Меню

Глаголы в процентах по русскому языку



Письмовник

Единственное и множественное число сказуемого

Грамматика

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется, если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна.

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.

Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:

Согласование сказуемого со словами «тысяча, миллион, миллиард»

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

При подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности предпочитается форма единственного числа сказуемого: Откроется несколько новых школ. На земле живет более трех миллиардов людей. Но: Лишь несколько студентов смогли решить эту задачу; форма множественного числа сказуемого обусловлена «активностью» действующих лиц, названных подлежащим.

Согласование сказуемого со словами «много, столько, немало»

Счетные местоименные наречия столько, сколько, много, немного, мало, немало согласуются иключительно со сказуемым в форме единственного числа: Столько долгов накопилось! Довольно много народу пришло на лекцию. Немало знаменательных событий предшествовало этому дню. Такое требование содержится в академической «Русской грамматике».

Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке» отмечает, что в последнее время форма множественного числа в подобных конструкциях «…встречавшаяся в прошлом редко, находит все большее распространение»: Сколько замученных работой калек помирают с голоду (М. Горький).

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества, а также с числительным «пол-»

Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа: Пара ботинок была куплена за бесценок. Уйма времени ушла впустую. Масса ненужных вещей захламила квартиру. Полчаса прошло незаметно (но с определением: Первые полчаса прошли незаметно).

Согласование сказуемого с сочетаниями типа «брат с сестрой»

Сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа. Форма множественного числа сказуемого показывает, что действие, обозначаемое сказуемым, в равной мере приписывается обоим действующим лицам, которые названы подлежащим. Форма единственного числа сказуемого показывает, что обозначаемое сказуемым действие приписывается первому из названных действующих лиц. Ср.: Шарик с Матроскиным делят избу. Вася с мамой пошел в школу.

Академическая «Русская грамматика» отмечает, что «если в группу со значением совместности входит местоимение 1-го или 2-го лица, то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь».

Данная статья написана по следам наиболее частых вопросов «Справочного бюро» ГРАМОТЫ.РУ и не претендует на полноту изложения. Подробные сведения о колебаниях в форме числа сказуемого читатели могут найти в «Русской грамматике» (М., 1980), параграфы 2244–2248.

© 2000-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

Источник

Морфология русского литературного языка*

ГЛАГОЛ

Классификация глаголов

Основы глаголов

Для образования форм спряжения подавляющее большинство глаголов имеет две основы, различающиеся между собой суффиксами или различными фонемами в этих основах. Одна из них – это основа прошедшего времени, которая выявляется в форме прош. вр., если от нее отделить суффикс вместе с родовыми окончаниями, например: игра-л (-ла, -ло; -ли), беле-л, рисова-л, реши-л, толкну-л. Другая основа – основа настоящего времени, выделяемая из формы 3-го л. множ. числа наст. или буд. прост. вр.: игpaj-ym, белеj-ут, pucyj-ут, реш-ат, толкн-ут.

В зависимости от того, от какой основы образуются формы спряжения, их можно разбить на две группы: на группу форм с основой прош. вр. и на группу форм с основой наст. вр. К первой относятся: прошедшее время (рисова-л), инфинитив (рисова-ть), причастия прош. вр. (рисова-вший, рисова-нный) и у глаголов соверш. вида деепричастие (нарисова-в). К группе форм, образуемых от основы наст. вр., принадлежат: настоящее время у глаголов несоверш. вида (риcуj-yт) или будущее простое у глаголов соверш. вида (нарисyj-yт), повелительное наклонение (рисуй), причастия наст. вр. (pucyj-ущий, pucyj-емый) и у глаголов несоверш. вида деепричастие (pucyj-a). Прочие глагольные формы являются аналитическими формами, т.е. образуются путем сложения одной из указанных форм с особыми так называемыми вспомогательными частицами или словами. Такова, например, форма условного наклонения (рисовал бы), форма будущего сложного времени (будут рисовать) и др.

