1. Закрепить умения пользоваться алгоритмом различения глаголов I и II спряжения по глагольному суффиксу для правописания безударных личных окончаний глаголов; узнать, как спрягаются глаголы брить, стелить;
2. Содействовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, способствовать развитию у школьников высоко уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, навыков делового сотрудничества;
3. Создать условия для воспитания у учащихся доброжелательности, трудолюбия, взаимовыручки.
Урок русского языка. Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи. (Слайд № 1. Презентация)
II. Сообщение темы и целей урока
У каждой группы есть кейс с заданиями и оценочный лист.
— Расшифруйте название темы урока: (Слайд № 2)
Проверка:
— Тема урока: Спряжение глаголов. (Слайд № 3)
— Оцените работу группы на оценочных листах.
— Что такое спряжение глаголов? (Это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам)
— Для чего нужно определять спряжение? (Чтобы правильно писать личные окончания глаголов)
— Давайте вспомним алгоритм различения глаголов I и II спряжения, составленный нами на уроках информатики. (Слайд № 4)
— Когда нельзя воспользоваться алгоритмом? (При написании глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом смотреть, вертеть, ненавидеть и терпеть.)
— В чем особенность этих глаголов? (Несмотря на то, что у 4 глаголов глагольный суффикс а, а у 7-суффикс е, они относятся к глаголам II спряжения.) (Слайд № 5)
— А есть еще “особенные” глаголы? Выполняя 2 задания, мы узнаем об этом.
III. Открытие нового знания
Задание №2. (Слайд №6)
— Используя алгоритм, допишите личные окончания глаголов.
— Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний глагол.
— Для начала распределите обязанности каждого члена группы по плану: (Слайд № 7)
План работы группы:
пишу начальную форму глагола;
выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
определяю время глагола;
определяю лицо глагола;
определяю число глагола;
проверяю правильность выполнения задания.
(Встаньте те, кто выполняет №1, №2 и т.д.)
1 группа. (Слайд № 8)
Задержим, наладите, полюбите – глаголы будущего времени, II спр., мн. ч.
Задержим – “лишний”, т.к. глагол исключения 1-го лица.
Кушаешь, срежешь, замерзнешь – глаголы I спр., 2 лица, ед. ч.
Кушаешь — “лишний”, т. к. глагол настоящего времени, остальные – будущего времени.
Побелим, видим, бре/ите – глаголы настоящего времени.
Бре/ите — “лишний”, т.к. глагол 2-го лица, спряжение….(выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)
Они грохочут, они пляшут, они стелю/ят – глаголы настоящего времени, 3 лица, мн. ч.
Они стелю/ят — “лишний”, т. к. спряжение…. (выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)
— Оцените работу группы на оценочных листах.
Вывод: Тема урока: “Спряжение глаголов брить и стелить”.
Цель урока: узнать, как спрягаются глаголы брить и стелить. (Слайд №9)
Задание №3. (Слайд №10)
3-е задание (1 и 2 группы)
— Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.
3-е задание (3 и 4 группы)
— Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны и дополните его. Стр. 91- 92.
2 группа. — Докажите, что глагол брить относится к I спряжению.
(Глагол брить относится к глаголам Iспряжения, так как у него в начальной форме нет глагольного суффикса)
3 группа. — Как спрягается глагол стелить?
4 группа. — Докажите, что глагол стелить относится к I спряжению.
(Глагол стелить имеет другую форму стлать, а в глаголе стлать глагольный суффикс а, следовательно, это значит, что глагол I спряжения.)
Вывод: Как спрягаются глаголы брить и стелить? (Cтр. 92)
— Прочитайте, какой вывод сделали Петя и Миша. (Слайд №13)
Ф — Значит в ОБЕИХ глаголах будем писать букву Е? — спросил Петя.
— Букву Е! — кивнул Миша и рассмеялся.
— Ну что же ты Петр, наступаешь на одни и те же грабли? — расстроилась Евдокия Васильевна.
— Почему смеялся Миша, и расстроилась Евдокия Васильевна, что она хотела сказать. (Обсудите)
“Наступить на одни и те же грабли” — повторять свои ошибки.
