ставится в целях распознавания, какой частью речи является слово и каковы его формы. В 4 классе вопрос к слову ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, действие или его признак. Важно научить ставить вопрос к слову, подбирать слова, отвечающие на указанный учителем вопрос, изменять слово в соответствии с изменением вопроса (например: что делает? играет, что делают? играют; что делал? читал).

Работа над глаголом, начиная с 5 по 9 класс, представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению с начальными классами является знакомство с понятием «глагол как часть речи», с изменением глаголов по числам и временам, с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формированием навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.

При ознакомлении учащихся с категорией числа глагола обращается внимание на ее смысловую сторону и на формально-грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Таким образом, достигается установление учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в котором он употреблен, и окончанием: что делает? ед. ч. говорит , что делают? мн. ч. говорят . В процессе выполнения упражнений у учащихся формируется умение изменять глагол по числам.

Овладение временными формами глагола представляет для учащихся значительную трудность. Она обусловлена, в частности, и тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (читает стихотворение, читал, будет читать). Аналогично составляются предложения о том, что происходит в природе в настоящее время, т. е. в момент речи, что было до этого, что произойдет в будущем и т. п.

При распознавании времени глагола для школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л как показатель прошедшего времени глагола.

Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос — время глагола — суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма, с которой учащиеся знакомятся в 8 классекак с начальной формой глагола. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал; что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал ? нарисовал ; что сделаю? нарисую. Учитель делает предметом осознания учащихся дифференцированную постановку вопроса что делать? и что сделать? с учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.

Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам. При этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать — получить, объединять — объединить, отправлять — отправить, доставлять — доставить, писать — написать, покупать — купить и т. п.

В целях развития у учащихся осознанного употребления глагола в определенном времени в соответствии с целями высказывания необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений предлагается учащимся определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени и т. п.

Овладение неопределенной формой как начальной формой глагола важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в старших классах особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время., лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -ить II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Затем проводятся упражнения с изменением глагольных форм: от неопределенной формы образуется 3-е число (или 2-е) единственного и множественного числа; учащиеся списывают текст со вставкой пропущенных букв, перерабатывают текст с заменой прошедшего времени настоящим.

Это как дополнительный материал (как закрепить понятие о глаголе или другой части речи) не обязательно читать, если только вдруг чего спросит.

В процессе закрепления понятия глагола необходимо научить старшеклассников определять грамматическую категорию, не смешивать ее с другим изученным материалом, правильно использовать в речи.

Для того чтобы школьники научились относить слова к определенной грамматической категории, совершенно необязательно предлагать им заучивать определения. В работе с умственно отсталыми детьми заучивание дефиниции скорее причиняет вред, чем приносит пользу, так как усугубляет их дефект — склонность к механическому воспроизведению изученного. Вместе с тем без знания конкретных признаков, присущих той или иной грамматической категории, невозможны ее выделение и дифференциация. Важно обеспечить такую актуализацию знаний, при которой теоретические и практические задачи решаются совместно. Для этой цели можно использовать различные наглядные опоры, постепенно доводя их содержание до определенной степени обобщенности.

Так, на начальном этапе запоминания основных признаков глагола или любой другой грамматической категории детям предлагается вести его разбор, опираясь на образец:

Рисовать — это глагол, потому что обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

Каждый раз, воспроизводя данное рассуждение, ученик должен вставлять в рамки разбираемый пример и варьировать вопрос.

По мере изучения признаков грамматической категории расширяется объем самостоятельного высказывания, а опорная таблица приобретает следующий вид:

Лететь – это глагол, потому что обозначает……, отвечает на вопрос……, изменяется по числам…. по временам…., по лицам…..

Ориентируясь на таблицу, школьники не только применяют свои знания при разборе конкретного слова, но и воспроизводят по памяти основные грамматические признаки. Неоднократно доказывалось, что опора лишь на семантику слова и вопрос не всегда дает возможность ученикам не только специальной, но и массовой школы правильно дифференцировать грамматические категории. Это положение особенно значимо в обучении умственно отсталых детей, так как они не всегда используют для определения грамматического факта два признака, смешивают вопросы. Для ориентира им надо предлагать опираться и на такие признаки, как изменение по падежам у существительного и изменение по лицам у глагола.

Третья опорная таблица представляет собой план разбора.

Какая это часть речи? Почему? Доказательство

1. Что обозначает?

2. На какой вопрос отвечает?

3. Как изменяется?

Такой план может использоваться при анализе любой части речи. Применение опорных таблиц не только создает условия для формирования более конкретных знаний, но и способствует развитию умений доказывать, строить развернутое высказывание, употреблять сложные предложения сначала на основе образца, а затем и с большей степенью самостоятельности.

Источник