Грамматические признаки имени прилагательного в таблицах
Прилагательное называет статичное качество объекта, его признак, свойство. Оно причисляется к самостоятельным частям речи, обладает собственными определёнными признаками, которые делятся на постоянные и непостоянные. В данной статье разберём различные грамматические признаки имени прилагательного.
Что такое грамматические признаки
Все части речи в русском языке классифицируются на 2 крупные категории.
- Самостоятельные. В первую очередь, это глагол и существительное, а также прилагательное, которое рассматривается ниже. Ещё сюда относят числительное, местоимение, наречие, причастие и деепричастие. Они являются членами предложения, обладателями лексического смысла, а также отвечают на вопросы;
- Служебные, соответственно, не имеют ничего из вышеперечисленного. К данной категории относятся частицы, предлоги, союзы.
Самостоятельные слова имеют постоянные и непостоянные грамматические признаки, с помощью которых их можно отличать друг от друга.
Среди постоянных признаков разных частей речи выделяют следующие категории:
- Род. Им обладают все существительные, кроме стоящих исключительно во множественном числе;
- Склонение. Это группы существительных, имеющих одинаковые окончания при изменении по падежам и числам;
- У существительных можно выделить понятия неодушевленные и одушевленные, нарицательные и собственные;
- У причастий выявляют действительные и страдательные формы;
- Лицо. Бывает у личных местоимений и глаголов;
- Вид. Возможен совершенный и несовершенный, его выделяют у глаголов, причастий и деепричастий;
- Глаголы также делятся по переходности, спряжению, наклонению;
- У прилагательных и наречий обнаруживается степень сравнения;
- У прилагательных и страдательных причастий выделяют полную и краткую форму.
Непостоянные признаки бывают следующими:
- Род. Имеется у всех прилагательных, кроме множественного числа. Также есть род у глаголов прошедшего времени, у отдельных местоимений, порядковых числительных и причастий.
- Число. Свойственно для существительных, глаголов, прилагательных, причастий, местоимений.
- Падеж. Свойством изменяться по падежам обладают прилагательные, существительные, причастия, порядковые числительные, местоимения.
Прилагательные начинают проходить в 3 классе.
Постоянные признаки: полнота-краткость, разряд, степень сравнения
Имя прилагательное обозначает качество предмета, человека, животного или явления, а также его свойство, принадлежность. Отвечает на вопрос «какой?» (сильный) или «чей?» (кошкин). Среди всех отличительных свойств прилагательного есть постоянные – те, которые изменяются только при образовании новых слов, и изменяемые – которые участвуют в формообразовании.
Все составляющие этой части речи делятся на несколько лексико-грамматических разрядов, разобраться с отличиями которых поможет таблица.
Способность принимать полную или краткую форму проявляется лишь у качественных прилагательных. Полная форма: красивый, сильный, грамотный. Краткая: красив, силён, грамотен.
У качественных прилагательных есть еще одна особенность – изменяться по степеням сравнения:
- положительная – обычная форма, когда сопоставления нет (громкий, высокий, темный);
- сравнительная указывает, что качество имеется в сильной или слабой степени (громче, выше, темнее, более/менее громкий);
- превосходная означает, что объект опережает подобные по выраженному свойству (сильнейший, первейший, наилучший).
Наиболее часто в предложении прилагательные выступают в качестве определения, но иногда используются как именная часть сказуемого. Второй случай рассматривается лишь начиная с 4 класса школы.
Таблица
Некоторые примеры слов продемонстрированы в таблице ниже:
Признак | Вариант | Пример |
---|---|---|
Лексико-грамматические разряды | Качественные | Грубый, светлый, твердый |
Относительные | Ночной, небесный, оловянный | |
Притяжательные | Мышкин, мамин | |
Полные и краткие формы (лишь у качественных) | Полные | Красный, железный, грязный |
Краткие | Молчалив, ароматен | |
Степень сравнения (у качественных) | Положитльная | Грустный, ценный, хороший |
Сравнительная | Сильнее, выше, быстрее | |
Превосходная | Наилучший, светлейший |
Непостоянные признаки: род, число, падеж
Что такое непостоянные признаки, можно понять из самого названия. Это грамматические категории, изменяющиеся при образовании частью речи только новых форм для связи слов в словосочетании и предложении.
Прилагательные способны меняться по родам (мужской, женский, средний):
- бумажный, синий, плоский;
- бумажная, синяя, плоская;
- бумажное, синее, плоское.
Кроме того, они меняются по числам (множественное, единственное):
- треугольный, пластилиновый;
- треугольные, пластилиновые.
