Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.
Цели урока: Обучающая : научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование : проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд1)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.
Учитель: Все слова вам понятны?
Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых
Учитель : Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.
Учитель : Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?
Дети : По второму.
Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
(показывается слайд с выделенными прилагательными)
Учитель : К какой части речи относятся выделенные слова?
Дети: К прилагательному
Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.
Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.
Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Дети : Имя прилагательное.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети: Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.
Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное
среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.
Учитель: А для этого, что ученикам нужно делать?
Дети: Внимательно слушать учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать.
Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока –«Имя прилагательное».
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Дети: Прилагается к чему-то.
Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?
Дети : Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?
Учитель: Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного .
Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное- обозначает признак предмета.
Учитель: Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание:
Вставьте окончания в имена прилагательные.
Глух. ритмичн.. стук, лесн. царь, лесн. птица, длинн. клюв, голуб. небо
- Яркие, красные (какие?) перышки, вредные (какие?) насекомые, больные (какие?) деревья.
-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?
Учитель: А почему?
Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоят в ж.р.
Учитель: Какой это признак прилагательного?
Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.
Учитель: Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?
Дети: Является определением.
Учитель: Правильно, определением, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.
— Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
Он лечит больные деревья.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.
-Молодец, все правильно.
А теперь настал момент физминутки.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.
Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных — в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.
Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.
Учитель: Понравилось вам стихотворение?
Учитель: Молодцы, ребята!
Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
Дети: Использование эпитетов.
Учитель: Молодцы! Теперь давайте разделимся на 3 команды для выполнения следующего задания. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам необходима внимательность и смекалка.
(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)
Образец: 1 команда.
1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.
Прилагательные : летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.
Образец: 2 команда.
1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи.
2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.
Прилагательные :, знойный, зеленый, высокий, солнечный.
Образец : 3 команда.
1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.
- Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.
Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.
(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.
Учитель: Приступим к следующему заданию. Составьте два небольших текста в первом варианте без прилагательных, во втором варианте с прилагательными (2-3 предложения).
(Работы зачитываются учениками с места.)
Учитель: А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы- рисунки.)
(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.
Источник
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое:
Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
Слово с предлогом:
у окна, возле дома.
Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
Устойчивые выражения (фразеологизмы):
Сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Источник