Меню

Грамматические признаки глагола прошедшего времени таблица



Глагол: морфологические признаки и синтаксическая роль

Большинство предложений, в которые мы оформляем высказываемые мысли, строятся с помощью глаголов (Гл.). Хотим ли мы высказать желание, необходимость, подчеркнуть свойства описываемого предмета, сообщить о произошедшем событии, используем модальные Гл., формы в различных наклонениях или просто связку быть.

Гл. называет действие или состояние. Если говорить о синтаксических свойствах, то лично-временные формы выступают в качестве сказуемого, начальная может быть всеми членами предложения. Неопределенная форма глагола не зря называется особой: передавая только саму идею действия, обладает только постоянными грамматическими признаками.

Грамматическое значение глагола

Обобщенное значение, свойственное глаголу, — передача информации о действии субъекта. Принято выделять основные группы действий, обозначаемых глаголом:

  • речевая деятельность объекта, звукоизвлечение (кричать, говорить, шептать, декламировать, шипеть, мяукать);
  • трудовые и активные действия, производимые предметом речи (стрелять, лепить, шить, дергать);
  • умственная работа (анализировать, доказывать, сопоставлять, констатировать);
  • изменение положения объекта в пространстве (бежать, прыгать, ползти, плыть, распространяться);
  • активное проявление эмоций (обожать, злить, веселить, скучать);
  • описание окружающей среды или состояния человека (темнеет, рассветает, туманится, холодает, лихорадит, нездоровится).

Постоянные признаки

При спряжении Гл. меняют аффиксы в зависимости от требований контекста. Но в любом времени, лице, роде и числе они сохраняют набор свойств. Неизменяемые грамматические (морфологические) свойства глаголов можно определить у всех форм конкретной речевой единицы, вне зависимости от коммуникативной ситуации.

Вид глагола

По критерию законченности/протяженности процесса Гл. делятся на виды – совершенный (СВ) и несовершенный (НВ). Вопрос к глаголам СВ – “Что сделать?” Обобщенное значение — завершенность, законченность: увидеть, приехать, высказать.

Глаголы НВ передают значение длящегося, незавершенного действия: вглядываться, говорить, стирать, идти. Если глагол отвечает на “Что делать?” “Что делал?” “Что будет делать?”, значит, он несовершенного вида.

Возвратность и невозвратность

Категория невозвратности характеризует действие по направленности на объект (стучать, кидать, умывать, менять). При морфемном анализе слова возвратные глаголы легко отличить по постфиксу -сь или -ся в конце слова (целоваться, открываться). Они передают значение замкнутости действия, направленного на субъект или ограниченности небольшим кругом лиц (кидаться, умываться, меняться).

Грамматическая категория переходности

Особенность переходного глагола – потребность в управляемом слове, раскрывающем смысл, которое стоит в беспредложном Вин. или Род. падеже: сдвинуть (стол, книгу), включить (телевизор, люстру), копать (землю, яму). Переходность в грамматическом смысле — неопосредованная направленность действия на предмет.

Непереходность глагола позволяет ему сочетаться с существительным или местоимением в любом непрямом падеже, кроме беспредложных родительного и винительного: ходить (по земле), смотреть (в зеркало), верить (в примету).

Глагольное спряжение

В зависимости от окончаний, приобретаемых при изменении формы, выделяют два спряжения, они также являются постоянным признаком глагола. Небольшая группа слов (дать, есть и их словоформы) изменяются по особой системе. Глаголы бежать и хотеть относятся к разноспрягаемым: их формы имеют окончания обоих спряжений.

Непостоянные признаки

Изменяемые грамматические свойства характерны спрягаемым формам глагола. Словоформу анализируют в контексте, в зависимости от особенностей словоупотребления.

Глагольное наклонение

По признаку реальности описываемой ситуации в лингвистике принято выделять следующие глагольные наклонения:

  1. Изъявительное. Передает значения действия, которое длится сейчас, случится или состоялось: покупаю, буду покупать, покупал.
  2. Условное. Означает действие, возможное при соблюдении указанных в контексте условий (знал бы, где упаду – соломки б подстелил) или же просто является желаемым (я бы чаю выпил). Образуется присоединением частицы бы (б) к глаголу в прошедшем времени: увидел бы, написала бы, посадили бы.
  3. Повелительное. Передает приказ или просьбу выполнить что-то: найди, принесите, бегите.

Изменение по временам

Глаголы только одного из трех перечисленных наклонений, изъявительного, могут меняться по временам. В русском языке система довольно простая, состоит из трех уровней:

  1. Настоящее время передает значение одновременности с моментом сообщения о событии: пишу, плавают, решаешь.
  2. Прошедшее указывает на действие, происходившее в прошлом, завершившееся определенным результатом или же важное самим своим наличием: бегала, прибежали, стоял, отстоял, покупал, купил, брал, взял.
  3. Будущее время глагола сообщает о том, что только произойдет. Выражается простой формой (купят, найдет) или составной (будет покупать, будут находить).