Так образуются формы спряжения у большей части глаголов, но у некоторых из них отдельные формы образуются или не от той основы, как обычно, т.е., например, не от основы прош. вр., а от основы наст. вр. (ср. прош. вр. свали-л и страдат. причастие прош. вр. свал-енный от основы наст. вр. свал-ят), или же от особой основы, отличной от обеих основ (ср. прош. вр. засох, наст. вр. засохн-ут и инфинитив засохну-ть). Кроме того, и сами основы прош. и наст. вр. не остаются всегда такими, как они обнаруживаются в формах прош. вр. и 3-го л. множ. числа наст. вр. В некоторых группах глаголов эти основы при образовании определенных форм изменяются благодаря тому, что у них одни фонемы в порядке чередования заменяются на другие, ср., например, 3-е л. множ. числа пек-ут и 2-е л. ед. числа печ-ёшь или 3-е л. множ. числа прос-ят и 1-е л. ед. числа прош-у. Все эти особенности в образовании форм спряжения не случайны, а определяются характером той основы, от которой образуется данная форма.

Читайте также:  Неправильные и правильные глаголы dance

Различия между основами прош. и наст. вр. у разных глаголов неодинаковы. На учете того, какого рода различия представляют те или иные глаголы в основах прош. и наст. вр., строится классификация глаголов. Выделяемые путем сопоставления основ классы глаголов характеризуются каждый особым свойственным только ему соотношением основ прош. и наст. вр. Например, глаголы типа играть имеют основу прош. вр., оканчивающуюся на суффикс -а-: игр-а-л, толк-а-л, организовыв-а-л и основу наст. вр. с этим же суффиксом -а-, к которому присоединяется суффикс -j-, ср.: игр-a-j-yт, толк-a-j-yт, организовыв-a-j-yт. Но, например, у глаголов типа писать при основе прош. вр., одинаковой с глаголами типа играть (ср. игр-а-л и пис-а-л, вяз-а-л, плак-а-л), в наст. времени является непроизводная основа на согласную без суффикса: пиш-ут, вяж-ут (ср. игр-a-j-yт). Различаясь основами наст. вр., глаголы играть и писать имеют неодинаковое соотношение основ прош. и наст. вр. (ср. игр-а-л – игр-a-j-yт и пис-а-л – пиш-ут) и, следовательно, принадлежат к разным классам глаголов.

В современном русском литературном языке глаголы по соотношению основ прош. и наст. вр. делятся на довольно большое число классов. Одни из этих классов являются продуктивными, другие – непродуктивными. Продуктивные классы – это такие, в которых число глаголов постоянно увеличивается за счет новообразований. Иначе говоря, продуктивными являются классы глаголов, имеющие соотношение основ, которое свойственно производным глаголам, образуемым посредством продуктивных словообразовательных суффиксов. Большая часть глаголов принадлежит к продуктивным классам. Число этих глаголов не может быть установлено, так как оно постоянно изменяется, увеличиваясь благодаря новообразованиям. В принципе количество глаголов, входящих в продуктивные классы, безгранично.

Напротив, непродуктивные классы глагола характеризуются таким соотношением основ прош. и наст. вр., с которым в современном языке глаголы вновь не образуются. Поэтому число глаголов в непродуктивных классах не может увеличиваться благодаря новообразованиям. В одних классах глаголы исчисляются единицами, в других десятками или даже сотнями, но какое бы количество их ни было в том или другом непродуктивном классе, оно всегда может быть определено.

В современном литературном языке продуктивных классов глагола пять. Соотношение основ прош. и наст. вр. у глаголов, входящих в эти классы, может быть схематически изображено следующим образом:

I. -а-л/-а-j-ут: игр-а-л – игр-a-j-yт
II. -е-л/-е-j-ут: бел-е-л – бел-e-j-yт
III. -ов-а-л/-у-j-ут: рис-ов-а-л – puc-y-j-yт
IV. —и-л/-ат: бел-и-л – бел-ят
V. —н-у-л/-н-ут: толк-н-у-л – толк-н-ут

