Меню

Глаголы с родовыми окончаниями 4 класс



Блок уроков русского языка с элементами развивающего обучения в 4-м классе по теме: «Родовые и личные окончания глаголов»

Цель: тренировать в определении формы глагола и определять грамматические признаки, на которые указывает окончание: в прошедшем времени — число и род (в ед.ч.), в настоящем и будущем – число и лицо.

(Почему одни окончания называют родовыми, а другие – личными?)

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” 4 класс, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко;
  • Тетрадь-задачник на печатной основе 4 класс (Т.);
  • Таблица местоимений;
  • Карточки словарные;
  • Магнитные таблицы окончаний глаголов,
  • Карточка “Мои успехи. Глагол”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1) Записать в тетрадь “число, классная работа”.
2) 1 ученик у доски – лесоруб – разбор по составу.

II. Проверка д/з. У.№371, стр.20.

— Назовите 2 выделенных слова из последней части текста.
— Какой они части речи?
— Докажите (считается как? издавна – нареч.; ходит кто? лесоруб – сущ., сложное)

— Назовите 3 глагола, которые выписали, с их неопр.ф.
— Назовите суффиксы: (встретишь – встретить, ходит – ходить, слушает – слушать).
— Где опасное место? (встретить).
— Как узнали, какой суффикс писать? (Т. с. 80, словарь).

— Вывод какой?
— Как узнаем суффикс у глагола? (по неопр.ф.).
— А как писать неопр.ф.? (по словарю, спросить, запомнить)

III. Словарная работа по карточкам.

— Поэтому занимаемся на уроках словарно-орф. работой.

IV. Повторение. Работа по теме.

— Карточку положите перед собой, она нам ещё пригодится в определении темы урока, которую вы сами и скажете.

Поэтому будьте внимательны.

— Продолжаем наше путешествие.
— Вспомним то, что вы знаете.
— Со словами какой части речи работаем?

— Расскажите о глаголе.
— Засеять – Докажите, что это глагол.
— В какой форме? (неопр.) Почему? – ть, вопрос
— В какой части слова опасные места?
— Как узнаете, какой суффикс пишем?

3) — Образуйте глагол прошедшего времени:

I ряд – ж.р.
II ряд – м.р.
III ряд – ср.р.

— Оставьте 2 строчки для темы.
— Запишем некоторые глаголы.
— Какой суффикс будем писать?

Клеило, видела, веяло, ездил, сеяло, обидела, строил, (красили).

На доске закрыто, с пропусками.

— Выделите суффикс
— Как узнали, что писать?
— Назовите показатель прош.вр.? (-л-)

— О суффиксах всё сказали. На что теперь надо обратить внимание?
— Запишем тему на II LANG=»ES-MODERN»> cтроке “Окончания глаголов”.

— Выделите окончания глаголов пр.вр.
— Почему оно разное? (по родам).
— Как ещё изменяются глаголы прошедшего времени (по числам) (записать: красили).

— Назовите главные слова, чаще всех употребляемые сегодня. Карточки на доску.

Глагол По числам Ед.ч.
По родам Пр.вр.
Окончания родовые

— Вернёмся к глаголам сл.раб.
— В какой форме записаны? (неопр.ф.)
— Какую форму гл. уже записали? (пр.вр.)
— Какие ещё есть формы времени?
— Запишем: в настоящее вр., исп. таблицу “Лица местоимений”.
— На какой вопрос отвеч.?

(Учитель наз. Глагол, указ. на местоимение – дети говорят форму наст.вр.).

1 ученик у доски.

Клеишь, строим, красите.

— Где опасное место?
— Что изменилось в глаголе наст.вр.? (окончание).
— Почему? (Изменялось число и лицо).

— Запишем в форме будущего времени.
— Назовите вопросы.
— Что особенного в вопросах и глаголах буд.вр.? Измените глаголы по табл. “Местоимения”.

Таблица

что сделаю?
(я) что буду делать? Мн.ч.

