Меню

Глаголы в прошедшем времени изменяются так же как в настоящем



Урок русского языка в 4-м классе. Тема «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам»

Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!

II. Актуализация опорных знаний.

– Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажите?

– Какие задания можно предложить?

(Разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова.)

– Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
– Для чего нам нужен алфавит?
– Какое слово можно составить из всех букв?

– назовите орфограммы. Скажите, а можно проверить безударную гласную?

(Нет, это непроверяемая гласная и ее нужно запомнить.)

– Подберите однокоренные слова.

(Вывешиваю табличку: желтый, желтенький, желтизна, пожелтеть.)

– А что это за слово? Докажите. (Вывешиваю табличку: (Глагол)).

– Что еще знаете о глаголе? (Вывешиваю таблички: Что делать? Что сделать?
Единственное и множественное число, Настоящее и будущее время)

– Употребите глаголы желтеть и пожелтеть в настоящем и будущем времени.

желтеют
пожелтеют желтеет
пожелтеет

– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
– Что показывает настоящее время глаголов? А будущее время?
– Определите лицо и число глаголов.
– А теперь составьте предложения с этими глаголами.

А) простое предложение;
Б) Простое предложение с однородными членами;
В) Сложное предложение.

– Докажите. Назовите грамматические основы.

III. Постановка учебной задачи.

– В каком еще времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.)
– Так какая тема урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.)
– На какие же вопросы нам предстоит сегодня ответить?

* На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
* Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? *Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

IV. Работа по теме.

1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.

Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.

Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.

Трава (что делала?) шуршала.
Медведь (что делал?) заснул.
Солнце (что делало?) светило.

– Что показывает прошедшее время глагола?
– На какие вопросы отвечают глаголы?

Вывод. Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делала? Что делал? и т. д.

2. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.

Выполнение упражнения № 80 (устно).

– Назовите выделенные существительные и глаголы.
– Выделите окончания. Укажите род существительных.
– Какие окончания у глаголов?
– От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных.)

3. Выполнение упражнения № 81.

– Прочитайте.
– Что прочитали? (Предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы, нераспространенные предложения.)
– На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов.)
– Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов. (1-й вариант – 1, а 2-й вариант – 2.)

– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
– Какие окончания в среднем роде?
– Есть ли особое окончание в мужском роде?
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам).
– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?

Читайте также:  Знайте все глагол to be

Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.

– Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие суффикса – л.)
– Распространите предложения . (Устно.)
– А теперь обратимся к правилу на стр. 55.
– Правильный ли вывод сделали мы?
– А как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

1. Для улучшения мозгового кровообращения.

(И.П. – сидя на стуле, “1, 2” – отвести голову назад и плавно наклонить назад; “3, 4” – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; “5, 6” – голову наклонить влево: “7, 8” – голову наклонить вправо.)

2. Гимнастик для глаз.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5).

Повторить 4–5 раз.

1. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделите окончания, укажите род.

(Наступить) ясное утро. Солнце ярко (сиять) в голубом небе. Алмазами (сверкать) роса на траве, на листьях деревьев. Кругом (стоять) тишина. Ветерок теплой струйкой (пробежать) по моему лицу.

Взаимопроверка.
Проверка. (у учащихся сигналы и карточки с окончаниями –о, -а, нулевое окончание).
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

2. Работа в паре.
Указать время и род глаголов, подобрать и записать к ним синонимы в том же времени и такого же рода.
Караулила – .
Мастерил – .
Берегли – .

Указать род и время глаголов, подобрать к ним антонимы в том же времени и такого же рода.
Наказало – .
Хвалил – .
Строили – .
Болтала – .

Проверка. (У учащихся сигналы.)

Тест по теме “Глагол”

1. Выбери и верное утверждение.

А) глагол – это часть слова.
Б) Глагол – это часть речи.

2. Выбери верное утверждение.

А) Глагол обозначает предмет.
Б) Глагол обозначает действие предмета.
В) Глагол обозначает признак предмета.

3. Какое слово в каждой группе является “лишним”?

* говорил, пишите, вязала, висело;
* воркует, борется, сотрет, хохочет;
* буду шить, срисует, занесла, обласкает.

4. Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.

А) По реке плывет баржа.
Б) В лесу ребята свернули с тропинки.
В) Летом Даша отдыхала в деревне.
Г) Мы идем по лесу.
Д) Петя читал интересную книгу.

Проверка. Самоконтроль. На доске табличка с ответами. (У учащихся сигналы.)

  1. Б
  2. Б
  3. Гладит – наст. вр.
    Сотрет – буд. вр.
    Занесла – прош. вр.
  4. Б – мн. число
    В – жен. Род
    Д – муж. Род

VIII. Итог урока.

– Давайте сделаем общий вывод.

* Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде – а, в среднем – е.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.

Читайте также:  Зависимый от глагола составить предложение

Во множественном числе род глагола не определяется.

У глаголов в прошедшем времени есть суффикс – л.

– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)

– Подберите пословицы, в которых глагол в прошедшем времени.

№ 84 стр. 57, № 86 по выбору, правила на стр. 55 и стр. 58.

– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Урок окончен.

Источник

Как изменяется глагол в прошедшем времени.

Ответ или решение 2

Глагол — часть речи, обозначающая действие. В отличии от имен, он изменяется не по склонениям или падежам, а по ряду других признаков, одним из которых является время.

Виды времен глагола

В современном русском языке выделяются три времени:

Все времена отличаются друг от друга, в первую очередь, по значению. Так, настоящее время указывает на то действие, что случается в конкретный промежуток (например, сейчас). Будущее время говорит о том действии, которое только произойдет, а прошедшее время описывает уже свершившееся действие. Соответственно, различаются и их вопросы. Пример вопросы настоящего времени — «что делает?», вопроса прошедшего времени — «что делал?», будущего времени — «что будет делать?».

Также отличаются грамматические признаки времен. Главное, о чем стоит помнить: в Настоящем и Будущем временах глагол будет изменяться по числам (единственному и множественному) и лицам (первому, второму и третьему). Например, глагол «скакать» в 1 лице единственного числа Настоящего времени приобретает форму «скачу», а во 2 лице множественного числа Будущего времени — «будете скакать».

Далее рассмотрим подробнее, как изменяются глаголы в Прошедшем времени.

Изменение глагола в прошедшем времени

Главной особенностью глаголов данного времени является то, что они изменяются по родам и при этом не изменяются по лицам. Возьмем слово «бежать». В Прошедшем времени он будет изменяться так:

1 лицо — Я бежал;

2 лицо — Ты бежал;

3 лицо, мужской род — Он бежал, женскийрод — Она бежала, средний род — Оно бежало.

1 лицо — Мы бежали;

2 лицо — Вы бежали;

3 лицо — Они бежали.

Как видно из примера, в случае со множественным числом во всех трёх лицах окончание будет одинаковое -И. В единственном числе в первом и втором лице оно будет нулевым. В третьем лице единственного числа будет происходить изменение по родам. Так, в мужском роде окончание будет нулевым, в женском роде будет окончание -А, а в среднем роде — окончание -О.

Источник

Изменение глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени

Часть речи, обозначающая действие, в русском языке играет роль показателя времени. Каждая из относящихся сюда единиц имеет свои отличительные черты (состав слова, вспомогательные слова, суффиксы, окончания, особенности спряжения), которые помогают определить последовательность событий, упоминаемых в устной речи или в тексте. Рассмотрим особенности изменения глаголов в зависимости от времени.

Изменение слов в прошедшем времени

Слово, стоящее в прошедшем времени, означает, что нечто имело место до текущего времени, в прошлом.

Например: С утра прошел дождь. Во время войны дети работали на заводах.

Грамматический маркер прошедшего времени ˗ наличие суффикса : прибежал, создал, укусил.

Также словоформы мужского рода не имеют видимого окончания. Суффикс и ненулевое окончание присутствует у слов женского и среднего рода.

Глаголы несовершенного вида в прошедшем времени отвечают на вопрос «Что делал?», а совершенного – «Что сделал?».

