Меню

Глаголы однократного и многократного действия



Глагольное действие

Способы глагольного действия, тесно связанные с категорией вида, — это лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественные и результативные характеристики действия. Эти характеристики всегда выражены посредством приставок, суффиксов или приставок и суффиксов и постфиксов одновременно. Так, значение начала действия выражается с помощью приставок вз-, воз-, за-, по-, раз- (взвыть, вскричать, вознегодовать, запрыгать, заулыбаться, рассмеяться); значение однократности действия — обычно суффиксом -ну- (прыгнуть, спекульнуть); значение сопроводительного способа действия — с помощью приставок при- и под- и суффиксов -ива, -ва- (присвистывать, подвывать).

Способы глагольного действия подразделяются на три основные группы, обозначающие: 1) временную характеристику протекания действия: заходить, походить, проходить (весь день), отходить; 2) количественно-временную характеристику действия: тряхнуть, крикнуть, прихворнуть, поговорить, подтаять, хаживать, распевать, поглядывать, пересмеиваться; 3) характер достигаемого действием результата: додумать, докупить, доболтаться, искрошить, прижиться, порубить, переделать, пооткрывать.

Основные способы действия представлены в табл.

Основные способы действия

Способ глагольного действия

Примеры

заговорить, взволноваться, раскричаться

Источник

Способы глагольного действия

Способы глагольного действия, тесно связанные с категорией вида, — это лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественные и результативные характеристики действия. Эти характеристики всегда выражены посредством приставок, суффиксов или приставок и суффиксов и постфиксов одновременно. Так, значение начала действия выражается с помощью приставок вз-, воз-, за-, по-, раз- (взвыть, вскричать, вознегодовать, запрыгать, заулыбаться, рассмеяться); значение однократности действия — обычно суффиксом -ну- (прыгнуть, спекульнуть); значение сопроводительного способа действия — с помощью приставок при- и под- и суффиксов -ива, -ва- (присвистывать, подвывать).

Способы глагольного действия подразделяются на три основные группы, обозначающие: 1) временную характеристику протекания действия: заходить, походить, проходить (весь день), отходить; 2) количественно-временную характеристику действия: тряхнуть, крикнуть, прихворнуть, поговорить, подтаять, хаживать, распевать, поглядывать, пересмеиваться; 3) характер достигаемого действием результата: додумать, докупить, доболтаться, искрошить, прижиться, порубить, переделать, пооткрывать.

Основные способы действия представлены в табл. 33.

Таблица 33. Основные способы действия

Способ глагольного действия

Примеры

заговорить, взволноваться, раскричаться

отболеть, отцвести, отвоеваться

припугнуть, передохнуть, подбодрить, приглушить, подсократить, подпахивать

подглядывать, постукивать, прихварывать

подпеть, поддакивать, приговаривать

открахмалить, перепугать, дознаться

Связь способов действия с видом глагола проявляется в том, что одни группы глаголов, обозначающих те или иные способы глагольного действия, не входят в видовые пары; таковы, например, глаголы несовершенного вида со значением многократного, прерывисто-смягчительного, длительно-дистрибутивного, сопроводительного действия, а также глаголы совершенного вида со значением ограничительного и однократного способов действия. Могут образовывать видовые пары глаголы совершенного вида следующих способов действия: начинательного (задутьзадувать), длительно-ограничительного (проходитьпрохаживать), окончательного (отгоретьотгорать); повторительного (перешитьперешивать); уменьшительно-смягчительного (подбодритьподбадривать); интенсивно-результативного (вызретьвызревать, выпечьвыпекать) и некоторые другие.

Глаголы движения

Особое место в русской глагольной системе занимают парные глаголы движения, т.е. такие глаголы, которые обозначают одно и то же действие двумя глаголами несовершенного вида: Ночью развели огромный костер на верху горы, и все ходили по берегу с огнем (А. Куприн) и Трудно идти, маленькие ноги вязнут в снегу (М. Горький). Глаголы идти и ходить обозначают одно и то же действие — «двигаться, переступая ногами», но глагол идти обозначает такое движение, которое совершается в одном направлении, а глагол ходить — движение, совершающееся не в одно время, не за один прием и не в одном направлении. В русском языке обычно выделяют 17 пар глаголов несовершенного вида, обозначающих однонаправленное и неоднонаправленное движение: бежать — бегать, ехать — ездить, идти — ходить, лететь — летать, плыть — плавать, тащить — таскать, катить — катать, катиться — кататься, нести — носить, нестись — носиться, вести — водить, везти — возить, ползти — ползать, лезть — лазитьлазать), брести — бродить, гнать — гонять, гнаться — гоняться.

Читайте также:  Глаголы которые используются с dativ

Выделение этих глаголов происходит не только по семантическому признаку — в этом случае глаголов движения в русском языке оказалось бы значительно больше. Первые члены перечисленных пар, обозначающие действие, которое совершается в одном направлении и за один прием, называют глаголами однонаправленного движения (Он бежит на работу, Я еду домой). Вторые члены, обозначающие действие, которое совершается в разных направлениях либо регулярно повторяется в одном направлении, называют глаголами разнонаправленного движения (Он бегает по лесу; Я предпочитаю ездить на поездах).

