Меню

Глаголы род глагола 4 класс



Род глаголов в русском языке: как определить форму

Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.

Род глаголов ­– морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.

В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.

В каких формах можно выделить

Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:

  1. Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
  2. Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
  3. Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).

Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.

Вспомним известные формы времени:

  1. прошедшее время (прош. вр.) ­– признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
  2. настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
  3. будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.

Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Преобразование инфинитива

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Алгоритм определения рода глаголов

На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.

Первый способ

Если заданные слова находятся в тексте упражнения:

  1. Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
  2. Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
  3. Выделим окончания у гл.
  4. Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.

Второй способ

Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:

  • (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»

Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:

Невестка (что сделала?) – попросила.

В полученном слове окончание «-а», ­значит – это ж.р.

В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.

Читайте также:  Спряжение глаголов назвать какое спряжение

И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!

Источник

Урок русского языка в 4-м классе. Тема «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам»

Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!

II. Актуализация опорных знаний.

– Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажите?

– Какие задания можно предложить?

(Разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова.)

– Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
– Для чего нам нужен алфавит?
– Какое слово можно составить из всех букв?

– назовите орфограммы. Скажите, а можно проверить безударную гласную?

(Нет, это непроверяемая гласная и ее нужно запомнить.)

– Подберите однокоренные слова.

(Вывешиваю табличку: желтый, желтенький, желтизна, пожелтеть.)

– А что это за слово? Докажите. (Вывешиваю табличку: (Глагол)).

– Что еще знаете о глаголе? (Вывешиваю таблички: Что делать? Что сделать?
Единственное и множественное число, Настоящее и будущее время)

– Употребите глаголы желтеть и пожелтеть в настоящем и будущем времени.

желтеют
пожелтеют желтеет
пожелтеет

– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
– Что показывает настоящее время глаголов? А будущее время?
– Определите лицо и число глаголов.
– А теперь составьте предложения с этими глаголами.

А) простое предложение;
Б) Простое предложение с однородными членами;
В) Сложное предложение.

– Докажите. Назовите грамматические основы.

III. Постановка учебной задачи.

– В каком еще времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.)
– Так какая тема урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.)
– На какие же вопросы нам предстоит сегодня ответить?

* На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
* Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? *Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

IV. Работа по теме.

1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.

Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.

Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.

Трава (что делала?) шуршала.
Медведь (что делал?) заснул.
Солнце (что делало?) светило.

– Что показывает прошедшее время глагола?
– На какие вопросы отвечают глаголы?

Вывод. Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делала? Что делал? и т. д.

2. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.

Выполнение упражнения № 80 (устно).

– Назовите выделенные существительные и глаголы.
– Выделите окончания. Укажите род существительных.
– Какие окончания у глаголов?
– От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных.)

3. Выполнение упражнения № 81.

– Прочитайте.
– Что прочитали? (Предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы, нераспространенные предложения.)
– На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов.)
– Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов. (1-й вариант – 1, а 2-й вариант – 2.)

– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
– Какие окончания в среднем роде?
– Есть ли особое окончание в мужском роде?
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам).
– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?

Читайте также:  Урок как изменяются существительные прилагательные и глаголы 5 класс

Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.

– Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие суффикса – л.)
– Распространите предложения . (Устно.)
– А теперь обратимся к правилу на стр. 55.
– Правильный ли вывод сделали мы?
– А как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

1. Для улучшения мозгового кровообращения.

(И.П. – сидя на стуле, “1, 2” – отвести голову назад и плавно наклонить назад; “3, 4” – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; “5, 6” – голову наклонить влево: “7, 8” – голову наклонить вправо.)

2. Гимнастик для глаз.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5).

Повторить 4–5 раз.

1. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделите окончания, укажите род.

(Наступить) ясное утро. Солнце ярко (сиять) в голубом небе. Алмазами (сверкать) роса на траве, на листьях деревьев. Кругом (стоять) тишина. Ветерок теплой струйкой (пробежать) по моему лицу.

Взаимопроверка.
Проверка. (у учащихся сигналы и карточки с окончаниями –о, -а, нулевое окончание).
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

2. Работа в паре.
Указать время и род глаголов, подобрать и записать к ним синонимы в том же времени и такого же рода.
Караулила – .
Мастерил – .
Берегли – .

Указать род и время глаголов, подобрать к ним антонимы в том же времени и такого же рода.
Наказало – .
Хвалил – .
Строили – .
Болтала – .

Проверка. (У учащихся сигналы.)

Тест по теме “Глагол”

1. Выбери и верное утверждение.

А) глагол – это часть слова.
Б) Глагол – это часть речи.

2. Выбери верное утверждение.

А) Глагол обозначает предмет.
Б) Глагол обозначает действие предмета.
В) Глагол обозначает признак предмета.

3. Какое слово в каждой группе является “лишним”?

* говорил, пишите, вязала, висело;
* воркует, борется, сотрет, хохочет;
* буду шить, срисует, занесла, обласкает.

4. Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.

А) По реке плывет баржа.
Б) В лесу ребята свернули с тропинки.
В) Летом Даша отдыхала в деревне.
Г) Мы идем по лесу.
Д) Петя читал интересную книгу.

Проверка. Самоконтроль. На доске табличка с ответами. (У учащихся сигналы.)

  1. Б
  2. Б
  3. Гладит – наст. вр.
    Сотрет – буд. вр.
    Занесла – прош. вр.
  4. Б – мн. число
    В – жен. Род
    Д – муж. Род

VIII. Итог урока.

– Давайте сделаем общий вывод.

* Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде – а, в среднем – е.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.

Во множественном числе род глагола не определяется.

У глаголов в прошедшем времени есть суффикс – л.

– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

– Подберите пословицы, в которых глагол в прошедшем времени.

№ 84 стр. 57, № 86 по выбору, правила на стр. 55 и стр. 58.

– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Урок окончен.

Источник

Морфологический разбор глагола для 4 класса. Алгоритм, пояснения, тест.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Морфологический разбор глагола для 4 класса. Алгоритм, пояснения, тест.

Читайте также:  Выпиши глаголы настоящего времени укажи число

Скачать:

Вложение Размер
morfologicheskiy_razbor_glagola.docx 281.39 КБ
morfologicheskiy_razbor_glagolov.docx 15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Постоянные и непостоянные признаки глагола

Глагол, как часть речи, характеризуется признаками, которые могут быть непостоянными и постоянными. В первом случае грамматические категории меняются в зависимости от контекста, во втором – не меняются ни при каких условиях. В статье приведены оба признака с примерами.

Признаки глагола – это грамматические категории глагольных форм, которые присущи глаголу как части речи. В русском языке выделяют постоянные и непостоянные признаки глагола.

Постоянные признаки глагола

Постоянные признаки глагола – это грамматические категории, присущие всем глагольным формам (спрягаемым глаголам, инфинитиву, причастию, деепричастию). Данные признаки не изменяются в зависимости от контекста, в котором употребляется глагол.

  • Вид – признак, определяющий, как именно происходит действие.
  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» (примеры: прочесть, умножить) ;
  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» (передавать, делить) .
  • Возвратность – категория, определяющая потенциальное состояние (кусается) или действие субъекта (моется), направленное на себя, либо действия нескольких объектов, действия которых направлены друг на друга (мириться).
  • Возвратные глаголы (разобраться, обниматься) ;
  • Невозвратные глаголы (обнять, причесать) .
  • Переходность – признак, определяющий процесс или действие, переходящее на объект.
  • Переходные глаголы (выпить кофе, нарезать овощи) ;
  • Непереходные глаголы (верить, играть) .
  • Тип спряжения – категория, определяющая особенности спряжения глаголов по числам и лицам.
  • I спряжение (сшивать, плыть) ;
  • II спряжение (светить, чистить) ;
  • Разноспрягаемые (бежать, хотеть) .

Непостоянные признаки глагола

Непостоянные признаки глагола – это грамматические категории, свойственные спрягаемым глаголам и причастиям. Данные категории изменяются в зависимости от контекста, в котором используется слово.

  • Наклонение – категория, выражающее отношение действия либо процесса к реальности. Признак свойственен спрягаемым формам глаголов.
  • Изъявительное (примеры: переписываю, чувствуете) ;
  • Повелительное (переписывай, чувствуйте) ;
  • Условное (переписал бы, чувствовал бы) .
  • Число – категория, обозначающая количество субъектов, совершающих действие. Признак присущ спрягаемым формам и причастиям.
  • Множественное (посещали, заказанные) ;
  • Единственное (построила, оклеенный) .
  • Время – категория, указывающая на то, в какой момент осуществлялось действие по отношению к моменту речи. Признак присущ глаголам в изъявительном наклонении.
  • Будущее (соберу, будут ездить, украсим) ;
  • Настоящее (собирает, ездят, украшаю) ;
  • Прошлое (собирала, ездили, украсил) .
  • Лицо – категория, указывающая на то, кем осуществляется действие. Признак свойственен глаголам изъявительного наклонения (настоящего и будущего времени) и повелительного наклонения.
  • 1-е лицо (печатаю, играем, споемте) ;
  • 2-е лицо (устанавливаешь, строите, посмотри, напишите) ;
  • 3-е лицо (переводит, шагают) .
  • Род – категория, указывающая на половую принадлежность субъекта, совершаемого действие. Признак свойственен причастиям, глаголам прошедшего времени изъявительного наклонения и глаголам условного наклонения.
  • Мужской (заполненный, сметал, сварил бы) ;
  • Женский (сшитая, вымыла, переехала бы) ;
  • Средний (приготовленное, укатилось, пригодилось бы) .

Хорошо запомнили правила и точно знаете как определить непостоянные и постоянные признаки глагола? Пройдите тест!

1. Выберите вариант, в котором перечислены только непостоянные признаки глагола.

  • Спряжение, вид, возвратность, переходность;
  • Переходность, вид, лицо, род;
  • Лицо, время, наклонение, число;
  • Наклонение, спряжение, вид, число

2. Выберите вариант, в котором перечислены только постоянные признаки глагола.

Спряжение, вид, возвратность, переходность;

Переходность, вид, лицо, род;

Лицо, время, наклонение, время;

Наклонение, спряжение, вид, число.

3. Каким глагольным формам присущи непостоянные признаки глагола?

  • Инфинитив и причастие;
  • Инфинитив и деепричастие;
  • Деепричастие и причастие;
  • Спрягаемые глаголы и причастие.

4. Какие непостоянные грамматические признаки глагола присущи глаголу в предложении «Мужчина шел домой»?

  • Наклонение, род, время;
  • Время, лицо, наклонение;
  • Род, лицо, время;
  • Наклонение, лицо, число.

5. Какой из глагольных форм в предложении присущи только постоянные грамматические признаки: «Он выключил телевизор, оделся и собрался уходить»?

  • Выключил;
  • Оделся;
  • Собрался;
  • Уходить.

6. Выберите вариант, в котором обеим глагольным формам присуща категория лица.

  • Выпила, срезанное;
  • Выращиваю, посоветуйте;
  • Прибраться, закрыть;
  • Укрыл бы, мятое.

7. Какой из глагольных форм в предложении присущи и постоянные, и непостоянные грамматические категории: «Постиранное белье вывесили сушиться на установленный недавно забор»?

Источник