Меню

Глаголы в прошедшем времени единственном числе изменяются по родам



Прошедшее время глаголов

Глагол имеет категорию времени. Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того момента, как о нём стали говорить (т.е. до момента речи).

что делал? — рисовал

что сделал? — нарисовал

Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний , или окончания во множественном числе.

клеи ть — клеи л а , клеи л и

При этом в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы.

обид е ть — обид е ло, обид е ла;

посе я ть — посе я ли, посе я ла.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: рисовал (ед. ч.) — рисовали (мн. ч.)

Глаголы в форме единственного числа прошедшего времени изменяются по родам. Род глагола передаётся с помощью окончаний:

мужской род в прошедшем времени имеет нулевое окончание ( рисовал )

женский род в прошедшем времени имеет окончание ( рисовал а )

средний род в прошедшем времени имеет окончание ( рисовал о )

Глаголы в форме прошедшего времени по лицам не изменяются.

Пример изменения глаголов в прошедшем времени:

Неопределённая форма Прошедшее время
единственное число множ. число
м.р. ж. р. ср. р.
рисовать рисовал рисовал а рисовал о рисовал и
везти вёз везл а везл о везл и
печь пёк пекл а пекл о́ пекл и

О настоящем и будущем времени глаголов смотри по ссылкам.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 61. Род глаголов в прошедшем времени

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • Вопросы, по которым можно определить время глагола и род глагола прошедшего времени.
  • определять род глаголов по окончаниям;
  • изменять глаголы прошедшего времени по родам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Род глагола прошедшего времени. В единственном числе прошедшего времени глагол стоит в форме мужского, женского или среднего рода. Чтобы определить род глагола, надо задать вопрос. Глагол мужского рода отвечает на вопрос что делал? что сделал? Глагол женского рода отвечает на вопрос что делала? что сделала? Глагол среднего рода отвечает на вопрос что делало? что сделало?

Например: рисовал – м.р., рисовала – ж.р., рисовало – ср.р.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Читайте также:  Предложения в перфекте слабые глаголы

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В устной и письменной речи мы часто используем глаголы прошедшего времени. Попробуйте изменить глагол прошедшего времени по лицам.

Я стоял, наблюдал.

Ты стоял, наблюдал.

Он стоял, наблюдал.

Окончания глаголов не изменились. Какой вывод можно сделать? Изменяются ли глаголы прошедшего времени по лицам?

Правильно. Не изменяются.

Вспомните местоимения 3 лица единственного числа. Это местоимения он, она, оно.

Понаблюдайте, как изменится глагол прошедшего времени, если использовать местоимения он, она, оно:

Он (космический корабль) летел, кружил.

Она (ракета) летела, кружила.

Оно (облако дыма) летело, кружило.

Мы можем сделать вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Обратите внимание на окончания глаголов прошедшего времени. Подсказкой окончания может служить само местоимение и вопрос:

Источник

Изменение по родам глаголов прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель урока:

— познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok.doc 279 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени».

— познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитывать внимание, усидчивость.

Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

— находить суффикс — л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени

проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

использовать знако-символические средства при выделении суффикса;

делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составлять алгоритм под руководством учителя;

слушать и понимает речь других;

учиться работать в паре.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята! Рада всех поприветствовать.

Меня зовут Кристина Анатольевна и сегодня, урок русского языка ребята, проведу у вас я.

— И я вам предлагаю провести урок в виде игры-квест. Кто-нибудь знает, что такое квест?

Квест – это игра, смысл которой заключается в том, чтобы выполнить задания и прийти к поставленной цели.

— Ну что, приступим?

Квест в переводе с англ. –приключенческая игра

Сегодня прекрасный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнемся друг другу и пусть этот урок станет для вас незабываемым приключением с открытием новых знаний и радостью общения.

Для начала мы откроем тетради и запишем число (19 апреля), классная работа, на что надо обратить внимание при написании слова классная?

— Ребята, у меня есть письмо, здесь написано, что вам необходимо закрыть глаза, представить перед собой свечу и на счет 3 её задуть. Наберем в грудь «побольше» воздуха и задуем воображаемую свечу, 1,2,3.

-(Голос за кадром) Приветствую вас, мои дорогие друзья! Я Смотритель кабинета. Задув свечу, вы начали игру. Я намертво запер двери этого кабинета. Теперь, чтобы отворить дверь, вам необходимо будет выполнить задания, которые я для вас подготовил. Будьте внимательны и поторопитесь, ведь время у вас ограниченно. Желаю удачи!

2. Актуализация знаний.

— Ребята, а еще нам передали план-схему, в которой описывается наше передвижение и выполнение заданий. И вот, что здесь сказано о нашем первом задании.

Словарная работа. (Работа в парах)

«Одна голова хорошо, а две лучше», поэтому работая в паре раскройте секрет конверта № 1.

-Ребята, давайте откроем конверт и посмотри, что же в нем.

* Разгадай загадки и запиши отгадки.

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу, клюшкой бей, а называюсь я

Не спеши мы на работу,

-Давайте проверим, что же у вас получилось. Назовите отгадку на первую загадку(антенна), на вторую(троллейбус), на третью(хоккей) и на четвертую(суббота).

— Во всех этих словах есть непроверяемое написание , значит все эти слова можно назвать …….(словарными).

— Теперь эти словарные слова запишем в тетрадь. (Словарь: антенна, троллейбус, хоккей, суббота).

(Несколько учащихся записывает на доске, и выделяют орфограммы).

-Молодцы, ребята, вы замечательно справились с этим заданием, но нас уже поджидает другое.