I класс. Основа прош. вр. оканчивается на суффикс -а-, а основа наст. вр. – на этот же суффикс, к которому присоединяется еще суффикс -j-: игр-а-л – игр-a-j-ут.
С соотношением основ прош. и наст. вр., характерным для I продуктивного класса, образуется множество производных глаголов как от самих же глаголов, так и от других частей речи. Так, основы на -а-л/-а-j-ут имеют производные глаголы несов. вида, образуемые посредством суффиксов -ивaл/-ивajyт, -ал/-аjyт и -вал/-ваjут от глаголов соверш. вида с приставками, например, с суффиксом -ивал/-ивajyт: выталкивать (от вытолкать), организовывать (от организовать), раскулачивать (от раскулачить), прогуливать (от прогулять); с суффиксом -ал/-аj-ут: заострять (от заострить), приземляться (от приземлиться), разграфлять (от разграфить); с суффиксом -вал/-ваj-ут (непродуктивным): запевать (от запеть), выдувать (от выдуть), убивать (от убить) и т.д.
С таким же соотношением основ образуются посредством продуктивного суффикса -нича-л/-ничаj-ут глаголы от существительных: повесничать (от повеса), либеральничать (от либерал), мошенничать (от мошенник), озорничать (от озорник), халтурничать (от халтура) и др. и посредством суффикса -а-л/-аj-ут или -ка-л/каj-ут – глаголы от междометий: охать (от ох), ахать (от ах) и других слов, ср.: тыкать, выкать (говорить «ты», «вы»), некать (от нет), баюкать (от баю) и др. К I классу относятся и еще некоторые группы производных глаголов, но они в настоящее время или непродуктивны, или малопродуктивны.

II класс. Основа прош. вр. оканчивается на , а основа наст. вр. на -e + -j: бел-е-л – бел-e-j-yт. Этот класс очень близок к I и отличается от него лишь качеством последней гласной основы.
С основами на -е-л/-ej-yт образуются глаголы от имен прилагательных и существительных. Эти глаголы непереходные, обычно со значением становления, т.е. они обозначают процесс постепенного развития признака: белеть (от белый), седеть (от седой), краснеть (от красный), леветь (от левый), звереть (от зверь), советь (от сова), плесневеть (от плесень) и т.д.

III класс. Основа прош. вр. на -ов-а-л, а основа наст. вр. на -y-j-ут: рис-ов-ал – риc-y-j-yт, т.е. в основе наст. вр. сочетание -ов- заменяется в порядке чередования на гласную -у- и вместо суффикса -а- присоединяется суффикс -j-.
С таким соотношением основ образуются глаголы посредством суффикса -ов-а-л-/-у-j-ут от имен существительных, в особенности от слов средн. рода на -ство, -ствие: торжествовать (от торжество), упорствовать (от упорство), бедствовать (от бедствие), см. также: столоваться, перелицевать, учительствовать и др. Кроме того, к тому же классу относятся многочисленные заимствованные глаголы, которые вводятся в русский язык посредством суффиксов -овал/-уют (атаковать, митинговать, штурмовать и др.), -из-овал/-из-уют (мобилизовать, реализовать, электризовать, локализовать и др.), -ир-овал/-ир-уют (цитировать, гарантировать, интернировать и др.), -из-ир-овал/-из-ир-уют (реквизировать, национализировать, локализировать, электризировать, стабилизировать и др.). По их типу в современном языке образуются глаголы и от русских слов, ср.: бронировать, военизировать, советизировать, украинизировать и др.

IV класс. Основа прош. вр. производная на суффикс -и-, а основа наст. вр. непроизводная на мягкую согласную или шипящую: бел-и-л – бел-ат, реш-и-л – реш-ат. Особенностью глаголов этого класса является то, что у них страдательные причастия прош. вр. образуются не от основы прош. вр., как у глаголов прочих классов, а от основы наст. вр., например: побел-ят – побел-ённый (ср. побели-л), реш-ат – реш-ённый (ср. реши-л), сохран-ят – сохран-ённый (ср. сохрани-л).
Этот класс пополняется за счет образований от прилагательных и существительных. Глаголы, образованные от прилагательных, по большей части являются переходными. Они нередко образуют соотносительные пары с соответствующими непереходными глаголами II класса, которые производятся от тех же прилагательных: белить (от белый, ср. белеть), чернить (от черный, ср. чернеть), золотить (от золотой), обезлошадить (от безлошадный) и т.д. Среди глаголов, образуемых от существительных, наряду с бесприставочными: мылить (от мыло), бесить (от бес), халтурить (от халтура) и др. большое число образуется с помощью приставок, ср.: разбазарить (от базар), приземлиться, заземлить (от земля), раскулачить (от кулак), насобачиться (от собака) и др.

