Значения глагольных приставок
В- ( во— , въ— ). Соотносится с предлогом «в» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия внутрь чего-н.: вбежать в комнату, внести вещи в вагон (противоп. вы- в 1-м знач.).
Вы- . 1. Обозначает движение изнутри наружу (глаголы с этой приставкой употребляются обычно в сочетании с существительным в родительном падеже с предлогом «из»): выбежать из комнаты, вынести вещи из вагона (противоп. в-). 2. Служит для образования глаголов совершенного вида: гладить — выгладить, красить — выкрасить, мыть — вымыть, учить — выучить.
До- . Соотносится с предлогом «до» и обозначает движение до какого-н. предмета: добежать до дверей, донести чемодан до вокзала, или доведение действия до конца, до какого-н. момента: дописать письмо, дочитать книгу до середины.
За- . 1. Соотносится с предлогом «за» и обозначает движение за предмет: забежать за угол, заползти за дерево; попутное движение, действие: заехать за товарищем, занести письмо знакомым; действие, движение, направленное куда-н. далеко, за пределы чего-н.: забросить мяч дальше всех. 2. Обозначает начало действия: задрожать, закричать, запрыгать (ср. по- в 1-м знач.). Глаголы с приставкой за- в начинательном значении не имеют несовершенного вида.
Из- ( изо —, изъ- , ис- ). Образует глаголы со значением предельной полноты, исчерпанности действия: избить (сильно побить), исписать (весь карандаш). В некоторых случаях глаголы с из- (ис-) приобретают лишь грамматическое значение совершенного вида: печь — испечь, пугать — испугать, тратить — истратить.
На- . 1. Соотносится с предлогом «на» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия на предмет: наехать на камень, набросить платок на плечи, надвинуть шляпу на лоб. 2. Обозначает распространение действия на многие предметы: набрать грибов, нажарить котлет, наносить воды (существительное — прямое дополнение в этом случае ставится обычно в родительном падеже множественного числа). 3. С помощью приставки на- и частицы -ся образуются глаголы со значением полной удовлетворённости действием: наговориться (поговорить вдоволь), наесться, напиться, наработаться.
От- ( ото- , отъ- ). Соотносится с предлогом «от» и обозначает движение, действие, направленное от предмета, в сторону: отбежать от дерева, отодвинуть стул от окна, отъехать от города (в большинствеупотреблений противоп. под-; ср. v-).
Пере- . 1. Обозначает направление движения, действия через что-н.: перебежать дорогу (через дорогу), перевести ребёнка через улицу, перешагнуть порог. 2. Обозначает повторение действия (совершение его заново или по-другому): переделать работу, переписать статьи, переспросить (спросить ещё раз), перечитать книгу. 3. Обозначает распространение действия на все, на многие предметы: перемыть всю посуду, переломать все игрушки, перечитать много книг.
По- . 1. Обозначает начало движения: побежать, повезти, повести, понести, поползти (ср. за- во 2-м знач.). 2. Обозначает непродолжительность действия: побегать (бегать некоторое время), поговорить, поработать, почитать (ср. про- в 3-м знач.). Глаголы с приставкой по- в 1-м и 2-м знач. несовершенного вида не имеют. 3. Служит для образования глаголов совершенного вида: гасить — погасить, завтракать — позавтракать.
Под- ( подо- , подъ- ). Обозначает движение, действие, направленное к предмету или под предмет: подбежать к окну, подойти к товарищу, подложить подушку под голову (в большинстве употреблений
противоп. от-; ср. при-).
При- . Обозначает доведение движения до конечной цели: приехать на Север, прийти в библиотеку, принести (книгу) домой (противоп. у-).
Приставка при- близка по значению к приставке под-, но под- указывает на видимое приближение к кому-, чему-н., а при- подчёркивает окончательный результат приближения, ср.: подъехать к театру —
приехать в театр.
Про- . 1. Обозначает движение мимо кого-, чего-н.: пробежать мимо окон, проехать около дома, пролететь над морем. 2. Обозначает действие, направленное сквозь предмет; действие, в результате которого образуется отверстие в чём-н.: прорубить окно в стене, проделать отверстие. 3. Обозначает заполнение действием определённого промежутка времени (всего целиком): пробегать (весь день), проговорить (целый час), продежурить (двое суток) (ср. по- во 2-м знач.). Глаголы с приставкой про- в этом значении несовершенного вида не имеют. 4. Служит для образования глаголов совершенного вида: читать — прочитать, шептать — прошептать.