— Нужно было сказать: “Значит в ОБОИХ глаголах будем писать букву Е, так как с существительными м. и ср. рода употребляется слово оба, а глагол – слово м. рода”.
— Итак, к какому спряжению относятся глаголы: БРИТЬ И СТЕЛИТЬ?
IV. Закрепление пройденного материала
— Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания в творческой работе, выполнив задание №4: (Слайд №14)
— Откройте обратный словарь на -ить.
Найдите подчеркнутые слова.
Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
(Ходит) он по свету, (Бродит) по лесам, (Ездит) он в карете, (Дарит) чудеса.
(Варит) борщ и кашу И капусту (солит). Фартук всегда (носит). Вкусно всех он (кормит).
Он с природой (дружит). Верно, он ей (служит), (Лечит) всех животных, (Сторожит) леса!
Плотник (строит), Шофер (водит) машины. А кто же (бреет) бороды, пожалуйста, скажите!
— Читаем по группам, все отгадывают.
— Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)
— Оцените последнее задание.
— Что узнали нового?
— Кому скажем “спасибо”? (Слайд №15)
— Выставите итоговую оценку.
— Какая группа сработала на оценку “5”?
— Итак, 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4группа
1 страница – Оценочный лист.
1 задание
2 задание
3з адание
4 задание
Итоговая оценка
2 страница – Задание № 1: “Расшифруйте название темы урока”.
3 страница – Задание №2:
Используя алгоритм, допишите личные окончания глагола.
Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
задерж..м,
полюб…те
куша…шь,
замерзн…шь
бел…м,
бре…те
они грохоч…т,
они стел…т
Алгоритм различения глаголов I и II спряжения. (Приложение)
4 страница — План работы группы:
пиши начальную форму;
выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
определяю время глагола;
определяю лицо глагола;
определяю число глагола;
проверяю правильность выполнения задания.
5 страница – Задание № 3 (1 и 2 группы)
Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте в учебнике на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.
Задание № 3 (3 и 4 группы)
Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте в учебнике на стр. 91- 92 объяснение Евдокии Васильевны и дополните его.
6 страница – Задание №4
Откройте обратный словарь на -ить.
Найдите, подчеркнутые слова.
Допишите текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица ед. ч.
Источник
Глаголы-исключения (2)
Глаголы стелить и стлать
Собственно к исключениям глагол стелить относят не всегда, но в целом ряде пособий отмечается, что глагол стелить и производные от него (выстелить, постелить, перестелить) употребляются только в инфинитиве, а личные глагольные формы образуются от глагола 1-ого спряжения стлать, поэтому всегда пишется стелешь, стелет. Глагол стелить и производные от него рассматривают как варианты к глаголу стлать и его производным (А. А. Зализняк).
Объяснения требует один факт: почему личные формы соотносятся с инфинитивом стлать, а не стелить.
Глагол праславянского происхождения стлать и однокорневые отмечаются в Словаре Срезневского в разных формах: стьлати – стелю – стелютъ, постелю, стелют. Как видим, он спрягался по 1-ому спряжению. Инфинитив стелить указан в Словаре Даля, причём отдельной словарной статьи нет, данные о нём содержатся в словарной статье «Стлать» (т. IV, с. 325): «СТЛАТЬ, менее правильно слать и стелúть что, по(на)стилать, класть что плоское, пластом, всем полотнищем или плашмя».
Именно так отмечает и акад. Я. К. Грот в «Справочных указаниях» к руководству «Русское правописание» (СПб., 1885. – С. 139): «Стлать, стелешь, стелют (не «стелят»)».
Словари XX в. содержат отдельную словарную статью «Стелить», но в ней указывается только стилистическая окраска слова прост. (Словарь Ушакова), разг. (Малый академический словарь), значение не определяется, а есть отсылка к слову стлать «то же, что стлать»).
В грамматиках XX в. глагол последовательно относится к 1-ому спряжению.
Таким образом, можно предположить, что длительная письменная традиция использования личных глагольных форм с окончанием -ешь, -ет (стелешь, стелет), отсутствие семантических различий между глаголами стелить и стлать (о чём говорят данные словарей) объясняют современную орфографическую норму.
