Меню

Глаголы к слову поздняя осень



словарик осенних слов
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Пользуясь словами, составьте свои предложения на тему «Осень».

Скачать:

Вложение Размер
slovarik_osennih_slov.docx 3.4 КБ

Предварительный просмотр:

Существительные: осень, время года, сентябрь, октябрь, но­ябрь, месяцы, листопад, листва, паутина, дожди, тучи, лужи, ве­тер, туман, сырость, грязь, ненастье, свежесть, природа, уро­жай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, сол­нце, люди, одежда, зонт, заморозки, наледь.

Прилагательные: ранняя, поздняя, золотая, осенняя, унылая, грустная, прощальная, туманный, дальний, богатый, длинная, короткий, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, баг­ряная, голые, печальная, дивная, прекрасная, пыш­ная, перелетные, разноцветные, мокрые.

Причастия: увядающий, зимующие, опавшие, кружащийся, хрустящие, засохшие.

Глаголы: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, насту­пает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, уби­рают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, капает, моросит, мокнут, замерзают.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

Работать — трудится, заниматься.

Красный — багровый, алый, кровавый, пунцовый

Осень пришла (наступила, появилась, настала, подошла, подоспела, установилась. )

Ветер дует (бьёт в лицо…)

Дождь льёт (поливает, течёт…)

Птицы улетают (уносятся, переносятся, проносятся…)

Листья опадают (осыпаются, облетают….)

Земля, река мёрзнет (зябнет, стынет, замерзает…)

Трава вянет (слабеет, ослабевает, чахнет…)

Сырой (мокрый), Унылый (грустный), ненастье (непогода)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия для обучающихся школы интерната VIII вида.

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра «Астра- последняя улыбка осени»2. заключительный урок по теме «Фольклор» в 5 классе (литература).

Творческая работа. Словарик кубанских слов.

Церковнославянский язык. Словарик. Части тела Перевод церковнославянских слов на современный русский язык.

Для успешного решения 4 и 5 заданий новых КИМов ЕГЭ по русскому языку необходимо знать орфоэпические нормы и уметь различать паронимы — слова, сходные по звучанию, но различающиеся п.

Логопедическое занятие, ориентированно на формирование познавательных универсальных учебных действий; межпреметная связь с информатикой и окружающим миром.

Словарик «Слова-пришельцы» — необычный словарик. Издание кратко знакомит читателей с теоретическим материалом, где объясняются причины появления заимствованных слов в русском языке, процес.

Источник

Лексический материал по теме «Поздняя осень»

Ольга Бондарева
Лексический материал по теме «Поздняя осень»

Подбор материала по теме: «Поздняя осень»

1. Формирование понятий об осени: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, стая, берлога, дупло, листва, пора, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, зонт, листья, лес.

2.Глагольный словарь: опадать, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.

3. Словарь качеств и признаков осенних явлений: поздняя, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный.

— пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

4.Антонимы: теплый — холодный, ранний — поздний, солнечно – пасмурно.

5.Образование родственных слов:

1)поздно – поздний, хмуро – хмурое;

2)холодный – холодать, морозный — морозить;

3) холод – холодный, мороз — морозный;

4)день с дождем – дождливый, день с ветром — ветреный);

5. дождь – дождливый (день, дождевой (плащ).

Грамматический строй речи

1. Подбор признаков к предмету.

Согласование существительных и прилагательных: осень – поздняя.

2. Образование множественного числа существительных. Лист – листья, дождь — дожди.

3. Согласование в роде,числе,падеже

. Один пасмурный день; много листьев;

4. Использование предлогов.

— Ходили в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами.

-Собирали грибы (предлоги «в», «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро); находили грибы за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами).

-Собирали урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры).

-Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку);

Развитие познавательных процессов:

1. Загадки о явлениях в природе осенью.

2 «Да или нет» (угадай предмет по описанию).

3. Составь цепочку слов к слову «осень» (лист, лужа, гриб, корзина).

4. Найди такой же … (сравнить картинки).

5.» Чем похожи и что различает?» (сравнить картинки с изображением лета и осени).

6. «Где чей домик?» (подобрать лист к дереву).

7.Создание проблемных ситуаций:

-Что поможет сохранить воспоминания об осени?

-Что будет, если листопада не будет; перелетные птицы останутся зимовать; заяц останется серым, а белка рыжей?

-Нужен ли дождь и ветер (плюсы и минусы?

-Объясни слова: листопад, грибник, ягодник, школьник?

8.Как ты понимаешь выражение:

-Дрожит, как осиновый лист

-После дождичка в четверг.

4. Развитие связной речи.

1. Прекрасная пора.

2. Осенний лес.

3. Осенний город.

4. Почему ты решил,что на картинке осень?.

5. Подготовка животных к зиме.

6. Чем заняты взрослые осенью?.

7. Во что мы осенью играем?

8.Рассказы по темам:

-Расскажи о признаках осени.

-Осенние периоды (ранняя,золотая,поздняя).

-Представь себя листочком и отправляйся в путешествие.

Конспект комплексного занятия «Поздняя осень» Программное содержание: 1. Познакомить детей с картиной Иссака Ильича Левитана «Золотая осень». 2. Закреплять умение рисовать разными.

Конспект классного часа по теме «Малая Родина, ты капелька Руси» во 2 классе «Родина – это земля, государство, где человек рождается.» Цель: формирование у учащихся четкой гражданской позиции, осознания необходимости.

