Меню

Глаголы исключения брить стелить какое спряжение



Спряжение глаголов «брить», «стелить». 4-й класс

Класс: 4

1. Закрепить умения пользоваться алгоритмом различения глаголов I и II спряжения по глагольному суффиксу для правописания безударных личных окончаний глаголов; узнать, как спрягаются глаголы брить, стелить;

2. Содействовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, способствовать развитию у школьников высоко уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, навыков делового сотрудничества;

3. Создать условия для воспитания у учащихся доброжелательности, трудолюбия, взаимовыручки.

Оборудование: 4 кейса (папки с заданиями), презентация “Спряжение глаголов брить, стелить”.

I. Организационный момент

Урок русского языка. Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи. (Слайд № 1. Презентация)

II. Сообщение темы и целей урока

У каждой группы есть кейс с заданиями и оценочный лист.

— Расшифруйте название темы урока: (Слайд № 2)

Проверка:

— Тема урока: Спряжение глаголов. (Слайд № 3)

— Оцените работу группы на оценочных листах.

— Что такое спряжение глаголов? (Это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам)

— Для чего нужно определять спряжение? (Чтобы правильно писать личные окончания глаголов)

— Давайте вспомним алгоритм различения глаголов I и II спряжения, составленный нами на уроках информатики. (Слайд № 4)

— Когда нельзя воспользоваться алгоритмом? (При написании глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом смотреть, вертеть, ненавидеть и терпеть.)

— В чем особенность этих глаголов? (Несмотря на то, что у 4 глаголов глагольный суффикс а, а у 7-суффикс е, они относятся к глаголам II спряжения.) (Слайд № 5)

— А есть еще “особенные” глаголы? Выполняя 2 задания, мы узнаем об этом.

III. Открытие нового знания

Задание №2. (Слайд №6)

— Используя алгоритм, допишите личные окончания глаголов.

— Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний глагол.

— Для начала распределите обязанности каждого члена группы по плану: (Слайд № 7)

План работы группы:

  • пишу начальную форму глагола;
  • выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
  • пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
  • определяю время глагола;
  • определяю лицо глагола;
  • определяю число глагола;
  • проверяю правильность выполнения задания.
  • (Встаньте те, кто выполняет №1, №2 и т.д.)

    1 группа. (Слайд № 8)

    Задержим, наладите, полюбите – глаголы будущего времени, II спр., мн. ч.

    Задержим – “лишний”, т.к. глагол исключения 1-го лица.

    Кушаешь, срежешь, замерзнешь – глаголы I спр., 2 лица, ед. ч.

    Кушаешь — “лишний”, т. к. глагол настоящего времени, остальные – будущего времени.

    Побелим, видим, бре/ите – глаголы настоящего времени.

    Бре/ите — “лишний”, т.к. глагол 2-го лица, спряжение….(выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

    Они грохочут, они пляшут, они стелю/ят – глаголы настоящего времени, 3 лица, мн. ч.

    Они стелю/ят — “лишний”, т. к. спряжение…. (выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

    — Оцените работу группы на оценочных листах.

    Вывод: Тема урока: “Спряжение глаголов брить и стелить”.

    Цель урока: узнать, как спрягаются глаголы брить и стелить. (Слайд №9)

    Задание №3. (Слайд №10)

    3-е задание (1 и 2 группы)

    — Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

    3-е задание (3 и 4 группы)

    — Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны и дополните его. Стр. 91- 92.

    Читайте также:  В каком времени ставится глагол после which

    Проверка. (Слайд №10,11,12)

    1 группа. — Как спрягается глагол брить?

    2 группа. — Докажите, что глагол брить относится к I спряжению.

    (Глагол брить относится к глаголам Iспряжения, так как у него в начальной форме нет глагольного суффикса)

    3 группа. — Как спрягается глагол стелить?

    4 группа. — Докажите, что глагол стелить относится к I спряжению.

    (Глагол стелить имеет другую форму стлать, а в глаголе стлать глагольный суффикс а, следовательно, это значит, что глагол I спряжения.)

    Вывод: Как спрягаются глаголы брить и стелить? (Cтр. 92)

    — Прочитайте, какой вывод сделали Петя и Миша. (Слайд №13)

    Ф — Значит в ОБЕИХ глаголах будем писать букву Е? — спросил Петя.

    — Букву Е! — кивнул Миша и рассмеялся.

    — Ну что же ты Петр, наступаешь на одни и те же грабли? — расстроилась Евдокия Васильевна.

    — Почему смеялся Миша, и расстроилась Евдокия Васильевна, что она хотела сказать. (Обсудите)

    “Наступить на одни и те же грабли” — повторять свои ошибки.