(мы) что сделаем?
что будем делать?

— Есть простая форма и сложная.

(1 слово с)
(2 слова: быть + н.ф.)

Запись:

Запомнишь Погладим Сов.в.
Будешь помнить Будем гладить Несов.в.

— Что изменилось в глаголах буд.вр.? (окончание).
— Почему? (изменялось число и лицо).
— Значит, гл. наст.вр. и буд. вр. изменяются по числам и лицам.

— Какие главные слова? (карточки вразброс на доске) кроме “личные” и “родовые”.

Читайте также:  Глагол одеть в повелительном наклонении

Глагол Буд вр. Наст вр., По числам По лицам

Окончания личные

— Посмотрите на глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени.
— Где опасное место? (в окончании)
— Как будут называться окончания у этих глаголов? (личн. и род.)

— Из карточек сост. таблицу на доске.
— Написать таблицу в тетрадь. Дополнить тему урока: “Родовые и личные…”.
— Мы будем учиться определять правильную букву в окончаниях глаголов. Это будет на следующих уроках. Но для этого надо хорошо подготовиться: уметь различать эти окончания родовые личные (сообщают о лице).

V. Закрепление.

— Как считаете, кто произносит слова и к кому они обращены?

Учитель читает текст с.22. У. 372.

1 мин. – опасные места карандашом.

3) Найдите гл. неопр. формы. Какие ещё?

Неопр.ф. Пр.вр. Буд.вр.
Вставать Не научились Не научимся
Садиться Оконч. мн. ч. Не дадим
Вести Не научилась Будем мешать
Учиться Не научился

— Назовите окончания. Какие они? (личные в буд.вр.)
— Глаголов в какой форме нет? (наст.вр.)
— Измените гл. прош.вр. так, чтобы было род.окончание.

— Назовите глагол, который употреблён в разных формах.
— В каких?
— ТПО с.20 №373.
— Попробуем гл. прош.вр. употребить с другими местоимениями.
— Укажите время вверху.
— У гл. буд.вр. – окошки, где опасное место.
— Сравните – где глагол “увидел”, что местоимение поменялось, и изменил форму лица, а где глагол – в прежней форме.
— Что изменилось в глаголе?

Вспомним тему урока и скажем грамотно.

(Изменилось личное окончание у гл. буд.вр.. Изменилось оконч. у гл. прош.вр., но это не родовое, т.к. мн.ч., только в ед.ч.)

— Мы сделаем одно уточнение по теме.

5) Физминутка. Повт. по таблице.

— Личные окончания – присели.
— Родовые – руками круг.движения.

Поила – несут – лает – видели – варю – чистила – откроем – помогла – молчал – листает – шуршит – танцевали – огорчилось – пляшете.

— Просмотрите кл.раб., таблицу
— Какие есть окончания? (род.личн.)
— У глаголов, в какой форме они бывают?
— Оцените свои знания 10-бал. шкале.
— Посмотрите, что умеете.

Работа по карточке “Мои успехи” (5-7 мин.)

— Проверим ещё раз себя.

— Читает учитель.
— Кто выполняет эти действия?
— Определить время гл.
— По какой примете? Выделите -л-.
— Что можно предположить: действия делал кто-то один, он или она?

— А если это будет рыба, что изменится?

— А если существо среднего рода?

— Что изменилось?
— Почему окончания называются родовыми?
— Докажите, что о лице не сообщают.
— Ниже – в начал.форме.

— Кто же на самом деле выполнял перечисленные действия?

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху
Проглотил.

— Кто знает автора этой сказки?

VI. Итог.

— На какие группы делятся окончания глаголов? (род, личн.)
— Какие ещё бывают?
— Зачем нам это знать?