V класс. Основа прош. вр. на суффикс -н-у-, а основа наст. вр. на -н- (без гласной -у-): толк-н-у-л – толк-н-ут.
Из продуктивных образований к V классу относятся глаголы соверш. вида, образуемые от непроизводных глаголов несоверш. вида посредством суффикса со значением мгновенности, однократности -нул/-нут или —анул/-анут, например: толкнуть и толкануть (от толкать), стрельнуть (от стрелять), курнуть (от курить), стукнуть, спекульнуть, игрануть, садануть и т.д.

Глаголы непродуктивных классов, как уже говорилось, обладают соотношением основ прош. и наст. вр., которое несвойственно вновь образуемым глаголам. Таких глаголов в современном русском языке более трехсот, если считать одни только непроизводные глаголы без приставок. Они отличаются большим разнообразием в соотношении основ прош. и наст. вр. Учитывая наиболее значительные различия в соотношении основ у этих глаголов, их можно подразделить на семь классов. В эти классы, однако, не входят отдельные так называемые изолированные глаголы, которые не могут быть отнесены ни к одному классу, так как каждый из них имеет особое соотношение основ прош. и наст. вр., отличное от других глаголов.

Класс I. В прош. вр. производная основа на гласную, в наст. вр. непроизводная основа на согласную: вяза-л – вяж-ут, коло-л – кол’-ут, крича-л – крич-ат, лете-л – лет’-am, соса-л – сос-ут, ревe-л – рев-ут.
Из непродуктивных классов этот класс является самым обширным. В него входит более половины всех глаголов, относящихся к непродуктивным классам. Однако внутри I класса нет полного единства. Глаголы в нем различаются, во-первых, качеством конечной гласной основы прош. вр. (ср. вяз-а-л, лет-е-л, кол-о-л) и, во-вторых, соотношением последних согласных в основах прош. и наст. вр. По различию в соотношении последних согласных в основах I непродуктивный класс может быть подразделен на три группы.
К 1-й группе относятся глаголы, у которых последние согласные основы прош. вр. заменяются в основе наст. вр. по нормам чередования: задненёбные и твердые зубные – на шипящие: плака-л – плач-ут, двига-л – движ-ут, паха-л – паш-ут, иска-л – ищ-ут, брызга-л – брызж-ут, прята-л – пряч-ут, глода-л – глож-ут, блиста-л – блещ-ут, пляса-л – пляш-ут; губные – на сочетания губных с л’: сыпа-л – сыпл-ют, колеба-л – колебл-ют, дрема-л – дремл-ют; твердые сонорные – на мягкие: стла-л – стел-ют, коло-л – кол-ют, поро-л – пор-ют.
На эту группу оказывают сильное влияние глаголы I продуктивного класса, с которыми большая ее часть сближается одинаковыми основами прош. вр. на суффикс -а- (ср. паха-л, пляса-л и глагол I прод. кл. игра-л). Сходство в основах прош. вр. привело к тому, что многие глаголы 1-й группы стали образовывать и основу наст. вр. по образцу глаголов I продуктивного класса на -a-j-. В результате у ряда глаголов теперь имеются две основы наст. вр., ср.: брызжут и брызгают, движут и двигают, внемлют и внимают, подъемлют и подымают, колышут и колыхают, мычут и мыкают, мяучат и мяукают, рыщут и рыскают, хнычут и хныкают и т.д. В ряде случаев новые основы на -a-j- совсем вытеснили старые непроизводные основы. Так, теперь, например, не употребляются формы глочут (глотают), ичут (икают), лобжут (лобзают), лачут (лакают), мачут (макают), мижут (мигают), чишут (чихают), формы, которые употреблялись раньше и нередко и сейчас встречаются в говорах. У некоторых глаголов формы с непроизводной основой отличаются смысловым оттенком поэтичности, торжественности или книжности, например: блещут, движут, подъемлют, объемлют, внемлют, страждут.
