Меню

грамоте учиться всегда пригодиться где существительное



Грамоте учиться – всегда пригодится
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Урок развития речи.

Скачать:

Вложение Размер
god_gramotnosti.docx 29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Грамоте учиться – всегда пригодится.

(урок развития речи)

— учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на

основе личных наблюдений;

-развивать навыки анализа текста, умение создавать собственный текст;

— воспитывать самостоятельность, творческую активность; интерес к русскому языку ;

— развивать мышление, связную речь учащихся (устную и письменную), эмоциональную сторону творческого воображения.

Дидактическое пространство урока.

1.Презентация к уроку.

2.Пословицы и поговорки о грамотности.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком
Потому что я владею
Русским всеохватным языком( Слайд 1)

1. Вступительное слово.

Чтение стихотворения учителем . О грамотее и больной ноге .

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
– Нет, не могу, нога болит, — ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? — неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)

У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)

У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка.

2. Словарная работа. Грамота, грамотность.

У.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о грамотности?

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма.

У.: В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)

У.: Запишите слово грамотность в тетрадь, подчеркните буквы, в которых можно ошибиться – орфограммы? Произведите словообразовательный разбор слова.

(Грамотность грамотный грамота). Подберите однокоренные слова (Грамота, грамотный, грамотей, грамматика, грамматическая основа.)

У.: Что означает слово грамота, откуда оно произошло? (Ответ заранее подготовленного ученика : Грамота (от греч. grammata – «чтение и письмо», формы множественного письма от gramma – «буква», «запись») – это умение читать и писать).

Ученик (заранее подготовленный): Неграмотность . В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей, в связи с чем в 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-2012 годы Десятилетием грамотности. Ежегодно 8 сентября отмечается Международный день грамотности. (Слайды 2,3) Грамотность — праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу.
Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.

Ученик : Мы счастливые дети. Умеем писать и читать по –татарски, по-русски и по — английски. А умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка.

Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком
Потому что я владею
Русским всеохватным языком

У.: Обратите внимание на высказывания ценителей русского языка, в которых они говорят, чем богат и славен русский язык, почему его надо изучать: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев (Слайд 4)

«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» К.Г. Паустовский (Слайд5)

Ученик . Язык мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выразить свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться разговаривать и писать так, чтобы слушающим и читающим было всё понятно и интересно. Русский язык — это язык великого народа, — один из богатейших языков мира. Словарь современного русского языка содержит 1 млн. 204 тыс. 80 слов! Это великое богатство. Язык – важное средство общения. Ни будь русского языка, мы бы не смогли общаться, не смогли бы передать друг другу свои чувства, мысли, рассказать друг другу о себе, об окружающем нас мире.

6 слайд : О языке – текст М.Шолохова , русского писателя 20 века.

Индивидуальное сообщение учащегося : М.А. Шолохов (1905 – 1984) известный писатель, С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон” стали лучшими произведениями 20 века., Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

7 слайд: Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов :

(1)Величайшее богатство народа — его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. (М. Шолохов.)

Несметные – огромные по количеству;

Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

Чеканных – /перен./ выразительных;

Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;

Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.

9 слайд: РАБОТА в группах:

1. Проведите лексический анализ текста;

2. Проведите морфемный анализ;

3. Проведите морфологический анализ;

4. Проведите синтаксический анализ.

В работе можете использовать опору:

Работа 1 группы: Лексический анализ текста. ( если необходимо, учащиеся отвечают на

теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

Б) Назовите изобразительно-выразительные средства языка:

Работа 2 группы: Морфемный анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на

теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Определите значение суффиксов имен существительных.___________________

Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________

В) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _____________________________________________________________

Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________

Д) Выпишите разные формы одного и того же слова___________________________

Работа 3 группы: Морфологический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..

Д) Выпишите все предлоги из второго абзаца

Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?

А) Язык – величайшее богатство народа.

Б) Русский язык особенно богат пословицами.

В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.

2. К какому стилю относится текст?

А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;

3. Каков тип речи текста?

А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.

4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм :

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.

Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

5. Определите слова, не являющиеся синонимами.

А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;

В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.

6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

А) его – предлог; Б) и – союз;

В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.

7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?

А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.

8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:

А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;

В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.

9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?

А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.

