Меню

Глаголы с приставками от слова единый образовать глаголы с приставками



От слова «единый» образовать глаголы с приставками

Прибавь к этим словам приставки-

О,РАЗ,ПРИ,У,получится много слов!

Например:Объединить,разъединить,уединить,присоединить. и т.д.

Спасибо Вам всем.

Другие вопросы из категории

груст_м,спор_т,боле_т,друж_м,прход_т, леж_т, забот_мся, слуша_те,встрет_м, люб_т

одно и то же окончание может быть у нескольких форм слова,а иногда у разных частей речи).1)окончание у 2) окончание ём 3) окончание а 4) окончание ите 5)окончание ят. Спасибо

Читайте также

Слово перестроить образовано. способом от глагола. .

2) От данных имен существительных образовать глаголы неопределенной формы.

3) К глаголу ,,воевать» подобрать и записать синонимы .

«единый». Всего 3 слова.

кусочек с помощью суффиксаек. От какого из данных ниже слов уменьшительное образуется с помощью того же суффикса? стол, стакан, карандаш, перец, горох

суффикса -тель- от слов:учить , строить, жить, читать, покупать.

Источник

Образование глаголов одного вида от другого

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ОДНОГО ВИДА ОТ ДРУГОГО

НСВ → СВ

приставочный Делать – сделать. Играть – сыграть. Писать – написать.

суффиксальный Бросать – бросить. Исчезать – исчезнуть.

прист.-суффиксальный Глотать – проглотить. Ронять – уронить. Крепить — укреплять

от другой основы Брать – взять. Говорить – сказать. Ловить — поймать

мена ударения Отрезать – отрезать. Осыпать – осыпать.

СВ → НСВ (Имперфективация)

суффиксальный Перечитать – перечитывать. Просеять – просеивать. Деть – девать.

прист.-суффиксальный Купить – покупать.

суфф.-постсуфф. Лечь – ложиться.

от другой основы Прийти – приходить. Положить – класть. Сестьсадиться.

чередование гласных Послать — посылать. Собрать — собирать. Оттереть – оттирать.

Тесную связь вида с лексическим значением слова демонстрируется образованием глагола СВ присоединением приставок, суффиксов, мены ударения. Полученные глаголы СВ лексически не совпадают с мотивирующим словом.

Имперфективация — образование глаголов НСВ.

  1. Первичная— образование форм НСВ от простых, непроизводных глаголов СВ с помощью суффиксов имперфективации -ива-(-ыва-) / -ва- / -а-(-я-) (представлена немногочисленными глаголами): дать — давать, пустить — пускать, бросить — бросать.
  2. Вторичная— образование форм НСВ от приставочных глаголов СВ со словообразовательной и чистовидовой приставками (в данном случае с образованием видовой тройки): читать – перечитать – перечитывать; писать — переписать – переписывать; мариновать — замариновать — замариновывать.

© Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Приставочные глаголы
статья по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
pristavochnye_glagoly.doc 368 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении логопедов.

Тема: Приставочные глаголы.

Проблема формирования глагольного словаря у дошкольников с нарушениями речи в настоящее время является одной из самых актуальных проблем коррекционной педагогики.

Особенно настораживающим фактором является отсутствие в речи детей достаточного объема глаголов.

Неточность смыслового употребления глаголов объясняется также непониманием детьми значения глагольных приставок. Даже учащиеся младших классов часто «схватывают» лишь значение корневой части глагола, заключающей в себе основной смысл слова, но совершенно не учитывают, то дополнительное значение, которое вносит приставка.

В этом легко убедиться на примере «оречевления» (т.е. передачи основного содержания) детьми картины. Например, на одной картинке изображена девочка, которая выливает воду из ведра, а на другой – мама, которая наливает чай в чашку. Примеры из ответов детей: «девочка льёт воду», «девочка поливает воду», «мама льёт чай в чашку», «мама наливает чай».