Кроме указанного влияния, глаголы этой группы испытывают еще влияние со стороны глаголов IV продуктивного класса, с которым они сближаются своими непроизводными основами наст. вр. (ср. вяж-ут, меч-ут, стел-ют и глагол IV прод. кл. служ-ат, моч-ат, вал-ят). Под этим влиянием у глаголов с основой на губную согласную образуется, наряду с основой на сочетание губной с л’, еще вторая основа наст. вр. на мягкую губную, например: дремлют и дремят, каплют и капят, сыплют и сыпят, треплют и трепят и др. (ср. глаголы IV кл. любят, топят, кормят и др.). Нужно заметить, однако, что такие формы с основой на мягкую губную свойственны исключительно разговорному языку и не приняты в языке письменном, за исключением некоторых форм повелительного наклонения: клепи, сыпь, трепи.
Во 2-ю группу входят глаголы с основой наст. вр. на мягкие согласные или шипящие, которым в основе прош. вр. соответствуют: шипящим – те же шипящие: крича-л – крич-ат, кише-л – киш-ат, лежа-л – леж-ат, пища-л – пищ-aт, визжа-л – визж-ат и др., а мягким согласным у двух глаголов гнать и спать – парные с ними твердые: гна-л – гон-ят, спа-л – сп-ят и у прочих глаголов – согласные, твердость и мягкость которых остается невыраженной, так как они находятся перед гласной е, перед которой твердые и мягкие согласные не различаются: лете-л – лет-ят, сиде-л– сид-ят, висе-л – вис-ят, греме-л – грем-ят, хрипе-л – хрип-ят и др.
По основе прош. вр., которая у этих глаголов оканчивается на суффиксы -а- или -е-, 2-я группа совпадает с глаголами I и II продуктивных классов, ср., с одной стороны, спа-л, крича-л и игра-л (I прод. кл.), а с другой – лете-л, кише-л и беле-л (II прод. кл.). По основе же наст. вр. она совершенно тождественна с глаголами IV продуктивного класса, ср.: сп-ят, леж-ат, крич-ат и воп-ят, лиш-ат, моч-ат. Так же как и последние, глаголы 2-й группы принадлежат ко 2-му спряжению, т.е. образуют личные формы посредством окончаний -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -aт. Этим они отличаются от всех других непродуктивных глаголов, которые относятся к 1-му спряжению.
К 3-й группе принадлежат глаголы с твердой последней согласной как в основе прош. вр., так и в основе наст. вр.: бра-л – бер-ут, жда-л – жд-ут, зва-л – зов-ут, соса-л – сос-ут, стона-л – стон-ут, тка-л – тк-ут, реве-л – рев-ут (в этом глаголе твердость согласной в основе прош. вр. перед -е- не выражена).
Следует иметь в виду, что не все глаголы, входящие в I непродуктивный класс, на основании указанных признаков легко подразделяются на группы. У некоторых из них, например, у глаголов с последней согласной в основе j (блеjа-л – блеj-ут, смеjа-лся – смеj-утся) и некоторых других, эти признаки оказываются необнаруженными благодаря звуковым особенностям их основ.

Читайте также:  Окончания глаголов 1 ого спряжения

Класс II. Основа прош. вр. непроизводная, а основа наст. вр. производная с суффиксом -н-: мёрз – мерзн-ут, дрог – дрогн-ут, исчез – исчезн-ут, сох – сохн-ут, вя-л – вян-ут, де-л – ден-ут и т.д.
Кроме глаголов деть, стать, -стрять (в-, за-), все остальные глаголы этого класса образуют инфинитив от основы с суффиксом -ну-: мерзнуть, дрогнуть, исчезнуть, сохнуть, глохнуть, зябнуть, вянуть, стынуть (но и стыть) и, следовательно, по основе наст. вр. на -н- и инфинитиву на -ну-ть тождественны с глаголами V продуктивного класса (ср. толкн-ут – толкну-ть). Благодаря такой близости обоих классов глаголы II непродуктивного класса испытывают сильное влияние со стороны глаголов V продуктивного класса, в результате чего многие из них образуют основу прош. вр. (а не только инфинитив) с суффиксом -ну-, т.е. по образцу глаголов V класса. В особенности это характерно для глаголов без приставок, ср.: блекнул, брюзгнул, глохнул, меркнул и др., но с приставками: поблек, обрюзг, оглох, померк.
Многие глаголы этого класса, в особенности глаголы без приставок, малоупотребительны и часто заменяются синонимическими глаголами других классов. Так, вместо глаголов дряхнуть, слабнуть, тускнуть обычно употребляются глаголы дряхлеть, слабеть, тускнеть, а глаголы бухнуть, вянуть, гаснуть, дохнуть, гибнуть нередко заменяются глаголами разбухать, увядать, угасать, издыхать, погибать и т.д.

