Меню

Гласные перед ться и тся в глаголах



ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

-ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, КАК КОНСПЕКТ УРОКА

Скачать:

Вложение Размер
УРОКИ 30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и -тся в глаголах;

Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: карточки, учебник ;

Тип урока: урок умений и навыков.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на доску. У вас было задание повторить все о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи.

Глаголы изменяются по….

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…

«Правописание –ться и –тся в глаголах».

Цель нашего урока-

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

3) правильно произносить и писать глаголы на -ться и тся.

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

— От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

— Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

— Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Открытие нового знания.

Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?

Правильно, дети. (Дети формулируют правило).

Устали, дети? Давайте отдохнем! На доске предложения. Из каждой группы выходит 1 ученик, подчеркивает один член, он заканчивает, потом другие. И так до конца. Какая группа сделает задание быстрее и правильно, та группа победит. Отдохнем, заодно вспомним главные и второстепенные члены предложения.

На улице моросит холодный дождь.

Сегодня Петя уроки приготовил.

Мама сварила вкусный борщ.

Завтра будет отличная погода.

Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим дальше. А теперь закрепим наши полученные знания упражнениями.

Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Спишите, вставляя — тся или -ться.

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Спишите.

Подведение итогов урока.

— Что новое узнали на уроке?

— Какое «знание» открыли?

-Чему учились?( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).

Вопрос — твой помощник.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете

правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Правило на стр. 41, упражнение 85.

Правописание глаголов с чередующейся гласной в корне – кос-кас-

  • подвести учащихся к пониманию условий выбора написания корней –кос- – — кас – в словах;
  • обеспечить формирование умения правильного выбора данной орфограммы;
  • формировать умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи,
  • выявлять закономерности, формирование умения применения полученного знания, делать выводы,
  • решать проблему формирование у учащихся ценностного отношения к русскому слову.
  1. Актуализация знаний.
  2. Овладение новым знанием
  3. Первичное закрепление.
  4. Подведение итогов занятия.
  5. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока:
«Правильно писать потребно всем уметь…»

1 . Актуализация знаний.

Распределительный диктант ( 3 учащихся работают на доске).

1 столбик – слова с безударной проверяемой.
2 столбик – слова с безударной непроверяемой.
3 столбик – слова с чередующимися гласными в корне.
Н_бесный,предл_гать,с_рень,п_левой,р_сточек,х_лмистый,р_стение,к_рандаш,р_сунок

1) Что такое чередование? (Это замена одного звука другим).

2) При каких условиях может происходить чередование звуков? (При образовании или изменении формы слова).

3) Какие корни с чередующимися гласными нам уже известны? (-лаг –лож-),(-раст –рос–ращ-).

Следует различать безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые, чередующиеся.

2 . Овладение новым знанием

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

ДОСКА: К…саться – к…снуться

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких – КОС?

Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

— Посмотрите внимательно на слова, скажите, в чем вы видите разницу?

— Что обозначают эти слова? Каково их лексическое значение?

(дотрагиваться до чего-либо, кого-либо; затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме; иметь отношение к чему-либо, кому-либо).

Различаем корни КОС – КАС

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться , к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

— Какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ? ( слайд 3) — Послушайте стихотворение , как мы будем запоминать это правило.

На урок пришли в наш класс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
— Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

3. Первичное закрепление

— Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму. Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и проверяют написание слов)- работа по вариантам.

Источник

«ТСЯ» и «ТЬСЯ» в окончаниях глаголов – правило правописания

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.

Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1. Я люблю заботиться о животных;

2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4. Он перестал меня слушаться;

5. На небе начали проявляться звезды.

1. Она с удовольствием заботится о животных;

2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3. Он поклонится в конце выступления;

4. Надя слушается маму и папу;

5. На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Поэтому важно учесть следующие правила:

когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

«Не годится ей молодиться»;

«Ему приходится мириться с новым начальством».

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

Не стоит боя… перемен.

Не могу реши… выйти к доске.

Дамы и господа, концерт продолжае…

Ей нужно верну… домой к вечеру.

Он идет, все, спряч… за диван!

Обуча… нужно смолоду.

Прекратите шепта… за моей спиной!

Земля скоро покрое… снегом.

У него дело из рук вали.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!

Источник

Читайте также:  Стихотворения с глаголами брить стелить слышать видеть ненавидеть