Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. 3-й класс
Класс: 3
Цель: формирование умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы.
Задачи:
- Актуализация и расширение знаний учащихся об имени существительном.
- Формирование представлений учащихся о разном значении суффиксов существительных.
- Развитие каллиграфического навыка письма.
- Развитие навыка написания слов с непроверяемым написанием.
- Развитие речи на лексическом уровне: уточнение, активизация, систематизация, обогащение словаря по теме: “имена существительные”.
- Развитие речи на синтаксическом уровне.
- Развитие языкового чутья.
- Развитие орфографической зоркости учащихся.
- Развитие познавательных процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение.
- Воспитание уважения к собеседнику.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык”. 3 класс. Бунеев Р.Н. и др. – Ч1. М.: Баласс, 2012.
- Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику “Русский язык”, 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – 64 с.
- Возможно сопровождение слайдами (проектор).
1. Оргмомомент.
2. Минута чистописания.
Повторение правил посадки и того, как держать ручку правильно, писать с наклоном. Тетрадь с.32 урок 88. Прописывание элементов “многобуквы” и предложения (Буквы ц, и, ы).
3. Проверка домашнего задания.
Устный опрос 1-2 чел . упр.3. с.56 + задания на карточках на повторение –безуд. буквы гласных, разборы слов (3-4 чел). + опрос по правилам .
4. Словарная работа.
— Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Примечание: слайд 1. Тема урока. Далее слайд 2. Словарь: мечта.
— Запишите новое словарное слово. Почему оно словарное? (орфограмма буква безуд.гл).
— Что значит слово “мечта?” (определяют)
— Прочитайте значение этого слова из словаря С.И. Ожегова (читают со слайда).
— Какой корень в слове “мечта”? Посмотрите на слова, написанные ниже. Назовите только однокоренные слова (мечта, мечтательный, помечтать, мечтание, мечтательница).
— Почему вы не назвали слова “меч, меченый”? (они не однокоренные).
— Какое значение у этих слов? (объясняют)
— Хорошо. Придумайте предложение с любым словом.
5. Основная часть
— Прочитайте таблицу суффиксов.
Примечание: слайд №3.
-их- | — тель- | -ник- |
-иц- | ||
-онок- | ||
-ёнок- | ||
-ат- | ||
-ят- |
— Почему суффиксы в 3 разных столбиках? (имеют разное значение)
— Какие суффиксы из первого столбика называют животных, их детенышей? (приводят примеры)
— Как при помощи суффиксов можно образовать слова? (взять основу имени сущ. и добавить суффикс).
— Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока (пробуют)
— Итак, сравните задачи, которые вы назвали с теми, что у нас на слайде.
Примечание: слайд №4.
Задачи урока:
- Вспомнить и узнать новые суффиксы, их значение.
- Повторить разбор слов по составу.
- Тренироваться в разборе имени существительного как части речи.
— Откройте учебник на с. 47. Упр. 273. Прочитайте задание (читают).
— Что надо сделать? (образовать новые имена сущ. по образцу).
— Чем отличаются слова в первой строчке? (значением, называют животного, самку животного, детеныша и много детенышей, еж, ежиха, ежонок, ежата).
— Какие суффиксы передают каждое значение? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-)
— Запишите оставшиеся строчки по образцу. Выделите корень, чередующиеся согласные и суффиксы (пишут в тетр. и на доске).
— Какие суффиксы помогли от основ имен сущ. образовать существительные, называющие животных иначе? (-их-, -онок-, -ат-, -ят-).
— Прочитайте правило на с. 47 в серой рамке (“С помощью суффиксов -их-, -иц-, -онок-, -ат-, -ят- от основ имен сущ. образуются имена сущ., которые называют животных или их детенышей”).
Примечание: возможны индивидуальные карточки на разбор имен существительных как частей речи.
— Были ли на слайде какие-то суффиксы из этого правила? (да, называют какие).
— Посмотрите на слайд. Задание письменно по вариантам. Нужно от этих слов образовать имена существительные, которые называют животных, их детенышей. На каждое слово по 2 примера. Используйте суффиксы, которые на слайде (пишут в тетрадях, часть детей работает на карточках).
Примечание. Слайд 5. Образуй с помощью суффиксов – их-, -ик-, -иц-, -онок-, ёнок-, -ат-, -ят- по 2 новых слова на каждый пример. Выдели суффиксы.
1 вариант | 2 вариант |
Верблюд | Кот |
Ёж | Лебедь |
Лось | Лиса |
Волк, волчица, волчонок.