Класс III. Основы прош. и наст. вр. непроизводные без суффикса: пек – пек-ут, стерег – стерег-ут, нес – нес-ут, вез – вез-ут, греб – греб-ут, -шиб – -шиб-ут (за-, под-, у-, o-/-ся), тер – тр-ут, ме-л – мет-ут, кла-л – клад-ут, кля-л – клян-ут, жил – жив-ут и др.
У большей части глаголов III класса формы спряжения образуются не от двух различных основ, как обычно, а от одной, так как основа прош. вр. и основа наст. вр. у этих глаголов одинаковы. Но одинаковы они, однако, не у всех глаголов III класса. У глаголов с основой на согласную р основы прош. и наст. вр. различаются «беглой» гласной: гласная о, имеющаяся в основе прош. вр., отсутствует в основе наст. вр.: мёр – мр-ут, пёр – пр-ут, простёр – простр-ут, тёр – тр-ут. У глаголов с основой наст. вр. на согласные т, д, н, в в основе прош. вр. эти согласные отсутствуют и, таким образом, основы прош. и наст. вр. у них также различны, ср.: ме-л – мет-ут, пле-л – плет-ут, кла-л – клад-ут, пря-л – пряд-ут, кля-л – клян-ут, жи-л – жив-ут, плы-л – плыв-ут.
Значительные различия представляют глаголы III класса в образовании инфинитива. Глаголы с основой на задненёбные к и г образуют инфинитив от основы без этих согласных посредством суффикса -чь, ср.: пёк – пе-чь, влек – вле-чь, толок – толо-чь, берег – бере-чь, стерег – стере-чь, жег – же-чь и др. Также от основы без конечной согласной образуется инфинитив у глаголов с основой прош. и наст. вр. на согласные б, с, з. Суффиксом инфинитива у них служит -сти, -сть (орфографический вариант -зти, -зть), ср.: греб – гре-сти, скреб – скре-сти, нес – не-сти, пас – па-сти, вез – ве-зти, лез – ле-зть. Один глагол с основой на согласную б – шиб – -шиб-ут образует инфинитив иначе, а именно посредством суффикса -ть, присоединяемого к основе на гласную : -шиб – шиби-ть. От основы на гласную е образуется инфинитив у глаголов с основой других форм на согласную р, ср.: мер – мере-ть, тер – тере-ть. Таким образом, большая часть глаголов III класса имеет ту особенность, что инфинитив у них образуется от особой основы, отличной от основы прош. вр. Согласно общим нормам, т.е. от основы прош. вр., инфинитив в III классе образуется лишь у глаголов с основой наст. вр. на согласные т, д, н, в, отсутствующие в основе прош. вр. Глаголы с основой наст. вр. на т, д, н образуют его, как и глаголы с основой на б, с, з, посредством суффикса —сти, -сть: ме-л – ме-сти, пле-л – пле-сти, кла-л – кла-сть, пря-л – пря-сть, кля-л – кля-сть, а глаголы с основой наст. вр. на в – посредством суффикса -ть: жи-л – жи-ть, плы-л – плы-ть.

Читайте также:  Проверочная работа по русскому языку 3 класс глагол бунеева

Класс IV. Основа прош. вр. непроизводная, на гласную а, основа наст. вр. также непроизводная, без гласной а, на носовую согласную н или м: жа-л – жм-ут, (на-)ча-л– (на-)чн-ут, (по)ня-л – (по-)йм-ут, (с-)ня-л – (с-)ним-ут, (под-)jа-л – (под-)ым-ут.
По основе прош. вр. глаголы IV класса тождественны, но они значительно различаются основами наст. вр., так что этот класс можно было бы подразделить на ряд групп и подгрупп. Общей чертой, позволяющей их объединить в один класс, служит то, что у всех глаголов этого класса конечная гласная а основы прош. вр. заменяется в основе наст. вр. или на носовые согласные н (жа-л – жн-ут), м (жа-л – жм-ут) или же на сочетания фонем -йм (поня-л – пойм-ут), -им (сня-л – сним-ут) с такой же носовой согласной на конце.