    — Нужно было сказать: “Значит в ОБОИХ глаголах будем писать букву Е, так как с существительными м. и ср. рода употребляется слово оба, а глагол – слово м. рода”.

    — Итак, к какому спряжению относятся глаголы: БРИТЬ И СТЕЛИТЬ?

    IV. Закрепление пройденного материала

    — Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания в творческой работе, выполнив задание №4: (Слайд №14)

    — Откройте обратный словарь на -ить.

    1. Найдите подчеркнутые слова.
    2. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.
    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
    (Ходит) он по свету,
    (Бродит) по лесам,
    (Ездит) он в карете,
    (Дарит) чудеса.
    (Варит) борщ и кашу
    И капусту (солит).
    Фартук всегда (носит).
    Вкусно всех он (кормит).
    Он с природой (дружит).
    Верно, он ей (служит),
    (Лечит) всех животных,
    (Сторожит) леса!
    Плотник (строит),
    Шофер (водит) машины.
    А кто же (бреет) бороды,
    пожалуйста, скажите!

    — Читаем по группам, все отгадывают.

    — Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)

    — Оцените последнее задание.

    — Что узнали нового?

    — Кому скажем “спасибо”? (Слайд №15)

    — Выставите итоговую оценку.

    — Какая группа сработала на оценку “5”?

    — Итак, 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4группа

    1 страница – Оценочный лист.

    1 задание 2 задание 3з адание 4 задание Итоговая оценка

    2 страница – Задание № 1: “Расшифруйте название темы урока”.

    3 страница – Задание №2:

    1. Используя алгоритм, допишите личные окончания глагола.
    2. Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний.
    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
    задерж..м,

    полюб…те куша…шь,

    замерзн…шь бел…м,

    бре…те они грохоч…т,

    они стел…т

    Алгоритм различения глаголов I и II спряжения. (Приложение)

    4 страница — План работы группы:

    • пиши начальную форму;
    • выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
    • пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
    • определяю время глагола;
    • определяю лицо глагола;
    • определяю число глагола;
    • проверяю правильность выполнения задания.

    5 страница – Задание № 3 (1 и 2 группы)

    Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте в учебнике на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

    Задание № 3 (3 и 4 группы)

    Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте в учебнике на стр. 91- 92 объяснение Евдокии Васильевны и дополните его.

    6 страница – Задание №4

    1. Откройте обратный словарь на -ить.
    2. Найдите, подчеркнутые слова.
    3. Допишите текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица ед. ч.

    Источник

    Глаголы-исключения (2)

    Глаголы стелить и стлать

    Собственно к исключениям глагол стелить относят не всегда, но в целом ряде пособий отмечается, что глагол стелить и производные от него (вы­стелить, постелить, перестелить) употребляются только в инфинитиве, а лич­ные глагольные формы образуются от глагола 1-ого спряжения стлать, поэтому всегда пишется стелешь, стелет. Глагол стелить и производные от него рас­сматривают как варианты к глаголу стлать и его производным (А. А. Зализняк).

    Объяснения требует один факт: почему личные формы соотносятся с инфини­тивом стлать, а не стелить.

    Глагол праславянского происхождения стлать и однокорневые отмечаются в Словаре Срезневского в разных формах: стьлатистелюстелютъ, постелю, стелют. Как видим, он спрягался по 1-ому спряжению. Инфинитив стелить ука­зан в Словаре Даля, причём отдельной словарной статьи нет, данные о нём содер­жатся в словарной статье «Стлать» (т. IV, с. 325): «СТЛАТЬ, менее правильно слать и стелúть что, по(на)стилать, класть что плос­кое, пластом, всем полотнищем или плашмя».

    Именно так отмечает и акад. Я. К. Грот в «Справочных указаниях» к руковод­ству «Русское правописание» (СПб., 1885. – С. 139): «Стлать, стелешь, стелют (не «стелят»)».

    Словари XX в. содержат отдельную словарную статью «Стелить», но в ней указывается только стилистическая окраска слова прост. (Словарь Ушакова), разг. (Малый академический словарь), значение не определяется, а есть отсылка к сло­ву стлать «то же, что стлать»).

    В грамматиках XX в. глагол последовательно относится к 1-ому спряжению.

    Таким образом, можно предположить, что длительная письменная традиция использования личных глагольных форм с окончанием -ешь, -ет (стелешь, сте­лет), отсутствие семантических различий между глаголами стелить и стлать (о чём говорят данные словарей) объясняют современную орфографическую норму.