Можно выделить типичные ошибки в использовании глаголов детьми с нарушениями речи:

  • замена одной приставки другой (подлетает – прилетает);
  • употребление вместо глагола с приставкой глагола без приставки (подплывает – плывет);
  • нередки лексические замены глаголов (мальчик рисует дом – мальчик закрасил дом);
  • трудности в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида (девочка сажает цветы – девочка посадила цветы).

Коррекционная работа, направленная на расширение глагольного словарного запаса детей, может начаться с разбора серии картинок, на которых изображены различные действия мальчика. В процессе неоднократного называния этих действий ребенок постепенно овладевает способами образования глаголов с помощью приставок. Чтобы стимулировать ребенка к образованию нужного глагола, взрослый сам называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет соответствующий глагол. Например, взрослый говорит: «Мальчик …. в дом», ребенок добавляет – входит; «Мальчик … из дома» – выходит из дома. Педагог использует целый ряд следующих однокоренных глаголов: входит, выходит, переходит, подходит, обходит, сходит.

После работы по серии картинок детям дается дополнительное задание. Им предлагается при помощи этих же приставок образовать другие глаголы. Делается это примерно так. Задается вопрос: «Ты правильно сказал, что мальчик дорогу переходит. А заяц? (перебегает). А птица? (перелетает). А змея? (переползает)». Аналогичные глаголы образуются и с другими приставками. В ходе регулярных упражнений у детей вырабатывается прочный навык правильного употребления приставочных глаголов.

Систематические словесные задания помогают детям постепенно усвоить основное значение глагольных приставок, определить их сходство и найти отличие. Ребенку объясняется, что приставка «при» означает приближение к чему-то (прибегать, приплывать, приходить). А приставка «у» , наоборот, удаление (убегать, улетать). Дети уточняют значение приставки «вы» , выход чего-то изнутри (выходить, выползать). Они образовывают слова и словосочетания: выходить (из дома); выбегать (из леса); вытащить (из болота). При работе над приставкой «пере» хорошо использовать закрепление знаний о соблюдении правил дорожного движения. Дети могут самостоятельно объяснить значение слов-действий с приставкой «пере», т.е. переход через что-то (перебегать дорогу, переходить улицу и т.д.). Вновь образованные глаголы вводятся в небольшие тексты, рассказы детей.

Все раннее отработанные приставки вновь сводятся воедино путем присоединения разных приставок к одному и тому же глаголу. Например: уходить, приходить, входить, заходить, переходить, отходить, обходить. Ребенку предлагается составить словосочетания с данными глаголами (приходить в гости; обходить лужу; входить в комнату). Данный вид работы еще раз заставит ребенка задуматься над смысловым значением глагольных приставок, так как каждая из них существенно меняет основное значение глагола. Более того, однокоренные глаголы «уходить» и «приходить» имеют противоположное значение и могут быть использованы в работе по теме «Слова-антонимы». В тех случаях, когда ребенку трудно понять смысл данного глагола, можно задать такой вопрос: «Разве тебе все равно, ушла твоя мама или пришла?». Чаще всего ребенок точно улавливает смысловую разницу глаголов.

С целью научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками используются и другие упражнения. Это может быть составление предложений по демонстрируемому действию. Педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему выполнить ряд действий: завязать бант Мишке, развязать узел, завязать глаза кукле и т.д. Дети внимательно наблюдают и рассказывают, что ребенок делает, т.е. составляют предложения по демонстрируемому действию. Затем ребенок садится на место, а педагог, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия были выполнены. Можно провести соревнование «Кто больше составит предложений?» или игру «Как сказать правильно?». В ходе игры педагог называет предложение, нарочно употребляя глаголы неправильно. Дети должны найти и исправить ошибку. Примеры предложений: «Мама вошла из магазина» – Мама вышла из магазина; «Девочка подбежала из дома» – Девочка выбежала из дома. Это упражнение можно видоизменить. Взрослый приглашает не одного, а двух детей (Рому и Сашу) и предлагает совершить одно и то же действие, например, выпить воду. После того, как один ребенок закончил пить воду, у детей можно спросить, что сделал Рома. Он выпил воду. А что делает Саша? Он пьет воду. Аналогичную работу можно провести с парными картинками, на которых нарисованы разные действия: законченные и незаконченные (закрыл – закрывает; вешает – повесил, вымыл – моет)

Работа над приставочными глаголами может проходить со специально подобранными текстами. Дети заучивают небольшие тексты, стихи. Педагог следит за правильным употреблением глаголов с разными приставками и уточняет их значение. Для детей младшего возраста после прочтения известного стихотворения С.Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»: попросить детей назвать слова, которые говорят о действиях мяча (Маши).