Те и другие глаголы сами по себе не образуют видовых пар. От глаголов однонаправленного движения с помощью приставок регулярно образуются глаголы совершенного вида начинательного значения (побежать, поехать, пойти) и с разнообразными приставками пространственного значения (выбежать, добежать, перебежать, отбежать), причем последние регулярно образуют видовые пары (перебежатьперебегать, добежатьдобегать, отбежатьотбегать). От глаголов разнонаправленного движения также образуются приставочные глаголы совершенного вида, но с теми или иными дополнительными оттенками значения, например времени (походить — действие ограничено во времени: Я походил по лугу и вернулся домой) или результата действия (износить: Девочка износила платье до дыр).

Источник

§ 60. СПОСОБЫ ГЛАГОЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Изучение особенностей вида различных по семантике глаголов привело к выделению лексико-грамматических разрядов, которые принято называть способами глагольного действия. Это группы глаголов, объединяемых на основании общности характера протекания действия.

Способы глагольного действия делятся на характеризованные и нехарактеризованные. В характеризованных общее значение передается при помощи специальных морфем, а в нехарактеризованных заключено в самом корне.

Глаголы, выражающие различные способы глагольного действия, чаще всего одновидовые.

ХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Одновидовые глаголы совершенного вида

1. Начинательный способ. Глаголы обозначают начало действия. Например: Блеснет поутру луч денницы, И заиграет ясный день (П.). Это многочисленная группа (в современном русском языке, по данным словарей, их около 900).

Значение начинательности выражается приставками. Так, при- ставка за- присоединяется к глаголам речи и звучания (зашуметь, замяукать, захохотать); к глаголам перемещения в пространстве (зашагать, забегать)\ к глаголам, обозначающим чувства (забеспокоиться, затосковать), и к некоторым другим группам глаголов.

Начинательное значение выражается и приставкой по-, которая присоединяется к глаголам однонаправленного движения (поплыть, побежать, полететь и т. д.).

Небольшая группа начинательных глаголов имеет.приставку вз- (вс-, воз-, вое-): вскричать, взбунтоваться, возмечтать (устар.) и др.

Глаголы начинательного способа действия видовую пару образуют редко (например, запеть—запевать).

2. Ограничительный способ действия. Такие глаголы обозначают действие, ограниченное сравнительно небольшим отрезком времени. Например: Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезным читателем (П.) ; Люблю тебя душой, и рад бы иногда С тобою посидеть (П.).

Чаще всего эти глаголы имеют также и значение действия, ограниченного в полноте своего проявления.

Читайте также:  Сообщение по русскому языку на тему глагол

Ограничительное значение выражается приставкой по-у которая присоединяется, как правило, к непереходным глаголам состояния, чувства, речи, передвижения в пространстве и др. (поплакать, повеселиться, поговорить, поездить и т. д.), такое же значение придает она и глаголам передвижения в переходном значении (поводить, повозить приятеля по городу и др.). Это непарные по виду глаголы.

В большинстве своем глаголы ограничительного способа действия относятся к разговорной лексике.

3. Длительн о-о граничите л ьный способ действия. Общее значение таких глаголов — действия, охватывающие определенный промежуток времени. Например: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (Кр.)’> Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени (П).

Указанные глаголы образуются присоединением приставки про- к глаголам состояния, передвижения, чувства, речи и др. (пробегать, продержаться, проспать, проговорить весь перерыв и т. д.).

Это группа одновидовых глаголов: лишь в редких случаях возможно образование видовых пар (просидеть — просиживать, простоять — простаивать).

Как правило, данные глаголы относятся к разговорной лексике.

4. Смягчительный способ действия. Общее значение — действия, смягченные в своей интенсивности. Например: И ты со мной, о Лира, приуныла (П.); Я слышал, ты поднаторел за войну в технике (Мальц.).

Значение выражается приставками. Так, приставка по- присоединяется обычно к приставочным глаголам (поиздержаться, поизноситься, попридержать и др.).’Приставка при- соединяется с приставочными и бесприставочными глаголами (приуныть, прилечь, приналечь и др.), как и приставка под- (подработать, подзаработать и др.).’

Некоторые глаголы данного способа действия образуют видовые пары (подработать — подрабатывать, приподнять — приподнимать и др.).

Как правило, эти глаголы функционируют в разговорной речи.’

5. Результативный способ д е й с т в и я.’ Глаголы этой группы имеют общее значение: значение реального достижения результата или направленности на достижение результата.

Общее значение результативности включает в себя несколько частных: законченности (отужинать, переночевать), распределительности (позакрывать, перессорить), интенсивности (заждаться, набегаться, изолгаться), накопительности (наварить, налетать тысячи километров).

Образуются глаголы данной группы при помощи приставок про- (Часы пробили полночь), от- (отужинать), пере- (перезнакомить), по- (позакрывать), на- (наварить, наговорить), а также префиксально-постфиксальным способом (набродиться, заждаться, избегаться).

