Меню

Глаголы цвета в русском языке



О глаголах со значением чувств

Глагол – самая огнепышущая, самая живая
часть речи. В глаголе струится самая алая, самая
свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назна-
чение глагола – выражать само действие!
А. Югов. Думы о русском слове.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть и т.д.

Я задумалась о том, что обозначением действия далеко не определяется роль глагола в русском языке. Исследователи выделяют глаголы речи, глаголы труда, глаголы звучания и цвета, глаголы физических ощущений. Мне показались наиболее интересными глаголы со значением чувств.

Общий семантический признак “испытывать чувство” объединяют данные глаголы в отдельную группу. Глаголы этой группы обозначают не действие, вызываемое субъектом, а чувственное восприятие, определяемое этим субъектом.

Глаголы чувств могут быть однозначными и многозначными.

Однозначные глаголы, у которых “каждой единице языкового смысла соответствует отдельная, строго закреплённая за ней единица внешней оболочки”.

Например: “гневаться – испытывать, проявлять чувство гнева, неудовлетворения, сильно сердиться”; “грустить – испытывать чувство грусти, печалиться, тосковать”.

Наиболее интересными нам представляются многозначные глаголы чувств. Они неоднородны по своей структуре и экспрессивной окрашенности. Их можно разделить на две группы.

  1. Многозначные глаголы, основное значение которых служит для выражения эмоционального состояния. В.В. Виноградов в работе “Лексикология и лексикография” указывал, что первоначально употребление этих глаголов было связано с добавочной образной характеристикой протекания чувства, но в дальнейшем они “впитали” эту образность и она перестала ощущаться.

Трепетать. Словарь Академии Российской выделяет в глаголе два значения:

1) “Дрожать, трястися, приходить в содрогание от страха или других причин”;

2) “Духом возмущаться, страшиться, ужасаться”. (Трепещу о нём).

В. Даль также отмечает два значения: 1) “Дрожать, трястись, вздрагивать”. 2) “Страшиться, бояться, ожидать со страхом”. Из сопоставления словарных статей видно, что уже в ХIХ веке наиболее отчётливо выделялись два значения: прямое – “дрожать” и переносное – “испытывать сильное волнение”.

Сравним: Тихо трепетали листья на ветру.

Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем…

К этой группе глаголов чувств можно отнести и такие, как изводиться, колебаться, сокрушаться, опешить, остолбенеть, плениться, содрогаться, успокаиваться и мн. др. Яркий пример употребления данных глаголов в повести А.С. Пушкина “Дубровский”:

Пошли за приказчиком, он явился; только увидел генерала, он так и остолбенел…;

Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного ужасало его…;

Когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла

2. Многозначные глаголы, которые мы объединяем во вторую группу, не являются глаголами чувств в прямом своём значении. Но при переносном употреблении, могут иметь значения, передающие эмоциональное состояние.

1) “Переставать гореть, затухать”;

2) перен. “Ослабевать”.

Я вижу, что исчезает что-то страшно нужное. Гаснет непосредственное чувство.

1) “Поддерживать собою пламя, давая жар, пылать”;

2) “Протекать стремительно, быть в разгаре, кипеть”;

3) “Находиться в возбуждённом состоянии, в волнении, испытывать какое-либо сильное чувство”.

Я очарован, я горю

И содрогаюсь пред тобою. (Пушкин).

К этой группе глаголов чувств можно отнести следующие: кипеть, трогать, деревенеть, горячиться, охладевать, сохнуть, таять.

Сравним у А.С. Пушкина:

От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна отменно горячилась.

О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на неё: полюбите вы вновь…
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!

Желанья гасли вдруг и снова разгорались.
Я таял

Сфера употребления глаголов чувств ранее была достаточно ограниченна, чаще всего они использовались в поэтической лексике для создания образности. Наблюдения за употреблением этих глаголов сегодня показывают, что наблюдаются изменения стилистической окраски подобных глаголов: утрачивается характерная для них образность, слова как бы нивелируются.

В юношеском возрасте меня ненадолго воспламенила любовь к Драйзеру. (Ю. Трифонов).

Особый интерес представляет небольшая группа глаголов чувств, созданных на основе переносов значения одного слова на другое.

Например связанных с названиями животных, птиц, рыб, названиями присущих им свойств, повадок.

Собачиться, гнушаться, ехидствовать, ехидничать, бычиться, быковать, зверствовать, щетиниться.

В стилистическом отношении данные глаголы чаще всего характеризуются как просторечные.