Класс V. Основа прош. вр. на гласные и, у, основа наст. вр. на те же гласные + j: гни-л – гниj-ут, почи-л – почиj-ут, ду-л – дyj-yт, обу-л – oбуj-ym, разу-л – разуj-ym.
Эти глаголы очень близки с глаголами I и II продуктивных классов. Они различаются лишь качеством конечной гласной в основах (ср. игра-л – игpaj-ут, беле-л – белеj-ут).

Класс VI. Основа прош. вр. на гласные и, е, а, основа наст. вр. на иные гласные, чем гласные на конце основы прош. вр., + j: би-л – бей – бj-ут, бри-л – брej-ут, мы-л – мoj-ут, живописа-л – живописуj-ут.
Глаголы этого класса довольно сильно различаются между собой качеством конечной гласной в основе прош. вр., а с этими различиями связаны известные различия в качестве последней гласной основы наст. вр. Так, гласной и после мягкой согласной и шипящей основы прош. вр. соответствует в основе наст. вр. гласная е, причем во всех глаголах, кроме глагола бри-л – бреj-ут, эта гласная «беглая», ср.: би-л – бей – бj-ут, ви-л – вей – вj-ут, ли-л – лей – лj-ут, пи-л – пей – пj-ут, ши-л – шей – шj-yт. Гласной и после твердых согласных (т.е. ы) и гласной е в основе наст. вр. соответствует гласная о, ср. вы-л – вoj-ут, кры-л – кpoj-ут, мы-л – мoj-ут, ны-л – нoj-ут, ры-л – роj-ут, пел – поj-ут. Все эти глаголы имеют непроизводные основы, но к VI классу принадлежат также глаголы и с производными основами. Таковы глаголы с основой прош. вр. на суффикс -а-, заменяемый в основе наст. вр. суффиксом -у-, к которому присоединяется j: живописа-л – живописуj-ут, истяза-л – истязуj-утистязajyт), притяза-л – прumязyj-ymпритязают). К ним можно отнести еще глаголы, которые не имеют форм, образуемых от основы прош. вр.: испытуют, наказуют, обязуют, связуют, указуют.

Класс VII. Основа прош. вр. на суффикс -ва-, основа наст. вр. без этого суффикса на суффикс j: дава-л – дaj-ут, -знава-л – -знaj-ут (по-, со-, у-), создава-л – создаj-ут, -става-л – -стаj-ут (в-, до-, за-, от-, пере-, при-, у-).
От основы наст. вр. у глаголов VII класса образуются, кроме самого наст. вр., только формы действ. причастия наст. вр. (ср. дaj-ут – дaj-ущий, создаj-ут – создаj-ущий), остальные же формы, которые обычно образуются от этой основы, т.е. повелит. наклонение, страд. причастие наст. вр., деепричастия имеют особую основу на суффикс -ва-j-, ср. дава-л – дaj-ут и повелит. накл. давай, страд. причастие наст. вр. дaваj-емый, деепричастие даваj-a.
Изолированные глаголы: бежать (бежа-л – бег-ут), быть (бы-л – буд-ут), дать (да-л – дад-ут), есть (е-л – ед-ят), ехать (еха-л – ед-ут), идти (ше-л – ид-ут), надоесть (надое-л – надоед-ят), создать (созда-л – создад-ут), чтить (чти-л – чт-ут). Эти глаголы обладают таким соотношением основ, которое не повторяется ни в одном из перечисленных классов. В то же время и сами они не могут быть объединены в особый класс. Большая часть этих глаголов отличается рядом особенностей в образовании отдельных форм спряжения.