Глаголы зиждиться и зыбиться
Эти глаголы не упоминаются в школьных учебниках. В качестве исключений они отмечаются только в некоторых пособиях. Это объясняется стилистической окраской глаголов, которая указывается в толковых словарях: зиждиться– книжн., зыбиться– устар., поэтич., а также неполнотой форм. Так, глагол зиждиться употребляется только в форме 3-его лица единственного и множественного числа (зиждется и зиждутся).
Глагол зиждиться – возвратная форма от глагола зиждить «создавать, творить, строить». Глагол зиждить образован от глагола здать ( бреешь, зиждется, зыблются и т.п.»
Правописание глаголов с безударным личным окончанием определяется по форме инфинитива. В большинстве случаев сначала отмечаются глаголы 2-ого спряжения, оканчивающиеся на -ить, а затем указывается, что остальные глаголы (без указания гласной перед суффиксом инфинитива или с определением этих гласных -ать, -еть, -уть) относятся к 1-ому спряжению. В ряде пособий, вышедших в последнее время, расположение материала иное: сначала даются сведения о первом спряжении, при этом перечисляются все финали глаголов 1-ого спряжения -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ють, а затем указываются финали глаголов 2-ого спряжения. Такое расположение материала представляется менее обоснованным, так как оно усложняет усвоение правила и требует большого запоминания.
Источник: Полковникова С. А. Глаголы-исключения // Русский язык в школе и дома. – 2010. – № 9. – С. 1–3.
Источник
Глаголы исключения 1 и 2 спряжения
Если неопределённая форма глаголов оканчивается на -ить, то глаголы относятся ко 2-ому спряжению, например:
прос ить – прос ит, прос ят.
Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению, являются брить и стелить:
стел ить – стел ет, стел ют.
Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:
игр ать – игра ет, игра ют.
Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению:
гнать держать дышать обидеть слышать видеть
ненавидеть смотреть вертеть зависеть терпеть
Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:
Ко второму же спряжению Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.
Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:
Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать:
Источник
Глаголы исключения брить стелить какое спряжение
УВАЖАЕМЫЕ ДЕТИ! Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы! УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Проверьте у своих детей знание теории!
ЭТО ОБСУЖДЕНИЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ С ТЕОРИЕЙ, ТРЕБОВАТЬ ОТВЕТА О СПРЯЖЕНИИ КОНКРЕТНОГО ГЛАГОЛА. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ, ПРОЧИТАВ ВСЮ ТЕОРИЮ, ВСЁ-ТАКИ НЕ МОЖЕТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО!
1. Если у глагола УДАРНОЕ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ, то его спряжение определяется по окончанию (независимо от того, на что глагол оканчивается в инфинитиве (неопределённой форме):
летИшь — II спряжение, потому что УДАРНОЕ окончание -ИШЬ
[Такие глаголы невозможно написать с ошибкой в окончании, но иногда при морфологическом разборе приходится определять их спряжение. При разборе проверьте сначала, не является ли окончание ударным: тогда, чтобы определить спряжение, ничего не надо с глаголом делать, только поставить, например, в форму 2-го лица.]
2. Окончания I спряжения: -У/-Ю, -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ/-ЮТ Окончания II спряжения: -У/Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ
3. Если у глагола БЕЗУДАРНОЕ ЛИЧНОЕ ОКОНЧАНИЕ, то окончание определяется по спряжению, а спряжение — по инфинитиву (неопределённой форме)
Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ и СТЕЛИТЬ, 4 глагола на -АТЬ ( ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ ) и 7 глаголов на -ЕТЬ ( СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВЕРТЕТЬ )
Все остальные глаголы [на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ОТЬ, -ЫТЬ, -УТЬ] относятся к первому спряжению.
СТРО. ШЬ -ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ — инфинитив — строИТЬ — глагол на -ИТЬ (не БРИТЬ и не СТЕЛИТЬ!), значит, II спряжение. Пишу СТРОИШЬ ТОН. ШЬ — ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ- тонУТЬ — I спряжение — пишу ТОНЕШЬ.))
4. Все приставочные и постфиксные образования от исключений тоже являются исключениями. ( Постфикс — это возвратный суффикс — СЯ) : ГонИШЬ — II спр. (искл.), погонИШЬся — II спр. (искл.) СтелЕТ — I спр. (искл.), расстелЕТся — I спр. (искл.)