Таким образом, мы можем сделать вывод: глаголы чувств, несущие в себе многозначность, созданные на основе семантической связи, сохраняются в языке; порой эти глаголы утрачивают образность, но количество значений данных глаголов даже увеличивается.

Знание этих глаголов, умение использовать их, делают речь содержательной, насыщенной, придают ей эстетическую ценность, на что специально обращали внимание многие писатели. Юрий Бондарев писал: “…По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…”.

1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

2. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. М.: Дрофа, 1997.

3. Югов А.К. Думы о русском слове. М.: Просвещение, 1972.

4. Даль В.И. Словарь русского церковного языка. М.: Вече, 2004.

5. Бондарев Ю. Избранное. М.: Дрофа. Вече, 2002.

6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение,1990.

Источник

Употребление глаголов со значением цвета

«В силу той центральной роли, которую глагол выполняет в языке, своеобразия самой категории глагольности, языковое значение глагольных лексем представляет собой сложный феномен, детерминированный тремя факторами: 1) соотнесенностью с реальной действительностью, которая представляет собой не мир предметов, а мир их отношений, действий состояний; 2) категориальной семантикой сочетающихся с глаголом предметных имен; 3) типом смысловых отношений между действием его субъектом и объектом, а соответственно типом моделей «субъект-действие», «действие-объект»» [ 23 , с.5] По своим значениям слова в лексической системе объединяются в определенные группы тематические или лексико-семантические. «Каждое поле характеризуется полным списком словоформ, сгруппированных вокруг значений словоформ. Наличие в каждом члене ЛСП такого общего набора ядерных компонентов семантики делает их парадигматически соотнесенной группой слов и определяет однотипность их синтаматических свойств. Это объективное сходство в парадигматике синтагматике и является определяющим принципом формирования ЛСП» 23, с.9].

В языке существуют следующие лексико — семантические группы глаголов. Так, выделяют 1) глаголы ощущения, 2) глаголы желания, 3) глаголы восприятия, 4) глаголы внимания, 5) глаголы эмоционального состояния, переживания, отношения, 6) глаголы мышления, 7) глаголы знания, 8) глаголы памяти, 9) глаголы действия и др. Наряду с этими группами может быть выделена группа глаголов-цветообозначения ( «цветовые» глаголы).

«Наличие у разных слов одних и тех же определителей рассматривается как объективное свидетельство семантической близости слов. В роли таких определителей выступают обычно глаголы с достаточно общим значением. Если у нескольких глаголов имеется общий определитель, то эти глаголы можно определить в ЛСГ» [23, с.10]. Таким образом, глаголы белеть, краснеть, зеленеть, серебриться, синеть и др. несут на себе некую информацию и имеют общий определитель, общее значение — приобретение предметом какого-либо цвета, либо обозначение какого-либо явления природы, характеризующегося определенным цветом. Эти глаголы входят в более общую семантическую группу глаголов состояния.

В лирике С.А.Есенина также отмечены глаголы, несущие цветовое значение. Эта группа не менее любопытна, чем прилагательные и существительные, хотя и немногочисленна. Поэт не имеет пристрастия к какой-либо определенной форме глагола, поэтому употребление глагольных форм в его произведениях очень разнообразно. Встречаются глаголы, обозначающие цветовую характеристику предметов, явлений природы. Например: серебрится, белеют, румянит, краснеет, золотятся, посинела, зеленеет и т.д. Глаголы-цветообозначения употребляются как в прямом так и в переносном значении, обозначая естественные цвета. В большинстве случаев Есенин использует естественные цветообозначения каких-либо объектов, предметов, природных субстанций. Например, синеют небеса, покраснела рябина, посинела вода, белеют хаты, шаль зеленеет. Многочисленные глагольные формы «передают изображение цвета в процессе, в становлении, в выявлении» [6, с.39]. Например: синеют, златится, белеется, зеленеет и т.д.

Только видно на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса. [7, c.211]

Глагол синеют, так же употребляется в прямом значении и обозначает естественный цвет неба.

Читайте также:  Глаголы не употребляющиеся в континиусе упражнения

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчетлив звук подкованных копыт. [7, с.69]

Глагол совершенного вида указывает на завершенность действия. Холод, как природное явление, обычно ассоциируется с голубым цветом. В приведенном контексте глагол заголубели вместе с существительным звук придает стихотворению звонкость и мелодичность.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда [7, 78]

В данном случае глагол златится, образованный от многозначного прилагательного золотой (златой), используется в переносном цветовом значении: `цвета золота, блестяще-жёлтый’. Также глагол златится можно заменить стилистическим синонимом горит, светится, блестит, что даст нам указание на непосредственно переносное употребление данного глагола в приведенном контексте. Глагольная форма златится, передает не сам цвет, а скорее его становление, а возможно и только его отблеск.