Раз- ( разо- , разъ- , рас- ). 1. Обозначает деление на части, распределение по частям, по поверхности: разбить, разорвать, раздать (всем карандаши), разложить (книги по полкам). 2. С помощью приставки раз- и частицы -ся образуются глаголы, обозначающие движение в разные стороны: разбежаться, разойтись, разъехаться (противоп. с- во 2-м знач.).
С- ( со- , съ- ). 1. Соотносится с предлогом «с» (с род. пад.) и обозначает движение сверху вниз: сбежать (с крыльца), сбросить (снег с крыши), скатиться (с горы). 2. С помощью приставки с- и частицы
-ся образуются глаголы, обозначающие движение с разных сторон к одной точке: сбежаться, слететься, съехаться (противоп. раз- во 2-м знач.). 3. Служит для образования глаголов совершенного вида:
варить — сварить, делать — сделать, мять — смять.
У- . Обозначает удаление от кого-, чего-н., откуда-н.: убежать из дому, уйти от товарища (противоп. при-).
Приставка у- близка по значению к приставке от-, но от- указывает на видимое увеличение расстояния между движущимся предметом и исходной точкой, а у- обозначает движение, результатом которого
является полное удаление откуда-н., ср.: отъехать от города (далеко, недалеко, на несколько километров) — уехать из города (совсем).
Источник
Глаголы с приставкой от слова в русском языке
Приставка без- (бес-) употребляется при образовании:
1. Существительных, обозначающих отсутствие или недостаток чего-либо (беспорядок, бездействие).
2. Прилагательных со значением : лишенный чего-либо (безголосый, безболезненный, бесплановый ).
Приставка в- (во-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка вз- (взо-, вс-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения вверх (взбежать, взлететь);
б) законченность действия, доведение действия до нужного предела, до какого-нибудь состояния (взрастить, вскружить);
в) совершение действия внезапно, резко, напряженно (вздрогнуть, вскрикнуть);
г) начало действия (вспыхнуть).
Приставка воз- (вос-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить);
б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
г) начало действия (воссиять, возликовать).
Приставка вы- употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).
Приставка до- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
б) совершения недостающего действия (доплатить);
в) совершения действия дополнительно (догрузить).
Приставка за- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
д) направленность внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).
Приставка из- (изо-, ис-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
г) доведение действия до излишнего предела (износить);
д) доведение действия до естественного предела (измучить);
е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).
Приставка кое- употребляется при образовании:
1. Местоимений и обозначает:
а) какой попало, неважный, незначительный (кое-какой);
б) некоторые, немногие люди (кое-кто);
в) нечто, немногое или некоторые (немногие) вещи (кое-что).
2. Наречий и обозначает:
а) в некоторых, немногих местах , местами (кое-где);
б) тем или иным способом, так или иначе, как-нибудь, небрежно, плохо (кое-как);
в) иногда, изредка (кое-когда);
г) в некоторые места (кое-куда).
Приставка на- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
б) направленность внутрь (налить);
в) действие в большом количестве (наварить);
г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
д) доведение действия до нужного предела (написать).
3.Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).
Приставка над- (надо-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) совершение действия поверх (надписать);
б) распространение действия на часть поверхности предмета, неполноту действия (надрезать, надорвать);
в) совершение действия дополнительно (надвязать).
Приставка не- употребляется при образовании:
1. Существительных, прилагательных и наречий и обозначает:
а) полную противоположность того, что выражает слово без этой приставки (неправда, небольшой негромко);
б) (при образовании прилагательных и полных причастий, при которых нет пояснительных слов) противоположность с оттенком умеренности, ограниченности признака, качества (невнимательный- недостаточно внимательный, неглупый-достаточно умный);
в) отсутствие того, что выражает слово без приставки (необоснованность,нечестный).
2. Неопределенных местоимений (некто, несколько).
Приставка недо- употребляется при образовании
глаголов и обозначает неполноту , недостаточность действия, отсутствие в нем нужной нормы,степени, меры (недоплатить).
Приставка ни- употребляется при образовании:
1. Отрицательных местоимений (никто, ничей).