Например: Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Маркеры прошедшего времени

Таблица 1. Примеры изменения окончаний:

Лицо Соверш. в. Несоверш. в.
Единственное Множественное Единственное Множественное
1-е Я приехал Мы приехали Я бегал Мы бегали
2-е Ты зашел Вы зашли Ты плакал Вы плакали
3-е Он встал Они встали Он танцевал Они танцевали

Настоящее время

Настоящее время имеет следующие значения:

  • Действие происходит прямо сейчас и имеет конечную длительность:
    Я сейчас шью платье на швейной машинке.
  • Процесс происходит постоянно и будет происходить неопределенное количество времени:
    На протяжении нескольких тысячелетий день сменяется ночью.
  • Действие происходит периодически:
    Мы посещаем занятия раз в неделю.

К словам в настоящем времени задаются личные вопросы, такие как «Что делает?» «Что делаешь?».

Читайте также:  В форме повелительного наклонения глаголы изменяются по временам

Эта часть речи в настоящем времени спрягается по лицам и числам (так как изменение глаголов называется спряжением). Изменяемой частью слова при этом является окончание.

Вопросы к словоформам во времени, соответствующем текущему моменту, примеры

Таблица 2. Примеры предложений во времени, соответствующему текущему моменту:

Лицо\число Единств. ч. Множеств. ч.
1-е Я хожу по канату Мы ходим по канату
2-е Ты считаешь ворон Вы считаете ворон
3-е Он бережет здоровье Они берегут здоровье

Будущее время

Будущее время означает, что нечто произойдет после того, как об этом упомянули: сейчас мы будем танцевать. В зависимости от смысла предложения, время выражается простой либо сложной словоформой.

Признаки времени действия после текущего момента

Простое будущее время

Аналитический тип образуется словоформами совершенного вида. К ним могут быть заданы вопросы “что сделаешь?”, “что сделают?” Например: Спортсмены пробегут марафон.

Изменение глаголов в будущем времени, как и в настоящем, происходит с помощью добавления окончаний в зависимости от лица и числа.

Таблица 3. Примеры слов в простой форме:

Лицо\число Единств. ч. Множеств. ч.
1-е Я уеду в Казань Мы уедем в Казань
2-е Ты купишь галстук Вы купите галстук
3-е Он сломает замок Они сломают замок

Простоое будущее время в русском языке имеет следующие значения:

  1. Событие произойдет однократно, при этом нам важен итог этого события:
    Он пробежит марафон.
  2. Событие произойдет однократно, будет иметь определенную длительность, важен результат:
    Мы научимся плавать.

Отличительные черты простой формы:

  • действие произойдет однократно;
  • важен его результат;
  • действие будет иметь конечную длительность.

Сложное время

Сложная (составная) конструкция образуется словоформами несовершенного вида. Такие слова отвечают на вопросы “что будут делать?”, “что будешь делать?”

Например: Мы будем посещать занятия каждый день.

Составная форма образуется сочетанием вспомогательного слова “быть” и инфинитива.

При спряжении этой конструкции по лицам и числам изменяется только вспомогательное слово “быть”.

Образование сложной формы буд.времени

Таблица 4. Примеры синтетического будущего времени:

Лицо\число Единств. ч. Множеств. ч.
1-е Я буду жонглировать Мы будем жонглировать
2-е Ты будешь танцевать Вы будете танцевать
3-е Он будет лечиться Они будут лечиться

Значения сложного типа времени:

  1. Процесс имеет определенную длительность, но будет повторяться неизвестное количество раз. При этом результат не упоминается:
    Дети будут мыть посуду каждый день.
  2. Событие не имеет длительности, но будет повторяться в будущем неопределенное количество раз:
    Я буду иногда к тебе заходить.
  3. После текущего момента процесс будет длиться вечно либо неопределенное количество времени:
    – Солнце будет светить еще миллиарды лет.
    – В течение сезона погода будет меняться.

Изменение любых глаголов по временам происходит посредством расширения состава слова, добавления вспомогательного слова. Чтобы не ошибиться в выборе правильной формы этой части речи, можно употребить ее по образцу соответствующей вопросительной конструкции. Это наиболее точно покажет, о чем говорится в предложении: о текущем моменте, прошедшем или наступающем.

Источник