Методическая разработка НОД «Ребенок и окружающий мир» по теме: «Воздух — невидимка» Фаррахова Альмира Хуснулловна. Воспитатель. «ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО, Тюменская область. 1. Методическая разработка.

Методическая разработка организации проектной деятельности старших дошкольников по теме «Мир профессий» Управлением образования Администрации города Екатеринбурга с целью расширения знаний о мире профессий, развития творческих способностей.

Методическая разработка по теме: «Чью старость ты утешил, кого осчастливил» Цели: создать условия для формирования у детей интереса к бабушкам и дедушкам. Задачи: 1. Формировать эмоциональную отзывчивость на состояние.

Методическая разработка по теме: «Проектирование урока по литературному чтению с использованием технологии смыслового чтения» Технологическая карта урока Тема урока: Согласные звуки [д], [д],буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Класс: 1 Тип.

Методическая разработка по теме «Весна Победы» — мероприятие в рамках взаимодействия с родителями Тема: «Повяжи если помнишь» Цель мероприятия: — Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников через приобщение к культурным.

Методическая разработка занятия по теме «Русские народные музыкальные инструменты» Методическая разработка занятия по теме «Русские народные инструменты»с мультимедийным проектом (старшая группа) Работу выполнила: Мамаева.

Поздняя осень в Александровском парке (фотозарисовка) Осенние каникулы и внучки опять у меня. По просьбе Алеси решили прогуляться по Александровскому парку. «Осенней позднею порою Люблю я Царскосельский.

Тематическая неделя «Поздняя осень» Тематическая неделя «Поздняя осень» День первый Утро Дидактическая игра «Кто у кого». Цель: Закреплять у детей правильное употребление.

Источник

Глаголы к слову поздняя осень

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

Дети должны знать.

Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

*подчеркнутые слова для детей подготовительной группы.

Дети должны уметь.

Подбирать признаки.

Подбирать действия.

Подбирать предметы к признакам.

Вместе с ребенком.

Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану.

  • После какого времени года наступает осень?
  • Назовите осенние месяцы.
  • Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
  • Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
  • Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
  • Какие праздники отмечают осенью?

Прочтите ребёнку стихи об осени.

Отгадайте загадки об осени.

Краса по лесу гуляет
И деревья раздевает.

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днём и ночью дождик льёт
Грязь и лужи у ворот.

Источник

Лексическая тема: «Осень».

Дети должны знать:

— названия осенних месяцев;

— основные приметы осени;

— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;

— что делают осенью животные и птицы;

— чем занимаются люди;

— какие подарки людям принесла осень;

— почему об осени говорят «золотая».

Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много»

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом «осенний»»

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

. дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная,

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши). Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно. Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду. Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,

Поиск соответствующего понятия

«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты (во что?) — . ;

школьники идут с портфелями (куда?) — . ;

листья на деревьях стали (какими?) — . ;

цветы на клумбах (что сделали?) — . ;

звери делают на зиму (что?) — . ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — .

«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;

2) осенние месяцы;

3) приметы осени в природе;

4) красота золотой осени;

5) что делают птицы и животные осенью;

6) труд человека в осенний период;

7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь1 на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья.

Птички улетели в теплые края.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Ведущий: Здравствуй, осень!

Дети: водят хоровод.

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Имитируют приготовление пирогов.

Принесла я вам муки —

Дети: Значит, будут пироги.

Ведущий: Принесла вам гречки —

Дети Каша будет в печке.

Имитируют резание овощей.

Ведущий Принесла вам

Дети И для супа, и для щей.

Ведущий Рады ли вы грушам?

Разводят руки, показывая коло¬ду меда.

Дети На зиму насушим.

Ведущий Принесла и меду —

Дети Полную колоду!

Ведущий: А уж яблоки —

что мед! На варенье, на компот.

Дети: Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба припасла,

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Ведущий: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Кто под дождик попадет

Тот сейчас водить пойдет.

Убегают, «прячутся от дождя».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?

— Я из тучки золотой.

— Дождик, дождик, Ты откуда?

— Я из тучи грозовой.

— Ветер, ветер, Ты откуда?

— Я из дальней стороны.

— Листик, листик, ты откуда?

— Из березовой страны!

Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)

Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)

Раз, два, три, (Загибают пальчики)

Четыре, пять, (начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают кулачки)

Листья березы, (Загибают пальчики)

листики тополя, (начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные)

Ветер листики считал: (движения ладонями)

Вот дубовый, (Загибают по одному)

Вот кленовый, (пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают )

Ветер бросил на тропинку. (ладони на стол)

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками обеих рук

Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками

Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и )

А куда ему спешить? (указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то )

«По газону не ходить!» (ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши)

И ушел. (Ритмичные хлопки по столу)

Пошли пальчики гулять, ( « Шагают» указательным и)

Стали листья собирать: (и средним пальцем по столу)

Красный листик, желтый (Поочередно касаются подушечками)

Листик… (пальцев, начиная с указательного к большому)

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно загибают пальцы на одной руке)

Сколько листиком собрали? (Протягивая вперед ладошки)

Пять! (Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы)

С листьями осенними

Будем мы играть,

С листьями осенними

Этот пальчик маленький (Пальцы одной руки)

Мизинчик удаленький. (сжатые в кулак, медленно)

Безымянный – кольцо носит, (разгибаются по одному)

Никогда его не бросит. (начиная с мизинца)

Ну, а этот – средний, (В конце игры они снова)

длинный, (сжимаются в кулак, но)

Он как раз посередине. (большой палец кладется сверху)

Большой палец, хоть

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

Источник

Читайте также:  Глагол use с инговым окончанием