Стоящие полной форме прилагательные меняются по падежам:
Таблица
Ниже приведены непостоянные признаки:
Признак | Вариант | Пример |
---|---|---|
Род | Мужской | Ранний, взрослый, симпатичный |
Женский | Ранняя, взрослая, симпатичная | |
Средний | Раннее, взрослое, симпатичное | |
Число | Единственное | Ранний, взрослый, симпатичный |
Множественное | Ранние, взрослые, симпатичные | |
Падеж (лишь у полных) | Ранний, раннего, раннему, ранний, ранним, о раннем |
К постоянным свойствам относят полноту или краткость формы, сравнительную степень, а ещё разряд, который бывает относительным, качественным, притяжательным. Эти качества присутствуют у слов всегда, откуда и название. Степень и краткость-полнота бывает лишь у качественных видов прилагательных. К непостоянным свойствам относят род, число, а у полных форм – ещё и падеж. Запомнить все признаки прилагательных поможет таблица:
Источник
Грамматические формы имени прилагательного. 3 класс. «Начальная школа 21 в.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .
Образовательные технологии:
— технология смыслового чтения материалов учебника
— технология учебного исследования,
— технология моделирования изучаемых объектов
Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.
Цель урока: Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.
Задачи урока :
1. Воспитательные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..
2. Развивающие: развитие умения находить и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.
3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации; приобретать первичный опыт критического отношения к получаемой информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_priznaki_imeni_prilagatelnogo_tehnologicheskaya_karta_uroka_3_kl.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата проведения : 09. О4, 2013, в рамках городского семинара-практикума « Реализация метапредметной программы «Чтение: работа с информацией»
Учитель Недоспасова Лариса Михайловна
Предмет: русский язык, раздел «Как устроен наш язык», урок № 112, с. 96 – 100.
Учебник: «Русский язык: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях, часть 2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др./ — М., «Вентана Граф, 2012
Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .
— технология смыслового чтения материалов учебника
— технология учебного исследования,
— технология моделирования изучаемых объектов
Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.
Цель урока Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.
1. Воспитательные : формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..
2. Развивающие: развитие умения находить и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.
3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации; приобретать первичный опыт критического отношения к получаемой информации
Оборудование урока : учебник, раздаточный дидактический материал, выставка книг, интерактивная доска, звукозапись Э. Григ «Утро»
Продолжительность урока – 40 мин.
Содержание и организация учебной деятельности на уроке
Источник
Русский язык. 3 класс. Грамматический разбор.Морфологический разбор имени прилагательного.
В презентации представлены образец морфологического разбора имен прилаг..Данную работу можно использовать в 3-4 классах.Презентация мобильна(можно легко дополнить своим материалом)
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 3 класс. Грамматический разбор.Морфологический разбор имени прилагательного.»
Грамматический разбор. Морфологический разбор. Имя прилагательное.
Склярова Наталья анатольевна учитель начальной школы ГБОУ гимназии № 1 г.Новокуйбышевск Самарской области.
Морфологический разбор имени прилагательного
- Сильный снегопад быстро заметал глубокие следы машин.
2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)
4. Род ( в единственном числе)
6. Синтаксическая роль (член предложения)
Сильный — (какой?) (снегопад), н.ф . сильный, прилаг., м.р., ед.ч., Им.пад.; определение.
Глубокие – (какие?) (следы), н.ф. глубокий, прилаг.,мн.ч., Вин.пад., определение.
Морфологический разбор имени прилагательного
- Весной талая вода затопила зелёные берега и поляны.
2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)
4. Род ( в единственном числе)
6. Синтаксическая роль (член предложения)
Зелёные – (какие?) (берега), н.ф. зелёный, прилаг.,мн.ч., Вин.пад., определение.
Морфологический разбор имени прилагательного
- Старинные часы весело отбивали такт.
2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)
4. Род ( в единственном числе)
6. Синтаксическая роль (член предложения)
Морфологический разбор имени прилагательного
2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)
4. Род ( в единственном числе)
6. Синтаксическая роль (член предложения)
н.ф. добрый, прилаг., ж.р.,ед.ч., Род.пад., определение.
Источник
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное». 3-й класс
Класс: 3
Номер урока в курсе: 112.
Номер урока в системе уроков «Имя прилагательное»: 2.
Цель урока: Наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных. Знакомство с понятием «склонение имени прилагательного».
Задачи урока:
- провести наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных; познакомить с понятием «склонение имени прилагательного»
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности и взаимоуважения.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Демонстрация:
- Русский язык. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч. -Ч.1/С.В.Иванов и др.-М.:Вентана-Граф, («Начальная школа XXI века»)
- Презентация » Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ», карточки для исследования, для оценки групповой работы, для рефлексии, таблица для теста, опорная схема, маркеры.
Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль.
Познавательные УУД: формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать.
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию.
Ход урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1 мин. | |||
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи 5 мин. | |||
III. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 15 мин. | |||
15 слайд | |||
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение 16 мин. | |||