Меню

Глаголы к слову труд что делает



Глаголы к слову труд что делает

Все прекрасное на земле создано трудом человека. Ф. Энгельс писал: «Труд – источник всякого богатства… он – первое условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». О труде существует множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд все перетрут.
Трудовая денежка до веку кормит.
Кончил дело – гуляй смело.

Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие и многообразие человеческого труда? Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой сфере есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в быту – варить, чистить, мыгть, стирать, печь, выгтирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

Существительные называют разные профессии, специальности, должности: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, счетовод, шофер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и др. Мы можем сказать, что врач врачует (то есть лечит, исцеляет), директор директорствует (управляет чем-л. в качестве директора), а шофёр шоферит (работает шофёром). Глагол врачевать относится к книжному стилю, а директорствовать и шоферить – к разговорному, то есть эти слова могут употребляться только в определенной речевой ситуации (далеко не в любой). А от других названных существительных мы и вовсе не можем образовать глагол. Нельзя же сказать бухгалтерничать или кассирничать. Мы вынуждены в этом случае пользоваться описательными оборотами: работать бухгалтером, кассиром и т. п.

Глаголы звуков и цвета

Мы всюду слышим звуки. Утром звонит будильник, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой, в чайнике булькает вода. В морозный день скрипят шаги по хрустящему снегу. В дождливый день крупные капли барабанят по стеклам, а на улицах грязь хлюпает под ногами прохожих. Звуки для нас настолько обычны, что неестественной кажется абсолютная тишина. Не случайно поэтому в программу космонавтов включено и «испытание тишиной».

А сколько новых звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят высокие сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

Глаголы помогают писателям создавать яркие картины цветущих лугов, передавать самые разные звуки леса. «Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, всё цветы, цветы и цветы… Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики и кобылки, вьются над цветами жучки и разновидные козявки, воркуют серо-сизые с зеленой шейкой дикие голуби, как в трубу трубит черная желна, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются либо кошкой взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки… И все звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнью». Это слова замечательного русского писателя П. И. Мель-никова-Печерского.

А вот исследователи творчества А. С. Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы. В стихотворении «Зимний вечер» образ вьюги (бури) сначала дается через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;

Затем автор переходит к звуковым образам:

То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Слух поэта различает и завывание ветра, и плач ребенка, и шорох соломенной крыши, и стук кого-то в окошко. И все это дано через простые сравнения с обычными явлениями деревенской жизни. Весь отрывок полон движения, жизни. Достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за-, которая придает глаголам значение начала действия, а всей строфе – единый музыкальный ритм.

О любви А. С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Я. Маршак: «Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают все описание Полтавской битвы».

Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею…

Ведущий (учитель) предлагает объяснить, каково значение указанных ниже слов, и составить с ними предложения: «Мне приснилось, что…» Каждый правильный пример оценивается в 1 балл, а удачный пример из литературы или пословицы и поговорки – в 2 балла.

Читайте также:  Глагол to be утвердительное предложения примеры

красить, украшать, окрашивать, краснеть

зеленеть, зеленить, озеленять

белеть, белить, обелять

чернеть, чернить, очернять

цвести, расцветать, процветать, расцвечивать

1. От глаголов, которые отвечают на вопрос что делать? образуйте синонимичные глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? И наоборот.

прощать, сбрасывать, сдавливать, вывозить, избирать, лишать, относить, прохаживаться, ронять, скрываться, двигать

сменить, тряхнуть, заклеймить, сказать, поймать, осесть, нырнуть, оросить, согреться, сохранить, оборвать, снять

2. Какие грамматические термины образованы от видовой пары глаголов (что делать? и что сделать?), вследствие чего различаются чередованием а – о?

3. Какие глаголы противопоставляются по виду (при одинаковом лексическом значении) глаголам говорить, ловить, брать, приходить, ложиться?

4. Охарактеризуйте глаголы, встречающиеся в стихотворении.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися…

Задание на дом. Найдите стихотворное произведение, в котором встречаются глаголы всех трех времен.