Лицо глагола

Означает отнесенность действия к объекту, предмету. Изучается в рамках программы 6 класса, наряду с иными характеристиками глагола. Изменение по лицам свойственно глаголам всех наклонений и в, кроме простого прошлого:

  • я стираю, я буду стирать;
  • ты лежишь, вы будете лежать, лежи, лежите;
  • он ходит, они ходят.

Глаголы,обозначающие состояние природы или человека, не подразумевают отнесения к конкретному действующему лицу или предмету: моросит, мерещится. Такие глаголы называют безличными.

Читайте также:  Что обозначают глаголы в единственном и множественном числе

Род у глагола

Род определяется у словоформ прошедшего времени единственного числа: нашел, увидел, сказал — нашла, увидела, сказала.

Единственное и множественное число

Число можно определить у изменяемых форм глагола: крашу — красят, красил — красили, покрасит — покрасят.

Школьники, обучающиеся в 7 классе, должны уверенно определять основные морфологические характеристики глагола при морфологическом анализе слова.

Синтаксические признаки глагола

Синтаксические и морфологические признаки глагола тесно связаны между собой.

В предложении изменяемые формы глагола выступают в роли простого сказуемого: открылась дверь на лестницу; на лес опустился туман.

Часто встречаются примеры употребления глагола в составном сказуемом: все может случиться, начну бегать по утрам. В этом случае глаголы (может случиться, начну бегать) передают общее значение и выступают в предложении как неделимая конструкция. Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов: личная глагольная форма, которая несет в себе модальное или иное дополнительное значение (могу, начну) и начальная форма, передающая смысл высказывания (бегать, случиться).

Инфинитив — самая разнообразная по синтаксическим признакам, присущим глаголу, словоформа. Может выполнять в предложении любую синтаксическую функцию:

  1. Подлежащее: бегать по утрам полезно для здоровья.
  2. Сказуемое, часть составного именного или глагольного сказуемого: а он стал отбиваться, нелегко быть врачом.
  3. Дополнение: им советуют ехать поездом, она призывает соблюдать правила.
  4. Определение: умение оставаться спокойным полезно в любой ситуации, желание встретиться пропало.
  5. Обстоятельство: зашли погреться, собрались встретиться.

Источник

Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс) на тему

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
morfologicheskie_priznaki_glagola.docx 16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Морфологические признаки глагола

Обозначают действие, которое

реально происходило, происходит или будет происходить

просят, побуждают, приказывают (не) совершать

может произойти при определенном условии

(только глаголы несовершенного вида)

3л (он, она, оно, они)

Все глаголы русского языка делятся на

Если при глаголе имеется существи-тельное, употребленное в форме винительного падежа без предлога ,- глагол переходный.

ПРИМЕР: белить (кого? Что ?) стену; глагол белить — переходный

Если к глаголу относится существи-тельное либо с предлогом , либо в форме косвенного падежа , кроме винительного, то глагол непереходный.

ПРИМЕР: холодеть (от чего?) от страха; глагол холодеть — непереходный.

Глагол НЕСОВЕРШЕННОГО вида отвечает на вопрос «что делать?» и указывает на продолжительность, повторяемость действий ( хвалить ).

Глагол СОВЕРШЕННОГО вида отвечает на вопрос «что Сделать?» и указывает на результат, предел, однократность действия ( похвалить )

Образец морфологического разбора глагола

Сергей старался слушать учителя очень внимательно, но вскоре понял, что не получается .

1) Старался ( что делал?) – глагол, обозначает действие лица;

1 . н.ф . (что делать?) – стараться;

2. постоянные признаки : непереходный, 1 спряжения, несовершенного вида, возвратный;

непостоянные признаки : изъявительного наклонения, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

2) (Не) получается ( что делается?) – глагол, обозначает действие лица;

1. н.ф . (что делать?) – получаться;

2. постоянные признаки : непереходный, 1 спряжения,

несовершенного вида, возвратный;

непостоянные признаки : изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, единственного числа;

3) Слушать ( что делать?) – глагол, обозначает действие лица;

2. постоянные признаки : переходный, 1 спряжения,

несовершенного вида, невозвратный, неизменяемый;

непостоянные признаки : нет;

Спряжение (изменение по лицам и числам) глаголов

1) в 3лице множ. числа имеют УТ/ЮТ

1) в 3лице множ. числа имеют АТ/ЯТ

2) в начальной форме заканчиваются на — АТЬ,-ЯТЬ,-ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ и т.д. + брить, стелить.

2) в начальной форме заканчиваются на — ИТЬ + глаголы — исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка.

