Меню

Глаголы второго спряжения с ться



Русский язык 5 класс .

Урок №19. Личные окончания глаголов.

Основные цели урока:

-повторение знаний о глаголе;

-повторение правописания безударных личных окончаний глагола.

Всегда помни, что

— у глагола есть лицо,

— у глагола есть число;

— глагол спрягается: по лицам и по числам изменяется.

Если у глагола окончание ударное, то оно пишется так, как слышится. И спряжение определяется по этому окончанию. Не надо в таком случае ставить глагол в неопределённую форму. Глагол лететь имеет в формах летим, летишь, летите, летит, летят ударные окончания, соответствующие второму спряжению. Значит, это глагол второго спряжения. Беречь, берегу, бережёшь, берегут… –первого спряжения.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. Личные окончания – это система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.

Личные окончания глаголов первого спряжения: —у (-ю), -ешь, -ет, -ем,-ете, -ут (-ют).

Личные окончания глаголов второго спряжения: —у (-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Если окончание ударное, то проблем с определением спряжения не возникает: оно определяется по окончанию. Если окончание безударное, то спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Какие в таком случае глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?

Ко второму спряжению относятся

– все глаголы на -ить, кроме глаголов-исключений брить, стелить (например, клеить, строить, жалить, хвалить);

– 4 глагола на -ать (исключения): гнать, держать, дышать и слышать;

– 7 глаголов на -еть (исключения): зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.

К первому спряжению относятся

– все остальные глаголы, например, на -оть, -еть, -уть, -ать, -ять и другие (полоть, заныть, колыхать, сеять, лезть и др.);

– брить, стелить (исключения).

Как надо действовать, чтобы правильно написать личное окончание глагола, если оно безударное?

1.Поставить глагол в неопределённую форму и определить гласную перед —ть.

2.Если это гласные а, е, и, то проверить, не является ли слово глаголом-исключением.

3.Определить спряжение глагола.

4.В глаголах первого спряжения писать Е или У(Ю) (например, бреем, сеешь, думают).

5.В глаголах второго спряжения писать И или А(Я) (например, держим, строишь, обидят).

Например, какую букву вставить в глагол из предложения Оса больно жал…т?

Жал…т – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что делает? Жал…т – что делать? жалить; глагол оканчивается на —ить, это не исключение, поэтому жалить – глагол второго спряжения . Следовательно, в окончании пишем И: жалит.

Мы дружно пропол…_м сорняки.

Пропол…м – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что сделаем? Пропол…м – что сделать? прополоть, глагол оканчивается на —оть, следовательно, глагол первого спряжения . В окончании пишем Е: прополем.

А по двору метелица ковром шелковым стел…тся, но больно холодна. (С. Есенин).

Стел…тся – ударение на окончание не падает. Ставим глагол в неопределённую форму: что делает? Стел…тся – что делать? стелиться, глагол оканчивается на –иться, относится к исключениям, поэтому стелиться – глагол первого спряжения , пишем Е: стелется.

Читайте также:  Слово лето в форме глагола

Задания для самоконтроля:

1.В каком ряду все глаголы относятся ко II спряжению?

а) хвалить, звенеть, спать;

б) держать, стелить, смотреть;

в) строить, клеить, побрить;

г) гонять, дышать, слышать.

2.В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению?

а) вылететь, ненавидеть, колоть;

б) лаять, вертеть, терпеть;

в) бороться, стелить, дуют;

г) тянуться, таять, клеить.

3.Найдите и подчеркните глаголы-исключения:

Верить, брить, дружить, гонит, советует, колет.

4.Из стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем» выпишите глаголы с безударными окончаниями, образуйте от них форму 2-го лица ед. числа.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой,

5. Выпишите из текста глаголы с безударными окончаниями.

Живёт в лесу птичка — завирушка. Маленькая, верткая и очень скрытная. Но весной и ей хоч..тся себя показать. Сяд..т на самую верхушку ели и поет. Голосок громкий, звонкий. И горлышко топорщ..тся, клювик открыва..тся, язычок в клювике дрожит.

Источник

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Читайте также:  Написать третье лицо единственного числа следующих глаголов

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. Узнаем, как пра­виль­но напи­сать лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, опре­де­лив их спря­же­ние. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи в рус­ском язы­ке. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и чис­лам.

Спряжение глаголов

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узна­е­те 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научи­те 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер

  • 1 лицо я по ю́ — мы по ём
  • 2 лицо ты по ёшь -вы по ёте
  • 3 лицо девоч­ка по ёт — дети по ю́т .

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

Узнаем, какое спря­же­ние име­ет гла­гол

  • 1 лицо я леч у́ — мы лет и́м
  • 2 лицо ты лет и́шь — вы лет и́те
  • 3 лицо само­лёт лет и́т — пушин­ки лет я́т .

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.


Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

Читайте также:  Форма числа глагола что это

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо я ви́ж у — мы ви́д им
  • 2 лицо ты ви́д и шь — вы ви́д и те
  • 3 лицо он ви́д и т — они ви́д я т

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся так­же ко вто­ро­му спря­же­нию (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотр ю́ — мы рассмо́тр и м
  • 2 лицо ты рассмо́тр и шь — вы рассмо́тр и те
  • 3 лицо он рассмо́тр и т — они рассмо́тр я т .

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицо я купа́ ю — мы купа́ е м
  • 2 лицо ты купа́ е шь — вы купа́ е те
  • 3 лицо он купа́ е т — они купа́ ю т

Видеоурок для учащихся 5 класса

Источник

Мягкий знак. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Очень много людей, не только иностранцев, но и носителей русского языка совершают ошибки при написании мягкого знака в глаголах с сочетаниями -ТСЯ и -ТЬСЯ.

Итак, глаголы 3-го лица пишутся с сочетанием -ТСЯ, а глаголы неопределённой формы с -ТЬСЯ.
Проверить правильное написание очень легко. Есть два варианта проверки.

Первый вариант проверки:
«-СЯ» — возвратная частица, сокращение от «СЕБЯ».
Нужно произнести вместо -СЯ СЕБЯ.
Она причесываеТСЯ — Она причесываеТ себя. Будет неправильно сказать *Она причесываеТЬ себя*, и поскольку Мягкого знака на конце слова *причесываеТ*
нет, то и в слове причесываеТСЯ он тоже не отсутствует.

Второй вариант проверки:
Нужно задать вопрос — что делает? что сделает? или что делать? что сделать?
Например:
Мы будем готовиТЬСЯ к экзаменам. — Что мы будем делаТЬ? ГотовиТЬСЯ. В вопросе есть мягкий знак, значит и в слове готовиТЬСя тоже есть.
Он подготовиТСЯ к экзаменам сегодня вечером. — Что он сделает сегодня вечером? — ПодготовиТСЯ — в вопросе нет мягкого знака, значит и в слове
подготовиТСЯ он не пишется.

Упражнения для закрепления:

  1. Катя будет собираТ_СЯ в школу завтра утром.
  2. После дождя появиТ_СЯ радуга.
  3. Это слово пишеТ_СЯ не так.
  4. Лена учиТ_СЯ писать.
  5. В танце нужно покружиТ_СЯ.
  6. Чтобы получить результат, нужно хорошенько потрудиТ_СЯ.

Если в предложении отсутствует подлежащее,то вопрос к глаголу поставить не получается, значит этот глагол находится в форме 3-го лица ед.ч. и пишется без мягкого знака. Например:

Знать иностранный язык всегда пригодиТСЯ.

Ответы к упражнению: Ь пишется в предложениях № 1,5,6

Источник