Источник

Глаголы к слову труд что делает

Особенность глаголов класса «Действие и деятельность» заключается в том, что все они содержат общую семантику понятие действия и деятельности, представляют собой действие и деятельность (работу) каких-то определенных органов человека (конечности, тело, сердце, язык, глаза, голова и т.п.), в том числе и человека в целом. В данную группу входят глаголы, свойственные животному миру и природным явлениям. Поэтому их можно объединить в одну группу и помещать под одним общим названием глаголы действия и деятельности. Данную мысль подтверждают труды Ю.Д.Апресяна, Ю.В.Манько, исследования психологов, физиков, философов, медиков и т.п. В частности, изучая семантику слова деятельность в разговорном и литературном языках как в русском, так и в других языках Ю.В.Манько (1976) пришел к выводу, что слово деятельность подчеркивает процесс выполнения какой-то работы, действий человека, животных или силами природы; это процесс функционирования каких-то органов, в ходе которого затрачивается энергия, проявляется известная активность. Ю.Д. Апресян в своих исследованиях называет основные системы, из которых складывается человек, органы, в которых локализуются, в которых разыгрываются определенные состояния и которые выполняют определенные действия. Ю.Д.Апресян (1995) называет их семантические примитивы (т.е. базовые глаголы М.У.), соответствующие этим системам, органам, состояниям или действиям. Психологи, в свою очередь, констатируют различные познавательные процессы человека как действие, деятельность. В частности, А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко оперируют такими фактами и терминами, как восприятие своеобразное действие, восприятие активный процесс, которым можно управлять, познавательная деятельность, мыслительная деятельность, речь, которая своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализаторов (Общая психология 100-102) и др.

К глаголам класса «Действие и деятельность» относятся глаголы социальной деятельности, глаголы созидательной деятельности, глаголы интеллектуальной деятельности.

Глаголы социальной деятельности

Группу глаголов созидательной деятельности составляют глаголы деятельности по достижению цели, глаголы общественно — политической деятельности, глаголы издательской деятельности и распространения информации, глаголы использования.

Базовыми глаголами являются: добиваться (добиться), достигать (достигнуть, достичь), стремиться, заниматься (чем), участвовать (в чём), издавать (издать), обнаруживать (обнаружить), проявлять (проявить)_, распространять (распространить), использовать.

Далее рассмотрим глаголы этого класса и их деривационные соответствия в словаре и тексте.

1. Демократизировать, несов., что — достигать переустройства (государства, общества) на принципах равноправного участия, организовывать что — л. на демократических началах.

Демократизировать, сов., что — достигнуть, достичь переустройства (государства, общества) на принципах равноправного участия, организовать что — л. на демократических началах.

В словаре НСВ / СВ выражен в одной лексеме и сочетаниях.

Рассмотрим употребления данных глаголов в текстах:

Проводить демократизацию государственных структур необходимо только после того, как будет детально разработан план реорганизации и систематизации многочисленных госструктур. -Попытка парламента демократизировать военные структуры не увенчалась успехом.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: демократизировать — проводить демократизацию.

2. Рекламировать, несов., что — распространять сведения, заниматься рекламой, расхваливать (разг.).

Рекламировать, сов., что — распространить сведения, заняться рекламой, расхвалить (разг.).

В словаре НСВ / СВ выражен в одной лексеме и сочетаниях.

Рассмотрим употребления данных глаголов в текстах:

Напрасно издатели рекламировали на встречах с читателями, на собраниях в творческих союзах так называемые лирические репортажи местного стихотворца — халтурщика: книги годами пылились на полках книжных магазинов. — Нужно было сделать рекламу такому товару, который уже несколько лет лежал мёртвым грузом на складе.

Читайте также:  Мягкий знак после шипящих пишется у глаголов в форме ответа

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: рекламировали — сделать рекламу.

3. Терроризировать, несов., кого — что — устрашать методами террора; запугивать чем — н., держа в состоянии постоянного страха.

Терроризировать, сов., кого — что — устрашить методами террора; запугать чем — н., держа в состоянии постоянного страха.

В словаре НСВ / СВ выражен в одной лексеме и сочетаниях. ВП основана не на базовом глаголе.