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп.

Обобщающий урок по теме » Глагол».

Презентация»Морфологический разбор глагола».

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме»Морфологический разбор глагола».

Обобщающий урок по теме «Глагол» в 7 классе.

В данном документе находятся планы морфологических разборов следующих частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола и причастия. Этот теоретический материал могут использова.

Источник

Русский язык

Глагол

План урока:

Определение и признаки глаголов

В русском языке любой процесс, состояние или действие выражается через глагол. Писатель А. Н. Толстой однажды высказался так:

Название термина походит из старославянского языка и означает «глаголить» (другими словами – «говорить»).

Глаголы, в основном, выражают 3 типа действий:

Учитель объясняет урок.

Ребенок хорошо развивается.

Чайник нагревается на плите.

На улице уже светает.

  1. Движение и положение в пространстве

Ваня сидит на диване.

Щенок лежит возле печи.

Артем стоит на месте.

Начальная (исходная) форма глаголов отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?». Она носит название «инфинитив», и имеет характерные окончания -ть/-ти/чь:

Подробнее об инфинитиве пойдет речь на следующем уроке.

Глаголы отличаются постоянными и непостоянными морфологическими признаками – всего их 9. На этом уроке мы затронем несколько категорий.

Числа глаголов

Выделяют два числа глаголов – единственное и множественное.

Единственное число означает одно действие предмета:

  • Волк гонится за зайцем.
  • Школьник идет в цирк.
  • Огурец растет на огороде.

Множественное число подразумевает одновременные действия сразу нескольких предметов:

  • Волки гонятся за зайцем.
  • Школьники идут в цирк.
  • Огурцы растут на огороде.

Число – это непостоянный грамматический признак глаголов. При его изменении у глаголов меняется окончание. На процесс влияет число имени существительного, с которым глагол напрямую связан.

Лица глаголов

У глаголов есть ряд грамматических признаков, которые существенно выделяют их среди других частей речи. Один из таких признаков – лицо, которое выражает того, кто совершает действие.

Всего выделяют 3 формы глаголов – 1-ое, 2-ое и 3-е. Рассмотрим каждую форму подробнее.

1 лицо глагола отвечает на вопрос «Что делаю? Что делаем?» и означает, что действие совершает говорящий (один или вместе с другими людьми). Эта форма бывает единственного и множественного числа, и соотносится к местоимениям «я» и «мы»:

  • Я играю на скрипке.
  • Мы играем на скрипке.

У глаголов 1-го лица имеются специфические окончания. В единственном числе они имеют окончание -у/-ю, а во множественном числе – -ем/-им:

Я рисую картину.

Мы делаем уроки.

Личные окончания формы лица зависят от типа спряжения глаголов, но эта тема разбирается чуть позже.

2 лицо глаголов соотносится с местоимениями «ты» и «вы». Его вопросы: «Что делаешь?», «Что делаете?»:

Ты польешь цветы сегодня?

Вы польете цветы сегодня?

Глаголы 2-го лица тоже имеют специфические окончания. В единственном числе –

-ешь/-ишь, а во множественном – -ете/-ите:

Мама сказала мне: «Хорошо, что ты много читаешь».

«Дедушка рад, что ты строишь новый гараж», — сказала бабушка внуку.

Мама сказала детям: «Хорошо, что вы много читаете».

«Дедушка рад, что вы строите новый гараж», — сказала бабушка внукам.

3 лицо глагола соотносится с местоимениями «он», «она», «оно» или «они», и характеризуется вопросами «Что делает? Что делают?»:

  • Она собирает грибы.
  • Они собирают грибы.

Единственное число 3 лица имеет окончания -ет/-ит, а множественное число отличается окончаниями -ут (-ют) или -ат (-ят):

Он смотрит телевизор.

Малыш мечтает о новой игрушке.

Они думают о будущем.

Школьники сидят за партами.

Общая таблица по лицам глаголов:

Лицо – непостоянный признак глаголов, который указывает на того, кто производит действие. Всего выделяют 3 категории лица. У каждой из них есть свои грамматические окончания.

Время глаголов

Познакомимся с тремя формами времени глаголов. Это система противопоставленных друг другу категорий, которые определяют отношение действия ко времени его исполнения. Другими словами, время показывает, когда было совершенно действие. В современном русском языке выделяют прошедшее, настоящее, будущее время.

Первая категория времени показывает, что процесс или действие произошли до того момента, как о них начали говорить. Ее вопросы: «Что делал? Что сделал?»:

Тимур мыл посуду вчера.

Вова пришел домой час назад.

Прошедшее время имеет еще одну группу грамматических признаков глаголов – род. Чтобы образовать глагол мужского рода, нужно отбросить окончание -ть, которое присуще инфинитиву, и вместо него добавить суффикс -л-:

  • бежать → бежал;
  • думать → думал;
  • готовить → готовил.