    Глаголы зиждиться и зыбиться

    Эти глаголы не упоминаются в школьных учебниках. В качестве исключений они отмечаются только в некоторых пособиях. Это объясняется стилистической окраской глаголов, которая указывается в толковых словарях: зиждиться книжн., зыбиться устар., поэтич., а также неполнотой форм. Так, глагол зиж­диться употребляется только в форме 3-его лица единственного и множественно­го числа (зиждется и зиждутся).

    Глагол зиждиться – возвратная форма от глагола зиждить «создавать, тво­рить, строить». Глагол зиждить образован от глагола здать ( бреешь, зиждется, зыблются и т.п.»

    Правописание глаголов с безударным личным окончанием определяется по форме инфинитива. В большинстве случаев сначала отмечаются глаголы 2-ого спряжения, оканчивающиеся на -ить, а затем указывается, что остальные глаго­лы (без указания гласной перед суффиксом инфинитива или с определением этих гласных -ать, -еть, -уть) относятся к 1-ому спряжению. В ряде пособий, вышед­ших в последнее время, расположение материала иное: сначала даются сведения о первом спряжении, при этом перечисляются все финали глаголов 1-ого спряжения -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ють, а затем указываются финали глаголов 2-ого спряжения. Такое расположение материала представляется менее обоснованным, так как оно усложняет усвоение правила и требует большого запоминания.

    Источник: Полковникова С. А. Глаголы-исключения // Русский язык в школе и дома. – 2010. – № 9. – С. 1–3.

    Источник

    Глаголы исключения 1 и 2 спряжения

    Если неопределённая форма глаголов оканчивается на -ить, то глаголы относятся ко 2-ому спряжению, например:

    прос ить – прос ит, прос ят.

    Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению, являются брить и стелить:

    стел ить – стел ет, стел ют.

    Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:

    игр ать – игра ет, игра ют.

    Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению:

    гнать
    держать
    дышать
    обидеть
    слышать
    видеть
    ненавидеть
    смотреть
    вертеть
    зависеть
    терпеть

    Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:

    Ко второму же спряжению
    Отнесем мы без сомненья
    Все глаголы, что на -ить,
    Исключая брить, стелить.
    А еще: смотреть, обидеть,
    слышать, видеть, ненавидеть,
    гнать, дышать, держать, вертеть
    ,
    И зависеть, и терпеть.
    Вы запомните, друзья,
    Их на Е спрягать нельзя.

    Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:

    Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать:

    Источник

    Глаголы исключения брить стелить какое спряжение

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕТИ! Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы!
    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Проверьте у своих детей знание теории!

    ЭТО ОБСУЖДЕНИЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ С ТЕОРИЕЙ, ТРЕБОВАТЬ ОТВЕТА О СПРЯЖЕНИИ КОНКРЕТНОГО ГЛАГОЛА. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ, ПРОЧИТАВ ВСЮ ТЕОРИЮ, ВСЁ-ТАКИ НЕ МОЖЕТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

    1. Если у глагола УДАРНОЕ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ, то его спряжение определяется по окончанию (независимо от того, на что глагол оканчивается в инфинитиве (неопределённой форме):

    летИшь — II спряжение, потому что УДАРНОЕ окончание -ИШЬ

    [Такие глаголы невозможно написать с ошибкой в окончании, но иногда при морфологическом разборе приходится определять их спряжение. При разборе проверьте сначала, не является ли окончание ударным: тогда, чтобы определить спряжение, ничего не надо с глаголом делать, только поставить, например, в форму 2-го лица.]

    2. Окончания I спряжения:
    -У/-Ю, -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ/-ЮТ
    Окончания II спряжения:
    -У/Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ

    3. Если у глагола БЕЗУДАРНОЕ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ, то окончание определяется по спряжению, а спряжение — по инфинитиву (неопределённой форме)

    Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ и СТЕЛИТЬ,
    4 глагола на -АТЬ ( ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ ) и
    7 глаголов на -ЕТЬ ( СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВЕРТЕТЬ )

    Все остальные глаголы [на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ОТЬ, -ЫТЬ, -УТЬ] относятся к первому спряжению.

    СТРО. ШЬ -ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ — инфинитив — строИТЬ — глагол на -ИТЬ (не БРИТЬ и не СТЕЛИТЬ!), значит,
    II спряжение.
    Пишу СТРОИШЬ
    ТОН. ШЬ — ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ- тонУТЬ — I спряжение — пишу ТОНЕШЬ.))

    4. Все приставочные и постфиксные образования от исключений тоже являются исключениями. ( Постфикс — это возвратный суффикс — СЯ) :
    ГонИШЬ — II спр. (искл.), погонИШЬся — II спр. (искл.)
    СтелЕТ — I спр. (искл.), расстелЕТся — I спр. (искл.)

    Источник