VII. Оценка ответов.

VIII. Д/з: с.22, У. упр. 376 – разбор.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Родовые окончания глаголов»

Фана Елена, Б-3021

Тема урока: «Родовые окончания глаголов»

Цель урока: ввести понятие «родовые окончания», формировать умения выделять глаголы прошедшего времени, пользуясь двумя признаками (вопрос и суффикс -л- );

1. Образовательные: научить изменять глагол по родам;

2. Развивающие : развивать умение распознавать род глаголов в прошедшем времени;

3. Воспитательные : воспитывать в учащихся доброжелательность друг к другу, умение слушать, уважение к мнению других.

Предметные результаты: уметь изменять глагол по родам;

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свое мнение.

Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, трудолюбие, умение работать в коллективе, дружелюбие.

Тип урока: открытие новых знаний;

Методы и приемы: игра, беседа, наглядность, групповая работа.

-Кто готов, поставьте руку на локоток!

-Сейчас мы проведем минутку чистописания.

-Ребята, запишем предложение «Птицы умеют летать и громко петь»

— Кто записал предложение, поставьте руку на локоток.

-Задание: спишите предложение и ниже выпишите из предложения все глаголы.

-А теперь прочтем, что у нас получилось

-Молодцы, ребята, правильно.

3. Актуализация знаний.

Актуализация знаний по теме «Глагол»

— Чтобы начать наш урок, нам надо определиться с темой: а что же мы будем сегодня изучать? Вы сможете определить тему нашего урока, если справитесь с заданием в паре.

— Каждой паре выданы карточки со словами, ребята, кто может прочесть эти слова. ( Живет, будет, стучать, стучат, мычат, зажигал)

-Ребята, а кто может ответить, что общего у слов на карточках? Как, одним словом можно назвать эти слова?

-Кто знает ответ, поднимайте руку!

-Молодцы, ребята. Вы правильно заметили, что на карточках все слова — глаголы!

-Значит, тема нашего урока будет как-то связана с ГЛАГОЛАМИ.

-Ребята, попробуйте разбить эти слова на группы.

-Правильно, ребята, слова на карточках можно разбить на две группы. Некоторые из Вас увидели правописание жи-ши, ча-ща, а некоторые увидели, что глаголы в разных временах.

-Ребята, кто может назвать глаголы, в которых вы увидели правописание жи-ши?

-А кто назовет глаголы, в которых Вы увидели времена?

-Молодцы, ребята. Правильно! Вы показали, что умеете определять время глагола, то есть знаете, что глаголы изменяются по временам.

Возможны два варианта: по правилам (жи – ши, ча – ща) и по времени глагола (настоящее, прошедшее, будущее):

Ча-ща: мычат, пощадит, будет стучать.

Прошедшее время: шил, зажигал.

Настоящее время: живёт, мычат.

Будущее время: будет стучать.

4. Постановка проблемы.

Подведение учащихся к теме, постановка цели урока

-Ребята, а как Вы думаете, глагол важная и нужная часть речи?

-Давайте с Вами это проверим.

-Мальчикам и девочкам сейчас мы с двумя ребятами раздадим карточки с наборами глаголов. Вы должны из этих глаголов составить текст. Название своего текста будете знать только Вы, а другие потом попробуют догадаться, о чем идет речь.

Девочки составляют текст «Как я готовила обед»

( Пришла, достала, намыла, почистила, порезала, зажгла, высыпала, перемешала, закрыла, пожарила, выключила, накрыла, накормила.) Слова перемешаны на карточках!

мальчики — «Как я ходил на рыбалку»

( Проснулся, накопал, взял, пришел, насадил, закинул, вытащил, расстроился, повторил, обрадовался, наловил, вернулся, похвастался)

-Девочки, прочтите текст, который у Вас получился. Мальчики, внимательно слушайте!

-Теперь, мальчики, прочтите свой текст!

— Понятно ли вам, о чём идёт речь?

— Значит только по глаголам трудно, но можно понять, о чём идёт речь.

— А теперь скажите, что общего было у всех глаголов, которые вы сейчас использовали?

-Правильно, ребята, все эти глаголы стояли в прошедшем времени.

-Вот мы и подобрались к теме нашего урока.