Вот несколько приемов, которые также помогут дошкольникам усвоить данную тему. Педагог произносит два словосочетания и просит объяснить их разницу: «рисует яблоко» и «нарисовал яблоко». Дети уточняют, что в первом словосочетании действие еще не закончилось, продолжается, а во втором случае действие, наоборот, закончено, т.е. яблоко уже нарисовано. Следующее задание – предлагается два-три глагола с разными приставками: наливает, проливает, разливает, поливает. Необходимо выбрать слова, которые подходят к слову «цветы». Задание можно проводить устно или с опорой на картинку.

Один из вариантов работы, который можно предложить детям, умеющим хорошо читать. На карточках написано несколько слов. Например: варит – сварил; пишет – написал; вешает – повесил. Ребенок должен выбрать действие, которое уже закончилось.

Из всего вышесказанного видно, что тему «Приставочные глаголы» можно использовать при прохождении разных лексических тем.

В старшем дошкольном возрасте с детьми, имеющими речевое недоразвитие, необходимо провести работу, предупреждающую специфические (дисграфические) ошибки. В частности, слитное написание приставки с глаголом. Неумение отличить приставку глагола от предлога связано с тем, что они имеют совершенно одинаковое как буквенное, так и звуковое оформление. Поэтому при обучении грамоте важно упражнять детей, как в устном анализе слов, так и в печатании предложений, где встречаются предлог и приставка.

Важнейшим условием расширения глагольного словаря в работе с дошкольниками остается её игровая форма. В речевой игре от ребенка требуется применение ранее приобретенных знаний в новых условиях и обстоятельствах. Играя, ребенок решает многие мыслительные задачи. Речевые игры также способствуют умственному развитию, эффективному усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, психологически готовят детей к полноценному речевому общению.

Игровые игры и упражнения

на формирование навыков образование приставочных глаголов.

  1. Игровое упражнение «Подскажи действия».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.

Наглядный материал: игрушечная машинка.

Ход игры: логопед показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.

Речевой материал : — Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

  1. Игровое упражнение «Игра с водой».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ с разными приставками.

Наглядный материал : стаканы с водой, лейка и цветы.

Ход игры : логопед демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и, комментируя их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.

  1. Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.

Наглядный материал : мяч.

Ход игры : дети встают в круг. Логопед бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.

Речевой материал: — НАливает – ВЫливает; — Входит – ВЫходит; — ЗАкрывает – ОТкрывает; — ПРИплывает – ОТплывает; — СОбирает – РАЗбирает; — ПОДъезжает – ОТъезжает.

Цель: обучение умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу – несколько существительных.

Оборудование: куб, игрушки, предметные картинки.

Описание куба : на гранях куба изображены схемы приставочных глаголов .

Задание 1: (действия с игрушечной машинкой): выполнить действие, составить предложение с приставочным глаголом по схеме, выпавшей на грани куба.

Задание 2: (действие с кубом и предметной картинкой): подобрать к картинке правильное и точное действие (глагол) и показать на кубе схему к этому глаголу.

Задание 3 : выполнить действие по схеме на кубе.

Задание 4: (действие с кубом и сюжетной картинкой): продолжить предложение с добавлением приставочного глагола (по схеме), показать соответствующую картинку.

Задание 5: кто подберет больше приставочных глаголов по схеме.

Задание 6 : составить словосочетание из приставочного глагола и местоимения.

Задание 7: к глаголу подобрать приставку, используя схему.

Задание 8: (куб и картинки с изображением действий предметов и людей): подобрать приставочный глагол (по схеме) к существительному с предлогом. Например: к дому, от дерева.

Задание 9: придумать продолжение сказки, используя приставочные глаголы (по схеме).

Задание 10: найти схему к слову – действию, обратную по смыслу. Например: входит – выходит, приехал – уехал.

  1. Конструктор приставочных глаголов «Весёлый паровозик».

Цель: учить детей правильно подбирать приставки к глаголам, используя схемы (напечатанные приставки).

Наглядный материал: паровоз с вагончиками, схемы приставок, предметные картинки.

Ход игры: на зелёном вагончике картинки с изображением действия, на голубом — схема приставки. Выбери правильно слово — действие для рыбки (лягушки и т.д.) Подбери приставку. Какое слово получилось? (Рыбка – плавает, ПРИ – ПРИплыла, ЗА – ЗАплыла, У – Уплыла).

Цель: учить детей подбирать слова-действия противоположные по смыслу (слова-антонимы)

Наглядный материал: два одинаковых котёнка Тим и Том, с разными бантами.

Ход игры: два одинаковых котёнка, с разными характерами: один послушный, а другой не послушный — он делал всё наоборот. Один принёс игрушки, а другой унёс; убирает игрушки – разбрасывает; пришьёт – оторвёт; приедет – уедет;

Речевой материал: — НАливает – ВЫливает; Входит – ВЫходит; ЗАкрывает – ОТкрывает; ПРИплывает – ОТплывает; СОбирает – РАЗбирает; ПОДъезжает – ОТъезжает.

Цель: научить детей образовывать

и правильно употреблять глаголы

ЕХАТЬ, ИДТИ, БЕЖАТЬ, и т.д.

с разными приставками.

Наглядный материал: макет «Дорога»,

символы предлогов, мелкие игрушки.

Ход игры: логопед показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.

Речевой материал : — Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

(Вместо машинки используется другие игрушки и соответствующие им глаголы).

Усложнение: машинка (игрушка) двигается по схеме: используются символы приставок.

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛЕТАТЬ с разными приставками.

Наглядный материал: игрушки цветок и бабочка.

Ход игры: логопед показывает действия с бабочкой и начинает предложение, а дети должны продолжить предложение и назвать действие.

Речевой материал: — Бабочка к цетку (что сделала?) …(ПОДлетела); — Бабочка цветок…(ОБлетела); — Бабочка от цветка…(Улетела); — Бабочка в цветок…(ЗАлетела). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

Усложнение: логопед демонстрирует действия и комментирует их. Далее повторяет эти действия и комментирует их не правильно, а дети должны исправить ошибки.

  1. «Путешествие со смешариками».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глаголы с разными приставками. Научить составлять предложения с приставочными глаголами.

Наглядный материал: картинки с изображением смешариков и пейзажи различных мест.

Ход игры: ребёнок выбирает персанаж смешарика и отправляется с ним в путешествие (на столе раскладывает картинки с пейзажами).

Речевой материал: — Свинка Нюша отправилась в путешествие. Сначала Нюша Пошла по дорожке, ДОшла до домика (до замка), ЗАшла в домик, ВЫшла из домика, домик ОБОшла и дальше ПОшла. Шла, Нюша, шла до речки ДОшла, речку перешла и дальше пошла. И т.д

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие, включающее различные игровые упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (с использованием мнемотаблиц).

Конспект НОД «Коммуникация» для детей старшей логопедической группы.

Авторское логопедическое пособие для детей старшей и подготовительной логопедической группы.

В анимационной форме даются игровый упражнения для обучения правильному употреблению глаголов съехал, въехал, переехал, объехал и др. Авторские рифмованные строчки способствуют лучшему запоминанию мат.

Цель занятия:1.Расширение предметного и глагольного словаря (уточнение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, повадках).2.Составление рассказа по опорным картинкам. 3.Пра.

Представленный материал предназначен для проведения фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему «Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы» с использов.

Источник

Читайте также:  Перепиши эти предложения выбрав нужную форму глагола to be last