3.Сообщение темы урока. СЛАЙД №1.

Нам необходимо определить тему урока.

Обратите внимание на экран, здесь представлены опорные слова, мы должны догадаться, что за часть речи спрятана за ними.

-Совершенно верно, это глагол (табличку «глагол» повесить на доску)

— Давайте вспомним, что же мы уже знаем о глаголе: СЛАЙД №2!!

-Глагол – ……. часть речи

-Глаголы отвечают на вопросы…….. что делать? что сделать?

-Глаголы обозначают………. действие предмета

-Глаголы изменяются по ……… временам, числам, родам

— Глаголы в настоящем времени обозначают действие, которое…..

— Глаголы в будущем времени обозначают действие, которое…..

— Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое…..

-Отлично ребята! Вы так замечательно справились с заданием, поэтому я уверенна, что нам удастся открыть двери.

— Время неумолимо бежит, поэтому нам необходимо переходить к следующему заданию.

Все внимание на экран. СЛАЙД №4,5!!

-Прочитайте, назовите глаголы, определите, какой глагол лишний.

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(Лишний глагол- прошла, так как он в прошедшем времени.)

-Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о глаголах прошедшего времени (табличку «прошедшее время» повесить на доску), но это еще не все.

Для того, чтобы до конца понять какова тема нашего урока, откройте конверт №2.

4.Совместное открытие «Новых знаний». (Работа в парах)

— В нем таблица, работая в паре, заполните её и выделите окончания глаголов прошедшего времени.

Источник

Глаголы прошедшего времени

Глагол – это самостоятельная часть речи, означающая определенный процесс, состояние, событие т.е. действие. Имеет начальную/неопределенную форму, которая называется инфинитивом.

Время – это переменная непостоянная категория, которая означает, когда было выполнено действие по отношению к моменту разговора о конкретной деятельности. В русском языке различают: прошедшее (действие уже состоялось), настоящее (действие происходит здесь и сейчас) и будущее (действие планирует начаться).

Мы используем глаголы в прошедшем времени, когда говорим о каких-то действиях, которые уже имели место или выполнялись ранее. Существуют две формы таких глаголов: совершенные и несовершенные.

  • Совершенные глаголы сообщают нам, что определенное событие уже окончено (совершено).
  • Несовершенные сообщают, что данное событие было начато, но не было завершено (было, но сейчас в процессе).

Окончания глаголов прошедшего времени

Создать глаголы в прошедшем времени совсем несложно, нужно знать правила: окончание неопределенной формы следует заменить суффиксом – л, для создания слова мужского рода (Что делал?):

  • Кушать – кушал
  • Убирать – убирал
  • Сушить – сушил

После суффикса -л для создания глагола прошедшего времени женского рода, присоединяется окончание –а (Что делала?):

  • Гладить – гладила
  • Пить – пила
  • Желать – желала

Для среднего рода после суффикса -л присоединяется окончание –о (Что делало?):

  • Сидеть – сидело
  • Кипеть – кипело
  • Бродить – бродило

Для создания слова во множественном числе после суффикса -л присоединяется –и (Что делали?):

  • Писать – писали
  • Читать – читали
  • Свистеть – свистели

Такое же правило с возвратными глаголами в прошедшем времени, где из окончания -ться мы берем частицу -ть и заменяем ее буквой -л, сразу после нее мы должны добавить общее окончание и добавить отсутствующую частицу обратной связи -ся (для мужского р.), -сь (для других женского, среднего р.):

  • Мыться – мылся, мылась, мылось
  • Бриться – брился, брилась, брилось
  • Греться – грелся, грелась, грелось

Есть также группа глаголов прошедшего времени, которые в мужском роде не имеют суффикса –л.

Примеры: нес, вёз, пёк, мёрз, намок.

Род и число глаголов прошедшего времени

Общепринятое правило, что все глаголы в русском языке склоняются по числам и родам. Но, стоит отметить, только в единственном числе. Каждый имеет различное окончание:

Создать глаголы в прошедшем времени несложно: мы вычитаем окончание из неопределенной формы, заменяем его новым окончанием.

Запомните: нельзя определить лицо: я ходила, ты ходил, она ходила.

Например, берем слово хвалить:

  • Мужской р.: хвалил.
  • Женский р.: хвалила
  • Средний р.: хвалило.

Будьте внимательны: перед суффиксом «л» ставится та же самая гласная буква, что и в неопределённой форме:

  • Лелеять – лелеял, лелеяла, лелеяло.
  • Знать – знал, знала, знало.

Для первого лица единственного числа мы выбираем форму прошедшего времени, соответствующую полу говорящего. Поэтому женщина скажет – я была, стояла, а мужчина – я был, стоял.

Во множественном числе нет различия между мужским, женским родом. Поэтому, когда мы говорим о группе, независимо от того, состоит она из людей одного или разных полов, мы всегда говорим – они были. Для сравнения:

  • Оля с Леной были в торговом центре.
  • Мария с Олегом гуляли по парку.
  • Виктория и Михаил пришли домой поздно.

Как выявить прошедшее время глагола

Определить форму прошедшего времени глагола очень просто: формы времени глаголов создаются с использованием новых суффиксов. В таблице, которую мы составили для Вас, легко можно понять и запомнить, как определить рассматриваемое время.

Стоит запомнить: слова, оканчивающиеся на -сти, -зти или -чь в единственном числе мужского р., не имеют суффикса –л:

В таблице ниже представлены примеры что бы легче было определить форму прошедшего времени глагола по окончанию:

Источник