Меню

Глаголы исключения зависеть с приставками



Запиши к глаголам-исключениям, относящимся ко второму спряжению, как можно больше родственных слов-глаголов с разными

Ответ или решение 2

Группы глаголов по спряжению

Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. Каждый глагол по данному грамматическому признаку можно включить в одну из четырех групп:

  • I спряжение;
  • II спряжение;
  • разноспрягаемые (хотеть, бежать, чтить);
  • с особыми окончаниями (есть, дать).

Глаголы-исключения

Из общего правила выделяются глаголы-исключения, которые по формальному признаку (гласной, стоящей перед суффиксом инфинитива -ть) должны относиться к одному спряжению, а относятся к другому. 11 глаголов стали исключениями, входящими во II спряжение:

  • семь, оканчивающихся на -еть в инфинитиве: обидеть, смотреть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, терпеть;
  • четыре, оканчивающиеся на -ать в инфинитиве: держать, слышать, гнать, дышать.

Как подбирать родственные слова

При подборе родственных (или однокоренных) слов механический подход недопустим, потому что может привести к ошибкам. Нужно соблюдать несколько правил:

  • в корнях разных слов могут встречаться близкие сочетания звуков, но они не будут родственными, если не связаны по смыслу;
  • для объяснения значения родственных слов можно использовать одно и то же слово;
  • слова, которые близки по смыслу, но имеют разные корни, — не родственные слова;
  • в корнях родственных слов могут чередоваться согласные или гласные звуки.

Родственные слова к глаголам

Вертеть — завертеть, завертеться, вертеться, повертеть, недовертеть, вывёртывать; обидеть — разобидеть, обижать, обидеться, разобидеться, обижаться; терпеть — вытерпеть, перетерпеть, стерпеть, недотерпеть; зависеть — нет родственного глагола; ненавидеть — возненавидеть; смотреть — засмотреться, высмотреть, подсмотреть, досмотреть, досмотреться, пересмотреть, всмотреться, посмотреть, посмотреться, недосмотреть; видеть — увидеть, завидеть; держать — задержать, задержаться, одержать, выдержать, придержать, подержать, подержаться, поддержать, сдержать, сдержаться, передержать, додержать, додержаться, недодержать; слышать — услышать, недослышать; гнать — угнать, выгнать, догнать, загнать, погнать, погнаться, вогнать, согнать, подогнать, отогнать, изгнать, разогнаться, разгонять, пригонять, перегонять; дышать — задышать, вдыхать, выдыхать, выдыхаться, дышаться, отдышаться.

Источник

Глаголы-исключения. 4-й класс

Класс: 4

Цели:

  • Развитие умения выбирать способ определения спряжения глагола;
  • Закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения;
  • Закрепление умения спрягать глаголы, распознавать спряжение глаголов с безударными окончаниями по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа;
  • Формирование навыка опознавания глаголов — исключений, умение писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типов спряжений;
  • Развитие внимания памяти, восприятия на слух, умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
  • Продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления.

Оборудование: карточки 1,2; карточки для работы в парах, словари, тетради, учебники.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Минутка чистописания на с. 52 в «Тетради по чистописанию»

— Запишите предложение и подчеркните орфограммы.

Ты и писать умеешь сам, и рисовать цветы, но не рассказываешь нам, что нарисуешь ты.

— Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите глагол.

  • Зелень, зеленеет, зеленый
  • Весёлый, веселеет, веселье
  • Бег, бегун, бежит
  • Пловец, плыть, плавание
  • Каток, катание, кататься

— Сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в умении правильно писать безударные окончания глаголов.

3. Словарная работа.

На доске таблица.

— Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово

В S J E
P N C I
A W Т Ь
F V R K

— Какой частью речи является новое слово?

Читайте также:  Кто как голос подает подбери подходящий по смыслу глагол

— Придумайте зрительную опору к нему.

(Детям предлагается рассмотреть картинки с изобретением молнии и лампочки, на доску вывешивается цветная карточка со словом СВЕРКАТЬ.)

— Придумайте предложения к картинке.

(На темном небе сверкает молния)

— Разберите его по членам предложения.

— Дайте характеристику глаголу (время, лицо, число, вид, спряжение)

— Какие 3 времени есть у глагола? Приведите пример

— Какие формы будущего времени вы знаете? Например

— Как называется изменение глагола по лицам и числам?

— От чего зависит выбор буквы Е или И в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения 1 — е, 2 — и)

— Как определить спряжение?

4. Постановка проблемы.

— Проведем наблюдения над особой группой глаголов.

1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.

2) Брить, стелить.

  • Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед — ИТЬ
  • Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?
  • Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол.

Из 1-й и 2-й группы. Например:

Смотреть Стелить
Ед.ч.? Мн.ч.? Ед.ч.? Мн.ч?
1-е л. Смотрю Смотрим Стелю Стелем
2-е л. Смотришь Смотрите Стелеть Стелете
3-е л. Смотрит Смотрят Стелет Стелют

Выделите личные окончания. О чем они говорят?

— Какого спряжения глагол смотреть?

— А глагол стелить?

5. Открытие учащихся нового знания.

— Прочитайте правильно в учебнике на с. 76

Глаголы смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — 2 спряжения.

Глаголы брить и стелить — 1 спряжения

Эти глаголы называют глаголами — исключениями

— Как вы думаете, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями?

— Они являются исключениями из чего?

— Чтобы лучше запомнить 11 глаголов 1-го спряжения, выучите » стихотворение»:

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

— Глагол слышать относится к группе глаголов — исключений, он 2-го спряжения, а глагол слушать к исключениям не относится, он 1 — го спряжения.