5. Открытие нового знания.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску! Прочтите про себя предложения на доске. (Фонарь светил…

-Ребята, согласны ли Вы с таким написанием слов?

-Как Вы считаете, чего не хватает глаголам?

-Правильно, ребята. Не хватает окончаний!

-Откройте тетради и спишите с доски эти выражения. Теперь допишите окончания глаголов, окончания дописывайте карандашом, чтобы можно было исправить, если Вы выбрали неверное окончание.

-Ребята, прочитайте только глаголы! (Светил, светила, светило, светили.)

-Молодцы, ребята, верно подобрали окончания! Кто сделал так же, поднимите руку! Молодцы.

-Ребята, глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Запомните это!

-Ребята, посмотрите на таблицу на доске.

— Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени в единственном числе мужского рода? Женского рода? Среднего рода?

— А какие окончания имеют глаголы прошедшего времени во множественном числе?

-Правильно, ребята! — Вернитесь к глаголам, из которых вы составляли рассказ. Глаголы, какого рода у вас были?

( У девочек – женского рода, у мальчиков – мужского рода.)

— А как же определить род глагола?

— По существительному, действие которого называет глагол.

(род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связано по смыслу)

— Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на ваши глаголы и определите, что ещё есть у всех глаголов прошедшего времени? ( Суффикс — л -)

Ну-ка дружно встали вместе,

Повернулись-ка на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «УРА»!

А теперь и сесть пора!

-Ребята, чтобы определить родовые окончания глаголов прошедшего времени, сыграем с Вами в игру «Что они делали?»

Игра «Что они делали?»

-Ребята, посмотрите внимательно на доску. На доске выведены фразы, но чего в них не хватает?

-Правильно ребята. Вам нужно будет дописать суффикс -л- и родовое окончание. На письме выделяем суффикс и окончание. Работаем в тетради, а после «по цепочке» зачитываем получившиеся фразы.

-Ребята, для образца я покажу Вам, как определяла родовое окончание.

-Внимательно смотрите и слушайте! Фраза «Брат готови.»

Определяю род существительного брат. Брат он. Значит род мужской.

Брат что делал? Готовил. Дописываю суффикс -л- , окончание нулевое, потому что это глагол мужского рода.

Отец объясни… Вода закипе…

Мать пожале… Радио говори…

Яблоко созре… Дерево шуме…

Парусник плы… Ребёнок крича…

Девочка чита… Лошадь вез…

Столб стоя… Чай кипе…

-Ребята, пожалуйста, читаем по цепочке и объясняем, почему именно это окончание Вы выбрали для этого слова.

-Записываем домашнюю работу. На стр. 123 Вы должны выполнить упражнение 221.

8. Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока, оценивание учащимися своей деятельности на уроке.

-Ребята Вы хорошо поработали, давайте повторим, что сегодня мы изучали и что поняли, что не поняли!

-А теперь подойдите к доске, возьмите себе с Яблони яблочко.

-Возьмите себе жёлтое яблочко, если все было понятно, а зелёное яблочко пусть возьмёт тот, кому сейчас нужно немножко помочь, и я вам помогу.

-Ребята, спасибо! Урок окончен.

На доске слова с пропущенными буквами:

б…седа д…журный ж…лтый

…бед инт…ресный м…роз

п…беда р…бота св…бода

— Что это за слова?

(Слова из словаря, которые нужно запомнить)

— Покажите, какая буква пропущена в слове. — Скажите, что ещё мы с вами не сделали?

— А теперь образуйте от данных слов однокоренные глаголы прошедшего времени (любого числа, любого рода).

-Не образовывали сами глаголы прошедшего времени.

-Беседовал, дежурила, желтели, обедал, интересовалась, морозило, победил, работали, освободили, ужинали.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Родовые окончания глаголов» направлен на научение изменять глагол по родам, развивать умение распознавать род глаголов прошедшего времени, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, трудолюбие, умение работать в коллективе, дружелюбие.

Номер материала: ДБ-234763

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник