Меню

Грамматические формы имени прилагательного 3 класс



Грамматические признаки имени прилагательного в таблицах

Прилагательное называет статичное качество объекта, его признак, свойство. Оно причисляется к самостоятельным частям речи, обладает собственными определёнными признаками, которые делятся на постоянные и непостоянные. В данной статье разберём различные грамматические признаки имени прилагательного.

Что такое грамматические признаки

Все части речи в русском языке классифицируются на 2 крупные категории.

  • Самостоятельные. В первую очередь, это глагол и существительное, а также прилагательное, которое рассматривается ниже. Ещё сюда относят числительное, местоимение, наречие, причастие и деепричастие. Они являются членами предложения, обладателями лексического смысла, а также отвечают на вопросы;
  • Служебные, соответственно, не имеют ничего из вышеперечисленного. К данной категории относятся частицы, предлоги, союзы.

Самостоятельные слова имеют постоянные и непостоянные грамматические признаки, с помощью которых их можно отличать друг от друга.

Среди постоянных признаков разных частей речи выделяют следующие категории:

  1. Род. Им обладают все существительные, кроме стоящих исключительно во множественном числе;
  2. Склонение. Это группы существительных, имеющих одинаковые окончания при изменении по падежам и числам;
  3. У существительных можно выделить понятия неодушевленные и одушевленные, нарицательные и собственные;
  4. У причастий выявляют действительные и страдательные формы;
  5. Лицо. Бывает у личных местоимений и глаголов;
  6. Вид. Возможен совершенный и несовершенный, его выделяют у глаголов, причастий и деепричастий;
  7. Глаголы также делятся по переходности, спряжению, наклонению;
  8. У прилагательных и наречий обнаруживается степень сравнения;
  9. У прилагательных и страдательных причастий выделяют полную и краткую форму.

Непостоянные признаки бывают следующими:

  1. Род. Имеется у всех прилагательных, кроме множественного числа. Также есть род у глаголов прошедшего времени, у отдельных местоимений, порядковых числительных и причастий.
  2. Число. Свойственно для существительных, глаголов, прилагательных, причастий, местоимений.
  3. Падеж. Свойством изменяться по падежам обладают прилагательные, существительные, причастия, порядковые числительные, местоимения.

Прилагательные начинают проходить в 3 классе.

Постоянные признаки: полнота-краткость, разряд, степень сравнения

Имя прилагательное обозначает качество предмета, человека, животного или явления, а также его свойство, принадлежность. Отвечает на вопрос «какой?» (сильный) или «чей?» (кошкин). Среди всех отличительных свойств прилагательного есть постоянные – те, которые изменяются только при образовании новых слов, и изменяемые – которые участвуют в формообразовании.

Все составляющие этой части речи делятся на несколько лексико-грамматических разрядов, разобраться с отличиями которых поможет таблица.

Способность принимать полную или краткую форму проявляется лишь у качественных прилагательных. Полная форма: красивый, сильный, грамотный. Краткая: красив, силён, грамотен.

У качественных прилагательных есть еще одна особенность – изменяться по степеням сравнения:

  • положительная – обычная форма, когда сопоставления нет (громкий, высокий, темный);
  • сравнительная указывает, что качество имеется в сильной или слабой степени (громче, выше, темнее, более/менее громкий);
  • превосходная означает, что объект опережает подобные по выраженному свойству (сильнейший, первейший, наилучший).

Наиболее часто в предложении прилагательные выступают в качестве определения, но иногда используются как именная часть сказуемого. Второй случай рассматривается лишь начиная с 4 класса школы.

Таблица

Некоторые примеры слов продемонстрированы в таблице ниже:

Признак Вариант Пример
Лексико-грамматические разряды Качественные Грубый, светлый, твердый
Относительные Ночной, небесный, оловянный
Притяжательные Мышкин, мамин
Полные и краткие формы (лишь у качественных) Полные Красный, железный, грязный
Краткие Молчалив, ароматен
Степень сравнения (у качественных) Положитльная Грустный, ценный, хороший
Сравнительная Сильнее, выше, быстрее
Превосходная Наилучший, светлейший

Непостоянные признаки: род, число, падеж

Что такое непостоянные признаки, можно понять из самого названия. Это грамматические категории, изменяющиеся при образовании частью речи только новых форм для связи слов в словосочетании и предложении.

Прилагательные способны меняться по родам (мужской, женский, средний):

  • бумажный, синий, плоский;
  • бумажная, синяя, плоская;
  • бумажное, синее, плоское.

Кроме того, они меняются по числам (множественное, единственное):

  • треугольный, пластилиновый;
  • треугольные, пластилиновые.

Стоящие полной форме прилагательные меняются по падежам:

Таблица

Ниже приведены непостоянные признаки:

Признак Вариант Пример
Род Мужской Ранний, взрослый, симпатичный
Женский Ранняя, взрослая, симпатичная
Средний Раннее, взрослое, симпатичное
Число Единственное Ранний, взрослый, симпатичный
Множественное Ранние, взрослые, симпатичные
Падеж (лишь у полных) Ранний, раннего, раннему, ранний, ранним, о раннем

К постоянным свойствам относят полноту или краткость формы, сравнительную степень, а ещё разряд, который бывает относительным, качественным, притяжательным. Эти качества присутствуют у слов всегда, откуда и название. Степень и краткость-полнота бывает лишь у качественных видов прилагательных. К непостоянным свойствам относят род, число, а у полных форм – ещё и падеж. Запомнить все признаки прилагательных поможет таблица:

Источник

Грамматические формы имени прилагательного. 3 класс. «Начальная школа 21 в.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .

Образовательные технологии:

— технология смыслового чтения материалов учебника

— технология учебного исследования,

— технология моделирования изучаемых объектов

Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.

Цель урока: Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.

Задачи урока :

1. Воспитательные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..

2. Развивающие: развитие умения находить и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.

3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации; приобретать первичный опыт критического отношения к получаемой информации

Скачать:

Вложение Размер
grammaticheskie_priznaki_imeni_prilagatelnogo_tehnologicheskaya_karta_uroka_3_kl.docx 29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата проведения : 09. О4, 2013, в рамках городского семинара-практикума « Реализация метапредметной программы «Чтение: работа с информацией»

Учитель Недоспасова Лариса Михайловна

Предмет: русский язык, раздел «Как устроен наш язык», урок № 112, с. 96 – 100.

Учебник: «Русский язык: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях, часть 2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др./ — М., «Вентана Граф, 2012

Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .

— технология смыслового чтения материалов учебника

— технология учебного исследования,

— технология моделирования изучаемых объектов

Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.

Цель урока Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.

1. Воспитательные : формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..

2. Развивающие: развитие умения находить и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.

3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации; приобретать первичный опыт критического отношения к получаемой информации

Оборудование урока : учебник, раздаточный дидактический материал, выставка книг, интерактивная доска, звукозапись Э. Григ «Утро»

Продолжительность урока – 40 мин.

Содержание и организация учебной деятельности на уроке

Источник

Русский язык. 3 класс. Грамматический разбор.Морфологический разбор имени прилагательного.

В презентации представлены образец морфологического разбора имен прилаг..Данную работу можно использовать в 3-4 классах.Презентация мобильна(можно легко дополнить своим материалом)

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 3 класс. Грамматический разбор.Морфологический разбор имени прилагательного.»

Грамматический разбор. Морфологический разбор. Имя прилагательное.

Склярова Наталья анатольевна учитель начальной школы ГБОУ гимназии № 1 г.Новокуйбышевск Самарской области.

Морфологический разбор имени прилагательного

  • Сильный снегопад быстро заметал глубокие следы машин.

2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)

4. Род ( в единственном числе)

6. Синтаксическая роль (член предложения)

Сильный — (какой?) (снегопад), н.ф . сильный, прилаг., м.р., ед.ч., Им.пад.; определение.

Глубокие – (какие?) (следы), н.ф. глубокий, прилаг.,мн.ч., Вин.пад., определение.

Морфологический разбор имени прилагательного

  • Весной талая вода затопила зелёные берега и поляны.

2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)

4. Род ( в единственном числе)

6. Синтаксическая роль (член предложения)

Зелёные – (какие?) (берега), н.ф. зелёный, прилаг.,мн.ч., Вин.пад., определение.

Морфологический разбор имени прилагательного

  • Старинные часы весело отбивали такт.

2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)

4. Род ( в единственном числе)

6. Синтаксическая роль (член предложения)

Морфологический разбор имени прилагательного

2. Начальная форма (Им.пад,, ед.ч., мужской род)

4. Род ( в единственном числе)

6. Синтаксическая роль (член предложения)

н.ф. добрый, прилаг., ж.р.,ед.ч., Род.пад., определение.

Источник

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное». 3-й класс

Класс: 3

Номер урока в курсе: 112.

Номер урока в системе уроков «Имя прилагательное»: 2.

Цель урока: Наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных. Знакомство с понятием «склонение имени прилагательного».

Задачи урока:

  • провести наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных; познакомить с понятием «склонение имени прилагательного»
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности и взаимоуважения.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Демонстрация:

  • Русский язык. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч. -Ч.1/С.В.Иванов и др.-М.:Вентана-Граф, («Начальная школа XXI века»)
  • Презентация » Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ», карточки для исследования, для оценки групповой работы, для рефлексии, таблица для теста, опорная схема, маркеры.

Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль.

Познавательные УУД: формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать.

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию.

Ход урока

Создать благоприятный психологический климат в классе

Тёплый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.

– Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.

Включаются в деловой ритм урока.

Согласовывать тему и задачи урока

Внимание на экран!

Солнце, солнышко, солнечный.
Весна, весенняя, веснушка.
Снежное, подснежник, снег.
Лес, лесок, лесные.

– Назовите лишнее слово в каждой строке.

– Назовите, к какой части речи относятся эти слова?

– Как вы определили, что это имена прилагательные?

– Как вы думаете, какова тема урока?

– По содержанию учебника найдите урок № 112, назовите нужную страницу, раздел и тему урока.

– Теперь определим учебную задачу.

– Из слов для справок подберите подходящие по смыслу имена существительные, назовите получившиеся словосочетания.

– Почему нельзя иначе составить словосочетания?

– Как называется такая связь имени прилагательного с именем существительным?

– Интересно, а как могут изменяться имена прилагательные?

(учитель фиксирует ответы на доске)

– Это и будет проблемой нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу.

Лишние слова: солнечный, весенняя, снежное, лесные.

– По вопросам какой? какая? какое? чьи?

– Называют признаки предмета.

– Урок № 112, с. 79, раздел «Как устроен наш язык», тема » Имя прилагательное».

(на доске появляется табличка с темой)

Жители, погода, денёк, поле, пальто.

Солнечный денёк,
весенняя погода,
лесные жители,
снежное поле.

Ответы детей или затруднения в ответах.

Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные.

(на доске появляется табличка с задачей)

Зафиксировать новое знание

– Давайте договоримся, что для решения проблемы урока, мы станем научными исследователями и проведём исследовательскую работу в группах.

– Вспомните правила групповой работы. Выберите РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ.

– Каждая группа получит карточку для исследования, в ней 4 задания, по каждому заданию вы проведёте наблюдение и сделаете необходимые выводы. Насколько ваши выводы будут правильными, покажет консилиум.

Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) – это совещание нескольких ученых.

(Большой Энциклопедический словарь)

– Время ограничено. Желаю удачи!

КОНСИЛИУМ

1 исследовательское задание:

– Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное?

– Часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

– Оцените работу группы:

2 исследовательское задание:

– Сравните. Слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет?

имена существительные по родам не изменяются;
имена прилагательные по родам изменяются.

– Оцените работу группы.

Принимают и осознают условия работы

Самостоятельно исследуют проблему.

(Выступают исследователи 1 группы)

Оценивают на оценочных листах 1 задание.

(Выступают исследователи 2 группы)

(на доске появляется табличка «изменяется по родам»)

Оценивают на оценочных листах 2 задание.

3 исследовательское задание:

– Сравни. Сделай вывод, а могут ли прилагательные изменяться по падежам и числам?

Сочная трава – за сочной травой
Родное гнездо – из родного гнезда
Серебристая песенка – серебристые песенки

(Выступают исследователи 3 группы)

(на доске появляются таблички «изменяется по числам», «изменяется по падежам»)

4 исследовательское задание:

– Найди главные члены предложений. Подчеркни имена прилагательные как члены предложения.

Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное.

Наступили солнечные деньки. Лесные жители обрадовались весенней погоде. На снежном поле появились проталинки.

– Как оценили групповую работу?

Учитель комментирует итоги групповой работы.

– Молодцы, выполнили исследовательскую работу и решили проблему урока.

– Наши знания будут более полными, если мы познакомимся с материалами рубрики «Тайны языка» и «Обрати внимание». Прочитайте их на с. 81-82 учебника

– Что вы узнали нового?

– К какому результату в исследовании мы с вами пришли?

Оценивают 3 задание.

(Выступают исследователи 4 группы)

(на доске появляется табличка «в предложении чаще является определением»)

Оценивают 4 задание.

(Руководители групп отчитываются по оценочным листам)

Если 4 ! – к оценочному листу прикрепляется солнышко.

– Во множественном числе род имён прилагательных не определяется.

– Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением.

Рассказывают с опорой на таблички.

ФИЗМИНУТКА 3 мин 1) для глаз; 2) для тела (выполняют движения, показанные на слайде). Учитель называет словосочетания: спелая груша, крупный картофель, золотая пшеница, соломенное кашпо, холодное молоко, горячее какао, солнечный денёк, весенняя погода, снежное поле, новый тюль, детский шампунь.

* «Говори правильно»: новый тюль, детский шампунь, «Словарь»: кашпо.

Организовать усвоение нового знания, самостоятельную работу на новое знание, самопроверку по эталону. Выявить место и причину индивидуальных затруднений

1. – Выполним в тетради и на доске упр. 3 с. 81(учитель даёт образец работы на доске).

(*Сильным учащимся дополнительно записать начальные формы выписанных прилагательных.)

2. Самостоятельная работа (тест).

Для проверки учитель даёт словесно «ключ» для проверки.

– Запишите домашнее задание в дневник:

2) * с.82-83 исследование проблемы (Для тех, кто любит и хочет быть исследователем)

Выполняют упражнение по образцу.

Оценивают свою работу в тетради:

! – мне всё понятно

(Заполняют табличку ответов, выбрав свой вариант).

Источник

Читайте также:  Яркая звезда краткая форма прилагательного
Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1 мин.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи 5 мин.
III. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 15 мин.
15 слайд
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение 16 мин.