10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;

Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;

В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;

Г) предложение №5 – сложное.

11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):

А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.

Учитель . Подведение итога. Что для вас было ново на уроке?

Задание на дом ( творческое ): опираясь на данный текст, напишите сочинение — размышление: -Какие чувства вызывает данный текст?»(1группа)

-Роль русского языка в моей жизни? (2группа)

— Грамоте учиться – всегда пригодится? (3группа) (Слайд11)

Источник

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Грамоте учиться — всегда пригодиться»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект образовательной деятельности по развитию речи « Грамоте учиться — всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической группы

(образовательная область «Речевое развитие»)

Задачи:

Совершенствовать и обобщать знания детей о школе, прививать желание учиться, изучать буквы, уметь читать.

Коррекционно – развивающие задачи:

— расширять и активизировать словарный запас по теме;

— совершенствовать навыки связной речи;

— совершенствовать навыки словообразования.

Коррекционно –обучающие задачи:

— учить совершенствовать речь с движениями;

— учить образовывать сравнительную степень прилагательных от наречий;

— учить согласовывать числительные с существительными;

— учить составлять слова из слогов;

— учить придумывать окончание чистоговорки.

Коррекционно –воспитательные задачи:

воспитывать умение работать и играть в коллективе;

— воспитывать интерес к занятиям через применение игровых приёмов.

Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные, игровая ситуация, игровые упражнения.

Форма организации: фронтальная.

Формы, способы и средства результативности обучения:

Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_doshkolnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №6»

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи

« Грамоте учиться — всегда пригодиться»

для детей подготовительной логопедической

(образовательная область «Речевое развитие»)

Составила воспитатели МДБОУ «ЦРР — детский сад №6»

Ермоленко Ольга Анатольевна

Петутина Ольга Анатольевна

Совершенствовать и обобщать знания детей о школе, прививать желание учиться, изучать буквы, уметь читать.

Коррекционно – развивающие задачи:

— расширять и активизировать словарный запас по теме;

— совершенствовать навыки связной речи;

— совершенствовать навыки словообразования.

Коррекционно –обучающие задачи:

— учить совершенствовать речь с движениями;

— учить образовывать сравнительную степень прилагательных от наречий;

— учить согласовывать числительные с существительными;

— учить составлять слова из слогов;

— учить придумывать окончание чистоговорки.

Коррекционно –воспитательные задачи:

— воспитывать умение работать и играть в коллективе;

— воспитывать интерес к занятиям через применение игровых приёмов.

Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные, игровая ситуация, игровые упражнения.

Форма организации: фронтальная.

Формы, способы и средства результативности обучения:

Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Используемый материал: шапочки «Буквы», карточки – буквы, костюм «жука».

Содержание совместной деятельности воспитателя и детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше на Руси учебный год начинался не 1 сентября, а в декабре, когда все полевые и другие домашние дела заканчивались всех детей отдавали в ученье дьячкам, отставным солдатам и другим грамотеям. Так и говорили: «Пришёл пророк Наум, наставит на ум».

(раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то в гости пожаловал, давайте спросим «Кто там?».

Наум: Это я – Наум!

Воспитатель: Ой, правда Наум!

Наум: Конечно это я! Рад к вам в гости завернуть, потому что услышал, что вы грамоте хотите учиться! Вам сидеть не надоело? Так берёмся все за дело!

Воспитатель: Наум, а ты знаешь, что у нас в детском саду дети очень дружные. Вот послушай.

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы в «замке»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (касание одноимённых пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно загибать пальчики)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять (снова загибать пальчики)

Мы закончили считать (встряхнуть кисти рук)

Воспитатель: Много играют, рисуют, лепят. Но скоро они пойдут в школу, а чему они там научатся, давай спросим у них.

Дети: — в школе я научусь читать;

— в школе я научусь писать;

— в школе я научусь думать (рассказывать, трудиться, решать и т. д.)

Наум: А сейчас мы проверим что вы возьмёте с собой в школу.

Дидактическое упражнение «Что положишь в портфель?»

(Наум показывает детям предмет и цифру от двух до пяти и спрашивает:

«Что вы положите в портфель?». Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради» или « Я положу в портфель пять карандашей» и т. д.)

Наум: А вот справитесь ли вы со следующим заданием!

