Меню

Глаголы в будущем времени читаю



ВИДЫ ГЛАГОЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Использование глаголов несовершенного вида для обозначения факта действия и процесса действия.

Когда мы хотим сказать о том, сколько времени продолжалось действие, мы всегда используем глаголы несовершенного вида и специальные слова, которые указывают нам на продолжительность действия: долго, недолго, пять минут, целый год и т.д. Словосочетания, указывающие время, всегда должны стоять в винительном падеже (4).

Вчера я работал весь вечер.
Ты говоришь по телефону два часа!

Когда нам важно только назвать действие и как бы установить факт, что это действие было (или не было), то мы тоже должны использовать глаголы несовершенного вида.

– Марта читала русскую литературу?

– Да, Марта читала романы Льва Толстого. (Ответ положительный, данное действие было).

Мы вчера вечером смотрели телевизор. (Здесь важно только назвать действие, дополнительная информация – какую программу смотрели, сколько времени – не важна).

Сравните:
– Вы смотрели новый фильм Феллини?
– Да, смотрели.
– Вы посмотрели новый фильм Феллини, фильм вам понравился?
– Да, мы посмотрели вчера этот фильм. Это прекрасный фильм!

В каком месяце?

Когда нам нужно сказать, в каком месяце происходило или будет происходить событие, то мы используем в русском языке существительное в предложном падеже (6) с предлогом в.

Будущее время глаголов совершенного и несовершенного вида.

В русском языке существует два способа обозначения действия в будущем, проще говоря, две формы будущего времени. Так называемое будущее простое (для глаголов совершенного вида) и будущее сложное (для глаголов несовершенного вида). Видовые различия между этими формами те же самые, что в настоящем и прошедшем времени. Сравните:

Я бу́ду чита́ть журна́л ещё час. – выбран глагол несовершенного вида «читать», потому что нужно сказать о процессе действия. Я прочита́ю журна́л и дам его́ тебе́. – выбран глагол совершенно вида «прочитать», потому что надо сказать о результате действия.

Форма будущего времени глаголов несовершенного вида (сложное будущее) состоит из двух глагол: формы глагола быть в будущем времени, (этот глагол изменяется по лицам и числам) и инфинитива основного глагола:

я бу́ду чита́ть
ты бу́дешь чита́ть
он бу́дет чита́ть
мы бу́дем чита́ть
вы бу́дете чита́ть
они бу́дут чита́ть

Форма будущего времени глаголов совершенного вида (будущее простое) образуется очень просто – так же, как форма настоящего времени глаголов несовершенного вида: путем прибавления личных окончаний к основе. Глаголы совершенного вида изменяются по лицам и числам:

чита́ю (НСВ, наст.вр.) – прочита́ю (СВ, буд.вр.), прочитаешь, прочитает….
пишу́ (НСВ, наст.вр.) – напишу́ (СВ, буд.вр.), напишешь, напишет…
иду́ (НСВ, наст.вр.) – приду́ (СВ, буд.вр.), придёшь, придёт….

При выборе формы будущего времени (от глагола совершенного или несовершенного вида) нужно исходить из различий в значениях вида. Форма будущего времени глаголов несовершенного вида (сложное будущее) используется для обозначения повторяющегося действия в будущем, процесса действия и обозначения факта, что действие будет иметь место.

Простое будущее используется для обозначения однократного действия или результата действия в будущем:

Сравните спряжение глаголов совершенного и несовершенного вида:

Подробнее смотрите в грамматическом справочнике курса.

Читайте также:  Какие глаголы употребляются с презент симпл

Источник

Глаголы будущего времени

Что такое глаголы будущего времени в русском языке?

Глаголы будущего времени в русском языке – ряд спрягаемых форм глаголов, обозначающих действие или процесс, который будет происходить в будущем, после момента речи. Признак времени является грамматической категорией глагола. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать?

Примеры глаголов будущего времени:

Утром мама приготовит яичницу с овощами.

Через неделю мы начнем новую тему.

Катя будет читать

Дети будут играть на площадке после тихого часа.

Как образуются формы будущего времени глагола?

Формы будущего времени глагола бывают простыми и составными:

  • Простая форма будущего времени глаголов присуща глаголам совершенного вида, указывает на законченность действия (схожу, умоешься).
  • Составная форма будущего времени глаголов присуща глаголам несовершенного вида, образуется сочетанием спрягаемых форм глагола быть и инфинитива глагола, указывает на то, что действие будет повторяющимся или длительным (буду гулять весь день, каждую среду будем ходить в кино).

Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам:

Источник

Рабочий лист. Русский язык. I и II спряжение глаголов в будущем времени

Уважаемый ученик! Наш рабочий лист поможет тебе освоить программный материал урока, проверить свои знания по теме, подскажет дополнительные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы. В случае затруднения у тебя есть право обратиться к учителю через указанные средства связи.

Открой тетрадь по русскому языку и запиши дату: Седьмое апреля. Классная работа.

Какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?

Прочитайте глаголы: Открою, закричит, напишешь, заснём, принесут, вытащите, улетят, прогонишь, проплыву, спросим, прыгнете, успеет.

— Чем похожи все глаголы? По каким признакам их можно разделить на группы?

— Запишите глаголы группами. Сколько получилось групп?
— Одинаковые или разные окончания имеют глаголы одной группы? От чего это зависит?

Открой учебник русского языка на стр. 89

Изучи таблицу спряжений

Выполни устно упражнение 183 на стр. 89. Что нужно сделать?

— Сделайте вывод: какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в настоящем и будущем времени?

Прочитай рубрику Обрати внимание!

Выполни устно упражнение 184 на стр. 90. Что нужно сделать?

— Почему будущее время в этой таблице называется сложным?

— Сделайте вывод: как спрягаются глаголы в сложном будущем времени?

Прочитай рубрику Обрати внимание!

Пройди по ссылке и посмотри видео по теме урока: https://youtu.be/gy9Reau7ajQ

— В русском языке существует 2 формы будущего времени: ПРОСТАЯ и СЛОЖНАЯ формы.

— При спряжении глагола в простом будущем времени изменяется его ОКОНЧАНИЕ.

— При спряжении глагола в сложном будущем времени изменяется только ОКОНЧАНИЕ глагола БЫТЬ, а начальная форма не изменятся.

Выполни письменно упражнение 185, стр.90

Тест «Я утверждаю»

Глаголы погуляю, напишем, буду петь стоят в форме будущего времени.

Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.

Глагол будем читать стоит в форме 3 л. множественного числа.

Глаголы будущего времени имеют две формы в зависимости от вида.

Если глагол совершенного вида, то форма будущего времени ____________

Если глагол несовершенного вида, то глагол будущего времени __________

Читайте также:  Глаголы исключения вертеть смотреть обидеть

Задание для любознательных!

На образовательной платформе Яндекс.Учебник тебя ждет интересное задание .

В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Источник

Будущее время глагола

Будущее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие про­изой­дет после момен­та речи о нем. Глаголы в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Рассмотрим, что такое буду­щее вре­мя гла­го­ла в рус­ском язы­ке, его осо­бен­но­сти и спо­со­бы обра­зо­ва­ния, выяс­ним, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор.

Действие, кото­рое обо­зна­ча­ют гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, раз­ви­ва­ет­ся с тече­ни­ем вре­ме­ни. Время гла­го­ла — это грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия, кото­рая выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи о нем. В свя­зи с этим гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) раз­го­ва­ри­ваю (сей­час);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду раз­го­ва­ри­вать (в ско­ром вре­ме­ни);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) раз­го­ва­ри­вал (дей­ствие закон­чи­лось).

Узнаем, что такое буду­щее вре­мя гла­го­ла в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка.

Что такое будущее время глагола?

Глаголы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое про­гно­зи­ру­ет­ся вско­ре, после момен­та речи о нем:

  • я ( что сде­лаю?) склею само­лё­тик;
  • ты (что сде­ла­ешь?) отре­жешь кусо­чек пиро­га;
  • вы (что буде­те делать?) буде­те путе­ше­ство­вать;
  • охот­ник (что будет делать?) будет рас­ска­зы­вать исто­рии.

Это ожи­да­е­мое дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни.

Времена гла­го­лов Отвечают на вопро­сы Обозначают дей­ствия Примеры
Настоящее что дела­ет?
что дела­ют?
что делаю?
что дела­ешь?
кото­рые про­ис­хо­дят
в насто­я­щем вре­ме­ни,
в момент речи
рису­ет
рису­ют
рисую
рису­ешь
Прошедшее что делал?
что сде­лал?
что дела­ли?
что сде­ла­ли?
кото­рые уже про­изо­шли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем вре­ме­ни,
до момен­та речи
рисо­вал
нари­со­вал
рисо­ва­ли
нари­со­ва­ли
Будущее что сде­ла­ет?
что сде­ла­ют?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые про­изой­дут
в буду­щем вре­ме­ни,
после момен­та речи
нари­су­ет
нари­су­ют
нари­су­ет
нари­су­ют

Как образуется будущее время глагола?

У гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния раз­ли­ча­ют

  • про­стую фор­му буду­ще­го вре­ме­ни (син­те­ти­че­скую);
  • состав­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни (ана­ли­ти­че­скую).

Форма буду­ще­го вре­ме­ни зави­сит от того, от како­го гла­го­ла она обра­зу­ет­ся. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют про­стые фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют состав­ную (слож­ную) фор­му буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рая скла­ды­ва­ет­ся из лич­ных форм вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» и смыс­ло­во­го гла­го­ла в неопре­де­лен­ной фор­ме:

  • (что делать?) кра­сить — я (что буду делать?) буду кра­сить;
  • (что делать?) сте­литьты (что будешь делать?) будешь сте­лить.

Глаголы буду­ще­го вре­ме­ни, как и насто­я­ще­го вре­ме­ни, изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ют­ся). Личные окон­ча­ния гла­го­лов совер­шен­но­го вида оформ­ля­ют­ся в зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к I или II спря­же­нию.

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся гла­го­лы совер­шен­но­го вида в фор­мах про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни.

Привязать I спря­же­ние

  • 1 лицо я (что сде­лаю?) при­вяж у — мы (что сде­ла­ем?) привя́ж е м
  • 2 лицо ты (что сде­ла­ешь?) привя́ж е шь — вы (что сде­ла­е­те?) привя́ж е те
  • 3 лицо он (что сде­ла­ет?) привя́ж е т — они (что сде­ла­ют?) привя́ж у т

Поставить II спря­же­ние

  • 1 лицо я поста́вл ю — мы поста́в и м
  • 2 лицо ты поста́в и шь — вы поста́в и те
  • 3 лицо он поста́в и т — они поста́в я т

У гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида в состав­ной фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни по лицам и чис­лам изме­ня­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол «быть», а смыс­ло­вой гла­гол сохра­ня­ет неиз­мен­но фор­му инфи­ни­ти­ва. Глагол «быть» при­над­ле­жит к I спря­же­нию. Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся фор­мы состав­но­го буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «зво­нить»:

  • 1 лицо я бу́д у зво­нить — мы бу́д е м зво­нить
  • 2 лицо ты бу́д е шь зво­нить — вы бу́д е те зво­нить
  • 3 лицо он бу́д е т зво­нить — они бу́д ут зво­нить

Как определить глагол будущего времени?

Чтобы опре­де­лить гла­гол буду­ще­го вре­ме­ни, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. най­дем в пред­ло­же­нии гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее дей­ствие);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос что сде­ла­ет? что дела­ет?
  3. выяс­ним, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после момен­та речи;
  4. опре­де­лим, про­стая или слож­ная фор­ма гла­го­ла (нали­чие гла­го­ла «быть» в лич­ной фор­ме);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждений

Ты услы­шишь тре­ли соло­вья на заре.

Слово «услы­шишь» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь? Это гла­гол совер­шен­но­го вида, кото­рый обо­зна­ча­ет жела­тель­ное дей­ствие после раз­го­во­ра о нем. Значит, это про­стая фор­ма буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «услы­шать».

Мы будем сего­дня заго­рать на озе­ре?

Словоформа «будем заго­рать» обо­зна­ча­ет дей­ствие в буду­щем и отве­ча­ет на вопрос что будем делать? Неопределенная фор­ма гла­го­ла «заго­рать» име­ет при себе гла­гол«будем» в фор­ме 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла (окон­ча­ние -ем). Значит, это гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «заго­рать» в фор­ме слож­но­го буду­ще­го вре­ме­ни.

Как выполнить морфологический разбор глагола будущего времени?

Выполним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор рас­смот­рен­ных выше гла­го­лов.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

«Услышишь» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь?

Начальная фор­ма «услы­шать»

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид
  • пере­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • II спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние
  • буду­щее вре­мя
  • 2 лицо
  • един­ствен­ное чис­ло

III . Синтаксическая роль

Сказуемое про­стое гла­голь­ное.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

«Будем заго­рать» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в буду­щем и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ем?

Начальная фор­ма «заго­рать»

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

  • несо­вер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние
  • фор­ма слож­но­го буду­ще­го вре­ме­ни
  • 1 лицо
  • мно­же­ствен­ное чис­ло

III . Синтаксическая роль

Сказуемое про­стое гла­голь­ное.

Видеоурок-презентация (7 класс)

Источник