— Прочитайте слова, которые у вас получились (1-2 ученика читают).
6. Закрепление материала.
— Откройте упр.276. Прочитайте задание (читают). Нужно записать только слова, которые пропущены, выделить суффикс (выполняют в тетради и на доске 1-2 чел.).
Примечание: на слайде 6 дано упражнение.
- Водит машину (кто?) водитель.
- Книги пишет (кто?) .
- Учит детей (кто?) .
- Воспитывает детей (кто?) .
- Изобретает (кто?) .
- Сказки сказывает (кто?) .
- Строит дома (кто?) .
— От слов какой части речи образованы новые слова-ответы? (глаголов)
— Какая общая часть во всех словах? (-тель-)
— Запомните, этот суффикс помогать образовать имена существительные от глаголов. Какое значение у этого суффикса? (называет профессии человека)
— Прочитайте правило на с.48 в серой рамке (“С помощью суффикса –тель- от основ глаголов образуются имена существительные, которые называют человека по роду занятий, действий”).
— Потренируемся устно. Я читаю вопрос, а вы ответ. Как называется человек, который любит мечтать? Живет в городе или селе? Отправляет письмо или посылку? Получает письмо? (мечтатель, житель, отправитель, получатель).
— Какой суффикс во всех словах? (-тель-).
— Верно. Запишите упр. 278. Прочитайте задание (читают)
Далее выполняют на доске и в тетради. + карточки для учащихся.
— Почему суффикс –ник- встречается во всех словах, но слова в друг разных группах? (разное значение)
— Какие значения у него? (предметы, места, где что-то растет, род деятельности человека).
— Верно, откройте учебник на с. 50, прочитайте правило.
7. Заключение.
— Посмотрите на доску, все ли значения суффиксов мы вспомнили? (да)
Примечание. Слайд 7. Таблица с суффиксами.
— Сколько значений у суффикса –ник-? Какие? (3)
— Какие суффиксы обозначают животных? (и т.д.)
— От каких основ могут образовываться имена сущ.? (сущ., гл.)
— Какие суффиксы помогают образовать имена сущ. от глаголов? (-тель-, -ник-).
— Откройте дневники, запишите д/з. упр.4 с.56-57 + правила.
Источник
Что такое отглагольные существительные
Отглагольные существительные (далее по тексту ОС) — это существительные, произошедшие от глаголов. Обозначают опредмеченное действие. Говоря более простым языком, это описание какого-либо действия в отвлеченном смысле, без указания лица, которое его совершает, и других факторов, связанных с действием (время, завершенность).
Примеры ОС: бег, плавание, вылов, метание, разрыв, катание, осуществление, выполнение, решение, принятие, езда, платёж, открытие.
Существительным, образованным от глаголов, уделяют особое внимание при изучении русского языка. С одной стороны, их широко используют во всех стилях речи, но с другой, злоупотребление ими вредит тексту и речи, создает нагромождения наподобие «утопление по причине утонутия», чем затрудняет восприятие содержания.
ОС в русском языке образуются двумя способами:
- безаффиксным (бессуффиксным);
- суффиксальным.
Отличить такой вид существительных от других типов не сложно, но для этого нужно знать грамматические особенности отглагольных существительных.
Словообразование
Отглагольные существительные образуются присоединением суффикса к основе глагола либо отбрасыванием суффикса и окончания слова (в нашем случае — глагола).
Суффиксальное образование
При суффиксальном образовании используют разные суффиксы, в зависимости от исходного слова:
- -Б-молоть — молотьба, резать — резьба; палить — пальба
- -Л- для описания отвлеченного процесса или производителя действия: кидать — кидала, травить — травля
- -ИЩ-пепелить — пепелище, играть — игрище
- -ОТН-, -Н-бегать — беготня, грызть — грызня
- -ТИЙ-покрывать — покрытие, отливать — отлитие
- -ЧИК(-ЩИК)-резать — резчик, грузить — грузчик, зачинать — зачинщик
- -АЦИЙ-декларировать — декларация, монетизировать — монетизация
- -НИЙ-, -ЕНИЙ-приложить — приложение, говорить — говорение
- -К-загрузить — загрузка, вырубать — вырубка
- -ОК-подарить — подарок, оставлять — остаток
- -ЗНЬ-казнить — казнь, бояться — боязнь
- -ТЕЛЬ-спасать — спасатель, карать — каратель
Зная эти суффиксы, легко образовывать ОС правильно и распознавать их в предложении.