— Как же определить спряжение глагола?

Работа с алгоритмом.

— Прочитайте 1-й пункт. Приведите примеры таких глаголов.

1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяется сразу по ударному гласному:

Берешь — 1 спр., молчишь — 2 спр.

— Прочитайте 2-й пункт. Расскажите, какие еще глаголы — исключения вы знаете. Запишите их в тетрадь.

2. У глаголов — исключений спряжение определяется сразу: брить, стелить — 1 спр., видеть — 2 спр.

— Прочитайте 3-й пункт. Когда необходимо глагол ставить в неопределенную форму?

3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу в неопределенной форме: и — 2 спр., другие суффиксы — 1 спр.

6. Работа в парах на карточках

— Опознайте глаголы исключения, определите спряжения глаголов, на основании этого выберите окончание.

Спр. 2 л., ед.ч.(ты) Спр. 3 л.,ед.ч.(он)
Слышать Зеленеть
Писать Видеть
Держать Смотреть
Плясать Успеть
Гнать Терпеть
Дышать Бледнеть
Плакать Зависеть
Пахать Обидеть

Анализ и озвучивание алгоритма выбора буквы И или Е

— Как пользоваться этой схемой?

7. Первичное закрепление.

— Найдите и подчеркните глаголы, поставьте ударение.

— Пользуясь инструкцией, решите, какой способ определения спряжения глагола нужно использовать.

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давным-давно. А иногда он приводит с собой еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке. (А. Куприн «Слон»)

Читайте также:  Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени с дошкольниками

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

На доске записывают глаголы:

Адр_суют, засв_ркает, соч_ните, пон_маю, ск_нструируешь, приг_товят, выр_жаем, пут_шествуешь.

— Запишите их в два столбика в зависимости от формы времени, укажите спряжение, лицо, число.

9. Повторение пройденного.

Упр. 262 Выполняется на доске.

— Выпишите из текста глаголы, поставьте в них ударения, определите спряжения и допишите окончания.

— Какой способ определения спряжения вы выберете? Пользуясь инструкцией.

Инструкция

Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:

  • В окончаниях гласная е (ё), а в 3-м л. Мн. ч. — ут (-ют)- 1 спряжение
  • В окончаниях гласная и, а в 3-м л. Мн.ч. — ат (-ят )- 2 спряжение

К морю лишь подход_т он,
Вот и слыш_т будто стон:
Видно, на море не тихо;
Смотр_т — вид_т дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Кршун нос_тся над ней;
Та бедняжка так и плещ_т:
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане:»)

10. Работа с глаголами — исключениями:

— Все ли глаголы на — ИТЬ относятся ко 2 спряжению?

— Только ли глаголы на — ИТЬ относятся ко 2 спряжению?

— Перечислите глаголы — исключения (3 — 4 человека )

— К глаголам — исключениям однокоренные глаголы с приставками. Например, гнать (гонит ), выгнать (выгонит ). Внимательно слушайте. Я называю глаголы, а вы хлопайте только тогда, когда слышите глагол — исключения. (догнать, услышать)

11. Итог урока:

— Какова была тема урока? А проблема?

— Что повторяли сегодня?

— Какие глаголы — исключения относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?

— Чему учились на уроке?

— Как надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?

— Какое словарное слово запомнили?

Д/З правило с. 76, упр. 3 с. 94 — 95.

Источник

Глаголы исключения 1 и 2 спряжения

Если неопределённая форма глаголов оканчивается на -ить, то глаголы относятся ко 2-ому спряжению, например:

прос ить – прос ит, прос ят.

Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению, являются брить и стелить:

стел ить – стел ет, стел ют.

Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:

игр ать – игра ет, игра ют.

Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению:

гнать
держать
дышать
обидеть
слышать
видеть
ненавидеть
смотреть
вертеть
зависеть
терпеть

Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть
,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:

Читайте также:  Глагол изменяется по лицам числам и падежам

Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать:

Источник

Глаголы-исключения I и II спряжения — правила правописания и определения

Очень важно научиться устанавливать спряжение глаголов, однако ещё важнее – знать глаголы-исключения 1 и 2 спряжения. Эта памятка поможет без труда определять необходимое.

Для закрепления материала хорошо прорешивать тренажеры с проверкой онлайн, чтобы к экзамену быть в полной готовности.

Глаголы II спряжения и их исключения

Слово нужно проспрягать, то есть изменить по лицам и числам, чтобы увидеть нужные окончания и верно определить спряжение.

Таблица ниже наглядно представляет примеры.

Он / она / оно летит

Имеются вдобавок глаголы 2-ого спряжения, которые являются исключениями. Дабы не ошибиться, желательно заучить их: вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.

В начальной форме все они оканчиваются на –ать и –еть, поэтому кажется, что они принадлежат 1-ому спряжению. Однако легко проверить, к какому спряжению принадлежит глагол, если просто проспрягать его.

Глаголы I спряжения и их исключения

Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;

я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;

я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;

я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;

я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.

Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

Как определить спряжение глагола в русском языке

В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:

по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);

по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).

Метод выявления спряжения по ударному окончанию

Примеры:

    печь – ты печёшь, она/он печёт, они пекут (1);

кричать – ты кричишь, она/он кричит (2);

велеть – ты велишь, она/он велит, они велят (2);

течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут (1);

молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат (2);

таить – ты таишь, она/он таит, они таят (2);

жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут (1).

Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.

лить – льёшь, льют (1 спр.);

гореть – горишь, горят (2 спр.);

мыть – моешь, моют (1 спр.);

рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).

Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу.

Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.

Источник