Дидактическая игра «Предложение договори и его ты повтори»

(дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью)

В детском саду хорошо, а в школе…лучше.

В детском саду интересно, а в школе… интереснее.

В детском саду весело, а в школе… веселее.

В детском саду просторно, а в школе …просторнее.

В детском саду прекрасно, а в школе …прекраснее.

Ведущая: Ребята, а вы хотите научиться читать?

Ведущая: Но для этого нужно знать буквы. Вот послушайте.

« А» — начало алфавита, тем она и знаменита.

А узнать её легко, ноги ставит широко.

Баран букварь купил себе, он изучал его.

Однако кроме буквы «Б», не знает ничего!

Вот буква «В» явилась к нам, красивая, витая.

Как будто крендель испекли, гостей поджидая.

Наум: Ребята, мы знаем, что звуки мы слышим, а буквы пишем. Давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра «Живые слова».

(Вызывается трое детей, каждый из них обозначает определённый звук, по сигналу дети объединяются в слове).

Наум: Ай да буквы хороши , давайте похлопаем им от души!

А что нам скажут буквы «С» и «Ш»? Они приглашают детвору на весёлую игру!

(вызываются два ребёнка, в шапочках с буквами « С» и «Ш». Они говорят начало скороговорки, а дети придумывают конец)

Са-са-са … на носу сидит оса.

Сы- сы-сы … не боимся мы осы.

Су-су-су … прогоняем мы осу.

Ши- ши-ши … что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше … это утка в камыше.

Ша-ша-ша … выходи из камыша.

Наум: И с этим заданием дети справились отлично. А теперь буквы «Т» и «Р» просят придумать слова.

Дидактическая игра «Придумай слово».

(воспитатель называет первый слог, а дети придумывают слово)

Дети: Тапочки, тарелка и т. д.

Дети: Репа, рельсы, ремонт и т. д.

Наум: Не давали буквам дела, им без дела надоело.

Надоело им скучать и пошли озорничать.

Дидактическая игра «Распутай слово».

(Воспитатель выкладывает слово, изменив последовательность букв, дети должны исправить ошибку и выложить слово правильно)

А-П-А-П (ПАПА) К-О-Л-А-Ш (ШКОЛА) И-М-Р (МИР)

Наум: Ну и буквы, молодцы! Прямо скажем – удальцы!

Воспитатель: Наум, а ты знаешь, что это за буква?

Воспитатель: Ребята, помогите Науму.

Дети: Это буква «Ж».

Воспитатель: Дети, на кого она похожа?

Воспитатель: Давайте споём жуку песенку.

Динамическая пауза «Поймай жука».

(выбираются «жук», остальные дети в кругу выполняют движения по тексту)

Дети: Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься скажи.

Ребёнок «жук»: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я под листиком сижу!

Дети: Жук, жук, покажись, надо мною покружись.

Ребёнок « жук»: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я летаю и жужжу!

Воспитатель: Наум недавно выучил стихотворение, но звуки в нём он произносит неправильно, найдите ошибки.

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Наум читает стихотворение.

Встретил Жук в одном лесу симпатичную Осу.

Ах, какая модница, ПОЖВЛЬТЕ познакомиться.

УВАЗАЕМЫЙ ПРОХОЗЫЙ, ну на что это ПОХОЗЕ?

Вы не представляете, как вы СЕПЕЛЯВИТЕ!

И красавица Оса улетела в небеса.

ШТРАННАЯ гражданка, наверно ИНОШТРАНКА!

(дети называют слова, в которых Наум допустил ошибки)

Воспитатель: Ну что, Наум, теперь ты убедился в то, что наши дети очень умные, много знают и всему стараются научиться и поэтому в школе им будет легко учиться!

Психогимнастика «В школу мы с тобой пойдём».

В школу мы с тобой пойдём, и портфель с собой возьмём.

В школе будем мы читать, в школе будем мы писать.

Физкультурой заниматься, и трудиться, и стараться.

Наум: Да, ребята, не зря в народе говорят «Ученье — свет, а не ученье – тьма»

Я приготовил для вас подарок. Кто букву угадает, тот печенье получает!

( Наум раздаёт детям печенье в виде алфавита)

Источник

Читайте также:  определить род имен существительных мхат