Безаффиксный (бессуффиксный) метод
Некоторые глаголы можно превратить в существительные, производные от глаголов, только безаффиксным способом. Для этого глагол лишают окончания и суффикса. К примеру:
Безаффиксный метод образования слов используется только для существительных, образование ОС — частный случай.
Как определить словообразование
Когда нужно определить, какой способ словообразования используется для конкретного слова, нужно выделить основу, суффикс и окончание существительного, найти другие слова с таким же корнем.
Например, слово восходить. Отглагольная форма — восхождение. Для образования используется суффикс -ЕНИЙ.
Другой пример: восходить — восход. В слове восход суффикса нет, а значит тут используется безаффиксный способ словобразования.
Грамматические особенности
Основное отличие ОС от глаголов и существительных в том, что они описывают процесс чего-либо, при этом делают это опредмечивая действие.
Абстрактные формы ОС обычно не изменяются по числам, к примеру: начертание, высчитывание.
Отглагольные существительные в речи
Данные виды слов появляются во всех стилях русского языка: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Такие существительные обогащают речь, делают ее разнообразней, но иногда ими злоупотребляют, из-за чего высказывания становятся неясными, приобретают двойной смысл, к примеру: «Вопрос о решении задачи» (непонятно, нужно ли что-то сделать, или что-то уже сделано).
Часто можно встретить большое количество существительных, образованных с помощью глагола, в деловом стиле. Их обилие в высказываниях чиновников придает речи оттенок канцеляризма, затрудняет восприятие информации.
При использовании ОС надо понимать, что у них отсутствуют основные глагольные категории (завершенность действия, время, лицо), а значит, нужно давать слушателю дополнительную информацию.
Чтобы текст был понятным, нужно отказаться от неживой речи и реже использовать производные от глаголов. Информацию надо подавать простыми словами. Текст будет читаться легко, если в нем нет нагромождений сложных конструкций.
Источник
Существительные, образованные от глаголов и прилагательных
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация поможет запомнить суффиксы, которые указывают на производство существительных от других частей речи. Данные знания особенно пригодятся при подготовке к ЕГЭ (часть В)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnye_obrazovannye_ot_glagolov_i_prilagatelnykh.ppt | 648.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существительные, образованные от глаголов и прилагательных Суффиксы существительных Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель Карповской СОШ
У каждой части речи есть своё грамматическое значение: существительное обозначает предмет, прилагательное – признак, глагол – действие. Следовательно, если существительное обозначает признак или действие, значит, оно произведено или от прилагательного, или от глагола, а не наоборот: разбег разбежаться строитель строить старость старый
Существительные, образованные от глаголов с помощью суффиксов — ени(е) — ни(е) — ок( ) — к( ) — б(а) — отн(я) — тель( )
Задание 1. Определите, от каких глаголов и как образованы данные существительные Чередовать Спрягать Склонять Наказать Терпеть Стричь Прыгать Освещать Просить Чередование Спряжение Склонение Наказание Терпение Стрижка Прыжок Освещение Просьба
Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов -ость( ) -от(а) -изн(а) -ств(о) -ев(а)
Задание 1. Определите, от каких прилагательных и как образованы данные существительные Синева Серость Дешевизна Слепота Синий Серый Дешевый Слепой
Задание 3. Запишите по два существительных, с помощью указанных суффиксов затмение, изменение, смущение, облысение беднота, высота, красота, доброта, глухота, слепота бедность, глупость толчок, прыжок, скачок, рывок, бросок новизна, кривизна, дешевизна, голубизна -ени(е) -от(а) -ость( ) -ок( ) -изн(а)
Тест Слово двигатель образовано от движение, двигаться, двигательный Слово сомнение образовано от сомневаться, мнение, несомненный.
Слово опыление образовано от пылить, опылить, пыль Слово свисток образовано от свист, свистеть, свистун
Ключ 1 2 2 1 3 2 4 2
Правописание изученных суффиксов Данные суффиксы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения Запомни их правописание -ость- -от- -изн- -ств- -ев- -ени(е) -ни(е) -ок- -отн- -тель-
Итог урока Имена существительные могут быть образованы от слов других частей речи суффиксальным способом. От глаголов образуются существительные, которые обозначают действия. От прилагательных образуются существительные, которые обозначают свойства, качества.
Использованные источники: http://i.uaget.com http://laskoviybes.narod.ru http://schoolplanety.narod.ru http://nightked.narod.ru http://fio.novgorod.ru http://www.uchportal.ru http://www.texnomagia.ru http://cdttblag.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре.
Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр.
Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте.
Автором предлагаются материалы для закрепления темы русского языка «Н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов» для обучающихся 6 классов.
Источник