Чтобы образовать глагол женского рода, нужно к суффиксу -л- добавить еще окончание -а:

  • бежать → бежала;
  • думать → думала;
  • готовить → готовила.

Для образования глагола среднего рода к суффиксу -л- добавляется окончание -о:

  • бежать → бежало;
  • думать → думало;
  • готовить → готовило.

Множественное число образовывается с добавлением суффикса -л- и окончания -и:

  • бежать → бежали;
  • думать → думали;
  • готовить → готовили.

Общая таблица по роду глагола выглядит так:

Глаголы прошедшего не изменяются по лицам, но в единственном числе имеют категорию рода.

Настоящее время глагола — это действие, которое происходит в данный момент. К нему будет уместно добавить наречие «сейчас»:

  • Я (что делаю?) пишу сочинение.
  • Собаки (что делают?) гавкают на улице.
  • Попугай (что делает?) чирикает в клетке.

С помощью настоящего времени демонстрируются регулярные действия и процессы:

  • На небе появляются звезды.
  • Петух кукарекает по утрам.
  • Утром все умываются.

Общая таблица формы настоящего времени выглядит следующим образом:

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Они образовываются от основы настоящего времени глаголов с добавлением окончаний числа и лица. Такие глаголы не имеют категорию рода.

Переходим к будущему времени. Говоря о нем, нужно затронуть еще одну категорию глаголов – вид. Она указывает на длительность или завершенность действия. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Первая группа отвечает на вопрос «Что сделать?»:

  • Я вышел из дома.
  • Роман посадил дерево.
  • Петр влюбился.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «Что делать?». Они означают, что действие не окончено, не доведено до логического результата:

  • Котенок бежал к миске.
  • Она размышляла о жизни.
  • Ребенок играл с кубиками.

Детальнее виды глаголов будут изучаться на следующем уроке. Разбираемся, как эта категория влияет на эту форму времени.

Глаголы будущего времени — это действия после момента окончания речи. Выделяют две формы таких глаголов – простые и составные.

Первая форма, синтетическая, образовывается от глаголов совершенного вида с помощью родовых суффиксов. К ней можно применить вопрос: «Что сделать?»:

  • Светлана ответит на письмо через час.
  • Мы поставим стол позже.
  • Он напишет реферат завтра.

Вторая форма, аналитическая, присуща глаголам несовершенного вида. Она говорит о том, что действие будет регулярно повторяться или долго длиться. Создается с помощью глагола «быть» и инфинитива:

Известный ученый М В. Ломоносов в середине XVIII века выделил 10 временных форм глаголов. По мере развития российского языкознания количество времен уменьшилось до трех – прошедшего, настоящего, будущего. Каждая форма имеет свои отличительные черты. Времена глаголов продолжают изучать в 6, 7 и 8 классах.

Синтаксическая роль глаголов в предложениях

Традиционно глаголы выполняют функции сказуемого – главного члена предложения. Они подчеркиваются двумя прямыми линиями:

Мама сварила компот.

Мы будем играть в саду.

Начальная форма глаголов, инфинитив, настолько многогранна, что может представлять любой член предложения.

Он играет роль подлежащего, если стоит в начале предложения. Сказуемым выступает другой инфинитив, наречие или имя существительное:

Жить – значит работать .

Создавать крепкую семью – большой труд .

Любить – значит верить .

Инфинитив берет на себя функции дополнения, если в предложении стоят два глагола, обозначающие объект и субъект действия. К инфинитиву применяются вопросы косвенных падежей.

Маша попросила меня помочь ей.

Маша – субъект. Она попросила (кого?) меня – объект действия. Попросила (о чем?) помочь ей.

Папа попросил маму (о чем?) поехать с ним в гости.

Учительница попросила школьников (о чем?) делать задание.

Инфинитив в предложении выполняет синтаксические функции несогласованного определения, когда он поясняет внутренние признаки имени существительного. К нему можно задать вопрос «Какое?», «Какая?»:

Была у меня заветная мечта – (какая?) уехать в столицу .

Мое желание (какое?) жить в горах становилось все сильнее.

Отец отдал приказ (какой?) не выпускать его из комнаты.

Если инфинитив представляет глаголы действия (ходить, бежать, ехать), то он выполняет функции обстоятельства цели. К нему сопоставимы вопросы «Зачем?» или « С какой целью?»:

Летом мы ездим в Крым (зачем?) отдыхать на море.

Мария Петровна уехала в санаторий (с какой целью?) поправить здоровье.

Глагол по синтаксическим признакам напоминает имя существительное, он тоже может выступать любым членом предложения. Чтобы правильно определить его синтаксические функции, важно задавать правильные вопросы.

Источник