Как правило, это глаголы одновидовые. Употребляются прежде всего в разговорной речи; некоторые из них относятся к просторечию (достукаться).

6. Однократный способ действия. Общее значение глаголов этого способа действия — значение действия, произведенного за один прием, один раз. Например: Пес как прыгнет, завизжит (П.); Вагон, в котором ехала Даша, остался на рельсах, но по нему резанули из пулемета (А.’ Н. Т.). Они образуются от многих глаголов, обозначающих конкретные действия (глотнуть, качнуть), от глаголов речи, звучания (ахнуть, скрипнуть), от глаголов зрительного восприятия (мелькнуть, сверкнуть).

Способ образования глаголов — суффиксальный, они образуются с помощью суффикса -ну-.

В большинстве своем это глаголы, относящиеся к нейтральной лексике.

Некоторые глаголы однократного способа действия образуются при помощи суффикса -ану-, который придает значение интенсивно-однократного действия (дергануть, рубануть, резануть): Например: Их тут наши так тряханули, так чесанули. (Пол.) Сфера употребления таких глаголов — просторечие.

1. Глаголы длительн о-п рерывистого способа действия. Общее значение — значение нерегулярной расчлененности неинтенсивного действия. Например: Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел, На братца поглядывает боком (П.); Генеральша мелко, не переставая, смеялась. Генерал тооісе похохатывал (Ч.).

Способ образования суффиксально-префиксальный, прежде всего от глаголов конкретного действия или состояния одушевленных субъектов (побаливать, побаиваться, поглядывать, покашливать, похаживать и др.). В словарях они даются чаще всего с пометой «разг.».

Читайте также:  Слово здравствуйте это существительное или глагол

2. Глаголы сопроводительного способа действия. Они обозначают действие, совершающееся вместе с другими и несколько ослабленное в интенсивности. Например: И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами. (П.); Это был брат моего отца. в ту пору подголадывающий студент МВТУ, обитавший на краю Москвы (А. Шаров).

Способ образования — префиксально-суффиксальный: приставки при-, под- и суффикс -ива-(-ыва-, -ва-) (притопывать, припевать, подпевать).

Группа немногочисленна. Сфера употребления — разговорная речь.

3. Глаголы в з а и м и о-д лительного способа действия. Общее значение — значение действия, которым обмениваются субъекты. Например: Я гордо посмотрел на чиновников, которые между собой перешептывались (П.); Когда адмирал появлялся на базаре, торговки обыкновенно пересмеивались (Станюк.).

Способ образования — префиксально-суффиксально-постфик- сальный (переписываться, переговариваться, переглядываться).

Это глаголы стилистически нейтральные или разгозорные.

4. Глаголы многократного способа действия. Общее значение — значение повторяющегося действия. Например: Глинка певал эту балладу охотно и довольно часто (В. Серов); Покончив с обыкновенными дневными хлопотами, Маргарита Николаевна до сумерек молчаливо сиживала в палисаднике (Коч.).

Способ образования — суффиксальный (знавать, хаживать, читывать, говаривать и др.).

Следует отметить, что это глаголы неполной парадигмы: они употребляются в формах инфинитива, прошедшего времени изъявительного наклонения (преимущественно), реже причастий.

В современном языке группа непродуктивная. Сфера употребления — разговорная.

НЕХАРАКТЕ РИЗО BA II И Ы E СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Сюда относятся глаголы однонаправленного и разнонаправленного способа действия. Эти глаголы составляют пары по способу глагольного действия: бежать — бегать, везти — возить, вести — водить, гнать — гонять, гнаться — гоняться, ехать — ездить, идти — ходить, катить — катать, катить — катиться, лезть — лазить, лететь — летать, нести — носить, нестись — носиться, плыть — плавать, ползти — ползать, тащить — таскать, тащиться — таскаться.

Глаголы однонаправленные обозначают действие, совершающееся в одном направлении, непрерывное и в определенный момент. Например: Наконец он увидел, что едет не в ту сторону (П.).

Семантика глаголов разнонаправленного действия более разнообразна. Так, они могут обозначать повторяющиеся действия: Она (мать) знала, что он ходит в город, бывает там в театре (М. Г.); длительное действие: Я ходил по парку, держась подальше от дома (Ч.); действие, которое имеет два направления, туда и обратно: Он ездил в командировку; обозначают способность к совершению действия: Ребенок уже ходит. Это могут быть и глаголы — характеристики по действию. Например: Птицы летают. Рыбы плавают.

Видовых пар эти глаголы не образуют, однако к категории вида относятся по-разному: глаголы однонаправленного действия при соединении с приставками образуют новый глагол совершенного вида (бежать — убежать, перебежать, сбежать и т. д.), глаголы же разнонаправленного действия при соединении с приставкой могут сохранять значение несовершенного вида (бегать — убегать, забегать, сбегать и т. д.).

Методическое примечание. Понятие о виде в курсе русского языка начальной школы не дается, но к изучению данной категории дети уже подготавливаются: при общей характеристике глагола как части речи и при изучении времен обращается внимание на различие в вопросах (что делать? что сделать? что делаю? что с д е л а ю? и т. д.).

Источник