2. Наречий (нигде, никогда).
Приставка низ- (нис-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает направленность движения, действия вниз (нисходить, низвергать).
Приставка о- (об-, обо-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
в) произведение действия до нужного предела (обыскать);
г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).
Приставка обез- (обес-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает: лишить(ся) чего-нибудь, освободить от чего-нибудь, освободиться от чего-нибудь (обессилить (перех. гл.), обессилеть (неперех. гл.) обезглавить (перех. гл.), обезглаветь (неперех. гл.))
Приставка от- (ото-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).
Приставка пере- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
б) направленность действия или движения из одного места в лругое (передвинуть);
в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
е) доведение действия до излишнего предела (перекормить).
Приставка по— употребляется при образовании:
1. Существительных со значением:
а) пространство близ или вдоль чего-то (побережье, поморье);
б) совокупность предметов, характеризующуюся действием, названным исходным словом (поросль).
2 Прилагательных со значением:
а) совершившийся после того, что обозначено основой (пореформенный);
б) характеризующим производительность, измеряемость или распределяемость (подоходный, поочередный);
в) находящийся, расположенный близ чего-либо (поволжский).
3. Глаголов и обозначает:
а) совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени (побегать);
б) усиление действия какого-либо признака качества, состояния (повысить);
в) начало действия (побежать);
г) доведение действия до нужного предела (полюбить);
д) доведение действия до естественного предела (побагроветь).
4. Наречий с обстоятельственным значением места и времени (повсюду, поутру).
Приставка под- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением:
а) расположенный, находящийся в непосредственной близости от чего-либо (подтропики);
б) представляющий собой часть, отделение какого-либо целого (подкомиссия);
в) имеющий звание ниже другого, являющийся помощником кого-либо по какому-либо занятию, должности (подполковник).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения снизу вверх (подбросить);
б) добавление , прибавление (подлить);
в) приближение к кому-либо, чему-либо (подъехать);
г) направление действия, движения под предмет (подрыть);
д) совершение действия скрытно, незаметно (подслушать);
е) совершение действия слегка (подсохнуть);
ж) доведение действия до нужного предела (подготовить).
Приставка пра- употребляется при образовании
существительных со значением:
а)первоначальности, наибольшей древности (праязык);
б) восходящей или нисходящей линии от терминов прямого родства, начиная с деда, бабки или внука, внучки (прадед).
Приставка пре- употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) изменение состояния (претворить);
б) чрезмерность действия (преуменьшить);
в) доведение действия до нужного предела (претерпеть).
2. Качественных прилагательных и наречий (предобрый, препротивно).
Приставка пред- (предо-) употребляется при образовании:
1.Существительных и обозначает: впереди чего-либо (предыстория).
2. Прилагательных и обозначает: ранее (во времени или в пространстве) чего-либо (предвоенный).
3. Глаголов и обозначает: предварительность, заблаговременность действия (предвидеть).
Приставка при- употребляется при образовании:
1.Существительных и обозначает:
а) дополнительное проявление чего-либо (привкус);
б) расположенный возле, около чего-либо, непосредственно примыкающий к чему-либо (пригород).
2. Глаголов и обозначает:
а) доведение действия до цели, до определенного места (прибежать);
б) доведение действия до определенного результата (приучить);
в) сближение, соприкосновение (приставить);
г) скрепление, соединение (пришить);
д) сжатие, уплотнение в результате давления сверху (примять);
е) добавление (приписать);
ж) неполноту действия ( приглушить).
Приставка про- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных и обозначает:
являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (профашист).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия сквозь что-либо (проломать);
б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (проплыть);
в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (пролезть);
г) доведение действия до нужного предела (прочитать).
Приставки раз- (разо-, рас-), роз- (рос-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
а) раздробление, разделение на части (разорвать);
б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).
Приставка с- (со-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает:
а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
а) движение сверху вниз (сбросить);
б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).
Приставка у- употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).
1. Существительные со значением понятия, которое характеризуется расположением чего-либо в чередовании с чем-то иным так, как сказано в исходном слове (чересполосица);
2. Прилагательные со значением:
а) расположенности поперек чего-то (чересседельный);
б) чередования чего-то (черезрядный, чересполосный);
в) превышения предела чего-то (чрезмерный);
Источник