Утром в ржаном закуте

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят. [7 c.45]

Рогожа — `грубый плетённый из мочала материал.’ Глагол златятся употреблен скорее не для обозначения цвета материала, ткани, а для обозначения ржи, которая в ней хранится.

В темной роще на зеленых елях

Золотятся листья вялых ив. [7, с.95]

Глагол золотятся в данном контексте отражает цвет осенних листьев, которые пожелтели.

Орошенных степей. [7, с.9]

В данном контексте глаголы несовершенного вида серебрится имеет значение блестящего, светящегося, на что указывает существительное блеск. Употребленные глаголы придают общий положительный фон стихотворению.

Кругом села зеленый лес.

Цветут сады. Белеют хаты. [7, с.31]

Одна, как прежняя, белеется гора,

Высокий серый камень. [7, с.265]

В приведенных контекстах глаголы со значением цвета белеют и белеется имеют конкретно-предметную соотнесенность с реалиями внешнего мира, а также обозначают цвет в процессе его становления и обозначают незавершенность действия.

Посинела вода. [7 , с.102]

Глаголы покраснела и посинела в данном контексте имею конкретно-предметную соотнесенность с называемыми ими предметами: так, рябина имеет естественный природный красный цвет, а вода как природная субстанция всегда обозначается синим цветом.

Ты играй, гармонь, под трензель,

Отсыпай, плясунья, дробь!

На платке краснеет вензель,

Знай прищелкивай, не робь! [7, с.67]

Глагол краснеет в приведенном контексте употребляется в своем прямом цветовом значении, т.е. обозначает непосредственный цвет вензеля на платке. Данный контекст способствует появлению положительной оценки цветоообозначения краснеет.

Не твоя ли шаль с каймою

Зеленеет на ветру? [7, c.35]

В данном контексте глагол зеленеет употребляется в прямом значении и имеет конкретно — предметную соотнесенность со слово шаль, которая, по-видимому, имеет зеленую кайму.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона. [7,с.34]

В данном контексте глагол несовершенного вида румянит также употребляется в своем прямом цветовом значении. В данном случае видно, что понятие румяный может употребляться не только при обозначения внешности, а конкретно лица человека, но и для обозначении природных явлений. В этом случае говорится о наступлении вечера, о времени заката.

Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге

Холмы плешивые и слегшийся песок. [7, с.69]

В приведенном контексте употреблен глагол несовершенного вида краснеют, указывающий на продолжительность и незавершенность действия. Сочетание глагола краснеют с абстрактным существительным ржавчина придает стихотворению красно-оранжевый цвет. Данный контекст формирует негативные оценочные коннотации, которые обусловлены употреблением таких слов с отрицательной оценкой, как прилагательное плешивый и причастие слегшийся.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественный текст — это образное понимание мира. Прочитывая поэтические тексты С.А.Есенина и исследуя используемые им цветообозначения, мы начинаем понимать его внутренний мир, образы, которыми пронизаны все его стихотворения. Поэтому ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является образ. Отдельно взятое слово имеет значение, а слово в художественном тексте уже имеет смысл. Слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным.

Источник

Вся сила русского глагола

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»

Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону

Вся сила русского глагола

Исследовательская работа по русскому языку

учитель русского языка

Часть 1. Основные сведения о глаголе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении (на примере рассказа «Смерть чиновника»)

Глава 2. Употребление глаголов в драмати-ческом произведении (на примере пьесы АП. Че-хова «Чайка»)

Глава 3. Употребление глаголов в лирике

Часть 3. Использование глаголов в творческих работах на уроках русского языка

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. писал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе» ().

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера» (Ю. Бондарев).

Свою исследовательскую работу я решила посвятить роли глагола в художественной литературе, а также доказать, что именно эта часть речи является одной из самых необходимых и самых выразительных.

Актуальность исследования состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, — довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает никакого интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи.

Объектом исследования являются свойства русского глагола; предметом исследования – художественные тексты (рассказ «Смерть чиновника»; пьеса «Три сестры»; стихотворения А. Плещеева, Ф. Тютчева, А. Майкова, а также тексты, составленные обучающимися школы).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать художественные тексты (эпического, лирического и драматического жанров), выявляя особенности употребления в них глаголов.

2. проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:

— изучение литературы о глаголе;

— опрос обучающихся нашей школы;

Данная работа поможет обучающимся ближе познакомиться с такой частью речи, как глагол, а учителям – использовать материал работы (примеры) на уроках русского языка.

Моя работа состоит из двух частей:

1 часть – анализ использования глаголов в русской литературе. В своей работе я решила попробовать ответить на вопрос: какую роль играет глагол в русской литературе. Для анализа я выбрала тексты, представляющие три рода литературы: эпос, лирику и драму.

2 часть – анализ использования глаголов в текстах, составленных учащимися школах на уроках.

I. Употребление глаголов в художественной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении

(на примере рассказа «Смерть чиновника»)

В нашей школе уже два года существует Чеховский клуб «Классика» — клуб, который объединяет любителей творчества Антона Павловича. Кроме того, мне посчастливилось сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Русское танго», поставленном учителем литературы

Именно поэтому для анализа эпического произведения я выбрала небольшой юмористический рассказ «Смерть чиновника», изданный в «Осколках» в 1883 году с подзаголовком «Случай».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 129 существительных, многие из которых повторяются неоднократно. Это фамилия главного героя – Червяков, слово «генерал», «письмо» и пр.; всего 12 прилагательных и 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия). Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Читайте также:  Страдательное причастие прошедшего времени от глагола 2 спряжения

Глаголы используются в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Важнейшую стилистическую функцию глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям – проиллюстрируем примером:

Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и. апчхи. (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. При этом нередко вместо перечисления ряда действий, не имеющих принципиально важного художественного значения, называется одно действие, обозначенное необычным глаголом, отражающим, как в фокусе, сразу несколько движений героя, его реакцию, впечатления и т. д., представленных в обобщенном виде. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

— Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают.

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!

Повторение данных глаголов в рассказе вовсе не обозначает механического дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться.

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые , то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Анализируя эти глаголы, можно сделать вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:

Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал, что Червяков над ним просто смеется.

Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…

А далее идет предложение – авторское отступление – где писатель использует глаголы в настоящем времени, тем самым мы понимаем, что он как бы отрывается от событий и разговаривает с нами, читателями:

В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!

Глава 2. Употребление глаголов в драматическом произведении

(на примере пьесы АП. Чехова «Чайка»)

Для анализа драматического произведения я обратилась к знаменитой пьесе «Чайка».

«Чайка» — это пьеса о любви, любви к искусству, любви к людям, любви к жизни. Я проанализировала первое действие пьесы, в котором встречается 635 глаголов.

Как мы знаем, основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии. Именно поэтому в пьесе так много глаголов настоящего времени: ходит, не понимаю, живется, получаю, ношу и пр.:

Треплев (обрывая у цветка лепестки). Любитне любит, любит — не любит, любит — не любит. (Смеется.) Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода.

Диалог в драме — основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц.

В пьесе есть реплики героев, состоящие только из глаголов, т. е. в драматическом тексте распространены односоставные предложения: не хочется, пойдемте, слушаю, скучает, ревнует и пр.

Так как перед нами разговоры героев, то большое место отводится глаголам повелительного наклонения (в эпических произведениях господствует изъявительное наклонение): говорите, увольте, наденьте, позвольте, пойдемте и пр.

Как и в эпическом произведении, здесь также можно выделить такую функцию глагола, как придание динамизма описаниям:

Треплев. Я люблю мать, сильно люблю; но она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом, имя ее постоянно треплют в газетах, — и это меня утомляет.

«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены».

Глава 3. Употребление глаголов в лирике

Анализируя роль глаголов в прозаических произведениях, я стала задумываться о том, а какое место отводится глаголам в поэзии? Какое время и наклонение глаголов господствует в лирике? Подчиняется ли глагол таким же правилам, как в прозе?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, я решила проанализировать стихотворения на одну тему разных поэтов.

Так как моим любимым временем года является весна, и премьера нашего чеховского спектакля была именно весной, то я выбрала три стихотворения, посвященных весне: Федора Тютчева, Аполлона Майкова и Алексея Плещеева.

Самым показательным с точки зрения употребления глаголов, на мой взгляд, является стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. «

В стихотворении поэт использует 14 глаголов. Все глаголы можно распределить по значению:

бегут (2), выслала (1)

шумят (1), гласят (2)

Как мы видим из таблицы больше всего в стихотворении глаголов движения. Но мы не только видим приход весны, мы ее слышим благодаря глаголам звучания: шумят и гласят. Функцию цвета обычно передают прилагательные, но и здесь Тютчев мастерски использует глаголы цвета: блещут, белеет.

Среди 14 глаголов только один глагол употреблен в прошедшем времени, остальные – глаголы настоящего времени.

Если внимательно прочитать стихотворение, то мы увидим, что приход весны, описанный Тютчевым, сочетает в себе статику и динамику.

В первой строке статичное состояние природы выражено глаголом цвета белеет. В полях еще задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя. В последующих строках преобладают глаголы движения, создающие динамику.

Второе стихотворение, к которому я обратилась, стало стихотворение А. Майкова:

Весна! выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна.
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Читайте также:  Переходные и непереходные глаголы в русском языке пример

В стихотворении 5 глаголов:

Здесь, как и в предыдущем стихотворении, преобладают глаголы движения, и пусть глаголов не так много, они все равно придают особую выразительность стихотворению

В стихотворении воспевается приход весны, того времени, когда уже тепло («выставляется первая рама»), ярко светит солнце («даль голубая видна») и «хочется в поле», где царствует весна, рассыпая свои цветы. Ощущение радости жизни, свободы, кипения жизненных сил передано так ярко, что кажется, будто все это ты испытал или испытываешь сам.
Являясь поэтическим шедевром как по форме, так и по содержанию, это стихотворение примечательно и с чисто лингвистической стороны, со стороны употребления в нем глагольных времен. Начинается оно строкой, в которой глагол имеет форму настоящего времени, обозначая действие обычное, повторяющееся из года в год (выставляется первая рама). Во второй строке глагол дан уже в форме прошедшего времени совершенного вида (шум ворвался). Но самое поразительное, оказывается в том, что это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголом настоящего времени (шум ворвался в тот момент, когда выставляется первая рама). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени (шум врывается в тот момент, когда выставляется рама).

Эта возможность сопряжения разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств видо-временной системы русского глагола, которым активно пользуются художники слова.

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла, который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Это стихотворение интересно тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Выразительные возможности глагола значительно увеличивают его образное переосмысление. Многие исследователи подчеркивают, что эстетическую функцию глагола определяют широкие возможности его метафоризации. писал, что глагол более чем любая другая часть речи, пригоден для «одушевления» предметов при олицетворении: шум ворвался, воды гласят, весна идет, хоровод дней толпится и пр.

Анализируя эти стихотворения, мы также можем выделить одну из важнейших глагольных функций, которая встречалась и в эпическом и в драматическом произведениях, – придание описаниям динамизма:

Весна! выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Но говорить об описании весны и о роли глаголов при этом описании было бы неправильно, не упомянув о том, что в поэзии можно что-либо описать, вообще не употребляя глаголов. Таким образом, лирика – род литературы, который может обходиться и без глаголов. Ярким примером может послужить стихотворение А. Майкова

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок.

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

III. Использование глаголов в творческих работах

на уроках русского языка

Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Дождь идёт — простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решила провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях.

Вот, что у них получилось:

Дождь. Когда на улице крохотные капли собираются в глубокие лужи по колено, все говорят, что идет дождь. Но почему он именно идет? Не летит, не бежит и не льет, а именно идет? Может, люди считают, что дождь с живой душой? Поэтому он и ходит по миру…

Чекмарева Маргарита, 9 класс

Тяжелые капли падают с неба, которое покрывается серой пеленой… На улице становится грязно и образуются могучие реки. На окнах текут слезы. Все темнеет, и утро становится похожим на ночь…

В исследовании приняло участие 54 обучающихся 7-10 классов.

В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

Всего в работах встретилось 272 глагола (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных – 533).

При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (248): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (24): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, — 5,8; существительных – 11.

Употребление глаголов в творческих работах

Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.

Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и по­казывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться дли­тельное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слу­шать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать на­чало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Закончить работу я бы хотела словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

1. , Буланин глагол. – Л., «Просвещение», 1967. – 123 с.

2. Гвоздев по стилистике русского языка. – Спб.: «КомКнига», 2005. – 408 с.

3. Голуб русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 1997. – 442 с.

4. Кое-что о глаголах. – Спб.1998.

5. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике / – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

6. Просто и занимательно о русском языке / , , и др. – М.: Просвещение, 2007. – 416 с.

7. По дорогам и тропам языка. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008. – 464 с.

Источник