Рассмотрим употребления данных глаголов в текстах:

Империалисты терроризируют колониальное крестьянство. — Дети у них дома совершенно терроризированы, боятся голос поднять.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют различные лексемы: терроризируют — терроризированы.

4. Использовать, несов., кого — что — употреблять кого — что — л. для какого — л. дела, находить применение кому — чему — л..

Использовать, сов., кого — что — употребить кого — что — л. для какого — л. дела, найти применение кому — чему — л..

В словаре НСВ / СВ выражен в одной лексеме и сочетаниях. Базовый глагол представлен как ВП.

1 — 4 пары образованы по схеме I типа: Сов./ несов. в одной лексеме + сочетания.

Рассмотрим употребления данных глаголов в текстах:

Пора прекращать использовать пробелы вместо табуляции в коде. — В фильме использованы материалы зарубежной кинохроники.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют различные лексемы: использовать — использованы.

5. Вмешиваться, несов., во что — добиваться вмешательства, приостановления; становиться участником чужого дела.

Вмешаться, сов., во что — добиться вмешательства, приостановления; стать участником чужого дела.

В словаре НСВ / СВ выражен различными лексемами и сочетаниями. ВП является результатом имперфективации: вмешиваться (несов.) — вмешаться (сов.).

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Он постоянно вмешивался в чужие разговоры. — Нельзя совершать вмешательство в то дело, которое тебя не касается.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: вмешивался — совершать вмешательство.

Особого внимания требуют предложения, в которых содержатся дискретные сочетания, перешедшие в разряд терминов. Например «провести вмешательство» / «провести внутреннее вмешательство»: Вред, причиняемый во время процедуры, ведущей к смерти животного, и/или процедуры, подразумевающей совершение внутреннего вмешательства в организм животного, страдающего от естественной смертельной болезни или серьезной неизлечимой травмы, приемлем только при условиях, что этот вред не переживается этим животным на субъективном уровне (например, животное находится под общей анестезией); этот вред является минимальным и/или составляет часть процедуры эвтаназии по гуманным соображениям.

6. Заслуживать, несов., что — достигать, добиваться положительного отношения к себе своей деятельностью, становиться достойным, приобретать за работу.

Заслужить, сов., что — достигнуть, добиться положительного отношения к себе своей деятельностью, стать достойным, приобрести за работу.

В словаре НСВ / СВ выражен различными лексемами и сочетаниями. ВП является результатом имперфективации: заслуживать (несов.) — заслужить (сов.).

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Дурным поведением не заслуживаются награды. — Как заслужить уважение в коллективе?

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют различные лексемы: не заслуживаются — заслужить.

7. Поспевать, несов. — стремиться достигать чего — л. в срок.

Поспеть, сов. — стремиться достигнуть, достичь чего — л. в срок.

В словаре НСВ / СВ выражен различными лексемами и сочетаниями. ВП является результатом имперфективации: поспевать, (несов.) — поспеть (сов.).

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Строевой лес поспевает годов в полсотню, а дровяной у нас поспел.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют различные лексемы: поспевает — поспел.

8. Выпускать, несов., что — издавать что — л. типографским способом.

Выпустить, сов., что — издать что — л. типографским способом.

В словаре НСВ / СВ выражен различными лексемами и сочетаниями. ВП является результатом имперфективации: выпускать (несов.) — выпустить (сов.).

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. — Издательство выпустило новую книгу.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют различные лексемы: выпускать — выпустило.

9. Оповещать, несов., кого — что — распространять что — л., доводить до сведения кого — л, извещать многих людей.

Оповестить, сов., кого — что — распространить что — л., довести до сведения кого — л, известить многих людей.

В словаре НСВ / СВ выражен различными лексемами и сочетаниями. ВП является результатом имперфективации: оповещать (несов.) — оповестить (сов.).

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Бухгалтерия оповещает преподавателей о том, что выдача заработной платы переносится на следующую неделю. — Необходимо провести оповещение людей о надвигающемся стихийном бедствии.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: оповещает — провести оповещение.

Читайте также:  Нужен ли вспомогательный глагол для who

10. Распространять, несов., что — делать что — л. широко известным, предавать гласности.

Распространить, сов., что — сделать что — л. широко известным, предать гласности.

В словаре НСВ / СВ выражен различными лексемами и сочетаниями.

5-10 пары образованы по схеме II типа: Сов./ несов. — различные лексемы (формы) + сочетания.

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Деятели семидесятых годов, так называемые «народники», распространили демократические идеи разными способами: печатали, листовки, воззвания, обращения к рабочим, крестьянам, «ходили в народ», разъясняли смысл революционной борьбы. — Проводить распространение идеи национальных меньшинств — дело затратное и никому не нужное.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: распространили — проводить распространение.

11. Практиковать, несов., что — использовать какие-л. формы для освоения, применять в жизни (на практике) знания, опыт.

? , сов., что — применить в жизни (на практике) знания, опыт.

В словаре НСВ представлен лексемой и сочетанием, СВ — только сочетанием.

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Коллектив педагогов практикует новые формы обучения детей-дошкольников иностранным языкам. — Знания, полученные в университете, по офтальмологии врачи не только смогут использовать на практике, но применить их в повседневной жизни.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: практикует — использовать на практике.

12. Нормировать, несов., что — определять пределы, вводить норму.

? , сов., что — определить пределы, ввести норму.

В словаре НСВ представлен лексемой и сочетанием, СВ — только сочетанием.

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Нормировать рабочий день стали только в начале 20 века, да и то не на всех предприятиях. — Ввести норму на производство некоторых продуктов в стране — значит держать под контролем многие сферы экономики.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: нормировать — ввести норму.

13. Сеять, несов., что. Перен. — распространять множественные слухи; вводить в заблуждение.

? , сов., что. Перен. — распространить множественные слухи; ввести в заблуждение.

В словаре НСВ представлен лексемой и сочетанием, СВ — только сочетанием.

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Любители сеять слухи и панику в обществе должны нести за это наказание. — Как ввести в заблуждение петербуржцев?

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: сеять — ввести в заблуждение.

14. Соревноваться, несов., с кем — стремиться добиваться лучших результатов, превосходить кого — л. в каком — л. отношении.

? , сов., с кем — добиться лучших результатов, превзойти кого — л. в каком — л. отношении.

В словаре НСВ представлен лексемой и сочетанием, СВ — только сочетанием.

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Школьники будут соревноваться по пожарно-прикладному спорту на базе пожарной части. — Футболисты должны добиться лучших результатов с Хайнкесом.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют сочетания: будут соревноваться — должны добиться.

15. Хлопотать, несов., о чём — стремиться к достижению чего — л.; добиваться чего — л.; прилагать усилия; заниматься чем — л. усердно.

? , сов., о чём — добиться чего — л.; приложить усилия; заняться чем — л. усердно.

В словаре НСВ представлен лексемой и сочетанием, СВ — только сочетанием.

11 — 15 пары образованы по схеме IV типа:

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Стоит ли прилагать усилия ради достижения цели? — Не хлопочите, пожалуйста.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: не хлопочите — прилагать усилия.

16. ? , несов., что — добиваться чего — л. страданиями; получать, прилагая усилия.

Выстрадать, сов., что — добиться чего — л. страданиями; получить, прилагая усилия.

В словаре СВ представлен лексемой и сочетанием, НСВ — только сочетанием.

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Как ловко и мучительно созависимый сам, собственными трудами тихо, мучительно добивается страданий, унижений, терпения, мук. -Много ему пришлось выстрадать во время болезни детей.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: добивается страданий — выстрадать.

17. ? , несов., что — распространять какую — л. информацию; предавать гласности; объявлять для всеобщего сведения; опубликовывать.

Обнародовать, сов., что — распространить какую — л. информацию; предать гласности; объявить для всеобщего сведения; опубликовать.

В словаре СВ представлен лексемой и сочетанием, НСВ — только сочетанием.

16, 17 пары образованы по схеме III типа:

Рассмотрим употребления данных видовых пар глаголов в текстах:

Президент предложил предавать гласности факты так называемых непроцессуальных обращений в суд. — Аристотель сам при жизни не обнародовал своих сочинений.

В текстах глаголы НСВ / СВ составляют лексема и сочетание: обнародовал — предавать гласности.

Источник