I класс: 1. а) алкать, блистать, бормотать, брехать, брызгать, вязать, глодать, гоготать, грохотать, двигать, дремать, дышать, жаждать, заклать, зыбать, -имать (внимать, изымать, отымать, подымать, а также глаголы, не имеющие форм от основы прош. вр., объемлют, приемлют, разъемлют), искать, -казать (за-, до-, на-, от-, при-), капать, квохтать, клеветать, клекотать, клепать, кликать, клокотать, клохтать, колебать, колыхать, крапать, кудахтать, курлыкать, лепетать, лизать, лопотать, мазать, махать, метать, мурлыкать, мыкать, мяукать, низать, обязать, пахать, писать, плакать, плескать, плясать, прыскать, прятать, пыхать, резать, рокотать, роптать, рыскать, свистать, скакать, скрежетать, слать, слыхать (формы от основы наст. вр. совпадают с глаголом гр. 2. а) слышать), стлать, страдать, стрекотать, сыпать, тесать, топтать, трепетать, тыкать, хлестать, хлопотать, хлыстать, хныкать, хохотать, чесать, шептать, щебетать, щекотать, щепать, щипать; б) бороть, колоть, молоть, полоть, пороть.

2. а) бояться, бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворочать, гнать, дребезжать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, зычать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стоять, стучать, торчать, трещать, урчать; б) бдеть, блестеть, болеть, велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, гореть, греметь, гудеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть, зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, хотеть (но хочешь, хочет), храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь.

3. а) блеять, брать, врать, вопиять, драть, ждать, жрать, звать, лгать, орать, попрать, рвать, ржать, смеяться, сосать, стонать, ткать; б) реветь.

II класс. а) -бегнуть (из-, при-), блекнуть, брызгнуть, бухнуть, -вергнуть (в-, из-, низ-, от-, по-, под-, опро-, с-), виснуть, воздвигнуть, воскреснуть, -выкнуть (от-, при-, с-/-ся), вязнуть, вянуть, заснуть, гибнуть, глохнуть, горкнуть, грузнуть, грязнуть, дохнуть, дрогнуть, дрыхнуть, дрябнуть, дряхнуть, жухнуть, заскорузнуть, зябнуть, иссякнуть, исчезнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, -мозгнуть (про-), молкнуть, мякнуть, никнуть, пахнуть, пухнуть, разверзнуть, сипнуть, склизнуть, слабнуть, слепнуть, сохнуть, -стигнуть (до-, за-, на-, по-), стынуть, тихнуть, -торгнуть (в-/-ся, ис-, от-, рас-), тускнуть, тухнуть, хрипнуть, хрястнуть, чахнуть; б) деть, стать, -стрять (в-, за-).

III класс. 1. а) беречь, влечь, волочь, жечь, лечь, мочь, облечь, печь, пренебречь, -прячь (за-, от-), -речь (за-/-ся, об-, на-, от-/-ся), стеречь, стричь, жечь, толочь; б) везти, грести, грызть, лезть, нести, пасти, погрести, ползти, скрести, трясти; в) -шибить (за-, о-/-ся, от-, под-, пере-, у-); г) мереть, переть, простереть, тереть.

2. а) блюсти, брести, вести, гнести, грести, класть, клясть, красть, мести, мясти, обрести, пасть, плести, прясть, рассвести, -рости, сесть, цвести, -честь (вы-, за-, об-, пере-, у-); б) жить, плыть, слыть.

IV класс: 1. жать (жнут), мять, распять, -чать (за-, на-, по-).

2. а) взять, жать (жмут); б) -нять (в-, до-, за-, об-, от-, пере-, под-, про-, раз-, с-, у-), -ять (изъять, отъять, подъять, а также глаголы, имеющие только формы от основы прош. вр., объять, разъять).

V класс: 1. гнить, почить;

2. дуть, обуть, разуть.

VI класс. 1. а) бить, вить, лить, пить, шить; б) брить; в) выть, крыть, мыть, ныть, рыть;

3. живописать, истязать, притязать, а также глаголы, у которых имеются только формы, образуемые от основы наст. вр.: испытуют, наказуют, обязуют, связуют, указуют.

VII класс: давать, -знавать, (за-/-ся, по-, при-, у-), создавать, -ставать (в-, до-, за-, на-, от-, пере-, при-, рас-/-ся, у-).

Изолированные глаголы: бежать, быть, дать, есть, ехать, идти, надоесть, создать, чтить.

Источник